Научная статья на тему 'Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1742
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIAL REHABILITATION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES / ИНВАЛИДНОСТЬ / INVALIDITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андрусяк Н. Ю., Безенкова Т. А.

Авторы рассматривают проблему использования социально-культурных технологий в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье раскрываются особенности процесса реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, определяются его задачи, объясняется необходимость использования социально-культурных технологий. Авторами проведен аналитический обзор научных трудов по проблемам социальной интеграции детей с ограниченными возможностями при включенности в общественную жизнь; психолого-педагогических аспектов реабилитации, использования социально-культурных технологий. Цель статьи выявление основных тенденций в использовании социально-культурных технологий в реабилитационном процессе и описание содержания работы учреждений социальной защиты населения с данной категорией детей. Изучение деятельности учреждений такого типа позволяет обобщить и систематизировать положительный опыт использования социально-культурных технологий в реабилитационном процессе, наметить дальнейшие пути развития. Выявлены новые интересные направления работы: ознакомление родителей, воспитывающих детей-инвалидов, с различными формами социокультурной реабилитации, которые можно использовать в домашних условиях и др. Показано, что социально-культурные технологии позволяют создать условия для социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных лагерях отдыха, где возможна творческая реабилитация. В статье объясняется, как социально-трудовая и досуговая адаптация реализуется через работу кружков, студий, творческих лабораторий, выбранных детьми по их интересам; и утверждается, что такие занятия носят развивающий характер с учетом возможностей ребенка и находятся в зоне доступных ему трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.1:37.061

Н. Ю. Андрусяк (Магнитогорск, Россия) Т. А. Безенкова (Магнитогорск, Россия)

АНАЛИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Авторы рассматривают проблему использования социально-культурных технологий в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье раскрываются особенности процесса реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, определяются его задачи, объясняется необходимость использования социально-культурных технологий. Авторами проведен аналитический обзор научных трудов по проблемам социальной интеграции детей с ограниченными возможностями при включенности в общественную жизнь; психолого-педагогических аспектов реабилитации, использования социально-культурных технологий. Цель статьи - выявление основных тенденций в использовании социально-культурных технологий в реабилитационном процессе и описание содержания работы учреждений социальной защиты населения с данной категорией детей. Изучение деятельности учреждений такого типа позволяет обобщить и систематизировать положительный опыт использования социально-культурных технологий в реабилитационном процессе, наметить дальнейшие пути развития. Выявлены новые интересные направления работы: ознакомление родителей, воспитывающих детей-инвалидов, с различными формами социокультурной реабилитации, которые можно использовать в домашних условиях и др. Показано, что социально-культурные технологии позволяют создать условия для социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных лагерях отдыха, где возможна творческая реабилитация. В статье объясняется, как социально-трудовая и досуговая адаптация реализуется через работу кружков, студий, творческих лабораторий, выбранных детьми по их интересам; и утверждается, что такие занятия носят развивающий характер с учетом возможностей ребенка и находятся в зоне доступных ему трудностей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная реабилитация, социально-культурная деятельность, социально-культурные технологии, инвалидность

Период детства связан с трудностями социализации, образования, гражданского воспитания, становления личности, вхождения ее в социум, личностного, профессионального самоопределения. У детей с ОВЗ к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, которые еще усложняют социализацию и функционирование таких детей в обществе.

Ограничение возможностей здоровья чаще всего является следствием инвалидности. Исследования в области детской инвалидности становятся все более актуальными в условиях стремительного нарастания проблем социального развития, растраты человеческого потенциала, разбалансированности межличностных отношений. Подобные работы показывают необходимость поиска решений не только медицинского, но и социального характера на качественно новом уровне.

