Научная статья на тему 'К вопросу об истоках профессионального музыкального образования в России'

К вопросу об истоках профессионального музыкального образования в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2603
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОНСЕРВАТОРИЯ / PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION / MUSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / CONSERVATORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аракелова Александра Олеговна

Рассматривается система музыкального образования в дореволюционной России: зарождение и развитие; особенности. Автор полагает, что стоящие перед современным музыкальным образованием задачи (поиск новых эффективных форм и методов, интеграция в европейское образовательное пространство) необходимо решать, опираясь на богатый исторический опыт России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUE TO THE QUESTION OF THE BEGINNINGS OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION IN RUSSIA

The article considers the system of musical education in pre-revolutionary Russia: forming and development, peculiarities. The author supposes that the tasks facing the modern musical education (search for new effective forms and methods, integration into the European educational space) are necessary to be solved with support of the rich historical experience of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истоках профессионального музыкального образования в России»

Раздел III ИСКУССТВОЗНАНИЕ

УДК 78.01

А. О. Аракелова

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Рассматривается система музыкального образования в дореволюционной России: зарождение и развитие; особенности. Автор полагает, что стоящие перед современным музыкальным образованием задачи (поиск новых эффективных форм и методов, интеграция в европейское образовательное пространство) необходимо решать, опираясь на богатый исторический опыт России.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, музыкальное образование, учебное заведение, консерватория

The article considers the system of musical education in pre-revolutionary Russia: forming and development, peculiarities. The author supposes that the tasks facing the modern musical education (search for new effective forms and methods, integration into the European educational space) are necessary to be solved with support of the rich historical experience of Russia.

Keywords: professional musical education, musical education, educational institution, conservatory

История зарождения музыкального образования в России описана и изучена в целом ряде исторических, теоретических аналитических исследований. В настоящее время перед российским образованием (и в частности профессиональным музыкальным) стоит задача интеграции в европейское образовательное пространство. Для профессиональных музыкантов очевиден тот факт, что Россия вошла в него примерно с XV в. и в общем-то из него не выходила,1 при том что любое взаимодействие с европейской музыкальной культурой приводило не к копиизму, а к творческому освоению чужого опыта. И освоение этого опыта, как и поиски оптимальных вариантов форм и методов музыкального образования, происходило на всей территории России, будто на огромной экспериментальной площадке, где эти поиски были обусловлены множеством влияющих на них факторов. И то, во что вылились эти поиски, есть не кем-то придуманная и искусственно привнесенная модель образования, а апробированная и отшлифованная в течение долгого времени система музыкального образования «школа - училище - вуз»,

1 Западноевропейские музыканты стояли у истоков зарождения профессионального музыкального образования. Светское музицирование стало развиваться в России, особенно в период правления Петра I, за счет приглашения капельмейстеров, оркестрантов, клавиристов из стран Европы, первыми педагогами музыкальных классов при Академии наук и Московском университете были иностранные музыканты. Профессиональное музыкальное образование российские музыканты получали в Европе - например, братья Рубинштейны учились в Берлине и приглашали европейских музыкантов для преподавания в консерваториях. Кроме того, учебно-методический материал системы музыкального образования уже не одно столетие основывается на музыкальных произведениях Баха, Вивальди, Шопена, Паганини, Бетховена и многих других западноевропейских композиторов и т. д.

обеспечивавшая не один десяток лет признанный во всем мире уровень образования.

Коренилась же эта система на одной из очевидных особенностей российского музыкального образования -на параллельном развитии двух его направлений. Первое было призвано обеспечить функционирование музыкального искусства высокопрофессиональными творческими кадрами. Целью второго направления явилось выполнение социального заказа на формирование подготовленной к восприятию музыкального искусства аудитории.

При этом в профессиональном музыкальном образовании всегда сохранялась «антидилетантская направленность: с ранних лет дети занимаются последовательно и серьезно, ориентируясь на музыкальную карьеру в будущем», что и давало безусловно положительные результаты [8, с. 56]. Неслучайно в странах, где система музыкального образования строится практически с чистого листа, берут в качестве примера именно российскую систему профессионального музыкального образования [5].

Попробуем осветить вкратце путь развития названных особенностей российского музыкального образования. Во-первых, необходимо помнить, что история музыкального образования в России, как и в европейской культуре, связана с церковной культурой. Школы церковных певчих существовали уже в XII в. в Смоленске, Владимире, Суздале, Пскове, Рязани, Чернигове, Новгороде и других городах [19, с. 151]. Большой вклад в развитие древнерусского хорового искусства внес Иван Грозный, создавший на базе государевого хора высшую школу певческого искусства. В XVI в. музыкальное образование в России все более распространяется на детей - благодаря инициативе Ивана Грозного

102

духовенство было обязано организовывать у себя на дому школы для обучения детей чтению, письму и пению, т. е. включать их непосредственно в учебный процесс, давая им основы образования [Там же]. Впервые образование в России начинает приобретать массовый и организованный характер. В XVI - XVII вв. открываются «братские» школы (в основном на юго-западе страны - Львов, Луцк, Киев и др.), в которых обучали не только богослужебному пению, но и музыке (в более широком смысле слова).

