7. Розанова, Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом / Т. В. Розанова // Дефектология. - 1992. - №2-3. - С. 5-11.
8. Розанова, Т. В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Розанова // Дефектология. - 1997. - №4. - С. 56-67.
9. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М., 2003.
10. Фишман, М. Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения / М. Н. Фишман. - М., 2004.
11. Kelly, D. The Challenge of Attention Deficit Disorder in Children Who Are Deaf or Hard of Hearing / [D. Kelly et al.] // American Annals of the Deaf. - 1993. - Vol. 138. - №4. - Р. 343-348.
12. Meadow, K. Social adjustment of preschool children, deaf and hearing with and without other handicaps / K. Meadow // Topics in early childhood special education. - 1984. -P. 89-107.
13. Moores, D. F. Education the Deaf: Psychology, Principles and Practices / D. F. Moores. - Boston, 1987.
УДК 37
Т. В. Гудина
Вологодский государственный университет
ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена анализу проблем социокультурной реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлено, что в силу особенностей современной информационно-культурной среды традиционные средства, обеспечивающие условия социализации личности, оказываются недостаточно эффективными в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация комплексной социокультурной реабилитации и интеграции позволит успешно решать основные педагогические, социальные, культурные и социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуя их становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.
Социокультурная реабилитация, интеграция, инкультурация, дети с ограниченными возможностями здоровья.
The article deals with the analysis of the problems of social and cultural rehabilitation and integration of children with disabilities and autism. The research found out that because of the nature of modern information and cultural environment, the traditional means for the conditions of a person's socialization, are not sufficiently effective for children with disabilities. The organization of the complex socio-cultural integration and rehabilitation will allow to solving the basic educational, social, cultural and socio-psychological problems of children with disabilities, thereby contributing to their becoming value fellows of public relations.
Sociocultural rehabilitation, integration, autistic children, inculturation, children with disabilities.
Введение.
В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. В условиях осуществления глубоких идеологических, экономических и социально-культурных реформ происходят существенные изменения в образе жизни, трудовой занятости, ценностных ориентациях достаточно крупной в настоящее время и социально уязвимой группы населения - лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Отношение к лицам с ОВЗ и пожилым людям свидетельствует о зрелости, социальном и нравственном здоровье общества. Совместная деятельность органов исполнительной власти всех уровней, общественных объединений, предприятий и организаций показала, что общество готово сделать все возможное, чтобы создать условия для нормальной жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодолеть стереотипные представления о
детях с особыми потребностями как «вынужденную нагрузку» на социум. Тем не менее, выявились острые противоречия между идеологическими декларациями о «равных возможностях для всех» и реальным положением, например, детей с ОВЗ, их фактической дискриминацией в учебе, быту, культурной жизни.
Целью статьи является анализ проблем социокультурной реабилитации детей с ОВЗ.
Основная часть.
Основное направление государственной политики в отношении лиц с ОВЗ определяет необходимость их реабилитации в сложных современных условиях. Это предполагает модернизацию существующих институтов, обеспечивающих освоение ими знаний, навыков, необходимых для оптимальной интеграции в социум. В центре внимания оказываются не сами по себе учреждения образования, обслуживания, культуры, а их соответствие требованиям детей с ОВЗ и детей с РАС в том числе, в реализации своих прав на образование, досуг, коммуникацию, рекреацию.
В силу особенностей современной информационно-культурной среды традиционные средства, обеспечивающие условия социализации личности, оказываются недостаточно эффективными в отношении детей с ОВЗ. Эти дети более, чем здоровые люди, изолированы от контактов с окружающим миром: для них затруднен доступ к широкому кругу источников информации; часто к этому добавляется особое сегрегирующее отношение к ним со стороны окружающих. Значительная часть детей с ОВЗ привыкла к сегрегации, тем не менее, это положение имеет негативные последствия, как для них самих, так и для тех, кому приходится работать и жить рядом с ними.
Современная социальная политика государства, направленная на социокультурную реабилитацию и адаптацию детей с ОВЗ, и детей с РАС в том числе, повышение качества их жизни, базируется на ряде принципов:
- в нормативной сфере это - строгое соблюдение прав человека, действующих законов, эффективное использование правовых механизмов реализации социально-политических решений;
- в сфере гражданских прав - обеспечение равных возможностей со здоровыми людьми, принятие посильного участия во всех доступных формах культурного и социального взаимодействия;
- в социокультурной сфере - стимулирование процессов, направленных на экономическую независимость, социальную востребованность, культурное развитие;
- в сфере реабилитации - опора на квалифицированную консультативную помощь, позволяющую компенсировать и по возможности преодолеть последствия заболевания [2].
