Научная статья на тему 'ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY / CONSCIENCE / PSYCHOLOGICAL SECURITY / SPIRITUAL SECURITY / ЛИЧНОСТЬ / СОВЕСТЬ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шувалов Александр Владимирович

В статье поднят вопрос о соотнесении проблем психологической и духовной безопасности человека. Обосновывается представление о том, что психологическая безопасность является частным и частичным проявлением более общего феномена - духовной безопасности. Рассматриваются требования Закона Божьего в качестве первоосновы духовно-нравственной безопасности и благочестия человека. Приводится описание фрагмента квалифицированной психологической помощи. Поддерживается идея преемственности гуманитарного знания и духовного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL SECURITY AS A FUNDAMENTAL BASIS OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF A PERSON

The article raises the issue of correlation of the problems of psychological security of an individual and spiritual security of a person. Substantiates the idea that psychological security is a private and partial manifestation of a more general phenomenon - spiritual security. The significance of the Law of God as the fundamental principle of spiritual and moral security and piety of a person is considered. A description of a fragment of psychological practice is offered. The idea of continuity of humanitarian knowledge and spiritual knowledge is supported.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Психология

УДК 159.923.32

DOI 10.25688/2076-9121.2020.51.1.05

А. В. Шувалов

Духовная безопасность

как фундаментальная основа

психологической безопасности личности

В статье поднят вопрос о соотнесении проблем психологической и духовной безопасности человека. Обосновывается представление о том, что психологическая безопасность является частным и частичным проявлением более общего феномена — духовной безопасности. Рассматриваются требования Закона Божьего в качестве первоосновы духовно-нравственной безопасности и благочестия человека. Приводится описание фрагмента квалифицированной психологической помощи. Поддерживается идея преемственности гуманитарного знания и духовного знания.

Ключевые слова: личность; совесть; духовная безопасность; психологическая безопасность.

Развитие системы психологического знания и естественное расширение круга рассматриваемых в психологии проблем предполагает и обогащение ее категориально-понятийного аппарата. В последние десятилетия в числе прочих тем для научных дискуссий и профессионального общения была выделена проблема психологической безопасности: проводятся исследования, публикуются статьи и учебные пособия, на профильных конференциях собираются секции и созываются круглые столы, составляются рекомендации для разных категорий граждан.

Термин «психологическая безопасность» появляется в профессиональном лексиконе наряду с другими созвучными понятиями, такими как «психологическое здоровье», «психологическая культура», «психологическая зрелость», или «психологическая готовность» (отнюдь не только к школе, но и к продолжению образования по окончании школы, к началу трудовой деятельности, к прохождению воинской службы, к созданию семьи и вступлению в брак).

© Шувалов А. В., 2020

По мнению экспертов, пространство жизни и деятельности людей неуклонно усложняется. Возрастает интенсивность воздействий на природную, культурную, социальную среды и на психосферу (сознание и бессознательное) самого человека. Появляются новые виды угроз, в том числе связанные с источниками деструктивного психологического влияния. Повышается рискоген-ность повседневной жизни, а уровень психологических знаний у обычных людей недостаточен для того, чтобы осознавать опасность, исходящую от различных источников психологического влияния, и выявлять негативные психологические последствия [4].

Большинством авторов психологическая безопасность рассматривается как защищенность человека от угроз его жизни и здоровью, достоинству и душевному благополучию, а также как комплекс мер, направленных на защиту человека, поддержание его психологического здоровья и положительного мировосприятия. Различают внешний (средовый) и внутренний (личностный) аспекты психологической безопасности. Полагается, что психологическая безопасность обеспечивает сохранность психики человека, является фактором его личной успешности и удовлетворенности жизнью. Признается, что психологическая безопасность связана с мировоззрением и образом жизни людей, что основанием психологической безопасности является возможность духовного и нравственного развития личности.

Специалисты называют такие сферы психологической безопасности, как информационно-психологическая безопасность, безопасность образовательной среды и личности, безопасность труда, социальная и социально-психологическая безопасность. Выделяют объективные и субъективные параметры состояния психологической безопасности личности, такие как защищенность, удовлетворенность, уверенность в себе.

Рассмотренные нами источники научной и профессиональной информации, описывающие специфику психологической безопасности, в подавляющем большинстве сосредотачиваются на психофункциональных аспектах проблемы и ее решения, но не содержат принципиально важных замечаний, на которых мы и намерены сфокусировать внимание:

1) психологическая безопасность, по сути, является производной более общего феномена — духовной безопасности;

2) именно стремление к обеспечению духовной безопасности является фундаментальной основой и условием соблюдения психологической безопасности личности.