Появление с конца XVII в. в России иностранных музыкантов в качестве исполнителей и педагогов, обучение отечественных музыкантов за рубежом (М. Березовский, Д. Бортнянский, Е. Фомин и др.), проникновение европейского музыкального инструментария в Россию положило начало сложным, но плодотворным процессам взаимодействия культур. Наступил этап в развитии художественной культуры России, метко названный «русской европейскостью» [16, с. 168].

Благодаря проводимым Петром I реформам, возрастающей роли светской музыки сама музыка стала рассматриваться как обязательный компонент светского художественного образования в среде состоятельных людей, наряду с обучением танцу, рисованию, фехтованию. Происходит процесс переноса и адаптации на российской почве европейской музыкальной культуры. Закладываются основы для существования светской музыки на профессиональной основе. В XVII - XVIII вв. в Петербурге созданы придворный театр, военные оркестры, в г. Г лухове -Школа пения и инструментальной музыки (1738 г.), являющиеся заметной вехой в истории отечественного музыкального образования. Н. Финдейзен отмечает, что эта эпоха «в музыкальной жизни знаменует зарождение серьезных основ в области музыкальной практики, творчества и науки» [20, с. 35].

Появляются труды по музыкальному искусству: в 1739 г. опубликован трактат по музыке «Tentamen novae theoriae musikae» академика Л. Эйлера [Там же], вышли в свет работы В. К. Тредиаковского (переводы европейских профессиональных музыкантов и собственные исследования).

Западноевропейское образование, в том числе и музыкальное, к XVIII в. было представлено определенными педагогическими школами, трудами, концепциями, которые не могли не повлиять на зарождение и становление российской педагогической мысли. Так, в трудах Я. А. Коменского1 большое значение придавалось принципу раннего обучения ребенка в соответствии с его «природой» самостоятельности и творческой активности. Среди непосредственно му-

1 «Дидактика» (1633-1638), «Открытая дверь к языкам» (1631), руководство для семейного воспитания «Материнская школа» (1632), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), «Единственно необходимое» и др.

зыкально-педагогических трудов того периода можно назвать трактат И. Кванца «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» (1752 г.), Ф. Куперена «Искусство игры на клавесине», «Правила аккомпанемента». Появляются специальные методические труды -хрестоматии, иллюстрированные музыкальные азбуки, пособия по детскому педагогическому репертуару.

На формирование системы музыкального образования в России самое непосредственное влияние оказала и деятельность европейских музыкальных учебных заведений, начавших работу гораздо раньше российских. В XVI в. создаются консерватории в нескольких итальянских городах. Выполнявшие в начале своего существования функции обучения музыке сирот и детей бедняков, консерватории уже к концу XVII в. на профессиональной основе преподавали музыку детям из семей различных сословий (хоровое и сольное пение, игру на музыкальном инструменте). В середине XVIII в. начинала складываться система консерваторского музыкального образования в Германии, Франции, в XIX в. - в столичных городах других европейских стран (Праге, Варшаве, Вене, Будапеште, Лондоне, Брюсселе, Мадриде). Многие из консерваторий названных городов вели обучение по ряду направлений - композиции, фортепиано, органу, скрипке, пению, с чтением лекций по истории музыки, упражнениями в ансамбле, пением в хоре.

В России музыкальное образование развивалось, выполняя функцию воспитания будущих профессиональных певцов и регентов для участия в оперных постановках и хоровых концертах, в связи с чем в Петербурге при Придворной капелле была открыта специализированная школа подготовки необходимых для этого педагогических кадров. А поставляла учеников для капеллы Глуховская школа, в которой «основные певческие навыки дети получали в хоре, где требования к вокальной и музыкальной подготовке были очень высокими» [15, с. 54]. Одним из выпускников этой школы был Д. Бортнянский, деятельность которого в должности директора Придворной капеллы принесла существенные изменения в области содержания профессионального музыкального образования: помимо вокально-хоровой подготовки, обязательными предметами становятся сольфеджио, композиция, игра на различных инструментах, изучение языков, арифметики, литературы и др. [Там же, с. 55].

В 1740 г. вышел указ об учреждении инструментального класса при Придворной капелле под руководством Иоганна Гюбнера (первого невоенного капельмейстера). Инструментальные классы были, по мнению исследователя Н. Финдейзена, «первым музыкально-педагогическим институтом» [20, с. 18].

