Научная статья на тему 'Реабилитация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-массовой деятельности'

Реабилитация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-массовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL SUPPORT / ДЕЗАДАПТЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES / DISADAPTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фрокол Анна Семеновна, Хевек Алимаа Борбак-ооловна

В статье рассматриваются результаты изучения организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) средствами культурно-массовой деятельности в школе №4 г. Кызыла Республики Тыва. Проанализированы программы музыкальных занятий и занятий по изобразительному искусству, реализуемые педагогами школы, а также отчеты педагогов по итогам работы по вышеуказанным программам. Предложены рекомендации по совершенствованию деятельности школы в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DISABILITIES BY MEANS OF MASS CULTURAL ACTIVITIES

The article discusses the results of the study of the socio-psychological rehabilitation of children with disabilities by means of mass cultural activities at school №4 in the city of Kyzyl Republic of Tuva. It analyzes the program of music lessons and art classes implemented by the teachers of the school, as well as reports of teachers according to the results of the work on the above programs. Recommendations for improving the activities of the school in this direction are suggested.

Текст научной работы на тему «Реабилитация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-массовой деятельности»

респондентов не связывает этнопедагогические традиции с религиозными (буддистскими или шаманскими).

Проблемы воспитания детей в семье респонденты не указывают как критические, минимальный выбор приходится на агрессивные методы воспитания детей. Главными воспитателями признаны оба родителя: мать и отец. В целом, сохранение статуса родного языка и этнопедагогических традиций в современной тувинской семье остаются относительно устойчивыми, наряду с развитием билингвизма.

Библиография

Рукопись отчета К.И. Султанбаевой о НИР ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» от 25.12.2015г. № госрегистрации 115101310023.- Абакан, 2015.

The Manuscript of the Report on Scientific Work by Sultanbaeva K.I. at the Khakass State University, Abakan. 25.12. 2015.

Султанбаева Клавдия Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, E-mail: [email protected]

Sultanbaeva Claudia - Candidate of Pedagocics (PhD), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Institute of Pedagogical Education, Khakass State University named after NF Katanov, E-mail: [email protected]

УДК 364(075.8)

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фрокол А.С., Хевек А.Б. Тувинский государственный университет, г. Кызыл Республиканский центр народного творчества и досуга, г. Кызыл

REHABILITATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DISABILITIES BY MEANS OF MASS CULTURAL ACTIVITIES

FrokolA.S., KhevekA.B. Tuvan state University, Kyzyl The Republican center of folk art and leisure, Kyzyl

В статье рассматриваются результаты изучения организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) средствами культурно-массовой деятельности в школе №4 г. Кызыла Республики Тыва. Проанализированы программы музыкальных занятий и занятий по изобразительному

искусству, реализуемые педагогами школы, а также отчеты педагогов по итогам работы по вышеуказанным программам. Предложены рекомендации по совершенствованию деятельности школы в данном направлении.

Ключевые слова. Реабилитация, социальная поддержка, дезадаптция, социально-психологическая реабилитация, дети с ограниченными возможностями здоровья.

The article discusses the results of the study of the socio-psychological rehabilitation of children with disabilities by means of mass cultural activities at school №4 in the city of Kyzyl Republic of Tuva. It analyzes the program of music lessons and art classes implemented by the teachers of the school, as well as reports of teachers according to the results of the work on the above programs. Recommendations for improving the activities of the school in this direction are suggested.

Key words. Rehabilitation, social support, disadaptive, socio-psychological rehabilitation of children with disabilities.

В современной России наблюдается увеличение числа детей с ОВЗ. Наличие серьезных проблем со здоровьем у детей означает значительное ограничение жизнедеятельности, что может приводить к социальной дезадаптации. В свою очередь, дезадаптация, обусловленная нарушениями в развитии, приводит к затруднениям в самообслуживании, общении, обучении, овладении в дальнейшем профессиональных навыков, т.е. затрудняется процесс вхождения в социум. Нивелировать эти негативные тенденции возможно с помощью грамотно организованной социальной поддержки детей с ОВЗ. Она (социальная поддержка) в России в настоящее время строится на основе медицинской модели инвалидности, т.е. она рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такой подход приводит к сегрегации ребенка с ОВЗ, снижает его конкурентоспособность, возможности самореализации. В результате ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть сегрегирован от общества, у него могут вырабатываться социальная пассивность и иждивенческие установки. Одним из основных направлений социальной поддержки детей с ОВЗ является реабилитация.