Для традиционного мировоззрения понятие «духовная безопасность» в содержательно-смысловом отношении представляется более конкретным и историчным. Духовность является основой всего, что имеет отношение к человеческой личности. Духовный настрой и связанные с ним нравственные установки явно или скрыто направляют деятельность и поступки человека, определяют его образ жизни и поведение в обществе, на работе, в быту.

Безусловно, важнейшим и ценнейшим источником духовного знания является священная библейская история — неисчерпаемый источник нравственного и исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьезной интеллектуальной жизни человека. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, а земная жизнь людей небессмысленна. Из библейского повествования мы знаем, как Господь научает людей своим словом: он сообщил людям через пророка Моисея, что (выражаясь утилитарным психологическим языком) если они хотят быть сохранны, то им надлежит исполнять десять заповедей Закона Божьего; Спаситель рассказал людям, что если они хотят быть счастливы, то им следует воспринять заповеди блаженства и на этой еще более совершенной основе строить свою жизнь.

Десять заповедей Ветхого Завета (Десятисловие, Декалог Моисея) как раз и составляют суть и основу духовно-нравственной безопасности, позволяющей людям и народам поддерживать свою жизнеспособность в условиях мирного и достойного существования. Важно, чтобы личность человека была послушна требованиям Закона Божьего, подчиняясь сознательно и добровольно. Благодаря этому становятся возможны взаимоприемлемые, деликатные и конструктивные формы общения и социального поведения, устанавливаются нормы общежития. Отступление от норм морали и нарушение Закона (по сути, преступление) провоцируют насилие, делают жизнь опасной, и отнюдь не только психологически.

В нравственном богословии различают внутренний и внешний законы. Внутренний закон (естественный нравственный закон) запечатлен в сердце при сотворении первых людей и действует в человеке вне зависимости от его возраста, пола, расы, уровня развития и воспитания. Апостол Павел так говорит о внутреннем законе: люди «показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2: 15). Совесть является носительницей и выразительницей Закона Божьего в человеке: «Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум» [3]. В совести заключена сила, стоящая выше человека. Призывы совести и нравственные переживания помогают личности связывать воедино разум, чувства и волю и согласовывать свои действия и поступки с волей Творца.

Естественный нравственный закон лег в основу «золотого правила этики», выработанного в древнем мире разными культурами независимо друг от друга: «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». Это правило оберегает и ограждает целостность структуры человеческого бытия от нравственного растления и распада. Его исповедовали в Китае и Японии, в Индии и Греции, в Риме и Иудее. Реальность естественного нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность представляет собой фундаментальную, глубокую и таинственную основу мирового строя человеческой

жизни [1]. Способность внимать голосу совести и личная нравственность являются условием добросердечного отношения и мирного сосуществования людей. Отступление от нравственного закона пагубно для человека и разрушительно для отношений, в нем — угрозы и риски для социального самосохранения и жизнеобеспечения.

Внешний закон был дан «по причине преступлений» (Гал. 3: 19): «Люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона» [5]. Поэтому им было дано внешнее напоминание о нем в виде заповедей.

Таким образом, мы наделены средствами для распознавания добрых и злых дел: Закон Божий внутренний, нравственный — свидетельство совести, и Закон Божий внешний — заповеди.

Используя аллегорический образ реки, можно вообразить, что Закон Божий является тем заветным ориентиром нравственного благочестия и рубежом духовной безопасности, которые всегда выше по течению и ближе к истоку, куда и нужно стремиться всеми силами на пути к искомым берегам осмысленной и достойной человеческой жизни. Стремиться вопреки падшести и обыденности, которые отягощают и сносят вниз. Как тут не вспомнить, что живые рыбы — древний символический образ христианства — плывут против течения. Так и люди призваны одолевать свою немощь и нестроения в жизни, поступать по совести и по любви, дабы жить в мире и взаимном согласии.

С пришествием в мир Иисуса Христа и обретением Нового Завета происходит трансформация «золотого правила этики» с его изначально негативной формулировки на позитивную. В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12). Христианин призван противиться умножению и распространению зла и останавливать его на себе.

