Научная статья на тему 'МИРОВОЕ ДРЕВО КАК УСТОЙЧИВЫЙ МОТИВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в.'

МИРОВОЕ ДРЕВО КАК УСТОЙЧИВЫЙ МОТИВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
577
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / МИРОВОЕ ДРЕВО / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ / МОТИВ ДУБА / СОСНЫ / КЕДРА / A WORLD PICTURE / THE WORLD TREE / FOLKLORE TRADITIONS / DOMESTIC LANDSCAPE PAINTING / MOTIVE AN OAK / PINES / A CEDAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нехвядович Л. И.

В статье рассматривается мифопоэтическое содержание образа Мирового древа в славянской фольклорной традиции и его проявление в отечественной пейзажной живописи второй половины ХIХ первой трети XX в. Теоретико-методологическую основу настоящей статьи составили труды отечественных ученых в области теории знака и этноискусствоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD TREE AS STEADY MOTIVE IN DOMESTIC LANDSCAPE PAINTING SECOND HALF XIX FIRST THIRDS

In article the myth the poetic maintenance of an image of the World tree in slavic folklore tradition is considered and its display in domestic landscape painting of second half ХIХ the Teoretiko-methodological basis of present article was made first third XX century by works of domestic scientists in the field of the sign and ethnoart criticism theory.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЕ ДРЕВО КАК УСТОЙЧИВЫЙ МОТИВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в.»

УДК 75.047 “19 / 20”

Л.И. Нехвядович, канд. искусств. наук, доц. АлтГУ, г. Барнаул, E- mail: [email protected]

МИРОВОЕ ДРЕВО КАК УСТОЙЧИВЫЙ МОТИВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в.

В статье рассматривается мифопоэтическое содержание образа Мирового древа в славянской фольклорной традиции и его проявление в отечественной пейзажной живописи второй половины XIX - первой трети XX в. Теоретико-методологическую основу настоящей статьи составили труды отечественных ученых в области теории знака и этноискусствоведения.

Ключевые слова: картина мира, Мировое древо, фольклорные традиции, отечественная пейзажная живопись, мотив дуба, сосны, кедра.

Мотив Мирового древа является одним из устойчивых образов в отечественной пейзажной живописи. Включаясь в сложные смысловые связи, воплощая собой модель мироздания, этот образ оказал влияние на формирование и развитие русского национального пейзажа.

Теоретическую основу статьи составили труды отечественных ученых в области теории знака и этноискусствоведе-ния. Особое значение имеют исследования В.Н. Топорова, М. Элиаде о роли знаковых систем в мифологии,

A. Н. Афанасьева, В. Н. Демина об образе мирового древа в славянской традиции, А. М. Сагалаева, В. А. Муйтуевой об особенностях мифологии и верованииях алтайцев,

B.И. Эдокова, Т.М. Степанской об алтайском фольклоре как источнике национального художественного стиля.

Для уточнения позиций в осмыслении заявленной проблемы обратимся к мифопоэтическому содержанию образа Мирового древа. Согласно современным исследованиям в области фольклористики, Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо) как характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощает универсальную концепцию мира. Оно соединяет три мира: верхний - небо (крона), средний -земной, местопребывание человека (ствол) и нижний - преисподнюю (корни). Это источник неисчерпаемой жизненной силы, символ жизни и бессмертия. С Мировым древом связаны представления о времени (будущее-настоящее-прошлое) и справедливости [1]. Как отмечает М. Элиаде, символика Мирового древа «представляет Вселенную в ее постоянном возрождении, как неиссякаемый источник мировой жизни и, прежде всего, как вместилище сакрального... Во многих архаических традициях Мировое древо, выражающее самую сакральность мира, его плодородие и вечность, связано с идеей творения, плодородия, инициации, в конечном счете - с идеей абсолютной реальности и бессмертия. . Мировое древо становится, таким образом, древом жизни и бессмертия. Обогащенное бесчисленными двойниками и дополнительными символами (женщина, источник, молоко, животное, плоды и т.д.), Мировое древо предстает перед нами всегда как само вместилище жизни и повелитель судеб» [2].

Разные культурные традиции представляют свой вариант Мирового древа, который может быть воплощен в разных растительных образах. По мысли Т. В. Цивьян, в каждой традиции выделяется одно или несколько репрезентативных растений, которые как бы аккумулируют и основные функции, и основные сюжеты и мотивы, переходя таким образом, границы своего кода, и обязательно формируют особый круг текстов» [З]. Так, в Древнем Египте почитали сикомор (платан), из которого богиня Хатор дает умершему или же птице его души (ба) укрепляющий напиток и еду; в Древнем Китае -персиковое и тутовое дерево; в Индии - дерево ашваттха. В. Н. Демин утверждает, что в русском миросозерцании Мировое древо трансформировалось в фольклорный образ дуба, растущего на острове Буяне посреди Океана-моря: «На море на Океяне, на острове Буяне стоит дуб... под тем рунцом змея скоропея... И мы вам помолимся, на все на четыре стороны поклонимся» [4] . Существует предание о железном дубе, на котором держатся вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественной силе. Бытовало поверье, что семена дуба прилетают по весне из Ирия. В древности наши предки творили суд и правду под старыми дубами. Дуб, а также и всякое

