Научная статья на тему 'Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ'

Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2941
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного включения детей и молодежи с ОВЗ в учреждения культуры и социум. Выявлено, что фактором модификации общественного отношения к инвалидам призвана стать социокультурная работа как особого рода деятельность, направленная на разработку и внедрение в практику технологий инкультурации, ориентированных не только на преодоление трудностей в обучении, воспитании, но оказывающих помощь в их социальной адаптации, реабилитации и абилитации. Таким образом, образовательные, досуговые, реабилитационные учреждения с инклюзивной ориентацией дают равные возможности детям и молодежи с ОВЗ, обеспечивают интеграцию и реабилитацию, повышают эффективность социального взаимодействия, эффективно борются с дискриминационными воззрениями, подготавливают к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An inclusive approach to the socio-cultural rehabilitation of children and young people with limited possibilities of health

This article analyses the problems of inclusive inclusion of children and young people with limited possibilities of health in institutions of culture and society. It was revealed that the factor of modification of public attitudes towards people with disabilities should become social and cultural work as a special kind of activity aimed at the development and introduction of inculturation technologies aimed not only at overcoming difficulties in training, but also at assisting in their social adaptation, rehabilitation and habilitation. Thus, educational, recreational, rehabilitation institutions with inclusive orientation provide equal opportunities for children and youth with the limited possibilities of health, provide integration and rehabilitation, increase the efficiency of social interaction, effectively fight discriminatory attitudes, prepare for professional work.

Текст научной работы на тему «Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 376

Гудина Татьяна Викторовна

доктор педагогических наук, профессор Череповецкий государственный университет

[email protected]

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ С ОВЗ

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного включения детей и молодежи с ОВЗ в учреждения культуры и социум. Выявлено, что фактором модификации общественного отношения к инвалидам призвана стать социокультурная работа как особого рода деятельность, направленная на разработку и внедрение в практику технологий инкультурации, ориентированных не только на преодоление трудностей в обучении, воспитании, но оказывающих помощь в их социальной адаптации, реабилитации и абилитации. Таким образом, образовательные, досуговые, реабилитационные учреждения с инклюзивной ориентацией дают равные возможности детям и молодежи с ОВЗ, обеспечивают интеграцию и реабилитацию, повышают эффективность социального взаимодействия, эффективно борются с дискриминационными воззрениями, подготавливают к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная реабилитация.

Необходимость и приоритетность решения проблем реабилитации и социокультурной интеграции детей и молодежи с ОВЗ в современном обществе обусловлены устойчивой тенденцией увеличения их доли в структуре населения. Снижение уровня качества жизни и ограничение возможностей иных социальных групп сопровождаются низким адаптивным потенциалом, серьезными личностными проблемами инвалидов в динамичной социокультурной среде. В связи с этим, современная социокультурная ситуация, осложняя процессы интеграции детей и молодежи с ОВЗ, требует адекватного реагирования и, возможно, модернизации содержания деятельности различных субъектов, призванных обеспечить приемлемые условия жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В кризисных экономических и общественных ситуациях, о чем свидетельствует международный опыт, положение инвалидов и их депривационное самоощущение ухудшается в кратной прогрессии, обостряются чувства зависимости, ущербности, неустроенности, усиливаются как пассивные, так и агрессивные реакции. Характер социальной коммуникации такой группы населения с общественными институтами становится источником повышенного социального напряжения, влекущего за собою угрозу формирования кризисных настроений в общественном сознании, «геттоизацию» инвалидной среды [3; 4]. Эти «зоны взаимодействия» требуют особого внимания со стороны ответственных за социальную политику субъектов государственного управления, а также общественных объединений, ориентированных на содействие в решении насущных проблем инвалидов, в числе которых и вопросы социокультурного характера.

