102І ОБЩЕСТВО
ЖИВАЯ РОССИЯ ш ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (60) 2007
В Армавире, в Краснодарском крае, есть единственная в России специальная музыкальная школа для слепых и слабовидящих детей. Одному из ее учеников, Олегу Аккуратову, специалисты прочат мировую известность.
““ Голос сердца
Олегу Аккуратову специалисты прочат мировую славу
Прозрение
Армавирская специализированная музыкальная школа для слепых и слабовидящих детей была основана в 1989 году по инициативе слепого преподавателя музыки Алексея Ивановича Сухорукова. 18 лет назад еще очень осторожно говорили о том, что инвалиды имеют право на равное существование с обычными людьми. На конкурсах и фестивалях больные дети не выступали. Члены жюри конкурсов разводили руками: «Как оценивать незрячих детей? Зачем омрачать фестивали?» На это директор армавирской музыкальной школы Александра Кирилловна Куценко отвечала: «Наши дети конкурентоспособны, оценивайте степень их профессионализма».
Принято думать, что у людей, одно из чувств которых атрофировано, обострены другие. Но в жизни далеко не всегда бывает так, как у Короленко в «Слепом музыканте». У инвалида, тонко слышащего музыку, может страдать память, логика, координация движений. Основная проблема незрячих детей — это мышление. В армавирской школе много ребят с ДЦП — в это учебное заведение принимают всех без исключения. Сначала ребенок целый год посещает только групповые занятия — хор, сольфеджио, ритмику, слушание музыки. Потом опытные педагоги определяют, насколько будущий музыкант перспективен, и выбирают для него специальность.
Незрячие и слабовидящие дети, как правило, статичны, скованы, зажаты. Чтобы раскрепостить слепого ребенка за фортепиано, нужно не менее двух лет. «Музыка способствует развитию незрячих детей. Мы берем
всех, но дети разные. Так, Костя Иванов до последнего своего дня пребывания в стенах школы натыкался на углы. А вот Насте Чениб достаточно было один раз пройти по комнате, и она быстро овладевала пространством», — рассказывает директор Александра Куценко.
В армавирской школе обучаются дети из Республики Адыгея и Краснодарского края.
На стене в фойе — памятные фотографии учеников школы. Вот Олег Аккуратов и Нафи-сет Чениб с Монсерат Кабалье, на другой фотографии — Костя Иванов с папой Римским, на третьей — юные дарования с Владимиром Путиным.
«Нам очень помогает фонд «Мир искусства». Этот фонд добился того, чтобы наши де-
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (60) 2007
ти пели в хоре ЮНЕСКО. В разные годы восемь учеников школы выступали в составе хора. Они побывали в Италии, Лондоне, Москве, Питере», — рассказывает Александра Кирилловна.
Не так давно ученица школы Ольга Грачева на 2-м Международном конкурсе для незрячих музыкантов в Курске заняла второе место (первое не присуждали). В 2005 году Олег Аккуратов стал лауреатом Всекубанского референдума «Человек года», проведенного газетой «Вольная Кубань». В 2006 году лауреатом этого же конкурса стала Нафисет Чениб.
У этой слепой девушки — чудный голос. Сегодня она учится на вокальном отделении Краснодарского музыкального колледжа им. Римского-Корсакова вместе со зрячими музыкантами. Баянист Костя Иванов, стипендиат Министерства культуры РФ, стал студен-
Первые преподаватели Олега — Михаил Абрамович Медведев, Татьяна Оганесовна Карапетян и директор школы Александра Кирилловна Куценко
том Курского музыкального училища для незрячих. Олеся Гринько учится в Москве, в Институте искусств для инвалидов. Знания и навыки, полученные в школе, позволяют выпускникам успешно учиться и в средних, и в высших учебных заведениях страны. «Это для нас самая высокая оценка», — говорит Александра Куценко.
«Плохие не задерживаются»
Молодежь с консерваторским образованием в Армавир возвращается редко, поэтому в школе очень остро стоит кадровый вопрос — здесь всего 36 преподавателей. Средний возраст педагогов — 40 лет. Заработная
плата низкая. Работая на две ставки, педагог может получать 3-5 тыс. руб. по единой тарифной сетке. Но все педагоги в этой музыкальной школе увлечены своим делом. «Плохих не держим, точнее, они сами не задерживаются, — объясняет Александра Куценко. — К примеру, завуч Любовь Васильевна Тимченко, многодетная мама, сама прочувствовала, что значит иметь ребенка-инвалида. Очень профессиональный человек. В школу пришла работать после окончания консерватории».