другое дерево, в которое ударила молния, получали те же целебные, живительные свойства, которые приписывают весеннему дождю и громовой стреле. Священным деревом в славянской традиции является и береза. В русском народном фольклоре она представляет инвертированный образ Мирового древа, который воплощает идею зеркального отображения, строгой симметрии верхнего и нижнего мира: «На море на Океяне, на острове на Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями» [4]. Способность древа, держащего мир, к постоянному обновлению является признаком, характерным для такого варианта Мирового древа, как древо жизни. Приуроченность поверья о данном растении к рождественским праздникам позволяет сблизить его по символическому значению с рождественским деревом. Для рождественского дерева, в качестве которого избирается хвойное вечнозеленое растение (сосна, ель) определяющую роль играло такое его свойство, как вечнозеленая хвоя, символизирующая бессмертие и вечное возрождение.

Одним из самых ранних изображений мирового древа является один из петроглифов Онежского озера. Рисунок объединяет два архетипических образа: птицу и древо. Публикуемые в альбоме «Русские прялки» донца прялок из центральных и южнорусских губерний, также иллюстрируют иконографию Мирового древа. На одной из прялок XIX в. (из бывшего Старицкого уезда) помещена трехчастная композиция: две птицы стерегут крестовидно расчерченный круг -архетип солнца; их силуэты образуют фигурное навершие прялки. Над ними вырезано деревцо - символ жизни [5].

Как полагают исследователи, графическим вариантом Мирового древа является крест - символ единства жизни и смерти, духа и материи. По замечанию В.Н. Топорова, «человек мифопоэтического сознания стоит перед крестом, как перед перекрестком, развилкой пути, где налево - жизнь, направо - смерть» [6]. В зрелых мифологических и религиозных системах крест становится символом высших сакральных ценностей - вплоть до тождества «крест - Христос». Не случайно, в христианской иконографии дерево является символом богоугодной жизни, и его происхождение через годовой цикл указывает на жизнь, смерть и воскресение, а неплодородное или умершее дерево - на грешника.

Символика Мирового древа, включающая две основные идеи - циклического угасания и возрождения природы, а также плодородия - служит сюжетообразующей основой отечественной пейзажной живописи второй половины Х1Х-первой трети XX в. Наиболее ярко это проявляется в произведениях мастера эпического пейзажа И.И. Шишкина (1832-1898). Главная тема его творчества - лес; основные мотивы пейзажей - дубравы, хвойные деревья (ели, сосны), березовые рощи. В опубликованных воспоминаниях современников отмечается: «И.И. Шишкин был необыкновенным знатоком и любителем леса. Он до совершенства знал анатомию деревьев разных пород, всегда говорил, если видел неправильность в рисунке дерева: «Такой березы не может быть» или «эти сосны бутафорские»...» [7]. Глубоким смыслом наполнено произведение «Дубовая роща» (1887), на котором дубы как символ бессмертия и долговечности похожи на умудренных жизнью крепких стариков рядом с подступающей к ним древесной молодью. Мотив Мирового древа предстает здесь в генеалогическом преломлении: предки - нынешнее поколение -

потомки (временная сфера). Иной вариант таких взаимодействий можно отметить в полотнах, где доминантным мотивом являются сосны как символ незыблемости, долгой жизни, например, «Сосновый бор. Мачтовый лес» (1872), «Сосновый лес» (1885), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Сосна» (1892) и др. В качестве формообразующего принципа пейзажей художник использует принципы русского реалистического пейзажа: мифопоэтическая образность, монументальность, пано-рамность, плановость, точность рисунка, светотеневой моделировки, линии и силуэта. Архетип дерева Лесные пейзажи И.И. Шишкина создают устойчивую и величественную картину мира. Мотив древа - смысловая составляющая пейзажей

А.К. Саврасова. В картине «Грачи прилетели» (1871) представлена авторская художественная реконструкция этого архетипа: деревья объединяют разные уровни мироустройства, связь между которыми осуществляется при помощи птиц. Другую грань в интерпретации мотива дерева иллюстрирует творчество И.И. Левитана. В его лирических пейзажах «Березовая роща» (1885-1889), «Над вечным покоем» (1894), реальные мотивы природы - особый мир сложного настроения. Своеобразно образ Мирового древа претворяется в творчестве Н.С. Гончаровой, В.Е. Татлина и мастеров «Бубнового валета». Повышенный интерес к народным традициям, к проявлению национальной самобытности имел глубокий смысл. Вводимые живопись этнокультурные мотивы служат авторам для создания национального колорита и углубляют этнопсихологическую составляющую образов. Уже краткий обзор позволяет сделать вывод, что Мировое древо как устойчивый мотив претворяется на всем протяжении процесса становления отечественной пейзажной живописи, с той лишь разницей, что на разных исторических этапах он воплощается в разной степени и форме.