И, безусловно, требуется отдельное рассмотрение направлений государственной и обществен-

ной политики в отношении лиц с ОВЗ, особенно детей-инвалидов, а так же их научное осмысление и уточнение путей реализации с учетом современных реалий. Можно отметить, что в сложившейся ситуации не в полной мере проработаны теоретические и технологические вопросы формирования культурной компетентности инвалидов, установление навыков социально - значимой культурной активности, включения их в культурно-коммуникационное пространство, организацию досуга. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, лежащих в основе современной социальной политики, ориентированной на медицинское и социальное обслуживание детей и молодежи с ОВЗ. До недавнего времени приобщение к культуре, рассматриваемой группы населения, осуществлялось с помощью библиотечного обслуживания и вовлечение в художественную самодеятельность, что не могло удовлетворить социокультурные потребности инвалидов.

Творческая реабилитация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья не менее значима, чем реабилитация медицинская, она является с одной стороны, одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения духовного мира и личностного участия самого инвалида, с другой стороны, средством формирования толерантного к ним отношения общества. Именно занимаясь искусством, которое является существенным ресурсом оптимизации творческо-разви-вающего потенциала детей-инвалидов и молодежи, они на равных могут конкурировать со здоровыми сверстниками, проявлять в полной мере все свои способности и таланты. Занятия различными видами художественного творчества и культурная среда, в целом, рассматриваются, как интенсивный фактор, создающий дополнительные условия социализации и инкультурации детей-инвалидов, условие для самореализации личности, максимально

178

Вестник КГУ ^ 2017

© Гудина Т.В., 2017

возможной интеграции в социум, при котором последствия дефекта минимизируются и не являются фатальным препятствием ни инвалиду, ни окружающим в социальном взаимодействии.

Активность лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере творческой деятельности формирует положительную мотивацию жизнедеятельности, улучшает психологический фон, способствует самоутверждению и, в итоге, выполняет реабилитирующие и адаптирующие функции.

Следует отметить, что процесс инкультурации может рассматриваться и как компенсаторный механизм, который актуален в том случае, когда иные механизмы социализации не эффективны. Значительное большинство детей и молодежи с ОВЗ, занимающиеся в художественно-творческих объединениях, не становятся профессиональными художниками, певцами или актерами, но их участие в творческой деятельности активизирует индивидуальные ресурсы, является мощным культурно-интегративным фактором жизнедеятельности.

Можно сделать вывод, что инкультурация представляется таким же необходимым процессом личностного развития ребенка и молодежи, как и социализация. Именно культурно-творческая деятельность (безусловно, в рамках персонально-возможного)1 для лиц с ОВЗ является одним из механизмов социокультурной реабилитации, гарантирует реализацию нового принципа отношений «обеспечения равных возможностей» рассматриваемой категории.

Фактором модификации общественного сознания к инвалидам призвана стать социокультурная работа как особого рода деятельность, направленная на разработку и внедрение в практику современных педагогических технологий инкуль-турации, способных учитывать индивидуальные психо-физиологические особенности детей и молодежи с ОВЗ, использовать в работе достижения современной науки и практики.

Возрастают потребности в подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере досуга, сочетающие дефектологические, педагогические, медицинские знания и навыки с профессиональным культурологическим оптом.

Одной из значимых проблем современного общества остается вопрос формирования общественного мнения, преодоление негативных стереотипов в отношении детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В быстро меняющихся экономических и социокультурных условиях сегрегация инвалидов приводит к потере ориентаций в отношении происходящего, затрудняются их сегментарные контакты с окружением.

Основным направлением построения и реализации социокультурной политики в отношении рассматриваемой категории, должна стать нацеленность на развитие реальных возможностей, а не

на их ограничения, на обеспечение гражданских прав и социального участия, а не рассмотрение их как объекта благотворительности.