Реализация политики, опирающейся на данные принципы, на государственном уровне предполагает определения ряда организационно-педагогических условий социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, взаимодействие системы социальных служб, ответственных за повышение качества их жизнедеятельности [5], [8].
На региональном уровне необходима разработка и реализация комплекса программ, ориентированных на обеспечение для этих детей условий полноценного включения во все доступные формы деятельности. Это означает распределение фундаментальных жизненных ресурсов - времени и энергии - между основными социально-культурными формами жизнедеятельности: жизнеобеспечение, коммуникация, социализация, рекреация [4], [8]. Каждая из этих форм имеет институциональное обеспечение (правовое, организационное, экономическое), а также культурное содержание, поскольку предполагает овладение определенными ценностями, нормами, знаниями, навыками, стереотипами поведения.
Социальная политика, направленная на полноценное включение детей с РАС в социокультурную жизнь, определяется: совокупностью мер, адресованных особому социальному слою с общими характеристиками образа жизни; дифференциацией по выделенным признакам групп детей с ОВЗ со специ-
фичными для каждой из них проблемами и особенностями социокультурной реабилитации и адаптации
[3], [5], [8].
Одним из условий интеграции лиц с ОВЗ в социум является реабилитационная деятельность, имеющая многочисленные направления в работе с особыми детьми, восстановление их полноценного участия в современных социальных, культурных взаимодействиях. Вместе с тем потребность в самореализации, расширении ее форм и возможностей все более актуализируется, что заставляет скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компенсирующе-развивающую систему не только медико-социального характера.
Творческая реабилитация детей с ОВЗ не менее значима, чем реабилитация медицинская, она является с одной стороны, одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения духовного мира, с другой, - средством формирования толерантного отношения к детям с РАС.
Следует отметить, что процесс инкультурации может рассматриваться и как компенсаторный механизм, который актуален в том случае, когда иные механизмы социализации неэффективны. Погружение в мир культуры помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья «смириться» с неравными социальными и бытовыми условиями, вызванными характером дефекта.
Важнейшим средством инкультурации выступает сама культурная деятельность, человекотворческий потенциал которой неоднократно подчеркивался социологами, культурологами, педагогами (М. А. Ари-арский, Т. А. Зрелова, А. З. Свердлов, Д. В. Шамсут-динова и др.) [1], [7], [9], [10], [11]. В данном контексте возникает потребность в рассмотрении социально-культурного творчества как особой технологии социокультурной реабилитации, позволяющей максимально развить и реализовать креативный потенциал детей с аутизмом, оптимизировать условия их жизнедеятельности в социуме.
Недостаточное использование организационно-педагогических ресурсов реабилитации детей с ОВЗ и детей с РАС, помощи им в освоении значимой социокультурной практики предопределено обстоятельствами: несоответствием социально-культурных учреждений требованиям особых детей, включая материально-техническое, технологическое, кадровое обеспечение; недостаточным использованием необходимых организационных и правовых ресурсов в целях разграничения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти, способными более успешно решить проблемы детей с ОВЗ; некомпетентностью педагогических кадров в вопросах реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с РАС; недостаточными возможностями практического освоения инновационных технологий, позволяющих детям с ОВЗ максимально включиться в культурную коммуникацию; рассогласованностью систем общего специального и профессионального образования, затрудняющей на практике получение профессии, не способствующей повышению социально-
экономической самостоятельности особых детей; недостаточно эффективным использованием в учебном процессе информационных технологий, оптимизирующих процесс адаптации и реабилитации детей с ОВЗ в современное социокультурное пространство.
Основной целью межведомственного сотрудничества органов и учреждений системы образования и социальной защиты является охрана прав и интересов ребенка посредством социальной диагностики, патронажа и реабилитации. В то же время существует проблема установления продуктивных контактов и взаимопонимания между специалистами различных служб и ведомств, определения задач и распределения функций каждого из них для реализации поставленной цели.