Итак, по мнению Л.П. Храпылиной [1], реабилитация - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления функции, нарушенной вследствие заболевания или травмы, либо оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида с активной интеграцией его в общество. Эффективность социально-реабилитационной деятельности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату.

В результате анализа научной литературы выяснено, что учеными выделяются разные варианты реабилитации, в данной статье особое внимание уделяется социально-психологической реабилитации. Социально-психологическая реабилитация - деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы психологических условий (повышение

мотивации, компенсация интеллектуального дефекта и т.д.) способствующих успешной реабилитации, личностному росту детей, адаптации в социуме. Социально-психологическая реабилитация - одно из актуальных направлений современной практической психологии: «телесно-ориентированной психологии». Социально-психологическая реабилитация необходима для создания нормального процесса взаимодействия общества и ребенка-инвалида, социальной интеграции его в современную жизнь. Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина считают [2], что при осуществлении социально-психологической реабилитации необходимо восстановить нарушенные способности к общению с окружающими людьми, к передвижению и к другим видам деятельности. Важно обеспечить свободный доступ к объектам культуры, социальной и общественно-бытовой сферы. Следовательно, дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только во врачебной (медицинской), но и в социально-психологической реабилитации. Л. М. Клячкин [3] выделяет разные виды творческой реабилитации, это такие как: арт-терапия, музыкотерапия, глинотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, эстетотерапия, хобби-терапия, гарденотерапия, изотерапия, библиотерапия, цветотерапия, игротерапия, клубы общения.

При реализации социально-психологической реабилитации важно учитывать возраст нуждающихся в помощи. Так, с учетом возрастных особенностей младших школьников, социально-психологическая реабилитация должна включать психогимнастику, драматизацию и другие виды арттерапевтического направления. Так, психогимнастика поможет детям расслабиться, когда они сильно напряжены, и подходит для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Занятия с драматерапией позволяют младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья самовыражаться и самореализовываться как в процессе творчества, так и в его продуктах, путем утверждения и познания собственного «я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности в процессе арттерапевтического сеанса, облегчает процессы коммуникативного взаимодействия, установления конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками на различных этапах развития личности.

Данная статья посвящена вопросу изучения реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами искусства. Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 4 города Кызыла в период с февраля по март месяц 2016 года. Школа работает в две смены, в ней обучаются дети 1 по 11 классы. Кроме этого, в школе имеется дистанционное отделение для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды получают полную программу общеобразовательной школы с 1 по 11 классы). Также при школе действуют разные кружки и клубы. Количество обучающихся детей-инвалидов в школе - 60 человек с различными

диагнозами, такими как: детский церебральный паралич, тетропарез, нарушения зрения (слабовидящие), аутизм, почечная недостаточность, сахарный диабет с сопутствующими заболеваниями, сколиоз, врожденный порок сердца и т.д.

В процессе исследовательской работы были изучены программы музыкальных занятий и занятий по изобразительному искусству, реализуемые педагогами школы, а также отчеты педагогов по итогам работы по вышеуказанным программам. Важно отметить, что дети-инвалиды приглашаются на занятия по желанию.

Занятия по изобразительному искусству «Живая кисть» посещали 27 детей-инвалидов младшего школьного возраста. Программа занятий «Живая кисть» состоит из восьми взаимосвязанных этапов, каждая из которых включает 6-8 тем:

1. Изображение растений. Освоение основных приёмов, постижение главных законов: соответствие приёма и изображаемого объекта, разнообразие и неупорядоченность природных форм, знание строения и функций изображаемых объектов.

2. Пейзаж. Объект в пространстве, воздушная перспектива и светотень. Изменение цвета и характера объекта по мере удаления от наблюдателя. Свойства атмосферы и специфика местности.

3. Изображение птиц и насекомых. Строение и свойства птиц и насекомых. Расширение изобразительных возможностей и тематики произведений, различные варианты применения приемов. Ракурс и движение.

4. Сюжетное творчество. Освоение творческих возможностей данного метода. Влияние объекта природы на настроение художника, выбор объекта и способа его изображения.

5. Городской пейзаж, изображение архитектурных строений. Линейная перспектива.

6. Рисование с натуры. Ракурс, светотень, перспектива.

7. Изображение животных и человека. Строение, пропорции, движение.

8. Орнамент. Приемы работы кисточкой и понимание смысла и значения орнамента в культуре разных народов.

