Научная статья на тему 'Оптимизация музыкального образования в г. Тюмени: исторический анализ, современные риски'

Оптимизация музыкального образования в г. Тюмени: исторический анализ, современные риски Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОПТИМИЗАЦИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ОПТИМИЗАЦИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OPTIMIZATION / OPTIMIZATION OF MUSIC EDUCATION / HISTORICAL ANALYSIS OF THE STATE OF MUSIC EDUCATION / MODERN RISKS / OPTIMIZE / MUSIC CULTURE / MUSICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / GENERAL AND PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна

Рассматривается понятие «оптимизация» с экономической, а также с педагогической точек зрения, проводится исторический анализ причин и следствия процесса оптимизации музыкального образования в г. Тюмени с целью нахождения путей улучшения его состояния. Выявляются отрицательные аспекты оптимизации на уровне общего и профессионального музыкального образования: низкий разряд оплаты труда учителей музыки, снижение качества музыкального образования, невысокий образовательный уровень абитуриентов, закрытие учреждений музыкального образования. Для проведения более глубокого исторического анализа приводятся сравнительные примеры развития музыкальной культуры Тюмени как торгово-промышленного центра и Тобольска как духовной столицы Сибири в XIX в. Кроме того, рассматриваются особенности исторической практики в сфере музыкального образования России прошлого и современного периодов, обозначаются современные риски процесса оптимизации музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF MUSIC EDUCATION IN TYUMEN: HISTORICAL ANALYSIS, CONTEMPORARY RISKS

Discusses the concept of “optimization” from economic and pedagogical point of view, presents a historical analysis of the causes and consequences of the optimization process of music education in the city of Tyumen with the aim of finding ways to improve its condition. Identified negative aspects of optimization at the level of General and professional music education: low discharge remuneration music teachers, lowering the quality of music education, low educational level of students, the closure of institutions for music education. For more in-depth historical analysis of the comparative examples of the development of musical culture of Tyumen as a trade and industrial center and Tobolsk as the spiritual capital of Siberia in the nineteenth century. Furthermore, the features of historical practice in the field of music education of the Russian past and the modern period, denoted modern risks of the optimization process of music education.

Текст научной работы на тему «Оптимизация музыкального образования в г. Тюмени: исторический анализ, современные риски»

ОБЗОРЫ

УДК 37 . 014 . 5

О. А. Овсянникова

ОПТИМИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ТЮМЕНИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ,

СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ

Рассматривается понятие «оптимизация» с экономической, а также с педагогической точек зрения, проводится исторический анализ причин и следствия процесса оптимизации музыкального образования в г Тюмени с целью нахождения путей улучшения его состояния. Выявляются отрицательные аспекты оптимизации на уровне общего и профессионального музыкального образования: низкий разряд оплаты труда учителей музыки, снижение качества музыкального образования, невысокий образовательный уровень абитуриентов, закрытие учреждений музыкального образования. Для проведения более глубокого исторического анализа приводятся сравнительные примеры развития музыкальной культуры Тюмени как торгово-промышленного центра и Тобольска как духовной столицы Сибири в XIX в. Кроме того, рассматриваются особенности исторической практики в сфере музыкального образования России прошлого и современного периодов, обозначаются современные риски процесса оптимизации музыкального образования.

Ключевые слова: процесс оптимизации, оптимизация музыкального образования, исторический анализ состояния музыкального образования, современные риски оптимизации, музыкальная культура, музыкально-просветительская деятельность, общее и профессиональное музыкальное образование.

Процесс оптимизации музыкального образования в г. Тюмени продолжается около десяти лет на всех уровнях общего и профессионального образования: в общеобразовательных и музыкальных школах, средних специальных заведениях, вузах. Сам термин «оптимизация» носит положительный оттенок как нахождение наилучшего варианта решения задачи при заданных требованиях, ограничениях. Так, оптимизация каким-либо процессом состоит в определении пути достижения цели управления при наилучших (обычно минимальных или максимальных) значениях показателей, характеризующих этот процесс, например, за минимальный промежуток времени, с наибольшим экономическим эффектом, с максимальной точностью [1]. Чаще всего оптимуму соответствует достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах [2]. В данных положениях эффект оптимизации определяется прежде всего экономией средств.