Нормативно-правовые основы деятельности обеих систем не обеспечивают в необходимой степени организационные условия реабилитации детей с ОВЗ. Обмен информацией, своевременное комплексное реагирование, патронажная защита интересов ребенка с особыми потребностями, обеспечение права на образование и культурное самоопределение, социальная поддержка родителей (опекунов, попечителей) - общие задачи местных органов власти и учреждений социальной защиты и образования.
Формы взаимодействия на региональном уровне разнообразны: управленческая кооперация, организационно-административное содействие, совместное формирование и использование банков данных, общие культурные и образовательные стратегии и т. д. Остается особенно актуальной работа по профилактике возникновения проблем у детей-сирот с ОВЗ. Специалисты всех вышеназванных субъектов взаимодействия уделяют недостаточное внимание налаживанию контактов со смежными по задачам службами. Такая ситуация характерна в большинстве регионов РФ. Необходимы новые механизмы взаимодействия всех заинтересованных организаций в решении трудных жизненных ситуаций семьи и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семья, имеющая ребенка с особыми потребностями, нуждается не только в денежных пособиях, льготах и субсидиях, о которых далеко не всегда все родители осведомлены. Важной проблемой становится включение такого ребенка в процесс обучения и воспитания, активного досуга, участия в социокультурной жизни общества [6].
Психолого-педагогическая поддержка семьи, имеющей ребенка с ОВЗ может осуществляться посредством включения ее членов в деятельность коллектива художественной самодеятельности, любительского объединения, в проведение акций, имеющих общественное и личностное значение. Например, в любительских объединениях, клубах по интересам возможна разработка специальных социокультурных программ и проектов, в которые включаются интерактивные, диалоговые, игровые и другие методики («Школы общения», «Школы независимой жизни», объединения моделирования, проективной деятельности, в том числе и социального проектирования с применением психо- и социодрамы).
Семьи, воспитывающие детей с РАС, испытывают определенные трудности, характеризующиеся признаками: нервно-психическая и физическая нагрузка, усталость, напряжение, тревога и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы); поведение и отношение ребенка к окружающим не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, неудовлетворенность; нарушаются и искажаются семейные взаимоотношения; снижается социальный статус семьи, возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители замалчивают факт нарушения психического развития ребенка от друзей и знакомых, сужается круг вне семейного функционирования; общественность не всегда адекватно оценивает усилия родителей по воспитанию и лечению ребенка с ОВЗ [6].
Неоценимая помощь оказывается со стороны реабилитационных центров, которые помогают родителям правильно воспринять ребенка, организовать уход, консультируют по вопросу воспитания и интеграции в социум, получении профессиональных навыков с учетом его психофизических возможностей.
Основной задачей Центра реабилитации является работа, связанная с разработкой программ абиллита-ции (предполагает компенсаторное приспособление, обусловленное врожденным дефектом) и реабилитации детей с ОВЗ в медицинском, образовательном, социальном, культурном, физкультурно-оздоровительном, рекреационном аспектах. Улучшить условия жизнедеятельности детей с ОВЗ и детей с РАС в том числе, на социокультурном уровне возможно несколькими путями: развитием творческих способностей в целях включения особого ребенка в повседневную социально-культурную практику; помощью в преодолении барьеров, препятствующих самостоятельному и полноценному участию в процессах социокультурной коммуникации.
Исходя из этого, можно сформулировать основные педагогические задачи социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с РАС в том числе:
- развитие способностей и потенциальных возможностей каждого ребенка с особыми потребностями (путем стимулирования личностного участия самих детей, создание ситуаций успеха);
- расширение круга общения детей с ОВЗ и повышение уровня его коммуникативной культуры;
- реализация принципов активной жизненной позиции, независимого образа жизни, распространение их на другие сферы, в том числе на профессиональную деятельность;
- формирование моральных и социальных установок, обеспечивающих чувство уверенности, независимости личности;
- развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка с аутизмом, необходимые для улучшения качества его жизни, саморазвития;
- стимулирование навыков творческого самовыражения, креативности, пробуждение скрытых жизненных сил.
При условии обучения и хорошего технического оснащения образ жизни детей с ОВЗ по структуре и содержанию может соответствовать принятым в обществе стандартам.