Сама Александра Кирилловна Куценко — заслуженный работник культуры России, режиссер по образованию. Окончила Восточносибирский государственный институт культуры, работала заведующей отделом культуры
Часто мастер-классы Олега Аккуратова проходят в Москве и за границей
райисполкома города Армавира, при реорганизации исполкома ее перевели на другую работу — директором музыкальной школы. Недавно Александру Кирилловну наградили медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани». У нее взрослый сын Иван и две внучки — Дарья и Катюша.
Отличие этой школы от других в том, что здесь введен обязательный предмет—рель-ефно-точечная нотная система Брайля. С ее помощью читают незрячие дети, а для слабовидящих обычные ноты увеличивают на ксероксе. Все преподаватели школы владеют нотной системой Брайля. В ней ноты и музыкальные ключи записываются шестью точками в разных комбинациях, и в начале текста стоит особый знак, указывающий октаву.
Часть музыкальных произведений школа получает от издательства «Логос». Другие сочинения педагоги переводят сами на брайлевской печатной машинке, а затем на специальном точечном принтере. Принтер устарел, но никто не знает, существует ли современная модель.
У педагогов школы очень много научных, методических и практических наработок. «Если где-нибудь в России кто-нибудь захочет открыть подобное учебное заведение, можем помочь, — говорит Александра Куценко. — Нам также было бы интересно сотрудничество с социально-педагогическими институтами, у них — теория, у нас — практика».
Школа человечности
В музыкальной школе—идеальная чистота. Мы идем по длинному коридору. В актовом зале—большой концертный рояль, это пода-
Аккуратов и знаменитости. На фото: певица Раиса Саед Шах (слева) и Людмила Гурченко
с мужем
рок школе санкт-петербургского губернатора Валентины Матвиенко. «Матвиенко слышала Олега в Германии», — с гордостью поясняет директор.
Само здание музыкальной школы выполнено по типовому проекту. Рядом — интернат для слабовидящих детей, там дети живут. До двух часов — обычная школьная программа, обед, потом — занятия музыкой. После ребятишки остаются в музыкальной школе выполнять домашнее задание. Таким образом, здесь проводят почти весь день. Свободных классов не хватает. «Я на свой страх, вопреки запретам пожарных, разрешила выставить пианино в коридорах. Мы задыхаемся, нам нужны дополнительные площади, нужна реконструкция. Острая необходимость — мультимедийное оборудование, надо переходить на современный технический язык. Разве можно с таким оборудованием работать?» — сокрушается директор.
У школы есть автомобиль «ГАЗель», подаренный Юг-Банком. Автобус Александра Кирилловна покупать не хочет, ведь тогда потребуется гараж, техобслуживание, водители высшей категории—а это все деньги, которых нет.
Конечно, школе необходимо особое финансирование. «Теоретически это возможно,
— говорит директор. — Но проблема в том, что аналога такой школы в России не существует. Потребуются тонны бумаг для создания новой системы финансирования специально для нашей школы. Мы вам тут сейчас нажаловались, но по возможности нам и город помогает, и край. Мы всем очень благодарны».
Все гениальное — сложно
Гордость школы — Олег Аккуратов. Говорят, что он должен стать великим музыкантом.
Александра Кирилловна отмечает огромную работоспособность этого парня. Олег очень много трудится самостоятельно. Совсем недавно Олег Аккуратов выступил на Первом международном конкурсе имени Веры Ла-тар-Шевченко. Председателем жюри был Паскаль Девуайон, в оргкомитет входил Михаил Плетнев. Конкурс делился на две части: основной и юношеский (до 18 лет). Слепой школьник принимал участие в юношеском конкурсе, получил диплом II степени.
