ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
международный симпозиум «социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому
развитию личности»
5-8 октября 2015 года в Москве по инициативе и при финансовой поддержке Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», при деятельном участии соор-ганизаторов - Московского государственного института культуры, Российской государственной специализированной академии искусств, Центра социокультурной анимации «Одухотворение» - состоялся Международный симпозиум «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности». Публикуем отдельные статьи участников симпозиума, которые полностью вскоре будут представлены в сборнике научных трудов.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
Александр Николаевич ЯКУПОВ,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, ректор Российской государственной специализированной академии искусств, г. Москва e-mail: [email protected]
В статье дан аналитический обзор становления в России учреждений по реабилитации средствами искусства людей с различными физическими ограничениями (глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, страдающих дефектами опорно-двигательного аппарата) - путем приобщения к различным видам художественного творчества. Подробно охарактеризованы достижения Российской специализированной академии искусств, единственного в мире вуза данного профиля. Сформулированы краеугольные методологические положения, которые определяют содержание и методы учебной, воспитательной, творче-ско-производственной и научно-исследовательской деятельности Академии. Обозначены проблемы, которые предстоит решить для повышения эффективности реабилитации инвалидов средствами искусства и овладения ими художественно-творческими профессиями. С этой целью обоснована потребность создания единого федерального образовательного Центра искусств для детей и молодежи, страдающих физическими недугами.
Ключевые слова: реабилитация инвалидов, инклюзивное образование, творческая одаренность, личностный фактор, комплексный подход, Российская государственная специализированная академия искусств.
SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION IN THE CONTEXT OF SPECIALIZED EDUCATION OF DISABLED PERSONS IN RUSSIA
A. N. Yakupov, Full Doctor of History of Arts, Honored Worker of Arts of the Russian Federation, Rector of the Russian State Specialized Academy of Arts (RSSAA) e-mail: [email protected]
In article author presented analytic review of formation in Russia of establishments on rehabilitation by means of art of people with various physical restrictions (deaf and hearing-impaired, blind and visually impaired, suffering from defects of the musculoskeletal device). Also author was characterize achievements of the Russian State Specialized Academy of Arts (RSSAA), the only thing in the world of higher education institution of this profile, the major methodological provisions which determine the content and methods of educational, educational, creative and production and research activity of academy. The author draws attention to the problems which should be solved for increase of efficiency of rehabilitation of disabled people means of art and mastering art and creative professions and substantiates demands of creation of the uniform federal educational Center of arts for children and the youth having physical illnesses.
Key words: rehabilitation of disabled person, inclusive education, creative talent, personality factor, integrated approach, The Russian State Specialized Academy of Arts (RSSAA).
Среди направлений современной социальной политики России приоритетное значение имеет направление, связанное с оптимизацией социально активной деятельности граждан, страдающих различными хроническими недугами и физическими ограничениями (как взрослых, так и детей). Ведь, согласно данным, приведенным в одном из выступлений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец, количество инвалидов в России в 2013 году составило 12 млн. 850 тыс. человек. Очевидно, что в такой ситуации исключительно актуальными становятся вопросы социальной реабилитации людей, составляющих определенную часть населения нашей страны, в которой есть и немало истинных талантов.
Особую, можно даже сказать - приоритетную роль в этом случае получает образовательная практика, призванная создать условия для полноценной реабилитации людей с физическими ограничениями и их интеграции в общественную жизнь, при условии обеспечения безбарьерной среды их деятельности.
В жизни людей с ограниченными физическими возможностями искусство играет колоссальную роль. Восприятие, изучение, создание художественных произведений - всё это не только расширяет внутренний мир личности - духовный и эстетический, но и даёт возможность людям с физическими ограничениями осознать полноту личной сопричастности к общечеловеческим ценностям. В связи с этим можно говорить не только о благотворном воздействии искусства на жизнь инвалидов, но и о существенном вкладе, который сами инвалиды способны привнести в культуру, поскольку среди них много художественно (профессионально) одаренных людей.
Предоставляя человеку с ограниченными возможностями здоровья возможность реализовать свой творческий потенциал и обрести профессию в той или иной области искусства, государство решает и другую важнейшую задачу - полноценной социальной реабилитации людей-инвалидов, которые благодаря этому становятся полезными и активными членами общества. В результате жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья не замыкается в пределах инвалидного социума, а становится насыщенной, неотделимой от многообразия окружающего мира.
Между тем приходится констатировать, что существующие в настоящее время в Российской Федерации коррекционные школы, которые специализируются на воспитательной и учебной работе с детьми-инвалидами, не создают необходимой в отечественном образовании полноценной системы социальной реабилитации детей с различными физическими ограничениями.
Охарактеризуем существующие в нашей стране очаги художественно-творческой реабилитации инвалидов.
о специализированных образовательных учреждениях сферы искусства
Учреждения довузовской профессионально-творческой подготовки художественно одаренных молодых людей, имеющих инвалидность, появились сравнительно недавно. Назовем их.