Лица с ОВЗ находятся на особом положении в сфере занятости и трудовых отношений. С одной стороны, им предоставляются льготы и щадящие режимы и условия труда: они имеют право на выполнение более легких видов работы, сокращенной продолжительности рабочей недели, сохранение прежней заработной платы, а также на получение дополнительных видов помощи и услуг. С другой стороны, эти гарантии выступают ограничениями и препятствиями для самореализации в сфере образования, занятости, профессиональной карьеры: люди с ОВЗ являются по определению непривлекательными, обременительными работниками для работодателей. Получая образование в специальных школах, они оказываются неподготовленными и немотивированными к получению высшего образования.
По мнению Д. В. Шамсутдиновой, среди лиц с ОВЗ не распространено отношение к труду как к средству жизнеобеспечения [11]. Такая точка зрения поддерживается стереотипами о характере социокультурной помощи: благотворительностью, ориентацией на досуг, а не на самообслуживание. Это ослабляет стимулы к самоорганизации и конструктивному решению проблем собственного жизнеобеспечения, развивает представления о труде как неизбежно тяжком долге, обрекающем человека на самоотречение, отказ от радостей жизни, игнорирование личных интересов.
Изменения, происходящие в экономике, снижение занятости (особенно в производственном секторе), рост индустрии сервиса, информационных и наукоемких производств, возрастание потребности в хорошо подготовленных предприимчивых специалистах, способных адаптироваться к новым условиям и содержанию профессиональной деятельности, выдвигают проблему совершенствования концептуальных основ подготовки к труду ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-аутистов в том числе. Этот процесс должен включать цикл предметов коррекционной направленности, быть дифференцированным, с учетом индивидуальных особенностей, а также способствовать всестороннему развитию ребенка, формированию его ценностей и убеждений, взаимоотношения с миром [4].
Трудовая терапия детей с РАС предполагает приобщение к посильному труду и решение задач: формирования устойчивой ориентации на активный образ жизни, профессиональное самоопределение, соответствующее индивидуальным особенностям каждой личности; осуществление выбора профессии, учитывая состояние здоровья и возможность дальнейшего трудоустройства, востребованности избранной профессии на рынке труда; коррекция нарушений и формирования компенсаторных умений и навыков; обеспечение практической и социально-
психологической готовности к труду (с учетом современной социально-экономической ситуации в стране).
Выводы.
Таким образом, социокультурная реабилитация детей с ОВЗ в сфере жизнеобеспечения призвана содействовать приобретению навыков, компенсирующих дефект, и использование их в процессе самостоятельной жизни, тем самым обеспечивая полно -ценное участие их в системе общественного разделения труда.
Процесс гумманизации отношения общества к лицам с ОВЗ и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждают искать новые наиболее эффективные способы помощи рассматриваемой категории населения.
Организация комплексной социокультурной реабилитации позволит успешно решать основные педагогические, социальные, культурные и социально-психологические проблемы детей с ОВЗ, способствуя тем самым их становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.
Литература
1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М. А. Ариарский. - СПб., 1999.
2. Гудина Т. В. Педагогические ресурсы социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Т. В. Гудина. -Вологда, 2009.
3. Гудина, Т. В. Организационные условия социокультурной реабилитации инвалидов / Т . В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - №3. - С. 331-335.
4. Гудина, Т. В. Психолого-педагогические условия обеспечение равных возможностей детей-инвалидов / Т. В. Гудина // Динамика научных исследований (Бупашь ка паико^усИ Ъа<1ап - 2012) - 2012: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. -Ргсешу81. Каика [ 81ш11а. - 2012. - Т. 15: Психология и социология. - С. 61-68.
5. Денисова, О. А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство для социально-культурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями / О. А. Денисова. - Череповец, 2006.
6. Денисова, О. А. Специальная семейная педагогика: Учеб. пособие / [О. А. Денисова и др.] ; под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. - М., 2009.
7. Денисова, О. А. Характеристика социокультурной адаптации и интеграции лиц с сенсорными нарушениями / О. А. Денисова, И. А. Бучилова, В. Н. Поникарова // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №7. - С. 151-158.
8. Дридзе, Т. М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие / Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова. - М., 1995.
9. Зрелова, Т. А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Зрелова. - СПб., 2000.
10. Свердлов, А. З. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих / А. З. Свердлов. - СПб., 1999.
11. Шамсутдинова, Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д. В. Шамсутдинова. -Казань, 2001.