УДК 78: 378 (571.12) (091)
О. А. Овсянникова
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ТЮМЕНИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Раскрываются особенности становления и развития профессионального музыкального образования в различных учебных учреждениях г. Тюмени. Рассматриваются проблемы музыкального образования на современном уровне.
Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, учебные учреждения музыкального образования, проблемы современного музыкального образования.
Музыкальная жизнь Тюмени конца XIX - начала XX в. была достаточно яркой. Тюмень называли «гитарной столицей» России. В это время здесь жил и осуществлял музыкально-просветительскую деятельность известный педагог-музыкант, издатель нот для игры на гитаре, он же владелец магазина нот «Сибирская лира» А. М. Афромеев (1868-1920). Все знаменательные даты страны отмечались в городе музыкальными вечерами в различных учебных заведениях и клубах [1]. Несмотря на разнообразную музыкальную жизнь города, до 1919 г. в Тюмени не существовало каких-либо профессиональных музыкальных учебных заведений. Поэтому началом становления музыкального образования города можно считать октябрь 1919 г. -дату назначения директором музыкальной школы опытного педагога-музыканта, скрипача М. Н. Ушакова. В 1920 г. школа получила название «Первая советская народная музыкальная школа». Первоначально обучение в ней осуществлялось на бесплатной основе, принимались все желающие от 11 до 29 лет, а педагогический состав коллектива составлял всего 6 человек, среди которых были и музыканты-любители, получившие домашнее образование. К сожалению, идеологические и политические условия того времени не способствовали расцвету учреждения, школу то закрывали, то открывали вновь. В 1924 г. директором переименованной музыкально-художественнопромышленной школы становится известный исполнитель на струнных народных инструментах В. В. Знаменский [2]. Имеются сведения, что в это время была поставлена даже опера Дж. Верди «Травиата». В 20-30-е гг. XX в. музыкальная школа была единственным профессиональным музыкально-образовательным учреждением. В этот период были заложены основы музыкальной культуры и музыкального образования г. Тюмени. Во время войны школу закрывают, но уже в декабре 1944 г. детская музыкальная школа (с семилетним обучением) вновь открывает свои двери, кроме того, при ней организуются курсы общего музыкального образования для взрослых без отрыва от производства. Позднее в городе открываются и другие музыкальные школы как первая начальная ступень профессионального музыкального образования.
От старейшей в городе музыкальной школы № 1 (имени В. В. Знаменского) берет свое начало Тюменский колледж искусств. В 1956 г. в Тюмени открывается музыкальное училище, для работы в котором направляются выпускники Уральской консерватории и других вузов страны. В 1974 г. наряду с музыкальным отделением открываются художественно-оформительское и театральное отделения, благодаря этому обстоятельству музыкальное училище и было преобразовано в училище искусств. В 1998 г. училище получает более высокий статус - колледжа, а в 2000 г. на базе учреждения открывается Тюменский филиал Уральской государственной консерватории. Сегодня колледж искусств является средним образовательным звеном в триаде: «Тюменская государственная академия культуры и искусств», «Тюменский колледж искусств» и «Музыкальная школа» (при колледже искусств). Таким образом, сохраняется образовательное триединство «школа-училище-вуз», позволяющее готовить музыкально-образовательные кадры для среднего и высшего звена, а также использовать музыкальную школу в качестве базы студенческой практики.
На музыкальном отделении колледжа готовят музыкантов разных специальностей: вокалистов, дирижеров, музыковедов, исполнителей на духовых, струнных и народных инструментах. Студенты и преподаватели осуществляют яркую концертную деятельность. Среди выдающихся музыкантов-педагогов можно отметить музыковеда Е. В. Мошкину, пианистку И. А. Скоробогатову, баяниста М. Н. Дьякова, домристку С. Н. Чувашову и др.