Первая в России специализированная музыкальная школа для слепых и слабовидящих детей была открыта в 1989 году в Армавире. Инициатором ее создания и бессменным до сего времени директором является Александра Кирилловна Куцен-ко, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Под ее руководством
работа здесь начиналась с нуля и носила характер эксперимента, так как это была единственная в России музыкальная школа для детей с проблемами зрения, работающая по существующим типовым учебным планам. Ныне в ней обучается 310 детей, в том числе 100 инвалидов из Краснодарского края и Республики Адыгея. С 1993 года здесь же учатся и дети с нормальным зрением.
Принцип совместного обучения здоровых детей и детей-инвалидов является основополагающим в работе данной школы. Благодаря этому успешно решаются проблемы реабилитации детей-инвалидов через музыкальное творчество. При этом особое внимание уделяется коллективному музицированию как наиболее эффективной форме безбарьерной социальной адаптации инвалидов.
Решаются и задачи профессиональной ориентации одаренных учащихся. За 25 лет работы школы 74 ее выпускника продолжили обучение в музыкальных училищах страны. Многие учащиеся являются неоднократными победителями краевых, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, которые проводятся не только среди детей-инвалидов, но и среди здоровых детей. Воспитанники школы, в том числе инвалиды, - непременные участники концертов, международных благотворительных акций, проводимых Фондом «Мир искусства» во многих странах.
Другим образовательным очагом, заслуживающим внимания, является техникум Московского реабилитационного центра для инвалидов, который был создан в 1979 году. Знаменательна его история, связанная с открытием Психоневрологического интерната № 32, который, во исполнение Указа Президента России от 16 сентября 1992 года N 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики», в 1992 году был преобразован в Научно-практический реабилитационный центр для инвалидов, год спустя начавший и образовательную деятельность в статусе среднего учебного заведения, готовившего специалистов декоративно-прикладного искусства, живописцев и дизайнеров издательского дела.
Занятия в техникуме проводятся в аудиториях, оснащенных современным оборудованием, специализированной техникой, в том числе мультимедийной. Практические занятия проходят в учебно-производственных мастерских, оборудованных в соответствии с моделью производственной фирмы по профилю специальности студента. Практику студенты проходят тут же - в мастерских Центра, а также в различных учреждениях, хозяйствах и на объектах города.
В техникуме преподают высококвалифицированные специалисты, среди которых 3 кандидата наук, 27 преподавателей высшей и первой квалификационной категории, 5 преподавателей - члены Союза художников России. Главные принципы воспитания, обучения и развития учащихся нацелены здесь на пробуждение у них творческих и интеллектуальных способностей, стремления к самовыражению и достижению высоких творческих результатов в практической деятельности.
Межрегиональный центр (колледж) реабилитации лиц с проблемами слуха (г. Павловск Ленинградской области). В 1965 году тут возникло уникальное учебное заведение - политехникум Ленинградского восстановительного центра Всероссийского общества глухих (ЛВЦ ВОГ). Его создателем был Иосиф Флорианович Гейль-ман, сын глухих родителей. Семейная художественно-интеллектуальная среда существенно повлияла на его развитие. После войны он создал в Ленинграде при Доме культуры ВОГ художественную студию, в которой учились талантливые глухие юноши и девушки со всего Союза. Благодаря организаторским способностям руководителя изостудия со временем превратилась в ЛВЦ ВОГ, который не только
давал своим учащимся образование, но и предоставлял им возможность работать на собственной производственной базе - учебно-производственном предприятии, приносившем благодаря государственным заказам немалую прибыль.
Благодаря этому Ленинградский восстановительный центр Всероссийского общества глухих строил дома для сотрудников и обеспечивал работой многих своих выпускников. В типографии УПП издавались книги, словари жестов и разнообразная методическая литература.
Молодые люди, имевшие инвалидность, получали на разных отделениях политехникума хорошее образование и обретали различные профессии - художника-оформителя широкого профиля, организатора культурно-просветительной работы для домов культуры ВОГ, бухгалтера, сурдопереводчика, юриста, радиомонтажника, печатника, переплетчика. Наиболее талантливые, целеустремленные воспитанники получали высшее образование и добивались в жизни больших успехов.
Курский музыкальный колледж-интернат слепых - единственное в России федеральное образовательное учреждение среднего музыкального образования для молодежи с патологией зрения. Знаменательна его история: основанное в 1945 году как музыкальная школа для воинов, ослепших в годы Великой Отечественной войны, оно было в 1954 году преобразовано в музыкальное училище-интернат для слепых, и в течение последних десяти лет это образовательное учреждение существует в статусе колледжа. В колледже осуществляется подготовка студентов по специальностям «Искусство музыкального исполнения», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование». В его стенах путёвку в творческую жизнь получили более чем две тысячи человек - солистов музыкально-эстрадных объединений и филармоний, руководителей коллективов художественной самодеятельности.
Как видно из приведенного обзора, единой системы профессионального творческого образования различных категорий молодых людей, имеющих физические недостатки, пока не существует. Единственная музыкальная школа в Армавире, действующая в пределах своего региона, естественно, не меняет общей картины.
Между тем назрело создание такого образовательного учреждения, перед которым была бы поставлена задача специального обучения одаренных детей-инвалидов как будущих специалистов сферы искусства, прежде всего музыкантов.
