Научная статья на тему 'Научная и художественно-творческая деятельность студентов в вузе культуры'

Научная и художественно-творческая деятельность студентов в вузе культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куруленко Э. А., Курина В. А., Вохрышева М. Г.

В статье рассматриваются формы научной и художественно-творческой деятельности студентов академии культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY OF CULTURE

The article deals with the forms of scientific and artistic and creative activity of students of The Academy of Culture and Arts.

Текст научной работы на тему «Научная и художественно-творческая деятельность студентов в вузе культуры»

УДК 378

Э.А. Куруленко, В.А. Курина, М.Г. Вохрышева*

НАУЧНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются формы научной и художественно-творческой деятельности студентов академии культуры и искусств.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, научная деятельность, сфера искусств.

Национальный проект «Образование» ориентирован на внедрение инновационного мышления в практику высшего образования. Стремление усилить приток молодых, одаренных кадров в конкретную отрасль науки и практики, выявляя и поддерживая их на всех этапах вузовского и послевузовского обучения, определяет содержание научно-исследовательской и творческо-исполнительской деятельности Самарской государственной академии культуры и искусств, которая готовит специалистов для библиотечно-информационной, социально-культурной и художественной сфер деятельности с широким кругом специальностей (16) и специализаций (35). В структуре академии функционируют 5 институтов (социально-гуманитарный, культурологии и социально-культурных технологий, информационно-коммуникационных технологий, современного искусства и художественных коммуникаций, музыки), каждый из которых характеризуется своей образовательной и научно-творческой спецификой. Взаимодействуя друг с другом и ориентируясь на профессиональную подготовку с освоением широкого спектра гуманитарных дисциплин, они сохраняют и расширяют традиционный для вузов культуры и искусств университетский горизонт образования. Опыт совместного обучения и творческого сотрудничества студентов разных направлений и специальностей (гуманитарных, экономических, информационных, художественных), которые нередко выступают как «сотворцы, сородичи по креативности», представляется нам принципиально важным [2, с. 8].

Интерактивная модель образовательного процесса, предполагающая поощрение творческой инициативы, ориентацию на коллективные усилия в выполнении заданий, дискуссионный и конкурсный характер учебных занятий, в полной мере отвечает специфике творческого вуза, сочетающего в себе функции образовательного учреждения — отраслевого научного центра — концертной организации, и обеспечивает искомый вариант научной и художественно-творческой деятельности студентов в академии, позволяя в конечном итоге добиться высокой степени их обучения, преодолеть распространенный среди современного студенчества «незаинтересованный праг-

* © Куруленко Э.А., Курина В.А., Вохрышева М.Г., 2012

Куруленко Эллеонора Александровна (rektor@smrgaki.ru), ректор Самарской государственной академии культуры и искусств, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

Курина Вера Алексеевна (kurina06@mail.ru), директор Института культурологии и социально-культурных технологий Самарской государственной академии культуры и искусств, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

Вохрышева Маргарита Георгиевна (rektor@smrgaki.ru), кафедра библиографии Самарской государственной академии культуры и искусств, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

матизм», в основе которого лежит скептическое отношение к практической ценности вузовских знаний [1, с. 21].

Формирование молодежного научно-творческого объединения в академии прошло несколько этапов. В первые годы ее существования они были представлены участием во внутривузовских конференциях и творческих конкурсах, затем успешно влились в региональные мероприятия, а в последние десять лет достойно представляют академию на всероссийских и международных молодежных конгрессах, конференциях, конкурсах и фестивалях.

Члены студенческого научно-творческого общества принимают активное участие в организации и проведении научно-творческий конференций, участвуют в крупнейшем в Европе А^оёезк Форуме в области технологий проектирования, в межвузовских мероприятиях, организованных СамГМУ, СГЭУ. Успешно прошел первый студенческий научно-творческий Форум «Будущее Академии — Университет. Стратегия 2012-2020». В процессе организации и проведения научных и творческих мероприятий установлены контакты со Студенческим советом Самарской области, Содружеством студенческих организаций и молодежи, студенческими советами самарских вузов. СНТО реализовало ряд интересных, творческих, поэтических и познавательных проектов. В рамках литературного клуба СНТО «Зеленая лампа» при кафедре русского языка и литературы прошли 3 встречи с писателями и сценаристами и 1 вечер студенческого поэтического творчества. В честь 66-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне СНТО организовало показ художественного фильма «Брестская крепость», с последующей дискуссией-обсуждением киноленты и поздравлениями ветеранам. Совместно с кафедрой русского языка и литературы организован и проведен конкурс лучших творческих, литературных работ студентов академии. По итогам конкурса в декабре 2011 г. издан первый Студенческий литературный альманах.

Главным студенческим форумом академии по-прежнему остается ежегодная, развернутая во времени и пространстве, научно-творческая конференция, которая в итоговой форме раскрывает исследовательский потенциал студенческого коллектива вуза и демонстрирует творческие достижения его отдельных представителей.