Проблема инвалидности изучалась многими зарубежными и отечественными учеными. В отечественной науке теоретические и историко-социальные аспекты указанной проблемы в аспектах социальной работы, реабилитации и специальной педагогики освещены в работах Е. Л. Луценко [3], Н. Н. Малофеева [4] и др. Большинство исследование описывают проблему социальной интеграции инвалидов при включенности последних в общественную жизнь и при следовании курсу данной идеологии независимого образа жизни и уровня формирования гражданского общества. Существенный вклад в представления об инвалидности у детей вносят разработки Е. Р. Ярской-Смирновой [12], трактующей это явление как состояние, полученное вследствие психологических и психосоциальных отношений; а также характеризующей состояние детской инвалидности как социально сконструированное явление. Определенный интерес вызывают труды, связанные с педагогикой социальной работы, которые

дают понимание того, какие приемы и методы, технологии используются в социальной работе с клиентом (А. В. Мудрик [7], Ф. А. Мустаева [8] и др.).

При всем многообразии исследований, накопившихся в научной литературе, ощущается недостаток в анализе проблем, возникающих в социальной работе с детьми с ОВЗ. К немногочисленным работам в этой сфере относятся труды Л. И. Акатова, рассматривающего психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с ОВЗ [1]; работы А. В. Мудрика исследовавшего социальную адаптацию как процесс вхождения такого ребенка в социальную жизнь [7] и некоторые другие.

Ряд ученых убеждены, что целью реабилитации детей с ОВЗ должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих оптимально приспосабливаться к окружающей среде. При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать медицинский диагноз, особенности личности и социальной среды. Формы и методы такой реабилитации зависят от тяжести заболевания, особенностей клинической симптоматики, особенностей личности больного и социальных условий [10]. В процессе восстановления способностей инвалидов происходит изменение ориентации - от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этим и решается, кем, какими средствами, в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться реабилитация [1].

В социальной реабилитации детей, имеющих ограничения по здоровью, большое внимание в последнее время уделяется использованию ресурсов социально-культурной деятельности, в том числе, применению разнообразных социально-культурные технологий. В этом ключе написаны труды Е. И. Григорьевой [2; 9] В. В. Негин [9], О. Ю. Мацукевич [5], Ю. С. Моздоковой [6], О. Л. Потрикеевой [11] и др. В указанных исследованиях социально-культурные технологии представлены как педагогические системы организационно-управленческих действий, последовательных и алгоритмических, функционирования личностных, методологических и инструментальных средств, направленных на достижение запланированных результатов. Так, Е. И. Григорьева характеризует социально-культурные технологии как средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в образовательном процессе и позволяют достигать планируемых результатов обучения и воспитания[2].

В теории социально-культурной деятельности выделяются культуроохранные, культу-ротворческие, рекреативные (восстановительные), спортивно-оздоровительные, социально-защитные, реабилитационные и другие технологии.

В работе с детьми с ОВЗ особое место занимают культуротворческие, рекреативные и реабилитационные технологии: арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, гарденотерапия и другие. Они позволяют ввести ребенка с ОВЗ в творческое пространство, где присутствуют различные виды искусства, чтобы в интересных и комфортных для маленького человека условиях осуществлять коррекцию, развивать и воспитывать. Такому ребенку занятия творчеством дают возможность развиваться: познать себя и окружающий мир; научиться чувствовать и эмоционально переживать; сотрудничать и взаимодействовать друг с другом; фантазировать; изменять мир вокруг себя и в себе самом; реализовать свои способности и возможности; включить и отрабатывать компенсаторные механизмы; стать творчески мыслящим человеком, способным видеть варианты решения проблем и находить среди них наиболее эффективные и продуктивные.

Деятельность учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ОВЗ посредством социально-культурной деятельности, направлена на:

- регулярное проведение коррекционно-развивающих и анимационных занятий различной направленности;

- проведение экскурсий, посещение спектаклей, концертов, праздничных и тематических мероприятий;

- участие в городских, областных и межрегиональных творческих мероприятиях;

- реализация социальных программ различной направленности.

Одним из интересных примеров эффективного использования социально-культурных технологий в реабилитации детей с ОВЗ может служить деятельность ГКУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вдохновение». В центре «Вдохновение» реализуются несколько программ: «Мечта», «Учимся жить», «Пойми меня», «За синей птицей», «Как взмах крыла», «Как прекрасен этот мир», «Все начинается с семьи», «Вот моя рука» и др. Их целевая направленность программ представлена в таблице.

