УДК 13.11; 13.11.25; 008:14 ББК 66.2
из истории курского музыкального колледжа-интерната слепых
(краткий обзор основных исторических этапов по материалам архивных документов)
Гриценко Александр Владимирович,
аспирант,
Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, ул. 5-я Магистральная, д. 5, г. Москва, Россия, 123007, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье дан обзор истории развития, деятельности Курского музыкального колледжа-интерната слепых, который является единственным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования на территории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, которое занимается музыкальным образованием людей с дефектами зрения.
Ключевые слова
Курский музыкальный колледж-интернат слепых, среднее профессиональное образование, область культуры и искусства, инвалиды по зрению, реабилитация и воспитание незрячих музыкантов.
68
Курский музыкальный колледж-интернат слепых — единственное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования на территории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, в котором обучаются инвалиды по зрению. Поэтому во всех концах шестой части суши есть его выпускники. Колледж занимает особое место в системе Российского музыкального образования. Ежегодно колледж выпускает 30-35 специалистов, которые поступают в различные высшие учебные заведения, осуществляют свою деятельность в сфере музыкального искусства и культуры.
Две негласные заповеди колледжа — любовь к музыке и уважение к ученикам помогают раскрыться способностям и талантам. Главными задачами колледж ставит перед собой реализацию образовательно-реабилитацион-
ных программ среднего профессионального образования в области музыкального искусства и культуры, адаптацию программ обучения психофизиологическим особенностям инвалидов по зрению, педагогическую коррекцию учебного процесса, создание образовательно-реабилитационной среды, решение проблемы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов, организацию медико-социальной реабилитации.
Колледж осуществляет обучение в контексте следующих специальностей укрупнённой группы 53.00.00 Музыкальное искусство: 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), 53.02.04 Вокальное искусство, 53.02.06 Хоровое дирижирование. В рамках специальности Инструментальное исполнительство осваиваются следующие виды инструментов: фортепиано, оркестровые струн-
ные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, инструменты народного оркестра. В целом реабилитационно-образова-тельная деятельность в колледже осуществляется три года десять месяцев.
История колледжа насчитывает более восьми десятилетий. В 1933 г. вышло постановление президиума городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов об открытии в Курске дома инвалидов гражданской войны. А в феврале 1945 г., в соответствии с приказом Министерства социального обеспечения РСФСР № 75 от 18 февраля 1945 г. «О мероприятиях по развитию музыкального образования слепых», в Курске была открыта музыкальная школа-интернат по подготовке баянистов из числа военно-ослепших инвалидов Великой Отечественной войны. Возглавил школу С. И. Пушкарёв. Школа вошла в подчинение Управления социального обеспечения инвалидов войны Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР 1. Школа предусматривала 4-х годичный срок обучения. Принимались незрячие инвалиды 1 и 2 групп, обладающие музыкальным слухом и памятью.
В целях повышения общего и культурно-политического уровня развития учащихся, учебным планом было предусмотрено, кроме специальных предметов, преподавание общеобразовательных дисциплин в объёме начальной школы, на которые отводилось 683 часа. На базе музшколы в начале 1946 г. были организованы одногодичные курсы по подготовке мастеров по ремонту гармоник и баянов для ремонтных мастерских. Просуществовав год, курсы были закрыты 2.
В 1947/48 учебном году школа насчитывала учащихся по всем курсам. Учащиеся обеспечивались одеждой, учебниками, инструментами, трехразовым питанием и общежитием. Школа имела один профиль обучения и готовила баянистов-исполнителей. В 1948/49 учебном году в музыкальной школе был организован методический кабинет. Были образованы методические секции по классу баяна и общего фортепиано. С сентября 1947 г. было введено классное руководство. Классные руководители повседневно участвовали в жизни групп. При школе-интер-
1 Государственный архив курской обл. Ф. Р-203. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2.
2 Там же. Л. 21-22.
нате имелось подсобное хозяйство, действующее на основании положения, утверждённого Наркомсобесом РСФСР от 6 сентября 1944 г. В 1947/48 гг. в школе был организован медицинский кабинет, включающий амбулаторию и изолятор на три койки. С 1952/53 учебного года музыкальная школа начала готовить учащихся по специальности «баянист-руководитель самодеятельности».