В 1760 г. создаются Петербургская театральная школа, музыкальные классы Академии художеств, на базе которой в 1764 г. было открыто Воспитательное

103

училище «для обучения юношества композиции, вокальной и инструментальной музыке» [20, с. 48]. Законодательные моды императорского двора, устраивавшего частые концерты и театральные представления, увлечение музыкой дворянства и чиновной аристократии, появление крепостных оркестров и театров привело в итоге к необходимости решения вопроса подготовки профессиональных музыкантов [Там же, с. 54]. В это период можно говорить о наличии условий для зарождения отечественного профессионального музыкального образования.

В учрежденных по инициативе государственного деятеля времен Екатерины II И. И. Бецкого Воспитательных домах кроме ремесел «обучали детей музыке, т. е. играть на разных инструментах смотря по склонности каждого», а учителя должны были при этом «следовать стопам натуры, не превозмогая ее и не переламывая, но способствуя ей...» (это же - основополагающие принципы европейской педагогики, провозглашенные Я. А. Коменским) [12, с. 174]. В 1764 г. И. И. Бецкой стал инициатором создания Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института благородных девиц) - первого в России закрытого женского учебного заведения для дворянок, дававшего лучшее по тем временам образование [12, с. 34]. Не только в столичных городах, но и в провинциальных происходят аналогичные процессы -так, в открытой в 1745 г. Воронежской семинарии с 1768 г. был учрежден «нотный и уставной класс». Музыкальное образование постепенно распространялось по всей России и становилось частью образовательного процесса в разных учебных заведениях.

XIX в. принял эстафету, музыкальная культура стала проникать в самые широкие слои населения, социальные институты, а музыкальное образование совершенствоваться, становиться на путь профессионализма.

Особенно значительное влияние на музыкальную культуру и образование в России оказали зарубежные музыканты в начале XIX в. Это - М. Клементи, Д. Фильд (его учениками были М. Глинка, А. Вер-стовский, А. Гурилев), А. Гензельт (среди его учеников - Н. С. Зверев, В. В. Стасов). А. Гензельт был не только педагогом, в течение многих лет он выполнял обязанности главного инспектора музыкальных классов в России и со свойственной его натуре немецкой пунктуальностью и рациональностью много сделал для организации музыкального образования и его профессионализации. Значительный вклад в российскую музыкальную культуру внес А. И. Виллуан (из семьи французского эмигранта), имевший в Москве репутацию одного из лучших фортепианных педагогов, учитель Н. Г. и А. Г. Рубинштейнов.

Деятельность зарубежных музыкантов на практике доказала возможность ассимиляции европейских достижений в области музыкального искусства

и образования на российской почве без ущемления национальной самобытности, поскольку привнесенная ими в музыкальную культуру теория и практика учитывала российскую художественную ментальность и эстетические вкусы русских людей - пример, достойный осмысления для всех желающих кардинально реформировать российское музыкальное образование в настоящее время.

В 30-50 гг. XIX в. профессиональные музыканты (хористы, оркестранты) обучались в театральных училищах Москвы и Петербурга, в Придворной певческой капелле. Открываются музыкальные классы в различных учебных заведениях - университетах, гимназиях, училищах. В. В. Стасов рассказывал о Петербургском училище правоведения (выпускниками которого были И. С. Аксаков, В. О. Ковалевский, В. В. Стасов, А. Н. Серов, П. И. Чайковский): «В 30-х и 40-х годах музыка. широко и роскошно процветала и где, в антрактах между классами и во времена рекреаций, весь дом училища так и звучал, от низу до верху по всем этажам фортепианами, виолончелями, скрипками, валторнами, флейтами и контрабасами, словно консерватория какая-нибудь.» [18, с. 392].

Свой вклад в развитие музыкального образования внесли и женские институты, культивируя обучение в первую очередь игре на фортепиано. Именно в их «фортепианных классах» впервые складывается дошедший до наших дней комплекс дисциплин (специальность, сольфеджио, гармония, ансамбль, педагогическая практика обучающихся). Среди женских институтов особо выделялся Сиротский, деятельность которого положительно характеризовал посетивший его во время пребывания в Москве Г. Берлиоз. В институте, позже слитом с другими институтами, в разное время преподавали Н. Г. Рубинштейн, А. Ф. Ге-дике, А. Б. Гольденвейзер [14, с. 23-24].

Но решающую роль в развитии всей отечественной музыкальной культуры сыграло созданное в 1859 г. под покровительством великой княгини Елены Павловны, по инициативе А. Г. Рубинштейна и других музыкантов Русское музыкальное общество (с 1873 г. Императорское русское музыкальное общество -ИРМО). Концерты Русского музыкального общества, начало которым положил А. Г. Рубинштейн, имели настолько большой резонанс, что подтолкнули руководителей ИРМО к созданию проекта профессионального музыкального образования в России. В 50 городах империи открываются отделения ИРМО, при них начинают создаваться музыкальные классы1.