По наблюдениям педагога, Ойдуп С.Н. (которые нашли отражение в отчетах), на первых занятиях дети с ОВЗ не владели элементарными навыками рисования, например, не могли нарисовать круг; пространственное мышление было на достаточно низком уровне; половина из детей (50%) не могли различить цвета; 90% детей никогда не занимались рисованием, не знали названия художественных материалов и ни разу не видели некоторые из них. Так же педагогом отмечено, что уровень общего развития детей-инвалидов намного ниже, чем у здоровых детей: им приходилось больше (по сравнению со здоровыми детьми) оказывать помощь, например, направлять движение рук, помогать ориентироваться в пространстве (лево - право, верх - низ) дополнительно повторять материал.

Судя по программе, каждое занятие с детьми начиналось с беседы. Сообщая новую информацию, педагог опирался на знания уже имеющиеся у ребенка-инвалида. Далее педагог предлагал тему практической работы, закрепляющую эти знания, способствующую освоению новых умений и навыков. Особых навыков в изобразительной деятельности не требуется, работа в данном курсе может начинаться с нулевого уровня. Материал занятий дается на доступном языке. Чтобы выполнить задание, надо подготовить рабочее место. Выполнить занятие, а затем, сразу после выполнения задания, необходимо привести материалы в порядок, чтобы краска на палитре и в кисточке не успела засохнуть. Все это, вместе с выполнением задания, занимает не больше 1 часа (при желании можно выполнить сразу все задания урока.) В случае непредвиденных задержек, технических проблем или трудностей в работе дети с инвалидностью, всегда могли получить помощь от педагога курса. В ходе занятий дети много лепили из пластилина, чтобы развивалась мелкая моторика, образное мышление.

В программе музыкальных занятий «Веселые нотки» принимали участие 6 девочек с ОВЗ, учащиеся 3-4 классов (педагог Дитрих А.Ю). Ниже в таблице 1 представлен план занятий.

Таблица 1

Тематический план занятий «Веселые нотки»

Часы

№ Разделы, название темы Теория Практика Индивид. работа Общее количество часов

I. Пение - вид музыкальной деятельности

1 Понятие о сольном и ансамблевом 2 2

пении

2 Диагностика. Прослушивание 2 2 4

голосов учащихся

3 Строение голосового аппарата 1 1 - 2

4 Правила охраны детского голоса 1 - - 1

5 Вокально-певческая установка 1 1 2 4

6 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой 1 2 4 7

II. Формирование детского голоса

1 Звукообразование 1 1 1 3

2 Певческое дыхание 1 1 1 3

3 Дикция и артикуляция 1 1 1 3

4 Речевые игры и упражнения 1 1 1 3

5 Вокальные упражнения 1 2 1 4

Слушание музыкальных

III. произведений, разучивание и

исполнение песен

1 Народная песня 2 1 - 3

2 Произведения русских композиторов-классиков 1 1 - 2

4 Произведения современных отечественных композиторов 1 1 - 2

5 Сольное пение 2 2

IV. Игровая деятельность, театрализация 1 2 3

V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

1 Путь к успеху 1 3 - 4

2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов 2 - 2

VI. Концертно-исполнительская деятельность

1 Репетиции 6 2 8

2 Выступления, концерты 6 - 6

Итого 19 34 15 68

В отчетах Дитрих А.Ю. отмечено, что дети имели большое желание посещать занятия по музыке, так как оставалось много свободного времени после основных занятий в школе. Педагог отметил, что детям очень хотелось петь песни, слушать разную музыку и понимать ее, что им не хватало общения с разными людьми, не только со сверстниками, они нуждались во внимании, в похвале.

На занятиях с детьми работали как в группе (присутствуют все ребята посещающие кружок), так и индивидуально. В рамках реализации программы учащиеся знакомились с физиологическим строением речевого аппарата, осваивают приемы голосоведения, владению голосом, музыкальными терминами и инструментами, песенным репертуаром, слушают музыкальные произведения и разучивают песни. Акцент делается на работе по достижению всех уровней звучания голоса. В программу входит посещение концертов, театров, выставок, экскурсии. Занятия проходили 2 раза в неделю по 1 часу. В итоге 2 часа в неделю посвящалось изучению программы. Для достижения результатов реабилитации, с учетом психофизической нагрузки для детей с ОВЗ, каждое занятие по программе строилось по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведением;

- задание на дом.