Как уже говорилось выше, первыми учащимися были военно-ослепшие. Как раз для них-то и открыли баянную школу, чтобы не ходили они по поездам, выпрашивая милостыню под фальшивый аккомпанемент. Одним из примеров такого учащегося послужила судьба ветерана Великой Отечественной войны Фёдора Александровича Ярёменко, который, хотя и не был сам выпускником Курской школы, но посвятил Курскому музыкальному училищу-интернату почти всю жизнь. Родом Фёдор Александрович из Украины, Кировоградской области. Детство и юность его были связаны с Криворожьем. В 1941 г. он уехал на Западную Украину, в Волынскую область, город Луцк. С детства Фёдор Александрович очень любил рисовать, мечтал стать художником.
В девятнадцать лет ушёл на Великую Отечественную войну, попал на Белорусский фронт, служил в разведроте. Группе разведчиков, в которой находился Фёдор Александрович, было дано задание взять «языка». Задание было выполнено, немца взяли, но во время задания Фёдор Ярёменко подорвался на мине. Его ослепило, и он попал в Ивановский военный госпиталь. Было очень тяжело, не хотелось жить. Рядом с госпиталем была музыкальная школа для ослепших военных, кроме таланта рисовать у Фёдора Александровича был ещё прекрасный слух и великолепный голос. Закончив школу с отличием, он поступил в Ивановское музыкальное училище, которое также закончил с отличием. В 1953 г. приехал с семьёй в Курск, где начал работать в Курском музыкальном училище-интернате слепых. За годы работы выступал на многих концертных площадках города Курска и области, а также других городов. Несколько лет работал в Курской областной филармонии. Как сказал народный артист СССР Б. Б. Акимов: «В людях я ценю преданность и любовь к делу, которому они служат. И конечно, я уважаю людей, которые не то что
69
70
любят, но одержимы своей идеей, работой. Это впечатляет» 3. Вот так и Фёдор Александрович, преданный своему делу, воспитал много способных и талантливых музыкантов. Он проработал в музыкальном училище-интернате сорок лет.
Распоряжением Совета Министров СССР 7 августа 1954 г. музыкальная школа была реорганизована в Курское музыкальное училище-интернат слепых. Учебное заведение перепрофилировали, подняв на ступень выше. Школа просто учит, училище же даёт профессию, и такую, которая долгое время считалась самой доступной для незрячих. Это потом уже они стали учиться на юристов, преподавателей общественных наук и программистов. С 1954 г. поток учащихся-инвалидов войны практически прекратился, и учебное заведение открыло свои двери для всех незрячих и слабовидящих абитуриентов, проявивших музыкальные способности. Училище постоянно росло, и не только количественно — больше учащихся, но и качественно — выше уровень их исполнительского мастерства. Расширялась специализация. В 1965 г. училище обосновалось в новом трёхэтажном здании, верхний этаж которого заняло общежитие для студентов. В 1976 г. было построено четырехэтажное здание студенческого общежития, соединённое переходом с учебным корпусом в 1990 г. До 1971 г. студенты могли обучаться на одном отделении — народных инструментов, в 1971 г. открылось отделение хорового дирижирования, что позволило обучающимся получать новые специальности: «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство».
За годы существования учебного заведения его возглавляли люди, неравнодушные к судьбам инвалидов, отдававшие много сил процессу реабилитации и воспитанию незрячих музыкантов: Решетилов П. М. (1954-1966 гг.), Самсонов В. В. (1966-1983 гг.), Храмцов В.А (19831988 гг.). Первым директором училища был назначен П. М. Решетилов. Мастерски обучали студентов с нарушениями зрения преподаватели Е. Н. Баранов, В. А. Бойченко, А. С. Борзы-кин, Н. В. Мухин, известный в городе и за его приделами музыковед и композитор Л. И. Ин-
3 Акимов Б.Б. В людях я ценю преданность и любовь к делу, которому они служат... // Культурное наследие России. 2013. № 1. С. 11.
горь, чей знаменитый «Курский вальс» возродили, впоследствии, музыканты колледжа. В 60-е гг. в училище успешно преподавали его выпускники В. П. Кашенков, А. П. Ворон, И. И. Холяв-ченко.