Это необходимо, с одной стороны, потому, что, как хорошо известно, будущего специалиста-музыканта надо с детства учить профессионально. Если же начинать эту работу на уровне среднего образования, а тем более, в вузе, то достичь высокого уровня мастерства крайне затруднительно - из-за того, что неизбежна существенная реорганизация начальных навыков игры на музыкальном инструменте или вокализации.
Кроме того, этот сложный процесс, весьма проблематичный для вполне здорового учащегося музыкального училища или студента консерватории, несомненно, окажется гораздо более трудным для молодых людей, имеющих какие-либо физические ограничения. И это совершенно естественно, поскольку даже незначительные изменения в структуре сложившихся с детства исполнительских или певческих навыков приводят, как правило, к большим психическим перегрузкам.
С другой же стороны, начинать как можно раньше творческие занятия с данной категорией детей особенно важно потому, что физические ограничения зачастую не позволяют им проявить свои способности, которые глубоко скрыты под внешним видом такого ребенка, подростка.
Следовательно, необходимо создать такое образовательное учреждение, подобное существующим в России специальным школам-одиннадцатилеткам, в котором одаренные дети-инвалиды получали бы необходимое им развитие способностей и профессионально ориентированное образование.
И, конечно, такие школы должны существовать в единой трехзвенной системе «школа - училище - вуз», целесообразность которой доказана всей предшествующей практикой российского художественного образования.
В нашей стране ныне действует и единственный в мире (!) художественный вуз - Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ), преобразованная в 2013 году из Государственного специализированного института искусств (ГСИИ) (Приказ Рособрнадзора № 685 от 19.07.2013 года, п. 8.), который существовал в Москве в качестве учреждения высшего профессионального образования с февраля 1990 года, начав свою деятельность как структурное подразделение Всесоюзного центра творческой реабилитации инвалидов.
Этот Центр был создан по инициативе двух удивительных личностей, подлинных энтузиастов заботы о людях, имеющих физические ограничения, - театральных педагогов Андрея Витальевича Мекке и его супруги Ольги Сергеевны Романовской. Большую помощь в его организации оказало правительство страны. Так, о создании Центра было сообщено в Постановлении Совета Министров СССР № 146 «О создании Всесоюзного Центра творческой реабилитации инвалидов», в ноябре того же года вышел Приказ Министерства культуры СССР № 340 «Об организации специализированного института искусств Всесоюзного центра творческой реабилитации инвалидов», а 16 ноября 1991 года был зарегистрирован Устав ГСИИ, и ему было предоставлено превосходное здание (Москва, Резервный проезд, дом 10/12).
Немало этому содействовали и многие видные деятели культуры Советского Союза, в частности народные артисты СССР Н.Н. Губенко, В.А. Этуш, композитор А.Н. Пахмутова, поэт Н.Н. Добронравов, кинодраматург Р.И. Ибрагимбеков и другие.
В декабре 1991 года Центр перешел в подчинение Министерства культуры РСФСР и был переименован в Российский международный центр творческой реабилитации инвалидов, а Институт сохранил свое особое наименование. Однако ввиду изменений в законодательстве Институт не мог далее функционировать в качестве структурного подразделения Центра, и поэтому распоряжением Председателя Правительства РФ от 15 января 2004 года № 55-р был преобразован в федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный специализированный институт искусств».
На протяжении всех лет в создании Всесоюзного центра творческой реабилитации инвалидов и Государственного специализированного института искусств активное участие принимали такие организации, как Фонд социальных изобретений СССР, Всероссийское общество инвалидов, Советский фонд милосердия и здоровья, Комитет по делам ветеранов и инвалидов Верховного Совета СССР, Советский Детский фонд, Академия педагогических наук СССР, Комиссия по делам ЮНЕСКО в СССР, Академия художеств СССР, Союз композиторов РСФСР, Союз кинематографистов СССР и другие.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ специализированной АКАДЕМИИ ИСКУССТВ (РГСАИ)
Главным направлением деятельности нынешней Академии является обучение творческим профессиям людей с ограниченными физическими возможностями. Эта специфика, повторим, делает вуз уникальным образовательным учреждением не только в нашей стране, но и в мире.
В Академии существуют три факультета: музыкальный, театральный и факультет изобразительного искусства. В настоящее время здесь работают высококвалифицированные преподаватели, среди которых немало выдающихся деятелей отечественного искусства: народные артисты Российской Федерации Е.К. Карельских, А.М. Ломоносов, К.П. Лисовский; заслуженные артисты Российской Федерации Б.А. Персиянов И.Г. Бродская-Карелина, А.О. Петерсон, И.И. Сенин, Ю.А. Сидоров, С.С. Сорокин; члены-корреспонденты Российской Академии художеств Российской Федерации О.Н. Лошаков и И.А. Полиенко, заслуженные художники Российской Федерации Е.Г. Болотских, Н.Е. Комаров, доктора искусствоведения М.И. Имханиц-кий, М.С. Филатова, М.М. Берлянчик и другие.