Олег родился в поселке Моревка Ейского района. Родители разошлись, когда он был совсем маленьким. Слепого от рождения малыша взяли на воспитание бабушка и дедушка с папиной стороны, пытались лечить. Возили в Краснодар, Ростов-на-дону, Москву. Врачи подписали приговор: видеть не будет никогда. Бабушка и дедушка воспитывали мальчика, много сил отдали его развитию. В годик Олег начал разговаривать, чуть позже
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (60) 2007
стал пересказывать сказки и декламировать стихи. Дедушка Игорь Борисович любит старые песни, часто слушает пластинки с записями Утесова, Шаляпина. Когда четырехлетний ребенок подошел к пианино и, ничего не видя, наиграл только что услышанную мелодию, удивлению стариков не было предела. Бабушка Вера Андреевна отвела ребенка в местную музыкальную школу, ее догадки подтвердили, но помочь в развитии таланта не смогли. Не было методик для занятий со слепыми детьми. Кто-то рассказал, что в Армавире есть спецшкола, и дедушка с внуком отправились туда.
В музыкальной школе директор Александра Куценко собрала преподавателей на прослушивание ребенка. Белокурый малыш встал у рояля и со всей серьезностью объявил: «Первый фортепьянный концерт Петра Ильича Чайковского, близкого друга Рубинштей-
на!» Все засмеялись. И пятилетний малыш, не знающий нотной грамоты, пытался повторить сложнейшее произведение в доступном для его крошечных рук изложении. Смех оборвался, всем стало понятно, какой огромный талант в этом ребенке. Тогда Олегу было всего пять лет, а в музыкальную школу принимали с семи. Решили, что педагоги сами будут ездить к Олегу в Моревку. И ездили целый год. Правда, не очень часто, все-таки расстояние
— 500 километров. Учителя выезжали из Армавира утром, прибывали в Моревку под вечер, занимались с мальчиком, утром проводили еще одно занятие и возвращались в Армавир. Олега приняли в музыкальную школу в 6 лет в виде исключения.
Олегу сейчас 17 лет, процесс мутации — позади, но пока нельзя дать точного определения его голосу. Самому Олегу очень нравится, когда говорят, что у него баритональный тенор. С ним много занимаются вокалом, рас-
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (60) 2007
порядок дня расписан по минутам. Классика
— это его каждодневная задача, но душа его тянется к джазу. В этой сфере Олегу помогает известный джазмен — Михаил Моисеевич Окунь. Он играет в оркестре имени Олега Лундстрема и преподает в Государственном музыкальном колледже эстрадного и джазового училища.
В 2005 году Олег участвовал в российском джазовом конкурсе «Рояль в джазе». Получил Гран-при как исполнитель и первое место за импровизацию и аранжировку. Между всем этим Олег умудряется сочинять музыку.
Легко ли растить ребенка-гения? «С одной стороны, с ним легко, это интересный музыкальный ребенок, но у каждой медали есть обратная сторона, — говорит Александра Куценко. —Журналисты пишут только о достижениях, «мелочи» обычно опускают. Олег—инвалид по зрению. Он должен принимать участие в конкурсах, фестивалях, посещать мастер-классы, а это поездки — в Москву, за границу. С прошлого года каждый месяц Олег Аккуратов получает стипендию от краевой администрации — 500 рублей. Когда нам необходимы деньги на поездки или на участие в конкурсе, мы обращаемся к Геннадию Чехлову, гендиректору ООО «Фора-Фарм». Большое спасибо Департаменту культуры администрации Краснодарского края, который финансирует обучение Олега. Мы участвуем в реализации программы «Дети Кубани». Функции соповодыря обычно выполняет наш педагог, сопровождающий мальчика в поездках. Педагоги у нас в основном — женщины. В поездках на хрупкие женские плечи приходится возлагать два багажа, музыкальные инструменты, да и самого парня. И потом все одаренные, отмеченные гениальностью люди — интроверты, они требуют особого внимания. В Олеге тоже это есть. Ему необходима свобода и одновременно — ненавязчивое обслуживание. Кроме жилья, требуется персональный секретарь, который бы следил за мальчиком, кормил, одевал. Олег сейчас занимается по программе консерватории. Но ему необходимы клавиры концертов Бетховена, Моцарта, переведенные с плоскопечатного шрифта на язык Брайля». Недавно в Армавир приезжали немцы. Снимали документальный фильм об Олеге. Предложили забрать мальчика в Германию, там у него будет все: и обслуживание, и комфорт. Правда, за рубежом ему придется работать, а не учиться. Вице-губернатор Краснодарского края Галина Золина обещала лично проследить за судьбой Олега и помочь ему. По ее убеждению, у Олега все будет хорошо.