Следует уделить внимание и созданию старейшего в городе учебного учреждения - Тюменского педагогического колледжа № 1. Еще в 1921 г. в городе открывается педагогический техникум, в 1937 г. он переименован в педагогическое училище, которое готовит учителей начальных классов. Во время ВОВ педучилище эвакуируют в Тобольск, многие преподаватели и учащиеся уходят на фронт. С 1957 по 1964 г. ввиду сокращения педучилищ в РСФСР Тюменское педагогическое училище закрывают и открывают его только в 1964 г., но уже в расширенном составе отделений. С этого времени и берет свое начало музыкальное отделение, где готовили музыкальных
Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 12 (90)
работников в детском саду и учителей музыки в общеобразовательной школе. У истоков создания отделения стояли такие преподаватели, как Л. И. Либер-ман, Г. В. Зайцева, Е. Г. Селянина, Ю. К. Васильева и др. Сегодня музыкальное отделение педагогического колледжа тесно сотрудничает с Тюменской государственной академией культуры и искусств, а также с кафедрой музыкального образования Тюменского государственного университета. За многие годы существования отделения сложился творческий высокопрофессиональный коллектив преподавателей, в состав которого вошли не только педагоги со стажем, но и молодые преподаватели - бывшие выпускники колледжа. Учебный план для подготовки в колледже современного учителя музыки включает в себя все разнообразие общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Много времени уделяется изучению педагогики, психологии как важных предметов профессиональной подготовки учителя музыки. Немаловажное место отводится усвоению знаний по методике музыкального воспитания, сольфеджио, гармонии. Существуют и общеразвивающие предметы, такие как ритмика или педагогическое мастерство. Но основным и важнейшим предметом остается учебно-педагогическая практика, на занятиях которой обеспечивается взаимосвязь теории с практикой, усваиваются основные педагогические принципы, учащиеся приобретают основы музыкально-педагогического мастерства.
На музыкальном отделении педагогического колледжа используются различные формы обучения и различные формы контроля учащихся. Одной из продуктивных форм контроля учащихся является проведение комплексных контрольных уроков по освоению профессионального репертуара, где обучающиеся исполняют разнообразный детский музыкальный материал, предназначенный для проведения уроков музыки в общеобразовательной школе и музыкальных занятий в детском саду. В целом процесс становления, развития и подготовки учителя музыки на музыкальном отделении педагогического колледжа достаточно многогранен, последовательно выстроен, но и здесь существуют свои проблемы. В последние годы наблюдается спад интереса выпускников школ к профессии «Учитель музыки», что влечет за собой проблему набора абитуриентов. В связи с этим возникает другая немаловажная проблема - набор и обучение учащихся без профессиональной базы, т. е. все чаще приходится принимать на отделение школьников без предварительной музыкальной подготовки (без музыкальной школы), но с хорошими музыкальными данными, а это затрудняет процесс обучения и требует от преподавателей индивидуального подхода к каждому из учеников.
Музыкальное отделение педагогического колледжа тесно сотрудничает с музыкально-педагогическим факультетом Тюменской государственной академии
культуры и искусств: проводятся совместные выступления, концерты, обмен опытом, выпускники колледжа часто становятся студентами ТГАКИ.
Как уже говорилось выше, выпускники педагогического колледжа могут получить высшее профессиональное музыкальное образование в двух вузах г. Тюмени: в Институте психологии, педагогики и социального управления Тюменского государственного университета и в Академии культуры и искусств. У каждого из этих вузов своя история создания, свой процесс развития, становления, определенные условия ведения учебного процесса, свои, характерные для данного вида учреждения проблемы и способы их решения и т. д.
Тюменский государственный институт искусств и культуры (позже Академия культуры и искусств) возникает в 1995 г. на базе филиала Челябинского государственного института искусств и культуры. Музыкально-педагогический факультет ТГАКИ выпускает студентов нескольких специальностей, в том числе «Музыкальное образование», «Дирижирование академическим хором», «Народное художественное творчество». К основной творческой линии музыкально-педагогического факультета относится вокально-хоровое направление. Руководителем концертирующего хора ТГАКИ является заслуженный деятель искусств РФ, профессор Валентина Викторовна Петрова. В учебном процессе особое внимание уделяется хоровым репетициям, так как хор часто выступает на городских и областных концертах, ездит с концертами за границу, является лауреатом международных конкурсов в Германии и во Франции.