Особым знаком студенческих конференций академии является нарастающая молодежная инициатива (в последней участвовало 529 человек), сочетание гуманитарных исследований и разработок с художественно-творческими проектами и серьезная информационная поддержка (информационно-рекламные и обзорные сообщения на сайте академии и в вузовской газете «Будущее культуры», издание развернутых программ). Кроме того, все они «встроены» в систему научных мероприятий студентов, проводимых в области и городе областным советом по НИРС, Поволжской молодежной академией наук, министерством науки и образования Самарской области, другими вузами и организациями. Студенческие конференции академии получили отражение в центральной и местной печати. По итогам конференций публикуются сборники материалов. Конечно, они отражают результаты исследований лишь небольшой части студентов, оформленные в виде статей, тезисов, философских и искусствоведческих эссе, аналитических рефератов, технологических обоснований, сценариев, музыкальных сочинений и т. д. Творческая деятельность студентов в вузе более многопланова и разнообразна: коллективные и сольные выступления, актерские работы, открытые практические показы, постановка и оформление драматических и музыкальных спектаклей, культурно-досуговые мероприятия, поиски в сфере дизайна и декоративноприкладного творчества и т. д. В связи с этим органической частью проводимых в академии конференций стали конкурсы вокалистов, дирижеров духовых оркестров, оркестров русских народных инструментов, академических хоров, исполнителей на народных инструментах, пианистов и скрипачей, режиссеров и актеров, хореографов,

Научная и художественно-творческая деятельность студентов в вузе культуры

что придает академическим научным мероприятиям особую яркость, праздничность и состязательность.

Продуктивной формой является студенческое научное общество Института информационно-коммуникационных технологий, которое непосредственно взаимодействует с научно-педагогической школой по библиотековедению и библиографоведению (М.Г. Вохрышева). Молодые ученые института вышли из этой школы, начав свою научную карьеру еще студентами и продолжив ее в аспирантуре академии по научной специальности 05.25.03 — Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. К значительным достижениям СНО института следует отнести итоги его ежегодного участия начиная с 1996 г. во Всероссийском открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации - 5 медалей Министерства образования РФ «За лучшую студенческую работу», 6 дипломов Министерства образования РФ (1-е место), 8 дипломов (2-е место) и 12 благодарностей (3-е место) конкурсной комиссии.

Заметное оживление в научно-образовательный процесс в институте внесла реализация проекта «Музей книги» (автор идеи и руководитель — доцент кафедры библиографии Л.П. Машенцева). Данный проект объединил усилия студентов, обучающихся по специальностям «Библиотековедение и библиография», «Документоведение и документационное обеспечение управления» и «Прикладная информатика (в социально-культурной сфере)». Создаются рабочие исследовательские картотеки типа «Библиографы, издатели, книготорговцы Самары», «Книжная графика художников Поволжья», готовятся и проводятся на основе предварительных историко-библиографических изысканий презентации редких изданий, выполняются конкретные научные заказы учреждений культуры и искусства региона (Самарской областной универсальной научной библиотеки, Самарского отделения Союза театральных деятелей, Исто-рико-экокультурной ассоциации «Поволжье», самарских вузов и других).

Художественно-творческая деятельность характеризуется многослойной структурой образовательных направлений академии, где особое место занимает подготовка специалистов творческого профиля: музыкантов-исполнителей, вокалистов, музыковедов, дирижеров академических и народных хоров, актеров, звукорежиссеров, руководителей самодеятельных музыкально-инструментальных, вокально-хоровых, хореографических коллективов, студий декоративно-прикладного творчества, режиссеров любительских театров, театрализованных представлений и праздников.

В общей сложности творческую профессию в настоящее время осваивает свыше 1300 студентов — это примерно 50 % от общего контингента обучающихся. Поэтому очевидно и закономерно, что для них художественно-творческая деятельность является сущностной основой и ядром формирования профессиональных компетенций и приобретает в известной мере судьбоносный смысл, поскольку открывает простор для реализации творческих способностей студентов как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности.

Созданные в вузе студенческие мобильные, самобытные, ведущие активную интенсивную концертную и художественно-просветительскую деятельность коллективы образовали динамичную структуру, оказывающую сильное воздействие и влияние на формирование и развитие духовно-художественного и нравственного пространства региона. В состав этой структуры входят такие широко известные в Поволжье и за его пределами коллективы, как лауреаты международных и всероссийских конкурсов и фестивалей русский народный оркестр «Жар-птица», духовой и симфонический оркестры, джаз-оркестр; академический хор «Резонанс», народный хор русской песни «Самарская Лука», эстрадный хор «Феерия», фольклорный ансамбль «Ларец», вокаль-