Несколько слов стоит сказать о Иване Ивановиче Холявченко. Иван Иванович родился 12 июля 1943 г. в Курской области. В 1951 г. потерял зрение и был направлен на учёбу в Валуй-скую школу-интернат для слепых детей. Там он обучался игре на баяне, а также был участником духового и струнного школьных оркестров. После школы И. И. Холявченко поступил в Курское музыкальное училище-интернат слепых и после его окончания был приглашён в музыкальное училище на должность преподавателя класса баяна. С 1967 г. Иван Иванович работал в училище. В 1976 г. он заочно окончил Николаевский педагогический институт.
Иван Иванович Холявченко — талантливый педагог-баянист и хормейстер, он является автором многих песен для голоса и хора, а также произведений для баяна. Его песни — патриотические, лирические, шуточные звучат по радио, пользуются успехом в коллективах художественной самодеятельности Всероссийского общества слепых. Достоинством песен И. И. Хо-лявченко является не только их искренность, но и профессиональное мастерство музыканта. В 1985 г. И. И. Холявченко стал лауреатом Всесоюзного конкурса самодеятельного творчества, а в 1988 г. ему было присвоено почётное звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.
С 1988 г. директором учебного заведения является Заслуженный работник культуры России, Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Почётный работник Минтруда России, опытный преподаватель-хормейстер Станислав Георгиевич Попков. Под его руководством училище перешло на качественно новый образовательный уровень. Расширился перечень специальностей и специализаций подготовки: введено обучение по классам гитары, домры, балалайки, духовых и ударных инструментов, специального фортепиано, оркестровых струнных инструментов. В эти годы у студентов появилась возможность приобретения ряда дополнительных квалификаций: звукооператора музыкальных программ, настройщика клавишных инструментов, ремон-
тировщика и настройщика баянов. В 2004 г. Курскому музыкальному училищу-интернату приказом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, был присвоен статус колледжа.
Важную часть учебно-воспитательного процесса заведения составила активная концертная деятельность преподавателей и студентов. Выпускник 1967 г., ныне Заслуженный работник культуры РФ П. В. Дудошников был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса незрячих музыкантов в Москве (1990 г.). Преподаватель колледжа Ю. В. Баяндин завоевал диплом лауреата второй премии того же конкурса. С 1978 г. музыканты училища участвовали в Международных конкурсах незрячих музыкантов-исполнителей в Праге. В 1981 г. звания дипломанта такого конкурса был удостоен В. В. Твер-дохлеб. Дважды побеждали на Пражском конкурсе А. Архипов, А. Тепляков. Лауреатами I, II, III премий I Международного конкурса исполнителей им. Луи Брайля Москве в 1992 г. стали студенты И. Апекишев, В. Беца, Д. Борисевич. В 1995 г. на II Международном конкурсе им. Луи Брайля победили М. Воронков (I место), Д. Терентьев (II место) и О. Корнева (III место). На II Международном фестивале-конкурсе «Пе-тро-Павловские ассамблеи гармоники — 2003» в г. Санкт-Петербург ансамбль народных инструментов «3+1» (в составе Сенатова А., Куликова В., Гриценко А. и Чернигиной О.) под руководством ю. А. Вродливца стал дипломантом. Звания дипломанта II Дельфийских игр стран-участников СНГ в 2004 г. удостоен студент Д. Ге-расенко. В 2010 г. хоровой коллектив под руководством И. П. Железниковой стал обладателем золотого диплома на Первом открытом международном пасхальном фестивале-конкурсе православной культуры «Хоровое вече Сибири». С 2001 г. традиционным стало проведение в стенах колледжа Международных конкурсов незрячих музыкантов-исполнителей, в числе лауреатов и дипломантов которых студенты колледжа. В 2007 г. Вязников А. завоевал Гран-при конкурса.
Ежегодно студенты колледжа-интерната с успехом принимают участие в областном фестивале студенческого творчества «Студенческая весна соловьиного края» в номинациях инструментальная музыка, музыкальные группы, авторская и бардовская песня, классический
и эстрадный вокал, рэп-исполнители, авторское и художественное чтение, эстрадные и народные танцы. Традиционным стало успешное выступление студентов колледжа на фестивалях и конкурсах патриотической песни, среди которых Областной фестиваль патриотической песни, посвящённый памяти Героя России курянина Андрея Хмелевского. В 2006 г. студентки Раскошная Е. и Кухаренко Е. стали обладательницами I и II премии на Межрегиональном открытом фестивале авторского и самодеятельного творчества инвалидов по зрению Центрального Федерального округа. Творческая группа преподавателей и студентов колледжа в рамках культурного обмена и партнёрства городов Курск-Виттен с большим успехом выступила в ряде концертов Германии. Выступления творческого коллектива колледжа получили широкое освещение в прессе г. Виттена. В настоящее время творческие связи с городом-побратимом осуществляются в регулярном общении на концертных площадках.