1 В городах: Петербург, Москва, Архангельск, Астрахань, Баку, Вильно, Владивосток, Владикавказ, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Екатеринослав, Ельня, Житомир, Иваново-Вознесенск, Иркутск, Казань, Керчь, Кишинев, Киев, Кострома, Курск, Митава, Нижний Новгород, Николаев, Одесса, Омск, Орел, Пенза, Пермь, Полтава, Рига, Ростов-на-Дону, Самара, Сарапул, Саратов, Симферополь, Таганрог, Тамбов, Тифлис, Тобольск, Томск, Умань, Уфа, Харьков, Херсон, Царицын, Чернигов, Ялта, Ярославль.

104

1860-е гг. становятся этапом, положившим начало формированию национальной системы профессионального музыкального образования.

Музыкальные классы становятся подотчетными ИРМО, постепенно преобразуются в музыкальные школы, для которых в музыкальном обществе разрабатываются программы обучения игре на различных музыкальных инструментах, пению и руководству хором. В 1862 г. М. Балакиревым при участии хорового дирижера Г. Я. Ломакина организована Бесплатная музыкальная школа, дававшая общее музыкальное образование любителям музыки, многие из которых впоследствии стали профессиональными музыкантами.

Таким образом, ко времени открытия консерваторий существовала сеть учебных заведений (музыкальных классов, музыкальных школ), в которых могли получить музыкальное образование как любители музыки, так и лица, избравшие музыку своей профессией.

В 1862 г. на базе музыкальных классов открывается Петербургская консерватория. Консерваторией учебное заведение впервые было названо императором Александром II. Консерватория не являлась государственным учебным заведением, тем не менее при ее окончании выдавались дипломы на звание свободного художника, а окончившие ее имели право на причисление к почетным гражданам.

Открытие консерватории было подготовлено наличием целой когорты исполнителей, активная концертная деятельность которых не могла не обеспечить высокий уровень преподавания. В первые же годы определился основной состав профессоров по классам: фортепиано - А. Рубинштейн, Ф. Лешетицкий,

А. Герке; скрипки - Г. Венявский, Л. Ауэр; виолончели - К. Шуберт, К. Давыдов (кроме класса виолончели организовавший работу классов оркестровой игры, квартета, оперного класса, преподававший историю музыки, создавший в 1878 г. Устав консерватории); флейты - Ц. Чиарди; арфы - А. Цабель; вокальные классы - Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди; теории композиции - Н. Заремба и др.

В основу образования в Санкт-Петербургской консерватории легли программы обучения Лейпцигской и Парижской консерваторий. Тем не менее несмотря на такую преемственность Ганс фон Бюлов после знакомства с работой европейских консерваторий сказал, что «после едва ли двухгодичного существования Петербургская консерватория показывает результаты, которые должны пристыдить все наши немецкие академии» [Цит. по: 17, с. 4 ].

Вслед за Петербургской в 1866 г. открывается Московская консерватория. Главной целью открытия консерваторий было воспитание национальных профессиональных музыкантов - исполнителей, композиторов, педагогов. Основополагающими особенностями деятельности первых консерваторий были:

совмещение в стенах одного учебного заведения всех уровней обучения (от начального до высшего) и соединение в одном учебном заведении всех основных специальностей музыкального искусства (исполнителей, композиторов и теоретиков).

Особенностью данного периода профессионального музыкального образования являлось отсутствие средней ступени музыкального образования. Однако благодаря открытым в 50 городах отделениям ИРМО кроме музыкальных школ и музыкальных классов начинают создаваться и училища: музыкально-драматическое училище П. А. Шостаковского (1881 г.), по уставу оно приравнивалось к высшим учебным заведениям и его выпускники получали как и при окончании консерватории звание «свободного художника» [9, с. 432]; общедоступное музыкальное училище В. Зограф-Плаксиной, музыкальное училище Е. и М. Гнесиных. Помимо столичных открываются училища в Саратове, Киеве, Харькове, Одессе и других городах1 [7, с. 9].

Большую роль в упорядочении работы открывающихся музыкальных училищ сыграло определение их статуса как типа учебного заведения. Разработанные ИРМО в 1883 г. устав и программы обучения были направлены во все отделения ИРМО [9, с. 435]. Есть основание считать 1883 годом создания трехступенчатой системы музыкального образования на официальном уровне.