За двадцать лет существования, реализуя на практике идею инклюзивного образования, вуз накопил огромный опыт работы с творчески одаренными инвалидами. Его материальная база соответствует требованиям и вполне достаточна для обеспечения учебного процесса. Аудитории вуза оснащены современной аппаратурой, нужной для проведения занятий: в компьютерных классах, кабинете технических средств обучения, студии звукозаписи имеется необходимое техническое оборудование. Фонотека Академии обладает фондом звукозаписей, насчитывающим более 150 тыс. единиц и свыше 100 тыс. репродукций. Библиотека, фонды которой хранятся на бумажных и электронных носителях, включает большой объем текстовой литературы, в том числе нотной, записанной по системе Брайля. В помещении Академии имеются большой и камерный концертные залы, зал для театральных постановок и спектаклей учебного оперного театра.
РГСАИ - принципиально новый тип инклюзивного образовательного учреждения, в котором обучение инвалидов проводится в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, применяемыми в творческих вузах Российской Федерации. Полноценную их реализацию обеспечивают следующие факторы:
- высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, имеющий многолетний опыт работы с людьми ограниченных физических возможностей;
- множество достижений в области подготовки специалистов различных видов искусства;
- насыщенная, художественно богатая творческая жизнь вуза;
- современная материально-техническая база, обеспечивающая учебно-воспитательный и творческий процессы необходимыми средствами.
Таким образом, РГСАИ обладает реальной возможностью стать лидером в области профессиональной подготовки молодых людей с физическими ограничениями как специалистов различных видов искусства.
С момента своего основания коллектив вуза уделяет большое внимание научно-исследовательской и методической работе. Лишь за последние годы издано 17 мо-
нографий, сборников статей и учебных пособий. В разных журналах и сборниках опубликовано более 30 научных статей.
В настоящее время коллектив Академии работает над созданием современного научно-методологического обоснования своей образовательно-воспитательной и художественно-творческой деятельности, которая эскизно представлена ниже.
методологические основы профессионального образования инвалидов как специалистов различных видов искусства
В Российской государственной специализированной академии искусств за последние десятилетия сложилась самобытная школа творческого воспитания, образования и развития людей с ограниченными физическими возможностями. Профессорско-преподавательский состав вуза накопил огромный опыт работы, позволяющий определить краеугольные методологические положения, направляющие все стороны деятельности вуза.
Едва ли не основополагающим из них является установка на раннюю профессиональную ориентацию и персональное включение в художественно-творческую деятельность. Крайне важно, чтобы уже с первых дней занятий в РГСАИ студент не только активно проявлял свой творческий потенциал, но и получал действенную индивидуальную поддержку в реализации собственных намерений. При этом понятие «социальная независимость» индивида должно не только определять возможность чувствовать себя равным среди равных - и в малом, и в большом социуме, но и способность благодаря творческому труду противостоять тем ограничениям и болезням, с которыми ему приходится сосуществовать.
В научной литературе по проблеме социальной реабилитации инвалидов этим вопросам еще уделяется недостаточное внимание. Ряд краеугольных положений только начинает разрабатываться. Так, большой интерес представляют труды Ю.С. Моздоковой, которая правомерно считает одним из важнейших концептуальное положение о комплексном подходе к творческой реабилитации людей с физическими ограничениями. При этом она обращает внимание на то, что в современной научной литературе «одним из концептуальных инновационных положений социально-культурного развития личности является так называемая философия независимого образа жизни», которую, по ее мнению, можно считать «более совершенным направлением, чем реабилитация» (курсив наш. - А. Я) [5, с. 4].
Автор справедливо подчеркивает, что такая направленность работы с данной категорией населения должна существенно менять «качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности» [5, с. 4], а поэтому «важно, чтобы эта цель достигалась <...> за счет материально-экономических, организационных, психологических, педагогических и иных мер, позволяющих инвалиду приспосабливаться к переменам и, оптимально используя новую ситуацию, достичь подлинной социальной независимости» [5, с. 4].
Необходимой установкой в процессе художественно-творческой образовательной работы с физически ограниченными молодыми людьми является реальное выявление тех особенностей, которые присущи социально-культурной деятельности в целом, а именно: ее гуманистического, художественно-эстетического, культуросо-зидающего и развивающего характера.
Важным методологическим положением в овладении физически ограниченными людьми (особенно детьми и молодежью) тем или иным видом искусства, художественно-творческой деятельности является постижение духовной значимости искусства. Актуальность этого положения значительно возрастает ввиду того, что в бытующей практике художественного образования - от детских школ искусств до творческих вузов - этой основополагающей стороне искусства обычно уделяется мало внимания.
Необходимым также является системный подход к художественному развитию студентов РГСАИ в самом широком плане. Имеется в виду не только ознакомление, скажем, музыкантов с шедеврами изобразительного или театрального искусства, но и знакомство их с важными профессиональными особенностями этих видов художественного творчества. Уместно в этом плане напомнить известный тезис выдающегося отечественного психолога Б.М. Теплова о том, что «мир музыкальных образов не может быть до конца понят сам из себя» [11, с. 23].
С данным методологическим положением тесно связан комплексный подход, о котором пишет Ю.С. Моздокова: объединение «различных компонентов улучшения здоровья с оптимизацией социального статуса всеми возможными средствами» (курсив наш. - А. Я.) [5, с. 3].