За 60 лет своей деятельности колледж дал путёвки в жизнь более чем двум тысячам молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья, ставших преподавателями, концертмейстерами, руководителями различных творческих коллективов, солистами музыкально-эстрадных объединений и филармоний. Среди них — председатель Курского регионального отделения Всероссийского общества слепых (ВОС) В. В. Твердохлеб, Заслуженные работники культуры РФ И. И. Холявченко, П. В. Дудош-ников, обладатель знака «Заслуженный работник ВОС» Ю. В. Баяндин.
Колледж-интернат обеспечивает стабильно высокое качество подготовки музыкантов, преподавателей и исполнителей, что ежегодно подтверждается высокими результатами государственной аттестации учеников (средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 2014 года составил 4,6); структурой их трудоустройства и поступления в высшие учебные заведения страны. За последние годы вы- 71 пускники поступили во многие высшие учебные заведения. Назовём некоторые из них: Воронежская государственная академия искусств, Государственная специализированная академия искусств (г. Москва), Курский государственный университет, Санкт-Петербургский педагогический университет им. Герцена, Новосибирская
72
государственная академия музыки, Ростовская (на Дону) государственная консерватория, Московский государственный Шолоховский университет и другие. За последние годы два студента колледжа были отмечены получением стипендии правительства РФ. Ежегодно по итогам образовательной, общественной концертной деятельности, студенты удостаиваются премии Губернатора, стипендий областной думы, именных стипендий Курской области в номинациях «Золотая зачётка» и «Ступень к Парнасу».
Положительный результат реабилитацион-но-образовательной деятельности колледжа отмечен в Итоговой справке по результатам инспекции Счётной палаты РФ (2007 г.), в выводах экспертных заключений лицензионного контроля 2012 г. и Государственной аккредитации 2014 г.
В колледже созданы три профессионально-учебных творческих коллектива (оркестры народных и духовых инструментов, хор), джазовый инструментальный ансамбль, студенческие вокально-инструментальные ансамбли, студия эстрадного пения «Вояж» и студия компьютерной аранжировки. Участие в разнообразных коллективах позволяет студентам охватывать любые музыкальные жанры — от классической музыки до эстрады, рока и джаза.
Высока роль коллектива в сохранении, развитии и популяризации российской художественной культуры и искусства. Географическая карта концертных площадок широка: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Курск, Железно-горск, Белгород, Губкин, Челябинск, Рязань, Новосибирск, Краков (Польша). За последние три года студенты колледжа проявили себя в большом количестве концертных мероприятий: фестивалей и конкурсов — 46, из них: международных — 8, всероссийских — 7, региональных — 4, областных — 19, городских — 7, внутрикол-леджных — 1. Гран-при завоевали 11 студентов, лауреатами стали — 86, дипломантами — 111. Наиболее значимым концертным событием настоящего времени стал концерт творческих коллективов и солистов колледжа в рамках пара-лимпийских игр Сочи-2014. Традиционными стали творческие отчёты колледжа в Министерстве труда и социальной защиты РФ. Всего за три года состоялось 152 концерта.
Среди конкурсов и фестивалей, обогативших историю колледжа, особо следует отметить
Международный музыкальный Фестиваль-конкурс «Петро-Павловские ассамблеи гармоник» (г. Санкт-Петербург), Международный конкурс незрячих музыкантов-исполнителей и композиторов (г. Прага), Международный конкурс-фестиваль им. В. Я. Подгорного (г. Губкин), Международный конкурс-фестиваль «Золотые таланты содружества» (г. Железногорск), Международный творческий фестиваль «Шаг на встречу» (г. Санкт-Петербург).
