Научная статья на тему 'Ялтинское отделение ИРМО в культурно-образовательном пространстве Крымского Южнобережья начала ХХ столетия'

Ялтинское отделение ИРМО в культурно-образовательном пространстве Крымского Южнобережья начала ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
348
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЫМСКОЕ ЮЖНОБЕРЕЖЬЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина И.В.

В статье рассматривается исторический аспект расцвета музыкальной культуры Южного берега Крыма и в частности города Ялта начала ХХ века. Даётся исторический анализ становления Ялтинского отделения Императорского русского музыкального общества, как образовательно-пропагандистской организации, его роль в концертно-исполнительской и просветительской работе, влияние на культурно-образовательные и социальные процессы на южном берегу Крыма в конце XIX начале XX столетий. Исследуется влияние ИРМО на появление и развитие первых учебных музыкальных заведений в Ялте в контексте исторических процессов, влиявших на преобразование культурно-образовательного пространства данного региона. В исследовании сделана попытка воскресить забытые имена культуртрегеров провинциального Ялтинского отделения музыкального общества, оценено значение его деятельности в развивающемся курортном регионе, что значительно дополнило уже имеющиеся культурологические и музыковедческие сведения. Процесс формирования ялтинского региона как известного курорта, ставшего в начале ХХ века провинциальным культурным центром России, рассматривается в нескольких ракурсах. Освещаются аспекты концертной деятельности выдающихся российских исполнителей этого периода, влияние деятельности выдающихся музыкантов и общественных деятелей на процесс становления любительского и профессионального музыкального образования на Южном берегу Крыма, формирования общественных, самодеятельных и профессиональных организаций в области музыкального искусства. В статье также чётко очерчиваются основные направления работы Ялтинского отделения ИРМО, роль его руководителей и активных членов с момента образования до роспуска организации, который произошел в связи с историческими и социальными изменениями в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шинтяпина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YALTA BRANCH OF THE IRMS IN CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF THE CRIMEAN SOUTHERN COAST IN THE EARLY ХХ CENTURY

The article considers the historical aspect of the flourishing musical culture of the southern coast of the Crimea, particularly Yalta, the turn of the twentieth century. Gives a historical analysis of the formation of Yalta’s branch, the Imperial Russian musical society, its influence on cultural, educational and social processes on the southern coast of the Crimea in the late XIX early XX centuries. Considers the role of the educational and propagandistic organization in concert and educational work in the Crimea, during this historical period. Considers its influence on the appearance and development of the first educational musical institutions in Yalta, in the context of the historical processes, that were influenced the transformation of the cultural space in the region. An attempt was made to resurrect the forgotten names of the carriers of provincial administrations IRMO, namely the Yalta branch. Gives the estimate of IRMO's activity, which is significantly complements the existing cultural and musical knowledge. The process of forming the Yalta region as a famous resort, which became the provincial cultural center of Russia in the beginning of the XX century, is considered in several foreshortenings. The article highlights aspects of concert activity of outstanding Russian performers of this period, the influence of the activity of outstanding musicians and public figures on the process of formation the amateur and professional music education on the Southern coast of Crimea, the formation of public, amateur and professional organizations in the field of musical art. The article also clearly outlines main directions of the work of Yalta branch of the IRMO, the role of its leaders and active members from the moment of formation to dissolution of the organization, that were occurred in connection with historical and social changes in Russia.

Текст научной работы на тему «Ялтинское отделение ИРМО в культурно-образовательном пространстве Крымского Южнобережья начала ХХ столетия»

УДК [18.07:061.22](1-924.71)

ЯЛТИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИРМО В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРЫМСКОГО ЮЖНОБЕРЕЖЬЯ НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЯ

Шинтяпина И.В.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал г. Ялта) Крымский федеральный университет им. В.Вернадского e-mail: Shyntyapina@gmail.com

В статье рассматривается исторический аспект расцвета музыкальной культуры Южного берега Крыма и в частности города Ялта начала ХХ века. Даётся исторический анализ становления Ялтинского отделения Императорского русского музыкального общества, как образовательно-пропагандистской организации, его роль в концертно-исполнительской и просветительской работе, влияние на культурно-образовательные и социальные процессы на южном берегу Крыма в конце XIX начале XX столетий. Исследуется влияние ИРМО на появление и развитие первых учебных музыкальных заведений в Ялте в контексте исторических процессов, влиявших на преобразование культурно-образовательного пространства данного региона. В исследовании сделана попытка воскресить забытые имена культуртрегеров провинциального Ялтинского отделения музыкального общества, оценено значение его деятельности в развивающемся курортном регионе, что значительно дополнило уже имеющиеся культурологические и музыковедческие сведения. Процесс формирования ялтинского региона как известного курорта, ставшего в начале ХХ века провинциальным культурным центром России, рассматривается в нескольких ракурсах. Освещаются аспекты концертной деятельности выдающихся российских исполнителей этого периода, влияние деятельности выдающихся музыкантов и общественных деятелей на процесс становления любительского и профессионального музыкального образования на Южном берегу Крыма, формирования общественных, самодеятельных и профессиональных организаций в области музыкального искусства. В статье также чётко очерчиваются основные направления работы Ялтинского отделения ИРМО, роль его руководителей и активных членов с момента образования до роспуска организации, который произошел в связи с историческими и социальными изменениями в России.