На занятиях материал использовался и повторялся несколько раз, чтобы дети с ОВЗ смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к

исполнению произведения педагогом. На занятии была создана благоприятная психологическая обстановка безоценочности и взаимного принятия. За время занятий дети с ОВЗ постепенно начинали чувствовать темп и ритм музыкальных произведений, без рекомендаций педагога выполнять простые движения под музыку. У каждого из них появился песенный репертуар, который можно расширять дальше. В тоже время, педагог отметила и достаточно большое количество проблем: дети разные, с разными диагнозами, и среди них есть трудные, неуправляемые (такие дети обязательно посещают занятия с сопровождающими) или неразговорчивые, молчаливые (непонятно, понимают они материал или нет). Во время занятий дети с ОВЗ, вместе с родителями и сопровождающими, посетили: концерты - 2 раза, национальный театр - 1 раз, кукольный театр - 1 раз, музей - 1 раз, автобусная экскурсия по городу - 1 раз. В течение года детьми были усвоены все темы.

Итак, как было отмечено выше, были изучены не только программы, но и проанализированы отчеты педагогов по работе с детьми с ОВЗ. По итогам занятий «Живая кисть» у детей с ОВЗ были отмечены следующие изменения: четче стали прорисовывать контуры, линии; могли закончить полностью начатый рисунок; научились грамотно выстраивать композицию; стали различать холодные и теплые цвета; использовать разнообразные художественные материалы, расширили словарный запас и общий кругозор и т.д. Кроме того, в отчете С.Н. Ойдуп отмечена следующая положительная динамика в развитии детей с ОВЗ: развитие мелкой моторики, воображения и самостоятельности, улучшение знаний цветов спектра, более грамотное построение композиции рисунка. Анализ программы и отчета позволяет отметить, что материал занятий по изобразительному искусству доступен, понятен, учит детей творчески мыслить, создавать образы и формы, применять художественные навыки на деле, знать и различать цвета.

По программе музыкальных занятий можно сделать следующие выводы: программа доступна и понятна детям с ОВЗ, хорошо воспринимается данными детьми, имеет четкую направленность и расширяет общий кругозор, повышает социализацию и творческие способности. В ходе реализации программы осуществляется социально-психологическая реабилитация, которая обеспечивается свободным доступом к объектам культуры, социальной и общественно-бытовой сферы. Программа, в целом эффективна, и, кроме того, помогает реализовать интересы детей с ОВЗ. Об эффективности программы могут говорить следующие факты. Изначально дети с ОВЗ не знали ни одной песни полностью наизусть, только какие-то отрывки, не владели возможностями голосового аппарата, почти не слушали музыкальные произведения и не знали термины. В отчетах педагога отмечено, что дети остались довольны полученными знаниями и навыками, стали более раскрепощенными, общительными, часто улыбались, расширился их

словарный запас, улучшилась моторика. Занятия показали, что необходимо как можно раньше включать детей с проблемами здоровья в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Таким образом, можно отметить, что участие детей с ОВЗ в художественной деятельности в школе может помочь решить проблему социальной адаптации, интеграции в социум. Регулярное посещение театров, выставок, концертов, просмотр кинофильмов - обогащает детей с ОВЗ, расширяет их мировоззрение.

Несмотря на то, что представленные программы доказали свою продуктивность в реабилитации детей с ОВЗ, необходимо отметить, что эффективность программ может быть повышена, если:

- учитывать диагнозы детей (более индивидуализировать занятия с учетом диагноза, что позволит развивать и корректировать более точно, следовательно более эффективно);

- интегрировать, вовлекая в среду здоровых детей;

- осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ, учитывая его психологические особенности, а не только специфику диагноза;

- проявлять педагогический такт, постоянно отмечать даже малозаметные успехи, своевременно и тактично помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;

- проводить просветительскую работу для школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников с ОВЗ;

- помогать в создании доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

- постоянно взаимодействовать с другими учреждениями для комплексной реабилитации детей с инвалидностью.

Кроме этого, при отсутствии ряда возможностей в самой образовательной организации и для усиления эффективности реабилитации, школа может взаимодействовать с учреждениями культуры и искусства, такими как:

- ГБОУ «Кукольный театр» г. Кызыла. Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов здесь может осуществляться на сцене театральной студии. В основу регулярных драматических и пластических занятий можно положить идеи психодраматического взаимодействия участников. Развитие природного таланта каждого ребенка способствует, умению перевоплощаться, импровизировать, как во время репетиций, так и выступлений, что позволяет решить многие моторные, речевые и психологические проблемы. Труппа театра может регулярно, один раз в квартал, проводить благотворительные спектакли, рассчитанные для различных возрастных групп, поэтому в театре будет интересно малышам и подросткам. Театр кукол на премьеры и праздники может приглашать детей-инвалидов вместе с родителями, совместно с другими детьми, для интеграции в социум.