Особенностью произведений пейзажной живописи Алтая ХХ в. является своеобразное совмещение двух культурных полей, которые синтезировали элементы русской художественной культуры и алтайской фольклорной традиции. Объединяющей тенденцией стал поиск народной, поэтической основы пейзажного образа. В системе алтайских мифопоэтических воззрений Мировое древо как высший природный символ динамичного роста, сезонного умирания и регенерации занимает одно из центральных позиций. Священные деревья и рощи служили обозначением сакрального пространства и понятия Центра Космоса, связующей оси между различными космическими уровнями: нижним, средним и верхним мирами. Так, в эпосе «бай-терек» дерево (тополь) связывает три мира. Корни этого дерева растут на земле мира предков, в лунно-солнечном мире находится центральная часть, а вершина - на небе [8]. Однако доминантным мотивом алтайских пейзажей первой трети ХХ в. является мотивы сосны и кедра. Этюд Г.И. Гуркина «Уголок леса» весьма характерен в этом отношении. Как видно по названию, мотив типично шишкин-ский. Таинственный полумрак лесного уголка в глухом сосновом бору в окрестностях Аноса. Сложное сочетание коричневых, охристых и зеленых тонов составляет живописное решение этюда. Своеобразным пейзажем-портретом, посвященным

Библиографический список

могучему, ветвистому дереву с густой темно-зеленой хвоей является работа Г.И. Гуркина «Сосна Аноса». Анализируя это произведение В.И. Эдоков заключает, что в этой композиции нашел свое выражение определившийся живописный метод первого алтайского художника, который соединял в себе непосредственное чувственное восприятие, великолепное знание натуры и высокое профессиональное мастерство [9].

Одним из устойчивых пейзажных мотивов Г.И. Гуркина был кедр. Согласно традиционным представлениям алтайцев в кедре воплотилась чистая душа человека. Иллюстрацией является небольшой по формату пейзаж «Озеро в Лаже»: на гладкой поверхности воды, как в зеркале, отражается каменистый островок с двумя кедрами наверху, остатками снега между прибрежными камнями, темно-зеленой стеной хвойного леса на холме в левой части картины. Живопись строится на чистых, без примеси, красках, наносимых на холст тонким прозрачным слоем, сквозь который просвечивает фактура. Синтезом непосредственных впечатлений и выражением народного представления об Алтае, любви и преклонения перед ним явилась картина Г.И. Чорос-Гуркина «Хан-Алтай» (1907).

В. И. Эдоков отмечает, что главную трудность для автора составлял передний план картины, без которого рано определившаяся горная панорама не обретала цельности [7]. Нужен был символ, ключ, который бы обладал ёмким и развитым этнокультурным содержанием. В качестве него Г.И. Чорос-Гуркин написал в левой части композиции кедр, в котором согласно традиционным представлениям алтайцев воплотилась чистая душа человека. В то же время дерево, как и гора, связывает воедино по вертикали три мира шаманской Вселенной: нижний, средний и верхний.

Мотив кедра находит воплощение и в пейзажах А.О. Никулина «Кедровый лес» и «Кедровый валежник» (1909-1914). Живописец пользуется своеобразным приемом, он кладет краску большими локальными пятнами и уже внутри пятна наносит мазки различных оттенков. Это дает возможность разработки тонких цветовых сочетаний и в то же время делает живопись яркой и декоративной. За счет богатых цветовых переходов, подчеркнутого рисунка на переднем плане, создается особая рисунчатость его живописи. В целом, в творческом методе сибирских пейзажистов первой трети ХХ в. алтайская фольклорная и русская художественная традиции органично сосуществуют.

На основании вышеизложенного, сделать следующие выводы: 1) образ мирового древа относится к универсальным символам, которые можно найти в любой традиционной культуре; 2) дуб - символ мирового древа в русской фольклорной традиции; к числу особо почитаемых относятся также хвойные деревья (сосна, ель), береза; 3) в отечественной пейзажной живописи мотив Мирового древа является устойчивой доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию художественного образа; 4) к особенностям интерпретации мотива Мирового древа пейзажистами первой трети ХХ в. относятся: использование системы архетипов и символов в аспекте региональной семантики (мотив сосны, кедра, тополя).

1. Древо мировое / Мифы народов мира. - М.: «Советская энциклопедия», 1994. - Т..2.

2. Эдоков, В.И. Мастер из Аноса. - Барнаул: «Алтайское книжное издательство», 1984.

3. Цивьян, Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. - М., 1990.

4. Демин, В.Н. Тайны земли русской. - М., 2000.

5. Русские прялки: альбом / сост. Н.В. Тарановская, Н.В. Мальцев. - Л., 1970.

6. Топоров, В.Н. Крест. Мифы народов мира. - М.: «Советская энциклопедия», 1992. - Т. 2.

7. Алленова, Е. / Е. Алленова, И.И. Шишкин // Мастера русской живописи. - М., 2008.

8. Муйтуева, В. А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев: монография. - Горно-Алтайск, 2004.

9. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении. - М.: «Ладомир», 2000.

10. Топоров, В.Н. Модель мира. Мифы народов мира. - М.: «Советская энциклопедия», 1992. - Т. 2.

Статья поступила в редакцию 18.07.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.