Огромное значение также имеет положение об инклюзивном художественном образовании, что, как известно, предполагает совместное обучение детей, страдающих физическими недугами, и вполне здоровых творчески одаренных учащихся.
Совместные занятия по специальным дисциплинам не только на факультетах театрального и изобразительного искусства, но и на музыкальном факультете, причем даже в классе инструментальной игры, не говоря уже о репетициях ансамблей и оркестра, могут способствовать включению компенсаторных механизмов, значительно расширяющих творческие возможности студента, имеющего какие-либо физические ограничения.
К содержанию данного положения относится и реализация принципа мультикон-тактности, который выдвигает Ю.С. Моздокова, характеризуя особенности поведения и общения инвалидов в широком пространстве социокультурной деятельности [см.: 6, с. 25].
Разрабатывая основные методологические положения применительно к практике профессионального художественного образования инвалидов, следует также иметь в виду общие тенденции современной педагогики искусства.
Сегодня в этой образовательной сфере (да и в образовании подрастающего поколения в целом) все чаще на первый план выдвигается личностный фактор. Иными словами, речь идет о том, что воспитание личности - её морально-нравственных качеств, жизненных убеждений, эстетических вкусов и т.д. - в качестве необходимого структурного компонента должно входить в систему профессиональной подготовки специалиста сферы искусства.
При соблюдении этого непременного условия можно надеяться на то, что выбранное музыкальное произведение для концертного исполнения, роль в спектакле или сюжет для живописного полотна найдут адекватный отклик в душе и сознании молодого музыканта, актера, художника, что будет способствовать его полноценной творческой самореализации.
Сказанное позволяет сформулировать еще одно важное методологическое положение, которое мы обозначаем как необходимость индивидуальной мотивации темы творческого задания.
Вместе с тем, поскольку перед специализированными образовательными учреждениями сферы искусства ныне поставлена задача подготовки полноценно обученных музыкантов, певцов, актеров, художников, готовых к выполнению разнообразных функций в культурном социуме, следует с этой целью максимально использовать самые различные технологии - от эмпирически сложившихся и апробированных исторически до современных - инновационных, обоснованных достижениями науки и техники.
Поэтому, завершая настоящий раздел статьи, сформулируем концептуальное методологическое положение об использовании в процессе художественного образования студентов-инвалидов всего многообразия прогрессивных технологий и методов развития специальных способностей, формирования профессиональных умений и навыков, овладения компонентами творческого мастерства.
формы и результаты подготовки специалистов искусств В РГСАИ
В ходе осмысления названых выше принципиальных установок в РГСАИ разработаны и применяются на практике программы и специальные методики профессионального обучения слабовидящих, незрячих, слабослышащих и глухих студентов, а также молодых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В Академии сложились следующие формы профессионального образования инвалидов в различных видах искусства:
- слепые и слабовидящие получают высшее музыкальное образование, включающее широкий спектр специальностей: инструментальное исполнительство, музыкально-театральное искусство, музыкальная звукорежиссура; существует также специализация «артист эстрады»;
- глухие и слабослышащие студенты приобретают специальность «артист драматического театра»;
- на факультете изобразительного искусства высшее образование получают инвалиды по слуху и страдающие недостатками опорно-двигательного аппарата, которые специализируются в области живописи, графики, дизайна.
Многочисленные достижения студентов, выпускников и ассистентов-стажеров РГСАИ, их победы на международных конкурсах и фестивалях убедительно показывают, что наша страна занимает ныне лидирующее положение в сфере художественно-творческого образования людей с ограниченными физическими возможностями. Назовем некоторые яркие тому примеры.
Баянист Фидан Ахмедьянов (выпуск 2010 года) стал лауреатом восьми престижных творческих соревнований, в том числе: Всероссийского конкурса "Roland V-Accordion Festival" (3-е место, 2010 год); конкурса музыкантов-исполнителей в Чехии (1-е место, Прага, 2007 год); конкурса А. Пьяццоллы в Аргентине (1-е место, 2012 год); конкурса «Жемчужина Кубани» (1-я премия, 2007 год); конкурса «Молодые дарования» (побеждал ежегодно с 2006 года по 2009 год); конкурса на приз народного артиста Российской Федерации Анатолия Беляева (1-е место, 2007 год); конкурса в Ланчиано (Италия) на приз города (2-е место, 2009 год); конкурса в Ли-бертанго (Италия) (3-я премия, 2009 год).
Пианист Виталий Калицкий стал призером четырех творческих соревнований: Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени Я. Падеревского
(Польша, Люблин) - 3-е место, 2004 год; конкурса молодых музыкантов-исполнителей (Россия, Курск) - 2-е место, 2004 год; конкурса музыкантов-исполнителей (Чехия, Прага) - 4-е место, 2007 год; Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени Я. Падеревского (Польша, Люблин) - 1-е место, 2007 год; трижды удостоен почетных званий: «Лучший концертмейстер» Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени Я. Падеревского (Польша, Люблин, 2007 год); «Концертмейстер-лауреат» Международного конкурса «Звёзды больших городов» (Россия, Москва, 2013 год); «Концертмейстер-лауреат» I Международного конкурса-фестиваля молодежи «Творческий блицтурнир» (Россия, Москва, 2013 год).