Недостаточное использование ресурсов социокультурной деятельности в реабилитации, интеграции и инкультурации детей и молодежи с ОВЗ в современном обществе предопределено обстоятельствами:

- недостаточной организованностью институциональной инфраструктуры, включая ее технологическое, материально-техническое, кадровое обеспечение;

- не проработанностью достаточного нормативно-правового обеспечения, государственных гарантий обеспечивающего социокультурную интеграцию инвалидов;

- слабой мотивацией детей и молодежи с ОВЗ и их родителей к использованию потенциала собственного социального участия, возможной реализации концепции ортобиоза и независимого образа жизни;

- межведомственной разобщенностью учреждений культуры в реабилитационных и интеграционных процессах;

- отсталостью научно-методического сопровождения реабилитации и интеграции детей-инвалидов на основе анализа тенденций общественного развития, обобщения современного педагогического опыта и другие [1].

Уровень цивилизованности общества во многом оценивается по его отношению к детям и молодежи с недостатками в умственном и физическом развитии, к инвалидам. Создание условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации и интеграции этих детей в общество относится к числу основных задач каждой семьи, имеющей ребенка-инвалида, и общества в целом.

Современная социальная политика государства, направленная на социокультурную реабилитацию и адаптацию детей и молодежи с ОВЗ, повышение качества их жизни, базируется на ряде принципов [2]:

- в нормативной сфере это - строгое соблюдение прав человека, действующих законов, эффективное использование правовых механизмов реализации социально-политических решений;

- в сфере гражданских прав - переход в рамках социальной политики к концепции «обеспечения равных возможностей», ориентированной на реализацию в обществе нового типа отношений к «лицам с ограниченными возможностями здоровья», посильное их участие во всех доступных формах культурного и социального взаимодействия;

- в социокультурной сфере - стимулирование процессов направленных на экономическую независимость, социальную востребованность, культурное развитие;

- в сфере реабилитации - опора на своевременную квалифицированную консультативную помощь, позволяющую активизировать компенсаторные механизмы и по возможности преодолеть последствия заболевания.

Реализация политики, опирающейся на данные принципы, на государственном уровне предполагает определение ряда организационно-педагогических условий социокультурной реабилитации детей и молодежи, которые становятся социальной необходимостью в обеспечении равного доступа лицам с ОВЗ к независимой жизни, свободе выбора, самоопределению, культурным благам; насущной потребностью взаимодействия системы социальных служб, ответственных за повышение качества их жизнедеятельности.

На региональном уровне необходима разработка и реализация комплекса программ, определяющих качественно иные условия жизнедеятельности индивида, ориентированных на обеспечение полноценного вовлечения лиц с ОВЗ во все доступные формы деятельности.

Таким образом, социальная политика, направленная на полноценное включение детей-инвалидов в социокультурную жизнь определяется:

- совокупностью мер, адресованных особому социальному слою с общими характеристиками образа жизни;

- дифференциацией по выделенным признакам групп инвалидов со специфичными для каждой из них проблемами и особенностями социокультурной реабилитации и адаптации.

Стоит отметить, что семья, имеющая ребенка-инвалида, нуждается не только в денежных пособиях, субсидиях и льготах, о которых, возможно, не всегда все родители осведомлены. Нередко более важной проблемой становится включение такого ребенка в процесс обучения и воспитания, активного досуга, участия в социокультурной жизни общества.

Улучшить условия жизнедеятельности детей и молодежи с ОВЗ на социокультурном уровне возможно несколькими путями:

- развитием индивидуально-творческих способностей в целях включения инвалидов в повседневную социально-культурную практику, позволяющих реализовать свои возможности как культурного индивидуума;

- помощью в преодолении барьеров, препятствующих самостоятельному и полноценному участию в процессах социокультурной коммуникации.

Решение проблемы реабилитации и интеграции детей и молодежи с ОВЗ в современном обществе предполагает тесное взаимодействие медиков, социальных педагогов, психологов, а также работников культуры и искусства. Необходимость координации усилий разнопрофильных учреждений при непосредственном активном участии самого

инвалида, заинтересованного в эффективности реабилитационного процесса, определяет специфику социокультурной реабилитации и инклюзивное включение детей с ОВЗ в социум.