- Национальный музей Республики Тыва. Так, созданию музейного пространства, будет способствовать программа по всеобщей компьютеризации школ, в том числе коррекционных. Сотрудничество с Национальным музеем целесообразно дополнить специально разработанными пешеходными и автобусными экскурсиями для детей с особыми проблемами. Например, организовать обзорную автобусную экскурсию «Мой Кызыл», «Памятные места Кызыла» и др.

- Кинотеатр «Найырал». На каждые премьеры фильмов можно приглашать детей-инвалидов на безвозмездной основе в количестве 10 человек для того, чтобы дети имели возможность общаться и взаимодействовать с нормально развивающимися сверстниками в неформальных ситуациях, находили друзей и единомышленников по интересам. В кинотеатре можно организовать детскую анимационную студию, так как данная деятельность способствует развитию мелкой моторики, речи, воображения.

- Библиотеки города Кызыла. Можно отметить, что библиотеки имеют большой потенциал для проведения реабилитационных мероприятий. В библиотеках можно проводить тематические выставки, встречи с писателями, семинары. При детских библиотеках можно было бы организовать видеотеки, где имелись бы фильмы с сурдопереводом, книги, напечатанные по методу Брайля.

- Учреждения культуры. В учреждениях культуры, как арт-центр «Найсылал» и городском доме культуры «Енисей» можно периодически организовывать круглые столы на разнообразные темы, способствующие информированию населения о наличии проблемы, выработку решений по вопросам социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. На заседания следует приглашать представителей органов власти, городских и республиканских учреждений социальной сферы и общественных организаций, культурно-досуговых учреждений, семьи имеющих детей с ОВЗ. Принять решения о дальнейшей работе учреждений культуры и досуга по социокультурной адаптации, социально-психологической реабилитации детей-инвалидов. При вовлечении детей с ОВЗ в разнообразные виды деятельности указанные выше учреждения включаются в социокультурную реабилитацию. Создание благоприятных условий для социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и включение их в социум - это один из путей реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проведенное эмпирическое исследование выявило следующее. Социально-психологическая реабилитация детей с ОВЗ средствами культурно-массовой деятельности в школе №4 г. Кызыла направлена на формирование навыков установки социальных контактов, умений адекватно воспринимать и понимать сверстников в общении. Анализ работы педагогов школы позволяет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

утверждать, что деятельность в данном направлении носит достаточно продуктивный характер, но возможности школы в социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ средствами культурно-массовой деятельности несколько ограничены, но это достаточно легко можно устранить, организовав взаимодействие с различными учреждениями искусства и культуры города Кызыла.

Библиографический список

1. Храпылина, Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. /Л.П. Храпылина. -М., Издательство «Астра» 2006. - 415 с.

2. Мастюкова, Е.М.. Они ждут нашей помощи. /Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. М.: Педагогика, 2012г. - 160 с.

3. Клячкин, Л.М. Медицинская реабилитация больных с заболеваниями внутренних органов / Л.М. Клячкин, А.М. Щегольцов. - М.: Медицина. - 2000. - 137 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Hrapylina, L.P. Osnovy reabilitacii invalidov: Ucheb.-metod. posobie. /L.P. Hrapylina. - M., Izdatel'stvo «Astra» 2006. - 415 s.

2. Mastyukova, E.M.. Oni zhdut nashej pomoshchi. /E.M. Mastyukova, A.G. Moskovkina. M.: Pedagogika, 2012g. - 160 s.

3. Klyachkin, L.M. Medicinskaya reabilitaciya bol'nyh s zabolevaniyami vnutrennih organov / L.M. Klyachkin, A.M. SHCHegol'cov. - M.: Medicina. - 2000. - 137 s.

Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного университета, г. Кызыл. E-mail:[email protected]

Frokol Anna - senior lecturer, Department of Psychology, Tuva state University, Kyzyl. E-mail:[email protected]

Хевек Алимаа Борбак-ооловна - начальник отдела Республиканского центра народного творчества и досуга, г. Кызыл. E-mail: [email protected].

Khevek Alima - Head of the Department, the Republican center of folk art and leisure, Kyzyl . E-mail: [email protected]

УДК 37.373.31

ОЦЕНКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ

Баярмаа Г.

Монгольский государственный университет Образования, Институт исследований образования, Улан-батор

EARLY GRADE READING ASSESSMENT: TEST DEVELOPMENT

Bayarmaa G.

Mongolian State University of Education, School of Education study, Ulan-bator

Четыре года назад началась реализация новой программы начального образования в Монголии. Для того, чтобы оказать поддержку в осуществлении данной программы, Министерство образования, науки и культуры Монголии с 2015 года запустило проект «Реформа качества образования» за счет льготных кредитов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.