Пианистка Елена Кухаренко трижды завоевывала лауреатские звания: на Международном конкурсе незрячих музыкантов в Курске (Гран-при, 2010 год); Международном конкурсе в Праге (1-е место, 2011 год); на конкурсе «Фестос»: в 2010 и 2011 годах - как исполнитель классической инструментальной музыки, в 2012 году - в качестве автора-исполнителя бардовской песни.
Более 90% выпускников Академии трудоустроены. Они работают по полученной специальности в различных творческих коллективах и организациях (в том числе в РГСАИ). Некоторые выпускники (Виталий Калицкий, Ольга Голубева, Светлана Лысенко, Олеся Гринько, Дмитрий Богатов, Дмитрий Бородаев и другие) продолжили профессиональное образование в аспирантуре и ассистентуре-стажировке родного вуза.
В РГСАИ создан единственный в мире Оперный театр для людей с ограниченными физическими возможностями (основатель и художественный руководитель -автор этих строк). Ежегодно в стенах РГСАИ проводится фестиваль "Viva opera!", на котором с большим успехом были представлены оперы «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Иоланта» П.И. Чайковского, «Муж за дверью» Ж. Оффенбаха, а также сцены из отечественных и зарубежных опер.
Огромный интерес публики вызывают спектакли Театра мимики и жеста «Не-дослов», существующего при РГСАИ с 2003 года. Участники этого проекта - талантливые глухие и слабослышащие актеры, окончившие театральный факультет Академии. Спектакли театра ориентированы как на слышащего зрителя, так и на глухого. «Недослов» дает регулярные представления в Москве на сцене Академии, гастролирует по России, является участником студенческих и профессиональных театральных фестивалей России («Протеатр», «Подиум», «Золотой витязь», «Музыкальное сердце театра») и США ("VSA" в Вашингтоне, "International Sign Language Festival" в Лос-Анджелесе), а также Канады ("Abilities Festival" в Торонто). В репертуаре театра спектакли: «Крылья даны всем», «Handmade (сделано руками)», «Прикосновение», «Справедливый разбойник», «Осторожно - нежное сердце», «Без права на ангела».
РГСАИ, совместно с Московской городской думой и Фондом «Музыкальный квартал», пятый год организует Международный парамузыкальный фестиваль, который проходит на крупнейших концертных площадках столицы (Центральный Академический Театр Российской Армии, Олимпийский комплекс «Лужники» и другие). В фестивале участвуют одаренные дети, подростки, молодые люди с инвалидностью из всех регионов России и ряда зарубежных стран (Аргентина, Италия, Испания, Китай и другие). На фестивале обычно представлены все жанры музыкального и театрального искусства - выступают солисты, хоры, ансамбли, оркестры, танцевальные коллективы, театральные труппы; сводный оркестр народных инструментов,
который состоит в основном из студентов РГСАИ. Последний фестиваль собрал около шести тысяч зрителей, его посетили видные государственные и общественные деятели.
РГСАИ регулярно организует художественные выставки, на которых экспонируются картины студентов и выпускников Академии. Выставки проходят в специализированных коррекционных заведениях, с 2006 года (ежегодно) - в залах Центрального Дома художника, Российской академии художеств (2010, 2012, 2013 годы). Видные отечественные мастера изобразительного искусства неизменно отмечают высокий профессиональный уровень выставленных работ.
РГСАИ, как уже было сказано, ведет целенаправленную научную и методическую работу по осмыслению накопленного в вузе уникального педагогического опыта. Его изучением, обобщением и распространением занимается созданный в 2013 году Центр по изучению проблем творческой реабилитации инвалидов средствами искусства, который осуществляет также издательскую деятельность вуза.
актуальные проблемы специализированного образования инвалидов и пути их решения
Несмотря на значительные достижения и мировое лидерство, дальнейшее совершенствование и развитие системы инклюзивного образования людей, имеющих физические ограничения, требует решения ряда насущных проблем, которые сводятся к следующему.
1. Опыт зарубежных стран показывает, что можно создавать необходимые условия для образования инвалидов в обычных учебных заведениях. Однако в данном случае возникает ряд трудностей, среди которых основными являются: 1) недостаточная подготовленность преподавателей к работе с людьми ограниченных возможностей; 2) необходимость повсеместного наличия таких специалистов; 3) отсутствие специализированного образования, методических пособий, рекомендаций и проч.
Следовательно, существует проблема подготовки педагогических кадров для работы в специализированных учреждениях среднего звена и для создания в перспективе филиалов РГСАИ в федеральных округах России. Для ее решения необходимо открыть соответствующие специализации в педагогических вузах, а также расширить подготовку вузовских кадров данного профиля через ассистентуру-стажировку и аспирантуру РГСАИ.