Права детей на развитие, получение адекватного их психофизическим, личностным особенностям образования и профессиональную подготовку признаны международными стандартами: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам (ст. 13), Европейской социальной хартией (ст. 10) и другими международными законодательными актами [6].

Подход, при котором все дети включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками, независимо от физических, интеллектуальных и иных особенностей, признан приоритетным в Конвенции ООН о правах ребенка и зафиксирован во Всеобщей Декларации Прав Человека.

Инклюзивное образование в нашей стране может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен разработкой Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг., принятым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., который закрепил основной принцип государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников» (п. 3 ст. 2 Закона).

На региональном уровне разработан ряд нормативных документов регламентирующих получение образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее значимые из них: постановления Правительства Вологодской области «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Вологодской области» (2012 г.), «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья» (2014 г.) и приказы Департамента образования Вологодской области «Об утверждении Концепции развития специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области» (2010 г.); «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов» (2011 г.); «Об организации работы по психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов» (2016 г.).

Однако, для такого перехода необходимы, не только соответствующие правовые акты, но и организационно-педагогические, социокультурные условия, изменение устоявшихся стереотипов и представлений в общественном сознании об инвалидах, недооценкой их потенциальных возможностей и вклада в общественное производство и культуру.

Можно отметить, что у инклюзивного обучения существуют свои положительные и отрицательные стороны. Например, такие плюсы:

- здоровые дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равноправных членов общества;

- ребенок с особыми потребностями воспитывается в родительской семье, а не в специализированных интернатах и посещает образовательную школу, учреждения культуры, реабилитационные учреждения в соответствии с индивидуальным учебно-образовательным маршрутом;

- возникающие трудности в ходе общения или обучения ребенок-инвалид учится преодолевать с помощью педагогов, родителей, либо самостоятельно, овладевая необходимыми жизненными навыками и умениями, приобретая собственный общественно-социальный опыт;

- нормально развивающиеся сверстники, общаясь с детьми с ОВЗ, учатся терпимости, взаимопомощи, доброте, приобретают качества гуманистического характера.

Также существуют и минусы:

- дети с «особыми» образовательными потребностями нуждаются в повышенном внимании со стороны учителя, что может отрицательно сказаться на других учащихся;

- явные физические недостатки могут стать объектом насмешек, что плохо отражается на психике ребенка;

- организация «безбарьерной среды», облегчающей передвижение детей и молодежи с ОВЗ, требует отдельных организационных и финансовых затрат, а так же государственную поддержку в реорганизации социальных институтов, целью которой является создание доступной и комфортной культурно-образовательной среды.

Рассматривая возможности перехода к инклюзивному образованию, нужно иметь в виду, что полностью копировать шведско-американскую модель включения детей с ОВЗ в социокультурную жизнь не представляется возможным в нашей стране.

Необдуманный перевод детей-инвалидов в массовую школу, учреждения культуры на практике равносилен приостановке процесса их образования, социокультурной реабилитации, а затем интеграции в социум. Препятствиями к интеграции также выступает спад в экономике и нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений; унаследованного от прежних времен медикалистского подхода к классификации особых потребностей детей и молодежи с ОВЗ; общая и профессиональная интолерантность [5].

Инклюзивное (включенное) образование представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология использует педагогику отношений (а не требований), всестороннее воспитание, природосообразный характер учебного процесса (отличающийся от

урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. Инклюзивное образование является альтернативной формой традиционному обучению и основано на следующих приоритетах:

- неоспоримой ценности самого человека вне зависимости от его способностей и достижений;

- социальная, личностно-ориентированная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

- природосообразность образовательных задач, методик и методов, отвечающих индивидуальным возможностям и требованиям культурного, социального и духовного развития детей с ОВЗ;

- развитие информационно-коммуникативных компетенций, умение взаимодействовать с другими людьми;

- создание безбарьерной образовательной среды.