Учебный процесс в училищах В. Зограф-Пла-ксиной и Е. и М. Гнесиных с самого начала был поставлен на серьезную профессиональную основу -помимо обучения игре на инструменте или пению большое внимание уделялось теоретическим предметам (элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, энциклопедии), а также хоровому пению как важному средству музыкального воспитания. А в училище Гнесиных в учебный процесс вводились еще камерный ансамбль и методика преподавания игры на фортепиано, послужившая основой педагогической направленности училища (а позднее и института имени Гнесиных).

В Москве открывались и учебные заведения, объединявшие на своей территории разные виды искусства ради их взаимообогащения. Таковой является, например, Российская академия театрального искусства (ГИТИС), история которой начинается с 1878 г., когда открылась Музыкальная школа для приходящих П. Шостаковского, находившаяся под патронажем Общества любителей музыкального и драматического искусства. В 1883 г. музыкальная школа получила статус Музыкально-драматического училища, в котором преподавали известные деятели русской музыкальной культуры: П. Шостаковский,

1 Частные учебные заведения открылись и в других городах: П. Столярского в Одессе, Н. Лысенко в Киеве, Г. Нейгауза в Елизаветграде (ныне Кировоград).

105

Р. Эрлих, С. Кусевицкий, К. Эрдели. Среди выпускников училища - композитор В. Калинников и певец Л. Собинов.

Начало профессиональному обучению игре на русских народных инструментах положил организованный В. В. Андреевым в 1887 г. Кружок любителей игры на балалайках. Позже открываются балалаечные курсы в железнодорожных училищах (1913 г.) и для сельских учителей (1915 г.), а в 1916 г. было создано Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения [3], деятельности которого профессиональные музыканты и научная общественность придавали большое значение -не случайно в первом собрании Общества в марте 1916 г. участвовали Ф. И. Шаляпин, А. С. Танеев, академик Н. К. Рерих.

Необходимо сказать, что в дореволюционном музыкальном образовании присутствовало смешение целей и задач, стоявших перед музыкальными вузами, училищами и школами. Это приводило к нечеткости учебных планов, программ и профилей выпускаемых специалистов. Кроме того, в музыкальных вузах и училищах имелось большое количество обучающихся, которые не рассматривали занятия музыкой в качестве своей дальнейшей профессии. Согласно данным отчета ИРМО в 1898 г. выпуск всех учебных заведений ИРМО по стране составлял лишь четыре процента по отношению к количеству обучавшихся, а в Московской консерватории за двадцать пять лет (с 1866 по 1891 г.) из 7300 учащихся выпуск составил только 231 человек. Данная проблема неоднократно освещалась в печати. Уже в 1891 г., в год открытия училища В. Ю. Зограф-Плаксиной, вышла в свет брошюра автора трудов по методике музыкального образования В. П. Гутора «В ожидании реформы», в которой автор настаивал на разграничении задач консерваторий и училищ (большинство из которых и в первую очередь провинциальные), «представляющих неудачные слепки с консерваторий» [4, с. 52].

И действительно, буквальные совпадения имелись даже в учебных программах, о чем писала Л. Л. Артынова (директор Музыкального училища при Московской консерватории в период с 1961 по 2001 г.) [1].

Многие проблемы в структурировании музыкального образования коренились в организационной несогласованности между главной дирекцией Русского музыкального общества и ее региональными отделениями. Учебные планы, по которым осуществлялась подготовка в музыкальных классах (школах) и училищах, имели, можно сказать, достаточно общие контуры и были весьма различными. Если в школах, училищах и консерваториях, в своей деятельности подотчетных ИРМО, обучались по программам, в некоторой мере определяемым обществом, то в немалом количестве частных учебных заве-

дений, непрофильных учебных заведениях на первом месте стояли программы или продиктованные желаниями обучающегося, или экспериментальные (по типу университетских), ставящие своей целью дать широкое эстетическое образование, объединяющие изучение различных видов искусства [13, с. 672]. Тем не менее, несмотря на пестроту в содержании обучения, в критериях его оценки, происходил очень важный процесс - музыкальное образование навсегда уходило от дилетантизма, от случайных методик (или их отсутствия), музыкальной общественностью осознавалась острая необходимость в отечественных педагогических кадрах.