В педагогике, по мнению И. П. Подласого, под оптимизацией можно понимать и степень соответствия тем целям, для которых она создана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому данное понятие всегда конкретно и возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо знать, какой параметр педагогической системы должен быть оптимизирован [3]. Ю. К. Бабанский предложил ввести в педагогику

принцип оптимальности, который предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. По его мнению, необходимо различать теоретическое и практическое направление оптимизации. Синонимами этого понятия в теоретическом аспекте являются расчет, сравнение, сопоставление вариантов. В практическом смысле оптимизация означает инновацию, реорганизацию, перестройку педагогической системы, приведение ее в наилучшее состояние для решения поставленных задач и имеющихся конкретных условий [3]. К сожалению, процесс оптимизации музыкального образования в Тюмени за последнее десятилетие нельзя рассматривать с точки зрения положительного эффекта для достижения качества образования. Оптимизация музыкального образования носила лишь экономический эффект, связанный с экономией материальных средств. В каких аспектах отразился процесс оптимизации музыкального образования? Во-первых, на уровне общего музыкального образования учителей музыки приравняли к самому низкому разряду по оплате труда. Кроме того, уроки музыки в школах г. Тюмени часто ведут не специалисты (учителя изобразительного искусства, учителя начальных классов, учителя истории, что подтвердилось методом телефонного опроса завучей школ), это отрицательно сказывается на качестве этих занятий, а также на музыкальном образовании школьников [4]. Во-вторых, в музыкальных школах и школах искусств как уч-

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2015. 7 (160)

реждениях начального профессионального музыкального образования сроки обучения на том или ином инструменте сократили с семи лет обучения до пяти. В итоге дети оканчивают школу в возрасте 12-13 лет и до поступления в среднее специальное или высшее учреждение музыкального профиля возникает большой перерыв - 3-4 года, что отражается на качестве музыкального образования, на профессионализме потенциальных абитуриентов. Также планируется ликвидировать в музыкальных школах вокально-хоровые отделения. Это означает, что если школьник изъявит желание поступить на хоровое или вокальное отделение в среднее специальное заведение, то начальный уровень профессионального музыкального образования у него будет отсутствовать. Конечно, данный аспект отрицательно скажется на уровне музыкального образования учащихся. В-третьих, в нашем городе на грани вымирания существует музыкальное отделение педагогического колледжа, так как набор абитуриентов осуществляется не каждый год, под вопросом существование самого отделения с богатой историей и традициями, выпустившего не одно поколение прекрасных профессионалов в сфере общего музыкального образования. Закрытие данного отделения поставит под угрозу набор абитуриентов на кафедру искусств Тюменского государственного университета, а также на кафедру теории музыки и музыкального образования Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. Подобная ситуация наблюдается и на кафедре искусств ТюмГУ, где набор абитуриентов осуществляется нерегулярно, что ставит под угрозу существование самого направления «Музыкальное образование» кафедры искусств. Данная ситуация может отрицательно сказаться на музыкальной образованности и музыкальной культуре подрастающего поколения города.

Современная экономическая ситуация и экономическая политика транслируют достижение быстрого результата и продукта, в том числе и образовательного. Но музыка, результат ее воздействия, по мнению Л. С. Выготского, имеет отсроченное влияние во времени, оно подобно окультуренной, взрыхленной почве, в которую можно посадить семя и через определенное время получить культурное растение. Именно музыка имеет огромное значение в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Данная ситуация сложилась в городе не случайно. Можно провести определенные исторические параллели. Президент РФ неоднократно указывал на огромную роль изучения истории для предотвращения ошибок современного этапа развития общества. Это положение актуально и для сферы

музыкального образования. Попытаемся привести примеры некоторых ошибок, сложностей в сфере музыкальной культуры и музыкального образования, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать при построении современной музыкально-образовательной системы города.