ные ансамбли «Сонет», «Ретро», «Экспромт», эстрадно-вокальный ансамбль «Фейс-контроль», ансамбль народного танца «Волжские узоры», театр танца «Скрим», ансамбль современного танца «Фронт окклюзии», студенческий «Фестивальный театр» и др. Возглавляют коллективы ведущие специалисты вуза, способные образовать вокруг себя энергетически творческое поле. Находясь в центре его излучения, студенты перенимают их опыт, педагогические принципы, содержание, формы и методы работы. По своим содержательным аспектам, стилю репетиционной и концертной деятельности, принципам формирования репертуара работа в студенческих коллективах во многом совпадает с работой профессиональных коллективов, поэтому мы создали серьезную конкуренцию концертным организациям региона, в том числе за счет реализации уникальной возможности формировать творческие объединения студентов, концертные программы, авторский репертуар на базе синтеза искусств: инструментальной музыки — вокала — танца — театра.

Студенты и творческие коллективы приняли участие в 15 международных и 14 всероссийских конкурсах и отмечены на них лауреатскими званиями и званиями дипломантов. Ежегодно академия проводит Всероссийский конкурс-фестиваль исполнителей и балетмейстеров народного танца имени Геннадия Власенко, Международный музыкальный фестиваль имени Савелия Орлова, Поволжский открытый конкурс студентов-хормейстеров, которые собирают молодых исполнителей из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Целями фестивалей стали сохранение и дальнейшее развитие культурного потенциала России, выявление одаренных молодых исполнителей, приобщение граждан России к ценностям мировой культуры, лучшим образцам народного, классического и современного искусства. В академии работает Музыкально-филармонический центр «Консерватория» (МФЦ). Деятельность центра направлена на оптимизацию концертно-исполнительской практики студентов и преподавателей академии, создание условий для наиболее полной реализации их творческого потенциала,приобщение жителей города к лучшим образцам музыкального искусства. Каждый понедельник в отреставрированном зале бывшего губернаторского дома (Актовый зал главного корпуса академии) выступают творческие коллективы и солисты, известные музыканты города, гастролеры, юные музыканты города и области.

Научно-творческая деятельность академии в целом содействует поиску наиболее эрудированных, работоспособных, целеустремленных и одаренных молодых людей при гарантированном высоком качестве профессиональной подготовки всех способных студентов. При этом современный вуз, особенно творческого профиля, должен располагать значительными материально-техническими и финансовыми возможностями для поддержки талантливой и перспективной молодежи (создание специализированных аудиторий-студий; приобретение оборудования и инструментария, реквизита и костюмов; предоставление научных и творческих командировок и стажировок; выпуск информационно-рекламных материалов, издание компакт-дисков, аудио- и видеокассет и т. д.). Академия использует различные варианты материального поощрения студентов, занимающихся научно-творческой деятельностью. Сегодня среди них есть стипендиаты Президента России, Правительства Российской Федерации, Министерства культуры РФ, губернатора Самарской области (Алабинская стипендия), ученого совета вуза. Молодым ученым и исполнителям оказывается дополнительная финансовая помощь в виде премий, грантов, бесплатной публикации и записи научных и творческих работ, пользования Интернетом, выделяются средства на участие в конкурсах, фестивалях и конференциях, на проведение полевых экспедиций и т. д. Но государственная поддержка научно-исследовательской и творческо-исполнительской работы студентов должна быть более действенной как на законодательном (регу-

Критерии отбора содержания обучения иностранным языкам студентов в вузе на основе интеграции

лятивном), информационном, так и на экономическом уровнях [3]. Во всяком случае, у научной и творческой молодежи должно присутствовать ощущение единства действий людей, представляющих конкретное научно-творческое сообщество (вуз—реги-он—отрасль—государство) и заинтересованных в его эффективном функционировании.

Библиографический список

1. Бутенко И. Что привлекает студентов в учебном процессе? // Alma mater: Вестник высшей школы. 2010. № 1. С. 21—25.

2. Исаев С. Последняя луза. Театральное образование: ремесленная школа или университет? // Образование и культура. 2010. № 4. С. 4—9.

3. Ракитов А., Романкова Л. Кадры высшей школы: молодежная политика // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 3—12.

E.A. Kurulenko, V.A. Kurina, M.G. Vohrysheva*

SCIENTIFIC AND ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY OF CULTURE

The article deals with the forms of scientific and artistic and creative activity of students of The Academy of Culture and Arts.

Key words, artistic and creative activity, scientific activity, area of arts.

* Kurulenko Elleonora Alexandrovna (rektor@smgaki.ru), rector of Samara State Academy of Culture and Arts, Samara, 443010, Russian Federation.

Kurina Vera Alexeevna (kurina06@mail.ru), head of the Institute of Culturology and Social and Cultural Technologies, Samara State Academy of Culture and Arts, Samara, 443010, Russian Federation.

Vohrysheva Margarita Georgievna (rektorsmrgaki@ru), the Dept. of Bibliography, Samara State Academy of Culture and Arts, Samara, 443010, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.