2. Поскольку количество детей-инвалидов с каждым годом неуклонно увеличивается (в 2013 году их число составило около 650 тысяч), нужно создавать многокомпонентную систему образования и реабилитации таких детей, в том числе путем увеличения роли образовательных учреждений искусства в этом процессе, что может способствовать наиболее эффективной реабилитации детей с органическими нарушениями здоровья. Так, существующие в Российской Федерации музыкальные школы и школы искусств (около 6 тысяч) и 157 колледжей (училищ), при условии создания в них адекватных условий, могли бы внести существенный вклад в решение задачи социально-культурной реабилитации инвалидов средствами художественно-творческой деятельности.
3. Назрела проблема усовершенствования имеющихся и разработки новых компьютерных технологий, приспособленных к нуждам людей с ограниченными возможностями, что позволило бы более широко применять их в области художественного образования. Так, необходимо создавать специальное оборудование, облегчающее восприятие информации слепыми людьми путем преобразования текстовой информации в голосовую, а также в обратном направлении - трансформации звучащей речи в печатный текст (для слабослышащих). Следует также сконструировать и распространить специальные устройства, позволяющие набирать тексты, в том числе нотные, по системе Брайля.
Актуально создание мобильных устройств, имеющих индукционную дугу, что позволило бы упростить коммуникацию между лектором и аудиторией глухих обучающихся, которая ныне осуществляется с помощью сурдопереводчиков путем перевода на жестовый язык. Это тем более важно потому, что такая форма общения требует больших расходов и не обеспечена достаточным количеством специалистов.
4. Назрела проблема приспособления библиотечного дела к потребностям инвалидов, решать которую можно путем приобретения специальных дорогостоящих компьютеров, оснащенных системой Брайля (стоимость около 450 тыс. рублей), что предоставит людям с нарушениями зрения возможность достойного получения информации.
5. Необходимость оптимизации издательской деятельности РГСАИ продиктована большой потребностью незрячих инвалидов в специализированных изданиях, выпущенных по системе Брайля, в том числе нового образца, а также расширением тематики изданий РГСАИ как головного вуза с учетом запросов подобных средних учебных заведений и самих учащихся-инвалидов.
6. Остается открытым вопрос использования так называемых пиратских программ, не имеющий в настоящее время официального решения. Согласно Марракешскому соглашению, инвалидам должен быть предоставлен беспрепятственный доступ к информации, однако данное решение не доведено ни до потребителей, ни до владельцев информации.
7. Проблемы организации досуга молодых людей, имеющих различные ограничения по здоровью, связаны зачастую с невозможностью попасть в существующие досуговые учреждения творческой направленности. Поскольку реабилитация инвалидов в большой мере зависит от свободного общения в молодежной среде, перспективно создание специализированных культурно-оздоровительных центров для инвалидов, в которые приглашались бы и вполне здоровые молодые люди, что создавало бы для первых безбарьерную среду общения.
8. Наблюдается необходимость централизации трудоустройства инвалидов, получивших профессиональное образование в области искусства. Возможно, например, создание при драматических театрах особых трупп неслышащих актёров. Перспективны организация специализированных ячеек в творческих объединениях художников, введение дополнительных групп в филармонических и концертных организациях, в которых могла бы осуществляться трудовая деятельность музыкантов с нарушением зрения, актёров с нарушением слуха и т.д.
9. Наконец, настало время широкого распространения опыта РГСАИ по оказанию психологической помощи инвалидам, активному внедрению арт-терапии в комплекс средств профессиональной реабилитации инвалидов.
перспективы развития в российской федерации специализированного образования людей с физическими ограничениями
С целью исключить опасность создания своего рода «резерваций» для инвалидов и вместе с тем учитывая специфику работы с людьми, имеющими физические недостатки, РГСАИ была создана как вуз особого типа, в котором совместно учатся инвалиды и обычные студенты. Идея инклюзивного художественного образования представляется, повторим, наиболее перспективной и эффективной, не имеющей аналогов в мире. Объединяя в своей деятельности два компонента - создание комфортной среды для инвалидов и обеспечение учебного процесса специализированными средствами, Российская государственная специализированная академия искусств представляет собой образовательное учреждение, в котором реализован самобытный российский путь профессионального образования инвалидов в области художественного творчества.
Однако развитие вуза еще не обеспечивает функционирования целостной системы подготовки одаренных инвалидов как квалифицированных специалистов искусства. Необходимо, по нашему мнению, создать единый Федеральный центр искусств для одаренных детей и молодежи с физическими ограничениями, в котором была бы реализована целостная система их профессионального художественного образования.
Эта система должна иметь надежный фундамент в виде общей установки на ранее приобщение одаренных детей-инвалидов к художественно-творческой деятельности, что предполагает непременное соблюдение целого ряда условий, которые можно определить в виде основополагающих теоретических принципов.
Назовем, прежде всего, принцип преемственности, который следует трактовать не только в узком смысле - как связь между несколькими этапами обучения, но и в широком понимании. Имеется в виду разносторонняя работа по передаче детям и молодежи с физическими ограничениями богатейшего опыта мировой культуры и отечественных достижений в области художественного образования, особенно музыкального.
Вся учебно-воспитательная деятельность предлагаемого Центра должна исходить из генеральной цели - воспитания современных высокообразованных специалистов, убежденных в приоритете нравственных, гуманистических и демократических идеалов общества, включая национальную и конфессиональную толерантность, высокий профессионализм, приверженность лучшим традициям отечественного и зарубежного художественного образования.