Тюмень всегда являлась торгово-промышленным центром и купеческим городом, в отличие от «духовной столицы» города Тобольска. Находясь на пересечении торговых путей между Западом и Востоком, Тюмень превратилась в «ворота Сибири». В языке «бухарцев» (узбеков) «тюмень» означает «далекое место», «окраина». В исторической литературе в основном приводятся свидетельства о развитии культурной музыкальной жизни в Тобольске. Так, А. А. Алябьев, отбывавший в 1823-1832 гг. ссылку в Тобольске, вывел музыкальное искусство из салонов на концертную эстраду и расширил слушательскую аудиторию, стимулировал творчество местных композиторов и исполнителей. Блестящие результаты дала работа А. А. Алябьева с тобольским симфоническим оркестром, составленным из оркестров Линейного казачьего войска и тобольского батальона. Репертуар коллектива обогатился произведениями классической зарубежной музыки, обработками народных песен. Исключительной по значению являлась музыкально-общественная деятельность декабристов в Тобольске и Ялуторовске. В самых разных формах выражалась помощь декабристов музыкальным учреждениям и организациям региона. Так, в Тобольске Свистунов возглавил хор церковных певчих и создал оркестр, струнный квартет и фортепианное трио - коллективы, требующие высокой музыкальной культуры [5]. Безусловно, и в Тюмени велась музыкальная жизнь, но, к сожалению, она сводилась к частным музыкальным салонам, некоторым театральным постановкам с участием музыки, а также к развлекательной «кабач-ной культуре» [5]. В Тюмени проходили центральные торговые пути, поэтому «царевы кабаки» (с татарского означает «постоялый двор у дороги») открывать было выгодно, они и являлись центрами данного вида культуры. Некоторые тенденции сохранились в современной Тюмени до сих пор.

Обратимся также к общей исторической практике в сфере музыкального образования нашей страны.

В марте 1906 г. была открыта Московская народная консерватория (МНК), целью которой являлась музыкально-просветительская деятельность широких масс. В этом учреждении было два факультета: музыкально-образовательные хоровые классы и сольные классы. Музыкально-образовательные классы должны были давать законченное элементарное музыкальное образование на основе

хорового обучения и основ нотной грамоты. На специальные курсы (сольные классы) принимали лиц с выдающимися музыкальными способностями. Там преподавали сольное пение, игру на инструментах, «высший класс теории музыки». Желающих поступить в МНК было достаточно много, более 1500 человек. Но, к сожалению, по объективным причинам численность учащихся с каждым годом уменьшалась. Так, в первый год существования учреждения в общеобразовательных классах обучалось 627 человек (1-й и 2-й курсы), на втором году обучения - 667 (1-3-й курсы) и на третьем году - 454 учащихся. В сольных классах на первом году было зафиксировано 56 учащихся, на втором - 50, а на третьем году обучения всего 7 учеников и 7 кандидатов. Каковы же причины такой ситуации? МНК не являлась государственным учреждением, как большинство просветительских учреждений того времени, и не могла рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства. В основе хозяйственной деятельности учреждения лежал принцип самоокупаемости. Средства МНК складывались из платы за обучение, пожертвований меценатов, выручки от концертов, даваемых силами преподавателей и учащихся, а также распродажи изданий Народной консерватории. Основной составляющей средств учреждения была плата за обучение. На отделении хоровых классов она составляла всего 3 рубля в год, на отделении сольных специальных классов была выше - 20 рублей в год (к примеру, оплата обучения в Петербургской консерватории как учреждении высшего профессионального образования в то время составляла 100, а то и 200 рублей, но одаренные студенты освобождались от оплаты). Однако плата 20 рублей, более высокая по сравнению с хоровыми классами, не могла окупить расходов Народной консерватории, так как за каждого сольного ученика приходилось платить преподавателям по 50 рублей в год. То есть каждый учащийся сольных классов приносил 30 рублей убытка, который покрывался за счет денег, вносимых за обучение учащимися хоровых классов. В хоровых классах оплата преподавательского труда была иной - те же 50 рублей в год за час занятий в неделю, но не индивидуальных, а групповых. Чтобы избежать банкротства, в 1908/09 учебном году Народная консерватория резко сократила прием сольных учеников, увеличила плату за обучение на хоровых классах до 4 рублей в год, сократила продолжительность групповых занятий [6]. Это позволило продолжать ей свою деятельность еще после Октябрьской революции. Впоследствии МНК утратила свое значение демократического учреждения, доступного широким массам населения. На наш взгляд, ситуация, сложившаяся в Народной

консерватории, во многом напоминает современные проблемы в сфере музыкального образования. Например, индивидуальные занятия музыкой в вузе стоят гораздо дороже групповых занятий, поэтому специальность «Музыкальное образование» достаточно затратна по сравнению с другими специальностями.