Речь идет о живом знании, чрезвычайно важном и актуальном в контексте практического решения проблемы психологической безопасности. Оно не просто переплетается с реалиями психологической практики, а имеет непреходящее значение, учитывая, какую нравственно-этическую нагрузку дают конкретные проблемные и кризисные ситуации, с которыми ежедневно сталкиваются профессиональные психологи. Приведем в этой связи эскизное описание эпизода из практики автора данной статьи, на примере которого можно проследить связь проблем психологической и духовной безопасности.

Более трех лет назад на консультацию в Кризисный центр помощи женщинам и детям обратилась мать ученика выпускного класса московской школы. Поводом для обращения стали огорчительные инциденты: юноша периодически без спроса заимствовал у родителей деньги. Родители сдержанно и деликатно реагировали на проступки сына в надежде, что он перерастет этот порок и, наконец, сдержит свое дежурное обещание больше так не делать.

Но в очередной раз не досчитавшись уже весьма приличной суммы, они приняли решение обратиться к специалисту.

Семья полная, дружная, среднего достатка, невоцерковленная. В семье растут два сына семнадцати и четырнадцати лет (обратились по поводу старшего). Мировоззрение и воспитательные подходы родителей можно назвать либеральными. Они заботятся о мальчиках, интересуются их делами, предоставляют им много свободы. По мнению матери, отец в воспитании сыновей пассивен, но он уделяет им время, например берет их с собой на рыбалку. Теперь родители удручены и искренне озабочены происходящим.

Есть основания полагать в анамнезе у мальчика синдром невропатии. Длительный период страдал энурезом. В начальной и средней школе злоупотреблял компьютерными играми.

Мать характеризует сына как весьма способного, но сетует на его слабохарактерность, леность, непостоянство интересов: он уклоняется от труда, учится нехотя, иногда прогуливает занятия. Правда, по окончании школы планирует поступать в один из престижных московских вузов.

В ходе беседы выясняю, что деньги дома всегда хранятся в доступном месте, а у сына появилось пристрастие к игре на тотализаторе — он делает ставки на спортивные результаты в букмекерской конторе.

Провожу консультативно-диагностическую сессию с самим юношей. Беседуем, по ходу разговора предлагаю пройти психологическое тестирование, он не возражает. Признается, что впервые умыкнул родительские деньги лет в семь; с началом игры на тотализаторе стал делать это систематически — берет деньги гораздо чаще, чем родители думают; если выигрывает, то возвращает заимствованное, но чаще проигрывает. Обнаруживаю, что собеседник интеллектуально развит, но сфера интересов бедненькая; социально адаптирован, но круг приятелей у него небольшой, а друзей, похоже, нет вообще; эмоционально огорчен по поводу проблемной ситуации, но по большей части тем, что приходится обсуждать свое поведение с посторонним человеком, истинной глубины переживания не наблюдается. Конфликтность с естественным человеческим окружением не обнаружена. Есть основания говорить о моти-вационно-волевой дефицитарности и моральной незрелости на почве психоакцентуации по неустойчивому типу, но не более того. Признаки патогенеза (включая лудоманию) и поводы для обращения к психиатру или неврологу не выявлены.

На повторную встречу с психологом родители пришли уже вдвоем. Делюсь с ними впечатлениями по поводу их сына. Замечаю, что подобные проступки в его возрасте чаще всего происходят либо по причине болезни, либо по причине распущенности; что не выявил у него признаков заболевания и проблема носит скорее психолого-педагогический характер. Обращаю внимание родителей на важные аспекты воспитания: по мере развития и взросления детей наступает время, когда им самим следует воспринять и осмыслить основания

для различения хорошего и плохого, доброго и худого, допустимого и недопустимого, чтобы начинать самостоятельно определяться в этих сложных вопросах. Интересуюсь, случалось ли им беседовать об этом с детьми? Делились ли они с сыновьями своими взглядами и убеждениями на этот счет? Понимаю, что эти важные для жизни вопросы в семейном воспитании не были основательно проработаны. Ссылаюсь на первооснову — реальность естественного нравственного закона и Декалог, который имеет безусловный и всеобщий характер, является общим достоянием всех людей и лежит в основе всех этических и правовых норм. Не наблюдаю в ответ негативной или скептической реакции. Подсказываю, что может быть их семейная проблема — это достаточный повод для того, чтобы предметно и обстоятельно поговорить с сыном на эту тему? А если родители чувствуют, что сами не вполне готовы к такой беседе, то они могут намеренно подготовиться, обратиться к первоисточникам и комментариям, обсудить между собой нюансы воспитания нравственного сознания и пробуждения нравственных чувств. И в ответ читаю в их глазах то, что они следом и озвучивают, — просьбу ко мне начать такой разговор с их сыном. Отвечаю, что это, увы, выходит за рамки моей профессиональной компетенции: я же не родитель для их отпрыска и не духовное лицо. Но в глубине души чувствую и понимаю, что мог бы проявить последовательность и помочь расширить духовно-нравственный кругозор юноши. Поэтому воздерживаюсь от категорического «нет» и обещаю им посоветоваться с православным священником, который окормляет специалистов и сотрудников кризисного центра.