Ключевые слова: Русское музыкальное общество, просветительство, культура, музыкальное искусство, музыкальное образование, Крымское южнобережье.

Созданное в 1859 г. Русское музыкальное общество уже в 1873 году получило статус «Императорское». Его развитию способствовала активная поддержка своих членов-энтузиастов, среди которых в первую очередь были представители правящего дома Романовых. Для конца XIX века организация представляла динамично развивающуюся, прогрессивную структуру, направленную на развитие не только музыкальной, но и в полной мере общей культуры России.

С момента организации и до момента роспуска ИРМО создало обширную сеть своих отделений во всех регионах страны, главными уставными задачами которых выступало приобщение широкого слушателя к образцам классической музыки, чему способствовала активная концертно-просветительская деятельность членов общества. Немаловажным было также воспитание отечественного музыканта-профессионала, в том числе осуществление образовательно-педагогической деятельности благодаря созданию разветвлённой сети учебных заведений разного уровня.

Почва, для возникновения и развития в российской культуре конца XIX -начала XX веков уникального музыкально-просветительского явления была

подготовлена трудами большей частью подвижников в области музыкального искусства - выпускников первых российских консерваторий. Зачастую они выступали одновременно в разных профессиональных ипостасях: концертирующего музыканта, аккомпаниатора, педагога и т.д. Благодаря их энтузиазму, соединяющемуся с провинциальной активностью местных меломанов, создавался новый исторический пласт провинциальной музыкальной культуры с новыми формами бытования музыки. Таким же путем шло развитие музыкальной культуры и образования на Крымском южнобережье с центром в г. Ялта.

В конце XIX века Ялта из провинциального, никому не известного городка постепенно превращается в популярный российский курорт. Происходило это благодаря тому, что начиная с императора Александра II, царской семьёй для летнего отдыха было выбрано имение Ливадия близ Ялты. Вследствие этого на южном берегу Крыма с середины XIX в. открываются частные пансионаты, лечебные заведения. Вслед за царской семьей в Ялту устремляется разнообразная публика, желающая не только лечиться, но и культурно проводить время отдыха1. Ялта становится своеобразным культурным центром с развитой концертно-театральной инфраструктурой, относительно активной (во время курортного сезона) публичной музыкальной жизнью, привлекающей внимание столичных деятелей музыкального искусства: композиторов, музыкантов, театральных исполнителей. В конце XIX века путешествовать по Южнобережью становится особенно модно и таким образом Ялту посещают многие выдающиеся Российские композиторы и исполнители.

Так в сентябре 1879 года М.П. Мусоргский, путешествуя по Крыму и восхищаясь великолепием крымской природы, превратил яркие крымские впечатления в музыкальные произведения: два каприччио для фортепиано «Байдары», инструментальные пьесы «Близ Южного берега Крыма» и «Гурзуф у Аю-Дага», музыкальную картину «Буря на Черном море». Для С.В. Рахманинова Южный берег стал местом рождения его первого музыкального сочинения, а затем первого исполнительского успеха в 1898 г. во время гастролей с Ф.И. Шаляпиным в ялтинском театре. Ялта для В.С. Калинникова стала не только последним постоянным местом жительства, но и источником вдохновения для создания Первой симфонии, принесшей ему мировую славу. Местом творческих экспериментов стала Ялта для В.И. Ребикова, с 1913 по 1916 гг. он написал здесь цикл «Пять танцев», «Идилии», оперы «Альфа и омега», «Дворянское гнездо», «Нарцисс», «Арахнэ», «Всенощное бдение», ритмодекламации на тексты Апухтина, Бальмонта, Петрарки, Рукавишникова . А.К. Глазунов на Южнобережье написал «Фантазию на финские темы» и оркестровал свой 1 -й фортепианный концерт. Ф.И. Шаляпин жил мечтой построить в Гурзуфе, близ Ялты, замок искусств, а Ц.Кюи стал инициатором открытия Отделения ИРМО в Ялте .