В. П. Гутор, выражая мнение значительной части профессиональных музыкантов и общественных деятелей, утверждал, что «музыкальное образование должно быть повсеместным и общедоступным. музыкальная жизнь общества слагается из взаимодействия публики, с одной стороны, артистов, композиторов, профессиональных музыкантов, с другой. организация музыкального образования должна иметь в виду - образовать публику, сделать более интенсивною и сознательною ея музыкальную жизнь» [4, с. 47]. В связи с этим, по мнению

В. П. Гутора, в систему учебно-музыкальных учреждений должны войти: два типа учебных заведений начального образования - «Школы музыкальной грамоты для детей» и «Общеобразовательные музыкальные школы для дилетантов» (любителей музыки без возрастных ограничений), призванные выполнять функцию учреждения, дающего общее музыкальное образование, а также выявляющего лиц, способных к получению профессионального музыкального образования; «Средние музыкальные школы (“музыкальные гимназии”) для лиц, посвящающих себя музыке» - учебные заведения, роль которых в настоящее время выполняют музыкальные училища, колледжи; «Высшие учебно-музыкальные учреждения, с содержанием высших (профессорских) классов консерваторий, для лиц, прошедших предыдущую школу и способных к дальнейшему усовершенствованию», а также «образцовые школы: элементарные и общеобразовательные» (при консерватории) - как «дополнение к теоретическому курсу педагогики» - своего рода кафедры, усиливающие педагогическую составляющую образовательной программы [4, с. 47-49].

Убежденность профессиональных музыкантов и прогрессивной общественности в необходимости широкой доступности музыкального образования венчается идеями А. Рубинштейна о всеобщем детском музыкальном образовании - проектом, не осуществленным из-за отсутствия финансовых средств [13, с. 693].

Идеи доступности и всеобщности музыкального образования реализовать было непросто в связи с необходимостью не только средств, но и воли государственных умов. Эти идеи возникали в разные ис-

106

торические периоды и претворялись в жизнь в основном эпизодически и фрагментарно. Одним из таких вариантов стало создание народных консерваторий - музыкально-просветительских учреждений, открытых в начале 1900-х гг. Первая Народная консерватория была открыта в Москве (1906) как секция Общества народных университетов (организаторы и педагоги Н. Брюсова, А. Кастальский, Е. Линева,

С. Танеев, Б. Яворский, А. Б. Гольденвейзер и др.) с классами общего музыкального образования (хор, теория и слушание музыки) и специальными классами (пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение и др.). В течение 1906-1916 гг. в Московской народной консерватории получили образование более 2000 слушателей, среди них певица Е. Степанова, дирижер А. Свешников. Особое внимание в народной консерватории уделялось общему музыкально-теоретическому образованию, изучению и исполнению народной песни. До революции 1917 г. народные консерватории открыты также в Петербурге (1908), Саратове, Казани и других городах. В их организации и структуре не было единообразия. Они проводили преимущественно концертно-лекционную работу. Слушателями народных консерваторий вследствие умеренной платы являлись служащие, гимназисты, ремесленники и др.1

Музыкальное образование формировалось, развивалось и в других регионах России. Например, в Поволжье наиболее интенсивно эти процессы осуществлялись в Саратове, Казани и Нижнем Новгороде. Саратов - первый в России провинциальный город, в котором вслед за Петербургом и Москвой была открыта консерватория. Все, происходившее в области музыкальной культуры в Саратове, является в достаточной мере характерным и для других провинциальных городов. Музыкальное образование в Саратове можно было получить у случайных учителей из немцев-колонистов, из выкупившихся крепостных, в частных пансионах, женском институте. Среди учителей женского института не было ни одного русского, что объясняется политикой «инспектора преподавания музыки» немецкого пианиста и композитора А. Гензельта [6, с. 155]. В 1866 г. в Саратове открылась музыкальная школа О. К. Фритча, где обучали игре на фортепиано, скрипке, «законам гармонии», композиции, истории музыки и оркестровке - факт достаточно значительный для формирования в городе интереса к профессиональному музицированию [Там же]. В воспитании музыкально

1

В первые годы советской власти народные консерватории открылись во многих городах (Витебске, Ташкенте, Ярославле и др.), в дальнейшем в связи с реорганизацией музыкально-учебного дела они преобразованы в государственные музыкальные учебные заведения. В 1961 г. народная консерватория была открыта в Ленинграде, затем и в других городах СССР. Их функционирование было кратковременным. Народная консерватория открывалась даже в Вене ^1епег Volkskonservatorium; 1925-1938).

образованной публики большую роль сыграли гастроли отечественных и зарубежных музыкантов, участившиеся в связи с открытием в 1871 г. железнодорожного сообщения с Москвой. В 1873 г. в Саратове открывается отделение ИРМО (при нем музыкальные классы - фортепианный, вокальный и струнный), силами которого в первый же год существования был дан ряд концертов. Благодаря С. К. Экснеру программа обучения выглядела достаточно основательной и профессиональной - в курсе обучения присутствовали предметы: теория музыки, гармония, сольфеджио и совместная игра. В 1895 г. музыкальные классы были преобразованы в музыкальное училище.

В 1912 г. по решению Государственной Думы третьего созыва было открыто первое в русской провинции высшее музыкальное учебное заведение - Саратовская Императорского русского музыкального общества Алексеевская консерватория. В 1917 г. на основании принятого устава в консерватории сформированы четыре отдела - вокальный, фортепианный, оркестровый, теоретический.