На языке музыки
Мы встретились с Олегом в кабинете Александры Кирилловны. Высокий светловолосый парень ищет мою руку. Его ответы искренни и немногословны:
— Какие предметы любишь в школе?
— Люблю литературу, русский язык, историю.
— Твои предпочтения в музыке?
— В музыке я люблю все: Баха, Шопена, Моцарта, Бетховена.
— Каких композиторов предпочитаешь исполнять?
— Баха.
— Что для тебя музыка? Как ты ее определяешь?
— Музыка — это мой язык.
—Когда ты выходишь на сцену, о чем или о ком ты думаешь?
— Если я выхожу на сцену, я пою и играю для зрителя и думаю о нем.
—Ты часто встречаешься с разными знаменитыми людьми. Встреча с какой знаменитостью произвела на тебя большее впечатление?
— Да все знаменитости произвели впечатление. Я всех помню. Я пел в хоре ЮНЕСКО. Мы все время с кем-нибудь выступаем. С Гуа Даньо, Хосе Каррерасом, Паатой Бурчу-ладзе. С дирижерами Виктором Поповым, Юрием Темиркановым. Я выступал с Кристофером Элтоном, Хемишем Милном, с Монсе-рат Кабалье пел, с Эвелин Глене.
—Как у тебя с иностранными языками?
— Одна девчонка подарила мне самоучитель итальянского. Я начинал его учить. Пока оставил это занятие, но у меня с языками нормально. А вы знаете иностранные языки?
—Да, я знаю языки.
Совершенно неожиданно для меня Олег
перешел на английский. У него идеальное произношение.
— Олег, а какой ты представляешь себе Александру Кирилловну?
— Я знаю ее очень давно. Она меня любит и уважает.
—А ты любишь?
— Да. Я тоже ее люблю.
Неожиданно в разговор вступает Александра Кирилловна:
— Олег, какой ты себе представляешь Саиду? — попробуй описать. Можешь взять ее за руку.
Мальчик протягивает руку, медленно касается пальцев, проводит рукой по всей кисти, затем смеется и говорит:
— Вы альтовая.
— Олег, спой нам сейчас, пожалуйста, — просит Александра Кирилловна.
Мальчик с охотой исполняет музыкальную композицию на стихи Есенина. Поет чисто, легко, светло. Музыку он написал сам. Однажды Олег заболел и Александра Кирилловна забрала его к себе домой, лечить. Вечером, чтобы развлечь больного, стала читать Есенина «Сыплет черемуха снегом». Олег туже сочинил мелодию. У него есть циклы романсов на стихи Жуковского, Фета. Он очень любит Лермонтова, Есенина. Александра Кирилловна достает аккуратную папку с нотами. В файлах — сочинения Олега Аккуратова. «Детство», «Поездка к морю», гимн «Филантроп», соната «Жаворонок», «Воспоминание о джаз-ралли» — всего 24 произведения. «Сами понимаете, хотелось бы издать сборник Олега, мы это обязательно сделаем», — обещает она. Недавно он встретился с Людмилой Гурченко, она предложила вместе спеть «Тишина за Рогожской заставой». У меня возникает вопрос:
— Олег, вот я альтовая, а Гурченко — она какая?
— У нее голос еще ниже, чем у вас.
— С кем ты дружишь?
—Да есть у меня подружка. Я родился в октябре, а она в марте, ее зовут Юля Цимбало-ва. Я люблю с ней поговорить.
— Олег, какие у тебя планы на будущее?
— Я хочу поступить в консерваторию. Пока не решил, куда — в Новосибирск или Москву. Буду заниматься классикой, но джаз не брошу.
— Больше ни о чем не мечтаешь?
— Нет. (Парень опускает голову.) Нет у меня никаких особых мечтаний.
— Олег, неправда, ведь твои мечты сбываются. Ну вспомни, как ты хотел сыграть с Игорем Бутманом, с Алексом Ростоцким, — вмешивается Александра Кирилловна. — Как же нет мечты?
— Ну, если честно, о встрече с Гурченко я не мечтал, это как-то само получилось. Ш