Однако, внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с организационными трудностями «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального свойства, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, готовности или отказе преподавателей, здоровых сверстников и их родителей принять рассматриваемую форму социокультурного включения и образования.

Равные образовательные возможности предполагают создание специальной, универсальной среды для инвалидов, позволяющей пользоваться окружающим учебным пространством с минимальной посторонней помощью (тьютеры, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья).

Тьютерство - новая форма индивидуальной педагогической поддержки лиц с ОВЗ в российском образовании, в условиях инклюзии является важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, личностно-ориентированной системы сопровождения. Рассматриваемая форма педагогического сопровождения может способствовать не только более индивидуализированному обучению ребенка с ОВЗ, но и воспитанию, где тьютор содействует максимальному развитию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.

Педагогическая деятельность тьютера в условия инклюзивной практики индивидуальной работы с детьми с ОВЗ способствует самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности, направлена на поиск образовательных ресурсов для создания индивидуально-образовательной программы.

Более значительные вопросы возникают в связи с содержанием адаптивных программ, квалификации специалистов, подготовленных для работы с данной категорией детей, и нормативно-законодательной базы, как ограничителях интеграции детей и молодежи с ОВЗ в социокультурное пространство. Эти обстоятельства свидетельствуют о сложности проблемы инклюзивного образования, которое предполагает соблюдение педагогами ряда принципов (Е.Р Ярская-Смирнова, 2011) [7]:

- воспринимать учеников с ОВЗ «как любых других детей в классе»;

- при постановке разных задач, включать таких детей в одинаковые виды деятельности;

- вовлекать «особых» детей в коллективные формы обучения и групповое решение задач;

- использовать в работе различные формы коллективного участия: игры, лабораторные, полевые исследования, совместные проекты и т.д.

Инклюзивное образование во многом изменяет роль педагога, включение его в разнообразные формы социального взаимодействия с обучающимися, позволяет больше узнавать о каждом из них, побуждает использовать потенциал общественных организаций для достижения целей социокультурной реабилитации вне образовательного учреждения.

Таким образом, система образования в современной России переживает глубокие преобразования, трансформируясь в результате государственных реформ и под влиянием рыночной экономики. В связи с этим, повышается актуальность и ценность инклюзивного образования детей с инвалидностью, хотя общественное мнение при обсуждении данного вопроса далеко не однородно.

Социальная изоляция ребенка с ограниченными возможностями здоровья от повседневных контактов со здоровыми сверстниками лишает его возможности функционально и содержательно расширить компенсаторные навыки, приобрести социально-личностный опыт необходимый для жизни в социуме. Детство и юность, проведенное вне социального взаимодействия, фактически обеспечивает маргинальную (второсортную) взрос-

лую жизнь, которая будет всецело зависеть от семьи или интернатов.

Несомненно, образовательные, реабилитационные, досуговые учреждения с инклюзивной ориентацией дают равные культурно-образовательные возможности детям и молодежи с ОВЗ, повышают эффективность социального взаимодействия, борются с дискриминационными воззрениями, подготавливают к профессиональной деятельности.

Примечание

1 Мы отдаем себе отчет в дискуссионности использования в данном контексте приведенного определения.

Библиографический список

1. Гудина Т.В. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в современной педагогической теории и социокультурной практике. - Вологда: ВоГТУ, 2011. - 143 с.

2. Гудина Т.В. Социально-культурная деятельность как средство обеспечения равных возможностей развития и инкультурации детей-инвалидов в современном обществе: дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2014. - 385 с.

3. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. - М.: Рос гос. гум. ун-т, 1996. - 152 с.

4. Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социс. -1995. - № 2. - С. 41-47.

5. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.

6. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1994. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://du.rex-promo.ru/index.php?ds=1424171 (дата обращения: 19.11.2012).

7. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman. hse.ru/data (дата обращения: 24.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.