Эти цели диктуют необходимость решения целого комплекса практических задач, главными из которых, по нашему мнению, являются:
- внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, современных достижений отечественной и зарубежной науки - педагогики и психологии, физиологии и медицины, культурологии и искусствознания, проч.;
- создание самой благоприятной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала и самореализации личности человека, страдающего физическими недугами;
- обеспечение высокого уровня общекультурной и профессиональной подготовки учащихся и студентов - получения ими обширного комплекса разносторонних знаний, умений и навыков, в том числе социально значимых;
- разработка, апробация и внедрение специальных средств коррекции имеющихся у них физических ограничений, преодоления трудностей освоения образовательных программ, в частности путем сочетания групповых и индивидуальных занятий.
Для достижения поставленных целей и решения соответствующих задач необходимо создать трехуровневый образовательный комплекс, включающий специальную школу искусств, колледж искусств и вуз искусств в качестве преемственно связанных структурных подразделений.
При этом комплексе должен функционировать производственный блок, для того чтобы молодые специалисты различных видов искусства, воспитанные в Академии, могли бы начинать свою самостоятельную творческую деятельность.
В образовательном комплексе на первом уровне реализуются программы основного общего и дополнительного предпрофессионального образования, то есть в едином образовательном процессе совмещаются общеобразовательные занятия и обучение одному из видов искусства, которые проводятся на широком художественном фоне. Обучение здесь ведется с 5-го по 9-й классы.
На втором уровне, согласно требованиям Государственных образовательных стандартов, реализуются программы среднего профессионального образования по отдельным видам искусств - организуется обучение учащихся в 10-12-м классах.
На третьем уровне в специализированном вузе искусств реализуются программы бакалавриата, магистратуры и специалитета по видам искусств, а также существуют аспирантура и докторантура, ассистентура-стажировка для исполнителей.
Таким образом, общий срок обучения в специализированной школе искусств, включая среднее профессиональное образование, составляет 8 лет.
Итак, исходя из всего сказанного выше, представляется правомерным поставить вопрос о создании полноценной системы реабилитации и профессиональной подготовки инвалидов в сфере искусства путем организации на базе РГСАИ Федерального специализированного образовательного центра искусств для одаренных детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями, в состав которого могли бы войти:
- Специализированная средняя школа (колледж) искусств с интернатом;
- Российская государственная специализированная академия искусств с двумя общежитиями (для слабовидящих и колясочников; для обучающихся иных категорий инвалидности);
- Культурно-оздоровительный и досуговый комплекс, включающий:
1) театрально-выставочный зал для размещения Оперного театра-студии, театра-студии мимики и жеста, специализированного хореографического театра-студии для инвалидов-колясочников, парафилармонии;
2) картинную галерею;
3) спортзал;
4) фитнес-центр с бассейном;
5) зимний сад.
Филиалы такого Центра в перспективе могут быть открыты в восьми федеральных округах России. РГСАИ сумеет постоянно оказывать им необходимую методическую помощь, способствуя развитию эффективно действующей системы специализированной профессиональной подготовки творчески одарённой молодежи.
В этом плане следует равняться на впечатляющий пример создания в России оптимальных условий для профессиональной реабилитации и самореализации спортсменов с физическими ограничениями. Ярким подтверждением этого являются выдающиеся достижения российских участников XI Паралимпийских зимних игр в Сочи.
Оптимизируя накопленный опыт и совершенствуя создаваемую ныне материально-техническую базу, предлагаемый в настоящей статье Федеральный специализированный центр искусств на базе РГСАИ имеет все основания стать мировым лидером данного направления образования в сфере искусства.
Литература
1. Андрейкин А. А. Роль совместного коллектива для слышащих подростков и подростков с нарушениями слуха // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства : методическое пособие. - Москва, 2001. - С. 196-210.
2. Индолев Л. Н. Тем, кто в коляске и рядом с ними. - Пермь : Здравствуйте, 1995.
3. Истомин В. М. Незрячие музыканты-исполнители России. - Москва : Гомер, 1999.
4. Лукьянчикова Л. Н., Чабрина И. А. Ресурсы социокультурной работы. Экспериментальная практика Центра творческой реабилитации «Поллукс» // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства : методическое пособие. - Москва, 2001. - С. 163-195.
5. Моздокова ю. С. Интегративное взаимодействие механизмов реабилитации // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства : методическое пособие. - Москва, 2001. - С. 48-61.
6. Моздокова Ю. С. Некоторые подходы к проблемам социально-культурной реабилитации // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства : методическое пособие. - Москва, 2001. - С. 3-47.
7. Научно-методические проблемы преподавания в специализированном вузе искусств : сборник статей. Вып. 2. - Москва : ГСИИ, 2000.
8. Пермякова С. И. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов по зрению в Красноярском крае // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства : методическое пособие. - Москва, 2001. -С. 151-158.
9. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. - Москва : ИНИОН РАН, 2002. - С. 12.
10. Театр для глухих. Противоречия, проблемы, поиски : сборник статей / под ред. А. Мекке. - Ленинград : Восст. центр ВОГ, 1989.
11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961.