Музыкальная культура и, в частности музыкальное образование, формировались не только в центральной части России. Аналогичные процессы, хоть и с опозданием, происходили в уральских городах и на юге России.

В Екатеринбурге в конце 1880-х гг. открылась первая музыкальная школа, в которой преподавались фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас, в конце 90-х гг. - и хоровое пение [11, с. 65-66]. В 1870-е гг. образовывается «инициативный кружок филармонического типа», сыгравший «видную роль в культурной жизни города» и бывший в годы, когда в городе не было учреждений профессионального музыкального образования, своеобразной творческой школой для местных музыкантов и очагом просветительской деятельности [Там же, с. 44, 52].

В 1912 г. открывается Екатеринбургское отделение ИРМО и музыкальные классы, переименованные в 1916 г. решением ИРМО в музыкальное училище.

В Перми музыкальная жизнь была во многом подобна екатеринбургской, но значительно скромнее по причине не столь развитого, как в Екатеринбурге, промышленного сектора. В 1886 г. открылись первая музыкальная школа, фабрика музыкальных инструментов, изготавливавшая рояли и фисгармонии [10, с. 89].

На юге России в музыкальной культуре и образовании наблюдались аналогичные процессы. Наиболее показательными для получения картины развития музыкальной культуры в этом регионе являются Ростов-на-Дону и Одесса. Ростов-на-Дону - один из значительных южных российских городов, но в музыкальной культуре и образовании город значительно отставал от других городов. В Ростове с успехом гастролировали оперные театры, давались симфонические и сольные инструментальные концерты (итальянская

107

оперная труппа, оркестр С. А. Кусевицкого, многие отечественные композиторы и исполнители).

В 1896 г. в Ростове открывается отделение ИРМО, одновременно - музыкальные классы, преобразованные в 1900 г. в музыкальное училище, возглавленное М. Л. Пресманом.

Кроме отделений ИРМО существовали другие различные общества и кружки. Их значительный вклад в отечественное музыкальное образование несомненен, несмотря на зачастую большую разницу в уровне, интенсивности и формах их деятельности.

При всех чертах общности своеобразие музыкальной культуры, музыкального образования отдельных городов зависело от многих факторов - степени одаренности и активности лидера (музыканта или общественного деятеля), характера деятельности региональных музыкальных ассоциаций, инфраструктуры региона, работы оперных театров, концертной деятельности.

Обзор периода зарождения и становления системы отечественного профессионального музыкального образования позволяет констатировать следующее.

1. В период до открытия Петербургской консерватории делались различные шаги по созданию музыкальных учебных заведений, но они не приводили к желаемому результату, несмотря на то что примеров успешной педагогической деятельности было достаточно.

2. Самым мощным катализатором за весь период российской музыкальной культуры стала деятельность ИРМО - учреждения, проявившего способность и волю организовать и направить основные происходившие в России процессы в области профессионального музыкального образования.

3. Развитие музыкальной культуры и музыкального образования к началу XX в. сделало возможным получение общего музыкального образования в общеобразовательных учебных заведениях для неимущих слоев общества - церковно-приходских школах, народных, ремесленных училищах и т. п., в которых велось обучение в основном церковному и народному пению.

4. Профессиональное музыкальное образование (и общее музыкальное образование) можно было получить:

- в учебных заведениях для состоятельных классов (гимназиях, реальных училищах, кадетских корпусах, институтах, академиях, семинариях, университетах), где сочеталось обучение церковной и светской музыке - сольному пению, инструментальному исполнительству, коллективному музицированию (хоровому, ансамблевому, оркестровому);

- в музыкальных классах, на курсах, которые открывались в основном для начинающих, получавших

навыки игры на музыкальном инструменте и основы музыкально-теоретических знаний; программа обучения на музыкальных курсах строилась по университетскому принципу, подразумевающему помимо преподавания собственно музыкальных предметов получение эстетико-философских, педагогических и исторических знаний;

- в музыкальных школах - с целью подготовки к продолжению обучения в музыкальном учебном заведении следующей ступени, повышения уровня музыкально-художественной культуры, пополнения любительских музыкально-исполнительских коллективов подготовленными музыкантами;

- в музыкальных училищах - профессиональных учебных заведениях, обучавших в основном по консерваторским программам, готовившим музыкальные кадры для исполнительской деятельности, преподавателей музыкальных школ, регентов хоров, руководителей оркестров, ансамблей и игравшим важную роль в распространении и популяризации музыкального профессионального образования и культурнопросветительской работы в регионах России;

- в консерваториях - профессиональных учебных заведениях, выдававших дипломы «свободного художника», являвшихся центрами высокого профессионализма и новаций в области музыкального образования, объединявших исполнительство, музыкальную науку и композицию.