К особым достоинствам музыкально-педагогического факультета ТГАКИ можно отнести достаточно сплоченный, высокообразованный профессорско-преподавательский состав, но существуют на факультете и определенные сложности, затрудняющие процесс обучения. Самой главной проблемой на сегодняшний день остается набор абитуриентов. С появлением музыкального отделения в Институте психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ произошел отток студентов в это учреждение и на музыкально-педагогическом факультете ТГАКИ прогнозировался недобор студентов. Для того чтобы решить эту проблему и привлечь студенческие кадры на факультет, было открыто вокальное отделение (академическое и эстрадное пение), это позволило заинтересовать студенческие кадры и уменьшить отток абитуриентов в другой вуз. Важно отметить, что основной контингент студентов поступает на факультет из педагогического колледжа № 1, из колледжа искусств, из средне-специальных учебных заведения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Несмотря на определенные трудности в процессе обучения студентов, на материальные сложности,
музыкальный факультет ТГАКИ развивается и строит творческие планы на будущее. Так, планируются концертные поездки за границу, проведение различных конкурсов и фестивалей, научно-методических конференций и т. д.
В отличие от музыкально-педагогического факультета ТГАКИ, кафедра музыкального образования в институте психологии, педагогики и социального управления ТюмГУ открыта совсем недавно, в 2003 г. Одно из главных направлений в данном учреждении - вокальное. Руководит кафедрой Виктор Вадимович Емельянов, автор метода ФМРГ (фонопедический метод развития голоса). Работая по этому методу, В. В. Емельянов готовит солистов-вокалистов. Вокал - основной профилирующий предмет на отделении. Студенты и преподаватели участвуют в различных вокальных конкурсах и концертах, один из них международный конкурс «Музыка 21 века», прошедший в Киеве. Благодаря проведению активной творческой деятельности на кафедре есть уже свои лауреаты, которые выступали на «Студенческой весне» (студенческий вокальный конкурс) и стали лауреатами в номинациях академического и фольклорного пения. Кроме того, на отделении функционирует студенческий женский хор, осуществляющий яркую концертную деятельность.
Набор абитуриентов осуществляется в основном за счет выпускников Тюменского педагогического колледжа № 1, выпускников колледжа искусств.
Анализируя современную образовательную обстановку в музыкальных учреждениях г. Тюмени, можно выделить несколько общих проблем, характерных для состояния музыкального образования в школах, колледжах и вузах. Во-первых, «непрестижность» музыкантской профессии влечет за собой нравственное и духовное опустошение учащихся общеобразовательных школ, а со стороны студентов колледжей и вузов в связи с этим обстоятельством наблюдается отток студенческих кадров в другие учебные учреждения, на другие специальности. Во-вторых, по данным департамента образования г. Тюмени, происходит отток пе-дагогов-музыкантов из школ, а также сокращение (или объединение) учебных заведений. Так, в 2002 г. в Тюменской области насчитывалось около 32 музыкальных школ и 27 школ искусств. К 2004 г. общее число ДМШ сократилось до 15, а количество школ искусств возросло до 31 [3]. То есть в последнее время наблюдается тенденция укрупнения, объединения школ и различных художественных специальностей. Несмотря на определенные трудности, профессиональное музыкальное образование в Тюмени, имеющее богатое историческое прошлое, продолжает развиваться.
Список литературы
1. Иваненко А. С. Четыре века Тюмени. Очерки истории старинного сибирского города. Тюмень: Изд-во «Радуга-Т», 2004. 368 с.
2. Сыцанко Н. Их на бис принимали мещане, или юбилей первой музыкальной // Тюменский курьер. 2000. 28 марта. С. 3.
3. Образование в Тюменской области (2003/2004-2007/2008 учебные годы): стат. сб.: в 2 т. / ред. Н. Ф. Менова, Л. О. Сараева, И. А. Аникина. Тюмень: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. 2008. Т. 1. 251 с.
Овсянникова О. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Тюменский государственный университет.
Ул. Семакова, 10, г. Тюмень, Тюменская область, Россия, 625003.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.11.2009
O. A. Ovsyannikova
BECOMING OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION OF CITY OF TYUMEN: HISTORY AND A MODERN CONDITION
In clause features of becoming and development of professional music education in various educational establishments of city of Tyumen reveals. Problems of music education at a modern level are considered.
Key words: Professional music education, educational establishments of music education, problem of modern music education
Tyumen State University.
Ul. Semakova, 10, Tyumen, Tyumenskaya oblast, Russia, 625003.
E-mail: [email protected]