Более двадцати лет в Курской области проводится областной фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна соловьиного края». Он объединяет творческие коллективы большинства образовательных учреждений Курской области. Обучающиеся колледжа регулярно принимают участие в этом фестивале и добиваются высоких результатов: по итогам 2013-2014 учебного года — 3 диплома Гран-при фестиваля, 14 лауреатов, 6 дипломантов. В самом начале июня в Курской области на берегу реки Сейм, в местечке под названием Дичня, проходит фестиваль авторской песни «Соловьиная трель». Пятнадцатый фестиваль приобрёл статус международного фестиваля авторской песни. Обучающиеся заняли второе место в номинациях «Автор» и «Дуэт», колледж награждён дипломом и специальным призом.
Относительно новое направление работы колледжа — работа клуба интеллектуальных игр также приносит свои плоды: помимо интеллектуального роста, студенты колледжа уверенно держат статус «Лучший ссуз Курской области», не уступая в общем рейтинге ведущим вузам города.
В ближайшей перспективе педагогического коллектива — проведение Шестого Международного юношеского фестиваля-конкурса незрячих музыкантов-исполнителей.
На сегодняшний день основанная в 1945 г. музыкальная школа для военно-ослепших, а затем с 1954 г. Курское музыкальное училище-интернат слепых — это Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение «Курский музыкальный колледж-интернат слепых» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Учредителем колледжа является Российская Федерация. Функции и полномочия Учредителя в отношении колледжа осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Колледж является юридическим лицом, имеет круглую печать с полным своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, другие служебные печати и штампы, бланк установленного образца. Действующий Устав колледжа утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 июня 2011 г. № 532. В Устав колледжа вносились изменения Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 66 и Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 349.
7 предметно-цикловых комиссий колледжа являются основными организационными и творческими подразделениями в структуре образовательного учреждения и представляют собой обязательные организационные и методические объединения преподавателей. Основные направления их деятельности: методическое обеспечение образовательного процесса, обновление и совершенствование учебно-программной документации и учебной литературы; разработка рабочих учебных программ, фондов оценочных средств, учебно-методических комплексов на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО); построение учебно-воспитательного процесса с учётом его творческой направленности; внесение обоснованных творческой спецификой изменений в содержание подготовки специалистов; совершенствование педагогического мастерства и повышение профессиональной квалификации преподавателей; выбор форм и организация методической работы; обеспечение преемственности педагогических традиций и оказание помощи молодым преподавателям; изучение и рецензирование учебно-мето-
дической литературы; распределение учебной нагрузки преподавателей; планирование и выбор форм организационно-воспитательной работы. Форма освоения основных образовательных программ — очная. Срок обучения — 3 года 10 месяцев.
Подготовка по аккредитуемым специальностям осуществляется как на базе основного общего образования так и на базе среднего (полного) общего образования, в соответствии с требованиями ГО С СПО и ФГОС СПО. Курский музыкальный колледж-интернат слепых имеет договоры приёма на обучение с Воронежской государственной академией искусств (2013 г.), Государственным специализированным институтом искусств (в 2013 г. преобразован в Государственную специализированную академию искусств (г. Москва) (1996 г.), Курским государственным университетом (2012 г.).
Приём в колледж осуществляется на конкурсной основе, по результатам вступительных экзаменов, в соответствии с Порядком приёма в средние специальные учебные заведения, разработанным Министерством образования и науки Российской Федерации. Подготовка контингента обучающихся осуществляется за счёт средств бюджетного финансирования и определяется контрольными цифрами государственного задания на основе конкурса, который проводится Министерством образования и науки Российской Федерации.
Комплексная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях Курского музыкального колледжа-интерната способствует их успешной социализации и интеграции с обществом. Выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования обеспечивает современное качество выпускников.
Список литературы
1. Перфильева Л. В. В Курске поют не только соловьи // Газета «Русский инвалид». 05.1995.
2. Акимов Б. Б. В людях я ценю преданность и любовь к делу, которому они служат... // Культурное наследие России. 2013. № 1.
3. Государственный архив Курской обл. Ф. Р-203. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2, 21-22.
73
from the history of the kursk music college boarding school for the blind
Gritsenko Aleksandr Vladimirovich,
Postgraduate,
Academy for Retraining Arts, Culture and Tourism, 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
This article is about the history of the Kursk Music College boarding school for the blind, which is the only State educational institution of secondary vocational education on the territory of Russian Federation and CIS countries and deals with the musical education of the visually impaired. Keywords
Kursk Music College boarding school for the blind, secondary vocational education, the field of culture and art, invalids on sight, rehabilitation and education of blind musicians.
74