В общественном сознании постепенно созревала будущая форма управления этой системой музыкального образования - централизованное государственное управление, контроль и финансирование. Выражая мнение многих музыкантов, уже в 1850-х гг. профессор Московской консерватории К. Эд. Вебер указывал на необходимость создания Министерства изящных искусств, которое «держало бы все музыкальные учреждения, без исключения, твердой рукой и системой; вокруг него группировались бы, без сомнения, все лучшие силы нашего музыкального мира для поддержки надлежащего, всеми желаемого уровня музыкального образования» [2, с. 64].

Сама же система музыкального образования представлялась как объединение учебных заведений, в которых обучались бы и любители, и профессионалы (общее и профессиональное образование), только начинающие (элементарное музыкальное образование) и уже приблизившиеся к мастерству (среднее и высшее образование).

Подобные взгляды уже тогда говорили о том, что музыкальное образование начало складываться в самостоятельный социальный институт, центром которого стала консерватория.

1. Артынова, Л. Л. Страницы истории / Л. Л. Артынова // Методические записки по вопросам музыкального образования: сб. ст. / ред. Н. Л. Фишман. - М.: Музыка, 1966. - С. 7-40.

2. Вебер, К. Эд. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России (1884-1885) / К. Эд. Вебер. - М., 1885.

3. Виноградова, О. А. Андреев В. В. / О. А. Виноградова // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. А-Гонг / под ред. Ю. В. Келдыша. - М.: Совет. энцикл., 1973. - С. 164-165.

4. Гутор, В. П. В ожидании реформы. Мысли о задачах музыкального образования / В. П. Гутор. - СПб., 1891.

5. Доленко, Е. А. Музыкальное образование в Венесуэле / Е. А. Доленко // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: материалы междунар. науч. конф. (21-23 окт. 2008 г.) / ред.-сост. Л. С. Дьячкова; РАМ им. Гнесиных. - М., 2009. - С. 29-41.

6. Евдокимов, Я. К. Музыкальное прошлое Саратова / Я. К. Евдокимов // Из музыкального прошлого. Т. 1. - М.: Госмуз-издат, 1960.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных. - М., 1981.

8. Кирнарская, Д. Об изменении структуры музыкального образования / Д. Кирнарская // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: науч.-практ. конф. (17-21 ноября 1992 г.) / ред.-сост. Л. С. Дьячкова; РАМ им. Гнесиных. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - С. 56-62.

9. Корабельникова, Л. З. Музыкальное образование / Л. З. Корабельникова // История русской музыки: в 10 т. Т. 8. 70-80-е гг. XIX в. / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашева и др.; Рос. ин-т искусствознания М-ва культуры и туризма РФ. - М.: Музыка, 1994. - 534 с.

10. Майбурова, Е. В. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми / Е. В. Майбурова // Из музыкального прошлого: сб. очерков / ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. - М.: Госмузиздат, 1960. - Т. 1. - С. 89.

11. Майбурова, Е. В. Музыкальная жизнь Екатеринбурга / Е. В. Майбурова // Из музыкального прошлого: сб. очерков. -М.: Госмузиздат, 1960. - Т. 1. - С. 65-66.

12. Майков, П. М. Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии / П. М. Майков. - СПб., 1904.

13. Миронова, Н. А. Музыкальное образование / Н. А. Миронова // История русской музыки: в 10 т. Т. 10б: 1890-1917 / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашева и др.; Рос. ин-т искусствознания М-ва культуры и туризма РФ. -М.: Музыка, 2004. - С. 631-686.

14. Московская консерватория. 1866-1966 / ред. кол. Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев [и др.]. - М.: Му-

зыка, 1966. - 726 с.

15. Никольская-Береговская, К. Ф. История становления и развития вокально-хорового искусства в России / К. Ф. Никольская-Береговская. - М.: Прометей, 2005.

16. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. - М., 1998.

17. Сартакова, Е. С. История фортепианного отдела Санкт-Петербургской консерватории. 1862-1872: дис. ... канд. искусствоведения / Е. С. Сартакова. - СПб., 2008.

18. Стасов, В. В. Цезарь Антонович Кюи: биограф. очерк // Избранные сочинения: живопись, музыка, скульптура: в 3 т. Т. 3 / В. В. Стасов. - М.: Искусство, 1952. - С. 387-408.

19. Успенский, Н. Д. Древнерусское певческое искусство / Н. Д. Успенский. - М.: Совет. композитор, 1971.

20. Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. / Н. Ф. Финдейзен. - М.; Л., 1928. - Т. 2. - Вып. 4.

Сдано 26.12.2011

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.