Зарождению гастрольной музыкальной жизни в Ялте способствовало открытие Городского сада в начале мая 1882 г., где впервые выступил городской оркестр военной музыки. В 1883 г. в саду построили музыкальную и театральную сцены, а вскоре был открыт городской театр под управлением бывшего артиста императорских театров С.Н. Новикова. С этого времени появляется возможность устраивать публичные концерты. До этого момента вся культурная и музыкальная жизнь города осуществлялась в частных домах или в гостиницах, куда не просто было попасть

1 Кургузов В. Улицами Ялты // Крымская газета. 1996. 06 апр.

2 Келдыш Ю.В. В.И.Ребиков // История русской музыки. Т. 10а. М.: Музыка, 1997. 541 с.

3 Русская музыкальная газета. 1898. № 11.

простому обывателю. В начале 1900-х годов Ялтинский театр, выходящий в Городской сад, стал концертной площадкой для выдающихся Российских исполнителей: Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Вяльцева, В. Комиссаржевская, Л. Собинов, П. Стрепетова, М. Ильинская, В. Миров, Н. Фигнер - с успехом выступали на его сцене. Здесь же, в апреле 1900 года, в Чеховских пьесах в постановке К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко блистали выдающиеся артисты МХТ - О. Книппер, В. Мейерхольд, И. Москвин и др. 4

К сожалению концертно-театральный сезон длился лишь пол года, пока продолжался сезон курортный. Культурной элитой города, желающей не лишать себя удовольствия встречаться на музыкальных вечерах в остальное время года, в середине 1880-х годов был организован кружок «Учредители семейно-музыкальных вечеров в Ялте». В круг любителей музыки входили муж и жена Фортунато, доктор Ф.Д. Вебер, преподаватель музыки Е.М. Мясоедова, П.И. Веденисов (Петр Иванович, например, организовал первый в Ялте ансамбль домристов, в который входили учащиеся Ялтинской Александровской мужской гимназии) и др.

Приблизительно в это время своеобразным генератором музыкальной жизни Ялты становится крымский композитор Александр Спендиаров (Спендиарян). Дом молодого армянского композитора - особняк на набережной города, всегда был центром не только ялтинской музыкальной культуры. Необычайно отзывчивый и добрый, Спендиаров всегда стремился помочь начинающим артистам и музыкантам, жившим в Ялте (получение места в оркестре, устройство сольного концерта и многое другое). Зная характер Спендиарова, никто не удивлялся, что его дом на Екатерининской улице стал местом паломничества музыкантов, поэтов, начинающих и маститых исполнителей5.

Активным организатором музыкальной жизни в Ялте, под патронатом ИРМО, был также бывший певец Большого театра Д. Усатов (педагог Ф. Шаляпина) и его жена Мария Петровна, тоже певица. Частыми гостями в их доме были Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Аренский, В. Калинников, солистка Большого театра Е. Збруева.

В 1892 году кружок был преобразован в «Общество любителей музыкального и драматического искусства в Ялте». Членами обществами являлись преподаватели В.Е. Голубинина, С.Н. Магит, почетными членами - композитор Н.А. Амани, академик живописи Г.Г. Мясоедов и доктор Ф.Е. Вебер. Целью работы общества была организация музыкальных, драматических и литературных вечеров, открытие библиотеки и музыкальных классов, а также сотрудничество с представителями ИРМО в Крыму. В 1908 году, при содействии членов общества под председательством А.А. Спендиарова, были собраны средства на установку памятника В.С. Калинникову, скончавшемуся в Ялте в 1900 году6.

В 1902 году в Ялту приехал молодой и талантливый выпускник Киевской консерватории Владимир Ильич Поль. Активный музыкант, он включается в жизнь города и уже в январе 1903 года принимает участие в симфоническом концерте. Вскоре супруги - Владимир и Марина Поль открывают в доме А.Ширяева на улице Морской общедоступные музыкальные курсы. В декабре 1904 года музыканты организуют первый концерт своих учеников, на котором исполняются классические произведения. Кроме активной педагогической работы В. Поль пробует силы в

4 Летний театр городского сада // Южное слово 1912. 19 сент.

5 Сухоруков С.А. Крым в лицах и биографиях. Симферополь, 2007. С. 42.

6 Газета «Русская Ривьера», 1908. 19 авг.

композиции, пишет романсы на стихи Ф. Тютчева, П. Шелли, А. Майкова, А. Толстого и выступает с ними в городских концертах. Как и П. Веденисов музыкант много сил отдает «Обществу любителей музыкального и драматического искусств в Ялте» .