Обратимся к историческому анализу состояния уроков музыки в нашей стране.

В 1956 г. уроки музыки были включены в учебные планы 5-6-х классов. Но положение предмета было достаточно сложным, так как в начальных классах (1-4-й) уроки музыки чаще всего не проводились, поэтому в последующие два года учитель мало что мог сделать в образовательном плане для учащихся. Происходило это потому, что и учащиеся, и учителя других предметов привыкли к отсутствию уроков музыки (пения), расценивали их как необязательные и второстепенные. Руководство одной школы не могло обеспечить музыканту полной нагрузки (уроки только в 5-х и 6-х классах), и он был вынужден совмещать работу в нескольких школах. Кроме того, и оплата труда учителя пения за урок была ниже, чем других учителей. Все это отрицательно сказывалось на результатах музыкального воспитания [7]. Данная ситуация напоминает современное положение учителя музыки, когда уроки музыки в начальных классах ведет учитель начальных классов, а не специалист. Порой эти уроки совсем не проводятся, заменяются более «серьезными» предметами, в итоге в пятом классе учителю музыки нужно начинать музыкально-образовательный процесс с самых азов.

Весьма плачевное положение музыкального образования в Тюмени может привести к определенным рискам: возникновению нового поколения детей как «продуктов псевдо эстрадной культуры»; утрачиванию воспитательной, познавательной и социальной роли и функции музыкального искусства, напротив, утверждению его развлекательного значения в обществе; непрофессиональному преподаванию уроков музыки, а впоследствии утрате самой профессии «учитель музыки» и т. д.

На наш взгляд, разумная, рациональная оптимизация музыкального образования должна быть направлена на создание нового формата учителей музыки, повышение квалификации и переподготовки профессионалов в этой сфере, разработку новых программ и ГОСТов, соединение традиций и инноваций в сфере музыкального образования и др.

В заключение хотелось бы привести высказывания известного музыковеда, психолога, профессора РАМ им. Гнесиных Д. К. Кирнарской по поводу реорганизации общего музыкального образо-

вания, обсуждаемой на Международном конгрессе в Якутске. Там широко рассматривался проект «Музыка для всех», предполагающий 10-летнее обучение в общеобразовательной школе инструментальному музицированию. На данном конгрессе была достигнута договоренность с Министерством образования Якутии о выделении на музыку большего количества часов. Автор считает, что при определенных условиях (переподготовке учителей музыки, изучении ими методики коллективного музицирования) можно достичь быстрых результатов. По ее мнению, для осуществления этого проекта не нужно много профессионалов, а вот кого действительно нужно, так это учительниц

музыки, которые смогут зажечь детей музыкой. Для этого им не обязательно уметь играть сложные академические произведения, у них должны быть другие навыки: умение общаться с детьми, предлагать им музыку, уметь организовать хор или оркестр, знать, как помочь детям, как их вдохновить [8]. «Музыка - это такая сложная система, это такие связи полушарий мозга, такие возможности логически мыслить и эмоционально откликаться на внешние воздействия, такой витамин роста, что если общество пропитается музыкой, то лет через 20 вы его не узнаете. Это будет общество талантливых, креативных, радостно живущих людей» [8, с. 8].

Список литературы

1. Райзберг Б . А. Современный экономический словарь . 2-е изд . испр . М . : ИНФРА-М . 1999 . 479 с.

2 . Современная энциклопедия М . 2000 . 508 с.

3 . Подласый И . П . Педагогика . Новый курс: учеб . для студентов пед . вузов: в 2 кн . Кн . 1: Общие основы . Процесс обучения . М .: Гуманит .