Священник, вникнув в ситуацию и выслушав мои сомнения, благословил на коррекционно-воспитательную беседу с юношей и дал важные советы.

На повторной встрече с «игроком» я повторил ему то же, что сказал его родителям: люди поступают так, как поступил он, либо по причине болезни, либо по причине аморальности и распущенности. И спросил, что он думает по поводу себя? Он без тени сомнения ответил, что это очевидно болезнь и он сам с собой ничего поделать не может. Я же возразил, что признаков недуга у него не нашел и, с моей точки зрения, это вопиющая распущенность. Пересказал ему в общих чертах наш разговор с родителями и их просьбу поговорить с ним об основах распознавания добрых и злых дел. Спросил, не возражает ли он поучаствовать в таком разговоре? Юноша не возражал. И далее не спеша, по возможности лаконично и доступно рассказал ему о Десятисло-вии, дав листок с выдержкой из Библии (Книга «Исход», глава 20, стихи 2-17). Обратил его внимание на то, что заповеди Ветхого Завета лежат в основе всех законодательных систем, как древних, так и современных; что они предостерегают человека от нарушения духовного закона и нравственных норм и, как следствие, — от причинения вреда себе и окружающим; что о них необходимо знать и помнить, а вот отношение к ним — это вопрос личного самоопределения каждого человека (воспринять или игнорировать, руководствоваться

или пренебрегать, блюсти себя и мирность отношений или искушаться и искушать); что, видимо, уже настало время и ему задуматься над этими правилами.

Поинтересовался: понятно ли ему то, о чем мы разговариваем? Он ответил, что да (вот парадокс: сколькими людьми заповеди Божии воспринимаются как нечто знакомое и даже очевидное, но почему-то переживаются как умозрительные, абстрактные и отвлеченные нормы общего порядка — как инструкция по безопасности, о которой многие слышали, но мало кто ее буквально придерживается).

Тогда я спросил юношу, как он полагает, какие из перечисленных заповедей преступал, транжиря родительские деньги? «Не кради», — ответил он с легким недоумением, как будто я задал ему банальный вопрос.

А заповедь «Почитай отца твоего и мать твою...»? Он без энтузиазма и здесь признал свою неправоту.

А заповедь «Не пожелай ничего чужого.»? Он снова согласился и признал свою неправоту уже с некоторым удивлением.

А заповедь «Не убивай.»? Ведь убивать можно, поражая оружием, а можно убивать словами или поступками — убивать морально, убивать постепенно. Разве не разрушительно для родителей преступное поведение сына, сколь бы инфантильным, легкомысленным и на первый взгляд безобидным оно ни казалось? Он задумался и в отношении этой заповеди тоже признал свою неправоту.

Повторно мама юноши обратилась на консультацию спустя восемь месяцев и рассказала, что после первой серии консультаций был продолжительный положительный эффект: сын перестал играть на тотализаторе, по окончании школы успешно сдал ЕГЭ и сумел поступить в выбранный вуз, где в первом семестре благополучно миновал промежуточную сессию. И, видимо, на волне самонадеянной расслабленности и успокоения случился рецидив — он опять начал играть, взял без спроса у родителей деньги, стал пропускать занятия в институте.

Конечно, я предполагал подобное развитие событий, ведь был сделан только шаг в решении проблемы. Более того, результат превзошел мои оптимистичные прогнозы: восемь месяцев юноша демонстрировал способность противостоять порочному пристрастию. И это более чем внушительно. Другое дело, что без полноты осмысления, без глубины покаяния, без чувства страха Божия, без навыка самоодоления, без призыва в помощники Духа Святого возможно ли человеку устоять перед уже привычным соблазном и не дрогнуть?