Таблица

Программы, реализуемые ГКУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вдохновение»_

Наименование программы Целевая направленность программы

«Мечта» Проведение областного специализированного лагеря отдыха и творческой реабилитации для детей-инвалидов с целью максимальной адаптации и творческой реабилитации ребенка в условиях временного детского коллектива. Основная цель проведения лагеря «Мечта» - создание условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция в общество таки детей путем активного вовлечения их в творческий процесс.

«Пойми меня» Организация занятий по сурдопереводу с целью оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушением слуха, социальным вожатым, педагогам социальных учреждений в овладении дактилем и жестовым языком. Программа «Пойми меня» в первую очередь рассчитана на родителей и слышащих детей и подростков, которые по завершению занятий могут спокойно общаться с глухими людьми, а дети с нарушением слуха могут находить общий язык со своими родителями, педагогами, руководителями кружков, слышащими сверстниками, что, в свою очередь, является первым шагом к интеграции детей с нарушение слуха в общество слышащих людей.

«Учимся жить» Программа направлена на организацию обучения детей-инвалидов и их семей методам реабилитации, социальной адаптации и создание условий для их максимальной социальной интеграции. Основная цель программы «Учимся жить» - организация обучения детей-инвалидов и их семей методам реабилитации, социальной адаптации и создание условий для их максимальной социальной интеграции.

«За синей птицей» Проведение областного фестиваля творчества детей-инвалидов с целью их реабилитации средствами искусства в процессе активной творческой деятельности.

«Как взмах крыла» Проведение межрегионального фестиваля жестовой песни для детей с нарушением слуха с целью их социальной реабилитации и привлечения внимания общественности к проблемам слабослышащих и глухих детей и подростков.

«Как прекрасен этот мир» Программа, направлена на создание условий для самореализации творческого потенциала детей с ОВЗ.

«Все начинается с семьи» Программа направлена на ознакомление родителей, воспитывающих детей-инвалидов, с различными формами социокультурной реабилитации, которые можно использовать в домашних условиях.

«Вот моя рука» Программа подготовки социальных вожатых из числа молодых инвалидов для работы в специализированных лагерях для детей с ОВЗ.

Еще одним интересным примером использования ресурсов социально-культурных технологий является деятельность МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска (далее - СРЦ для детей с ограниченными возможностями). Учреждение создано в 1998 г. постановлением главы г. Магнитогорска и подчиняется городскому управлению социальной защиты населения. В центр принимаются дети с ОВЗ в возрасте от 0 до 18 лет, способные самостоятельно передвигаться (или при помощи средств передвижения) и имеющие определенную степень умственной отсталости. В СРЦ для таких детей работает пять структурных подразделений: социально-правовой реабилитации, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой и досуговой адаптации, физкультурно-оздоровительной реабилитации, отделение дневного пребывания.

Социально-трудовая и досуговая адаптация достигается путем дифференцированного воздействия медицинского и психологического характера. В детском возрасте социально-трудовая адаптация включает, как правило, только профессиональную информацию, передаваемую через работу кружков, студий, творческих лабораторий, выбранных детьми по их интересам. Занятия носят развивающий характер с учетом возможностей ребенка, но это не означает, что они не представляют для него трудностей. Поскольку развитие происходит под влиянием обучения, которое должно незначительно опережать настоящий уровень развития ребенка, то задания для детей с ОВЗ обязательно находятся в зоне трудностей, но обязательно доступных для преодоления.

Работа с детьми и подростками в подразделении социально-трудовой и досуговой адаптации ведется по следующим направлениям:

- организация досуга (посещение театров, кинотеатров, цирка, проведение праздников, концертов, экскурсии);

- социально-трудовая адаптация;

- профориентация (консультирование, собеседование);

- кружковая деятельность - театральная студия «Надежда»; компьютерная графика; музыкальная студия; «Гарденотерапия»; «Волшебная мастерская»; «Природа и фантазия» (работа с природными материалами); кружок кройки и шитья «Проворная игла».