изд . центр ВЛАДОС, 1999 . 576 с .

4 . Овсянникова О . А. Становление профессионального музыкального образования г . Тюмени: история и современное состояние // Вестн .

Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2009 . Вып . 12 (90) . С . 127-129 .

5 . История музыкальной культуры Сибири . М . , 1978. 358 с.

6 . Шевченко И . И . Московская народная консерватория (Из истории музыкального просвещения) // Совершенствование самодеятельного

художественного творчества в социалистическом обществе: сб . науч . тр . Л ., 1987 . С . 104-115 .

7 . Апраксина О . А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб . пособие для студентов пед . ин-тов. М .: Просвещение, 1983. 224 с.

8 . Кирнарская Д . К . Музыка для всех // Искусство в школе . 2014 . № 3 . С . 7-8 .

Овсянникова О. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Институт психологии и педагогики Тюменского государственного университета.

Пр-д 9 Мая, 5, Тюмень, Россия, 625007.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 19.01.2015.

O. A. Ovsyannikova

OPTIMIZATION OF MUSIC EDUCATION IN TYUMEN: HISTORICAL ANALYSIS, CONTEMPORARY RISKS

Discusses the concept of "optimization" from economic and pedagogical point of view, presents a historical analysis of the causes and consequences of the optimization process of music education in the city of Tyumen with the aim of finding ways to improve its condition. Identified negative aspects of optimization at the level of General and professional music education: low discharge remuneration music teachers, lowering the quality of music education, low educational level of students, the closure of institutions for music education. For more in-depth historical analysis of the comparative examples of the development of musical culture of Tyumen as a trade and industrial center and Tobolsk as the spiritual capital of Siberia in the nineteenth century. Furthermore, the features of historical practice in the field of music education of the Russian past and the modern period, denoted modern risks of the optimization process of music education.

Key words: optimization, optimization of music education, historical analysis of the state of music education, modern risks, optimize, music culture, musical and educational activities, General and professional music education.

References

1. Rayzberg B . A . Sovremennyy ekonomicheskiy slovar' [Modern dictionary of Economics] . 2-e izd . ispr. Moscow, INFRA-M Publ ., 1999 . 479 p .

(in Russian)

2 . Sovremennaya entsiklopediya [Modern encyclopediya] . Moscow, 2000 . 508 p . (in Russian) .

3 . Podlasyy I . P. Pedagogika. Novyy kurs: ucheb. dlya stud. ped. vuzov: V 2 kn. Kn . 1: Obshchiye osnovy. Protsess obucheniya [Pedagogy a new

course: textbook for students of pedagogical universities in 2 books] . Moscow, Gumanit . izd . tsentr VLADOS Publ ., 1999 . 576 p . (in Russian) .

4 . Ovsyannikova O . A . Stanovleniye professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya g . Tyumeni: istoriya i sovremennoye sostoyaniye [The

development of professional musical education of the city of Tyumen: history and current status] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2009, no . 12 (90), pp . 127-129 (in Russian) .

5 . Istoriya muzykal'noy kul'tury Sibiri [The history of musical culture of Siberia] . Moscow, 1978. 358 p . (in Russian) .

6 . Shevchenko I . I . Moskovskaya narodnaya konservatoriya (Iz istorii muzykal'nogo prosveshcheniya) [Moscow national Conservatory of music

(history of music education] Sovershenstvovaniye samodeyatel'nogo khudozhestvennogo tvorchestva v sotsialisticheskom obshchestve: sb. nauch. tr.). [Enhancement of amateur art in a socialist society: collection of scientific . works] . Leningrad, 1987 . Pp . 104-115 (in Russian) .

7 . Apraksina O . A. Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole: Ucheb. posobiye dlya studentov ped. in-tov [The methodos of musical education

in school: study guide for students of pedagogical institutes] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1983. 224 p . (in Russian) .

8 . Kirnarskaya D . K . Muzyka dlya vsekh [Music for everyone] . Iskusstvo v shkole - Art at School, 2014, no . 3, pp . 7-8 (in Russian) .

Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy.

Pr-d 9 Maya, 5, Tyumen, Russia, 625015. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.