Искусствоведение список научных статей
-
А.П.Нечаев, М.Н.Клодт и... А.С.Пушкин, или История одной картины
По мнению критиков, эта картина не принадлежит к лучшим произведениям художника М. Н. Клодта (1835-1914). Речь идет о картине, на которой запечатлен исторический момент Н. В. Гоголь читает свою поэму "Мертвые души" А. С. Пушкину. Картина называется "А. С. Пушкин у Н. В. Гоголя".
2009 / Колосова Екатерина Матвеевна -
Петербургская мебель эпохи историзма. К вопросу о неостилях
В статье впервые предпринята попытка охарактеризовать стилистическую ситуацию в петербургской мебели эпохи историзма, отмеченную многократной сменой художественных вкусов и исторических предпочтений. На основе изучения предметного материала, сопоставления его с архивными и иконографическими...
2008 / Ботт И. К.ВАК -
П. В. Анненков художественный критик о национальных школах живописи
Статья посвящена исследованию взгляда П. В. Анненкова на развитие русского изобразительного искусства. Автор показывает, что, по мнению Анненкова, ответы на возникающие вопросы следует искать в истории европейских художественных школ.
2009 / Балуев Сергей МихайловичВАК -
Ирландская пьеса «Молли Суини» Б. Фрила на петербургской сцене.
Статья рассматривает актуальную для современного театроведения проблему взаимодействия российской и ирландской театральных культур на примере постановки пьесы Брайана Фрила на сцене петербургского МДТ. В данной работе раскрываются особенности творчества Б. Фрила, рассматриваются сюжет и...
2008 / Левицкий В. Г.ВАК -
Взаимоотношения музыки и прозаического текста в вокальном цикле К. Дебюсси «Лирические прозы»
Статья посвящена анализу вокального цикла К. Дебюсси «Лирические прозы». Вокальная музыка представляет интерес, так как оба ее компонента музыка и слово, а также их взаимодействие могут быть предметом научного исследования. Французская фонетика наложила определенный отпечаток на французскую систему ...
2011 / Живулина Елена ВикторовнаВАК -
Профессору Л. Я. Ерофееву 70 лет2005 /ScopusВАКESCI
-
МИРОВОЕ ДРЕВО КАК УСТОЙЧИВЫЙ МОТИВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в.
В статье рассматривается мифопоэтическое содержание образа Мирового древа в славянской фольклорной традиции и его проявление в отечественной пейзажной живописи второй половины ХIХ первой трети XX в. Теоретико-методологическую основу настоящей статьи составили труды отечественных ученых в области...
2009 / Нехвядович Л. И.ВАК -
Храмы Сольвычегодска и архитектура русского Севера XVIII века
В статье рассматриваются сольвычегодские церкви XVIII столетия, главным образом несохранившиеся, свойственные им композиционные и декоративные особенности, взаимодействие с памятниками других северных городов (Великий Устюг, Лальск) и местностей.
2011 / Каптиков Анри ЮрьевичВАК -
Лирическая и драматическая стихии в живописи: сравнительный анализ С. П. Шевыревым творческих манер Гвидо Рении и Доменикино
В статье рассматриваются концептуальные взгляды русского историка искусства и художественного критика С. П. Шевырева на отличительные особенности творчества двухкрупнейшихпредставителей болонской школы живописи XVII века Гвидо Рени и Доменикино, олицетворявшихсоответственно лирический и...
2009 / Ратников Кирилл ВладимировичВАК -
Как расслышать «Мышление истории»? о понятии А. В. Михайлова «Обратный перевод»
В статье рассматривается подход к литературному произведению прошлого, создававшийся А.В. Михайловым. В центр внимания поставлено понятие «обратный перевод» как концептуальное. Теоретико-методологический смысл понятия раскрывается на материале работ Михайлова 1980-1990-х гг.
2010 / Данилина Галина Ивановна -.ВАКESCI -
Дизайн как текст2007 / Никитина И. Е.ВАК
-
Церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца в Свято-Троицкой Сергиевой пустыни. Определение традиций
Статья посвящена анализу традиций архитектурного облика и изобразительного языка живописного убранства первой базилики Санкт-Петербурга середины XIX в.
2008 / Сухоруков Ю. Н.ВАК -
Внутренние свойства звука: содержательный аспект
В статье раскрыты выразительные возможности внутренних свойств звука в хоровой музыке современных композиторов. Отходя от восприятия звука как неизменной данности, композиторы погружаются в смысловое пространство его внутренних процессов, возводя их на уровень значимости в становлении идеи...
2008 / Шепшелёва О. В.ВАК -
Профессору В. П. Ципилеву 70 лет2010 /ScopusВАКESCI
-
Становление профессионального музыкального образования г. Тюмени: история и современное состояние
Раскрываются особенности становления и развития профессионального музыкального образования в различных учебных учреждениях г. Тюмени. Рассматриваются проблемы музыкального образования на современном уровне.
2009 / Овсянникова О. А. -
Пение православного богослужения истоки, традиции
В статье освещается развитие богослужебного пения восточной ветви христианства. Рассматривается непосредственное восприятие богослужебного пения как необходимое условие общения с музыкой. Явления, связанные с религиозным возрождением, делают доступным широкому кругу слушателей пение православного...
2007 / Недогонова В. В.ВАК -
Частушки и «короткие песни»: к вопросу о внутрижанровой классификации
В статье рассматривается применение методов структурно-типологического анализа напевов частушек, выявление особенностей их функционирования в системе обрядов и праздников, которые позволяют выделить в традициях Белозерья две самостоятельные в музыкальном отношении группы жанра частушек распетые...
2008 / Кулева С. Р.ВАК -
В поисках нового гуманистического идеала: Messe de Requieme Габриеля Форе
Статья посвящена великому французскому композитору и педагогу Габриелю Форе (1845-1924). На примере одного из его вершинных произведений «Реквием» (1888) анализируется мировоззрение композитора, его представление о мире и человеке. Произведение Форе отличается оригинальной трактовкой этого...
2007 / Сигитов Сергей МихайловичВАК -
Некоторые этнографические параллели к осетинскому нартовскому эпосу
В статье приводятся некоторые этнографические параллели между нартовским эпосом осетин и эпосами народов мира.
2009 / Пухова Лариса РевкомовнаВАК -
О функциональной основе «древних» и «современных» модусов в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера
Веркмайстер отмечает два типа ладовых форм в музыкальном мышлении второй половины XVII столетия: «древний» модус (alien Modus) и «современный» модус (modern Modus). Структурной единицей «древнего» модуса является промежуток между звуками: фиксация расположения полутона в амбитусе квинты и в...
2008 / Исупова Т. С.ВАК