Занятия в кружках проводятся согласно медицинским рекомендациям по индивидуальным программам комплексной реабилитации. Используются как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Работая с детьми, специалисты ставят и реализуют следующие задачи:

- развитие коммуникативных навыков;

- навыков продуктивного общения;

- формирование социального доверия;

- формирование адекватной самооценки;

- развитие творческих способностей: музыкальных, артистических, изобразительных и

т.д.;

- развитие мелкой, крупной моторики рук, координации движений, мимики, пантомимы; развитие положительных эмоций;

- обучение навыкам шитья, вязания, деревообработки и т.д.;

- знакомство с отдельными видами декоративно-прикладного искусства и обучение основам работы в выбранной отрасли творческой деятельности.

Таким образом, социально-культурные технологии занимают важное место в процессе реабилитации детей с ОВЗ. Среди них особого внимания заслуживают культуротворческие и рекреативные (арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, гарденотерапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные, оздоровительные. Любая из этих технологий помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, поэтому всегда является комплексной. Данные технологии позволяют успешно решать задачи эффективной социализации детей с ОВЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 383 с.

2. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / под ред. Е. И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. 512 с

3. Луценко Е. Л. Проблемы социально-культурной деятельности как средства развития ребенка-инвалида // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения, 2011. № 18. С. 103-107.

4. Малофеев Н. Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития // Специальное образование, 2014. № X. Т. II. С. 9-17.

5. Мацукевич О. Ю. Социально-культурная ресоциализация молодых инвалидов как педагогический процесс // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 6-8.

6. Моздокова Ю.С. Развитие технологий социокультурной реабилитации инвалидов как потребность общества // Социальная политика и социология. 2011. № 10 (76). С. 40-47.

7. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2008. Вып. 3(10). С. 7-24.

8. Мустаева Ф. А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи // Вестник Челябинского гос. ун-та, 2010. № 1. С. 162-167.

9. Негин В. В, Григорьева Е. И. Роль социально-культурной деятельности в процессе профилактики молодежного экстремизма // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 4 (168). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-v-protsesse-profilaktiki-molodezhnogo-ekstremizma (дата обращения: 18.11.2017).

10. Олейник Е. В., Каукина М. П. Молодые инвалиды на рынке труда // Молодежь в современном обществе: сборник материалов Всерос. заоч. науч.-практ. конф. / под ред. С. А. Бурилкиной, Б. Т. Ищановой, О. Л. Потрикеевой, Е. Н. Ращикулиной, Г. А. Супруненко. Магнитогорск: Изд-во «Магнитогорского гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. С. 195-202.

11. Потрикеева О. Л., Матиевская Т. Ю. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: достоинства и недостатки // Дневник науки. Пермь. 2017. № 10 (10). С. 8.

12. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 50-58.

13. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / под науч. ред. Т. Г. Киселевой, В. И. Черни-ченко, Н. Н. Ярошенко. М. : МГУКИ, 2001. Вып. 23. С. 39-47.

N. Yu. Andrusyak (Magnitogorsk, Russia), T. A. Bezenkova (Magnitogorsk, Russia)

ANALYSIS OF POSITIVE EXPERIENCE OF SOCIOCULTURAL TECHNOLOGIES USE IN THE PROCESS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract. The problem of socio-cultural technologies use in the rehabilitation of children with disabilities is considered. The article reveals the features of the rehabilitation process of children with disabilities, defines the tasks, explains the need for the use of socio-cultural technologies.An analytical review of scientific papers on problems of social integration of children with disabilities when included in public life, psychological and pedagogical aspects in rehabilitation, the use of socio-cultural technologies is conducted.The purpose of the article is to identify the main trends in the use of socio-cultural technologies in the rehabilitation process, and describe the contents of work of social protection institutions with this category of chil-dren.The study of the activities of institutions of this type allows us to generalize and systematize the positive experience in the use of socio-cultural technologies in the rehabilitation process, to identify further ways of development.

New interesting directions of work have been revealed: informing parents raising children with disabilities with various forms of social and cultural rehabilitation that can be used at home, etc. It is shown that socio-cultural technologies allow to create conditions for social integration of children with disabilities in the

conditions created for this purpose by specialized camps and creative rehabilitation.

The article shows that social, labour and leisure adaptation is realized through the work of clubs, studios, creative labs, selected by children according to their interests, developmental classes taking into account the capacity of the child and at the same time are in the area of available difficulties.