Нужно ли специально объяснять, какое отношение описанный эпизод имеет к проблеме психологической безопасности? Тотализатор как способ развлечения и неправедного стяжания психологически токсичен для личности: отвлекает от честного труда, разжигает жажду легкого обогащения, побуждает к безрассудным и бессовестным поступкам, провоцирует формирование игровой зависимости. Человек под давлением одолевшей его мелкой страсти

теряет чувство границ: инфантильная размытость представлений «свое» и «чужое» переносится на отношения с другими людьми. Привычка подворовывать аморальна и осуждаема. Она портит репутацию и крайне негативно влияет на качество отношений с окружающими людьми. Вне границ семейной общности и родительской лояльности подобные действия уголовно наказуемы. При совершении кражи есть вероятность нарваться на самосуд и наказание может оказаться несоразмерным и жестоким.

Заметим, что приведенный пример — это не презентация случая психологической практики, а лишь описание фрагмента, который не отражает всей полноты проделанной консультативно-диагностической и коррекционной работы, но иллюстрирует один из важных ее аспектов — помощь клиенту в анализе и осмыслении сути проблемной ситуации. Практические психологи отнюдь не по своей прихоти, а по необходимости работают не только в границах психологических феноменов и закономерностей, не только на уровнях междисциплинарных связей и этнокультурных представлений, но и на рубежах сопряжения психологии и этики, гуманитарного знания и духовного знания (конечно, в меру своей образованности и профессиональной искушенности). Б. С. Братусь по этому поводу замечал, что психология из позиции наблюдения, наблюдателя борьбы за человека в человеке сама может входить в область этой борьбы как ее инструмент, орудие, и тогда совершается кардинальный поворот: «из психологии, согласной рассматривать нравственное развитие как частный вариант, сегмент своего применения, она становится нравственной психологией, действующей и видящей мир изнутри нравственного пространства, нравственного понимания человека» [2]. Добавим, что речь здесь видимо должна идти о психологии и как о знании, и как о профессии. При таком подходе понятия психологической безопасности, психологического здоровья, психологической культуры, психологической зрелости и готовности к разным сферам жизни и деятельности в своей содержательной сути обнаруживают преемственность с понятиями духовной безопасности, духовного здоровья, духовной культуры и духовного возрастания, которые, в свою очередь, зиждутся на заповедях Закона Божьего и неотделимых от него базовых нормах, принципах и смыслах человеческой жизни.

Литература

1. Архимандрит Платон (Игумнов). Нравственное богословие. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. 524 с.

2. Братусь Б. С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 67-91.

3. Епископ Александр (Мелиант). Совесть — голос Божий в человеке // Православная энциклопедия «Азбука веры», 2019. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_ Mileant/sovest-golos-bozhij-v-cheloveke/ (дата обращения: 25.07.2019).

4. Молокоедов А. В., Слободчиков И. М., Франц С. В. Психологическая безопасность личности: основы комплексного анализа. М.: Левъ, 2017. 176 с.

5. Святитель Филарет Московский (Дроздов). Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Терирем, 2018. 160 с.

Literatura

1. Arximandrit Platon (Igumnov). Nravstvennoe bogoslovie. SPb.: Obshhestvo pamya-ti igumenii Taisii, 2008. 524 s.

2. Bratus' B. S. Obraz cheloveka v psixologii // Psixologiya s chelovecheskim li-czom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoj psixologii / pod red. D. A. Leont'eva, V. G. Shhur. M.: Smy'sl, 1997. S. 67-91.

3. Episkop Aleksandr (Meliant). Sovest' — golos Bozhij v cheloveke // Pravoslavnaya e'nciklopediya «Azbuka very'», 2019. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/ sovest-golos-bozhij-v-cheloveke/ (data obrashheniya: 25.07.2019).

4. Molokoedov A. V., Slobodchikov I. M., Francz S. V. Psixologicheskaya bezopasnost' lichnosti: osnovy' kompleksnogo analiza. М.: Lev'', 2017. 176 s.

5. SvyatiteF FilaretMoskovskij (Drozdov). Prostranny'j Xristianskij Katexizis Pravo-slavnoj Kafolicheskoj Vostochnoj Cerkvi. M.: Terirem, 2018. 160 s.

A. V. Shuvalov

Spiritual Security as a Fundamental Basis of Psychological Security of a Person

The article raises the issue of correlation of the problems of psychological security of an individual and spiritual security of a person. Substantiates the idea that psychological security is a private and partial manifestation of a more general phenomenon — spiritual security. The significance of the Law of God as the fundamental principle of spiritual and moral security and piety of a person is considered. A description of a fragment of psychological practice is offered. The idea of continuity of humanitarian knowledge and spiritual knowledge is supported.

Keywords: personality; conscience; psychological security; spiritual security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.