Keywords: Cchildren with disabilities, social rehabilitation, socio-cultural activity, socio-cultural technologies, invalidity.

REFERENCES

1. Akatov L. I. Sotsial'naya reabilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya. Psikhologicheskie osnovy. Moscow : Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2003. 383 p.

2. Grigor'eva E. I. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti : uchebnoe posobie / pod red. E. I. Grigor'evoi, Tambov : Pershina, 2004, 512 p

3. Lutsenko E.L. Problemy sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti kak sredstva razvitiya rebenka-invalida, Psikhologiya i pedagogika : metodika i problemy prakticheskogo prime-neniya, 2011, no 18, pp. 103-107.

4. Malofeev N. N. Nauchnye dostizheniya otechestvennoi defektologii kak bazis sovre-mennoi profil-akticheskoi, korrektsionnoi i reabilitatsionnoi pomoshchi detyam s narushe-niyami razvitiya, Spetsial'noe obrazovanie [Special Education], 2014, no 10, vol. 2, pp. 9-17.

5. Matsukevich O. Yu. Sotsial'no-kul'turnaya resotsializatsiya molodykh invalidov kak pedagog-icheskii protsess, Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012. no 3 (34). pp. 6-8.

6. Mozdokova Yu.S. Razvitie tekhnologii sotsiokul'turnoi reabilitatsii invalidov kak potrebnost' ob-shchestva, Sotsial'naya politika i sotsiologiya, 2011, no 10 (76), pp. 40-47.

7. Mudrik A. V. Vospitanie kak sostavnaya chast' protsessa sotsializatsii, Vestnik Pravoslavnogo Svi-ato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia [St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology], 2008. no 3 (10). pp. 7-24.

8. Mustaeva F. A. Sotsializatsiya lichnosti rebenka pod vliyaniem sotsial'nykh problem sovremennoi sem'i , Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta, 2010, no 1, pp. 162-167.

9. Negin V. V, Grigor'eva E. I. Rol' sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti v protsesse profilaktiki mo-lodezhnogo ekstremizma, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2017 No 4 (168). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-v-protsesse-profilaktiki-molodezhnogo-ekstremizma (data obrashcheniya: 18.11.2017).

10. Oleinik E. V., Kaukina M. P. Molodye invalidy na rynke truda, Molodezh' v sovremennom ob-shchestve: sbornik materialov Vseros. zaoch. nauch.-prakt. konf. / pod red. S. A. Burilkinoi, B. T. Ishchanovoi, O. L. Potrikeevoi, E. N. Rashchikulinoi, G. A. Suprunenko. Magnitogorsk: Izd-vo Magni-togorskogo gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2015, pp. 195-202.

11. Potrikeeva O. L., Matievskaya T. Yu. Art-terapiya v rabote s det'mi s ogranichenny-mi vozmozhnostyami zdorov'ya: dostoinstva i nedostatki, Dnevnik nauki. Perm'. 2017, no 10 (10), pp. 8.

12. Romanov P. V., Yarskaya-Smirnova E. R. Invalidy i obshchestvo: dvadtsat' let spustya, Sotsiolog-icheskie Issledovaniia, 2010, no 9, pp. 50-58.

13. Yaroshenko N. N. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v kontekste formirovaniya novykh kachestv sotsial'nogo vzaimodeistviya, Uchenye zapiski / pod nauch. red. T. G. Kiselevoi, V. I. Chernichenko, N. N. Yaroshenko. Moscow : MGUKI, 2001, vol. 23, pp. 39-47.

Андрусяк Н. Ю., Безенкова Т. А. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 24-30

Andrusyak N. Yu., Bezenkova T. A. Analysis of positive experience of sociocultural technologies use in the process of rehabilitation of children with disabilities, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 1, pp. 24-30

Сведения об авторах

Андрусяк Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; [email protected]

Безенкова Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; [email protected]

Authors:

Natalya Yu. Andrusyak, PhD inPedagogy, associate professor of the Department of Social Work and Psycho-Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, [email protected]

Tatiana A. Bezenkova, PhD in Pedagogy, associate professor of the Department of Social Work and Psycho-Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.