В последнее десятилетие XIX века музыкальное образование в Ялте можно было получить только на уроках музыки и пения в гимназиях, или у частных лиц. В сентябре 1902 г. произошли существенные изменения - благодаря деятельности активистов ИРМО была открыта первая музыкальная школа. На самом деле это были начальные музыкальные курсы, открытые М. Поль. Основной целью педагоги видели возможность удовлетворить потребность всех желающих в получении музыкального образования. На курсы принимали детей от 7-летнего возраста, обоих полов и всех сословий. Курс обучения был рассчитан на 4 года, по успешном окончании которого выдавалось свидетельство установленного образца. На момент открытия школы в нее было принято 8 учащихся. Оплата за обучение составляла 45 рублей за полугодие, что по тем временам было довольно значительной суммой. Во П-м полугодии 1902-1903 учебного года в школе учились уже 15 учащихся, а также были открыты классы специального пения (педагог - выпускница Московской консерватории Н.Е. Савельева, ученица Эверарди) и хорового пения (педагог - М.С. Поль). Вступительные и выпускные экзамены проводились при ассистентах Е.М. Мясоедовой (выпускницы Харьковского музыкального училища), и композитора

A.А. Спендиарова8.

В этот период своей работы школа не имела собственного помещения. Обучение детей происходило в съемных квартирах частных домов в Черноморском переулке и на ул. Морской в доме профессора медицины А. Ширяева (сейчас ул. Морская, д. № 5). О том, что музыкальные курсы М.С. Поль были первой музыкальной школой в Ялте, свидетельствует письмо учредителя этой школы

B.И. Поля в главную дирекцию ИРМО от 2 февраля 1907 года (именно в Ялте - одной из первых в России была учреждена народная музыкальная школа с бесплатным обучением).

Все события, о которых идет речь, послужили благоприятной почвой для открытия и успешной работы в Ялте отделения Императорского Русского музыкального общества. Официальной датой рождения ИРМО в Ялте является 1905 год. 27 мая (по старому стилю) главная дирекция ИРМО приняла постановление об открытии в Ялте отделения и переименовании Музыкальных курсов М.С. Поль в Музыкальное училище Ялтинского отделения. Его возглавил В.И. Поль, который был одним из первых директоров отделения. Инициатором создания и организатором ялтинского отделения, его уполномоченным, был композитор Ц.А. Кюи, не только замечательный композитор, но и активный пропагандист музыкальной культуры. Вот как об этом писалось в отчете за 1913/14 учебный год: «Ц.А. Кюи был уполномоченным Ялтинского отделения. При его непосредственном участии и содействии возникло Отделение, его опытными и авторитетными указаниями оно пользовалось при первых началах своей деятельности и ими оно всегда

„ 9

руководствовалось и в последующей своей жизни» .

По видимому, супруги Поль были знакомы с Ц.Кюи еще задолго до встречи в Ялте, т.к. являлись учениками одного педагога - профессора В.В. Пухальского,

7 Театр и музыка // Крымский курьер. 1904. 17 дек.

8 Розанова-Свердловская Л.Г. Ялта музыкальная. - Симферополь: «Н. Орианда», 2011. С. 81-82.

9 Ливицкая З.Г. В поисках Ялты. Симферополь: «Н. Орианда», 2013. С. 47-56.

основателя киевской фортепианной школы, Почетного члена Киевского отделения ИРМО, знаменитого пианиста, друга Антона Рубинштейна.

М.С. Поль (урожденная Новицкая) была великолепной пианисткой, писала стихи и прозу. В 1902 году она написала либретто к произведению Ц.А. Кюи «Опера для детей», которая и была посвящена ей - Марине Станиславовне. Владимир Иванович - композитор, пианист, художник. Он учился в Киевском университете, одновременно в консерватории и художественном училище по классу художника Н.Н. Ге. В.И. Поль был энциклопедически образован, увлекался философией, йогой. Из-за его болезни супруги по окончании консерватории перебрались в Ялту. В.И. Поль был назначен членом правления ИРМО, кроме этого он заведовал музыкальными классами и преподавал в них. При отделении были открыты классы фортепиано, скрипки, виолончели, пения, сольфеджио и теории музыки. Позже в состав правления вошли А. Спендиаров и П. Веденисов10.

Отделения ИРМО обыкновенно открывались в крупных губернских городах Российской империи, и Ялта стала фактически единственным уездным городом, в котором было основано отделение. Для сравнения отметим, что в губернском Симферополе отделение ИРМО было открыто только в 1910 году. Необходимо также отметить, что отделения ИРМО создавались по образцу и подобию столичного устройства. Они развивали уже сложившуюся систему музыкального уклада местной культуры. При помощи столичных профессионалов и местных ярких личностей региональные отделения становились очагами музыкального просвещения и профессионального образования, обогащали сложившиеся культурные традиции того или иного региона. Основными задачами ИРМО и его отделений, как уже отмечалось, были: через концертно-просветительскую деятельность воспитание интереса и вкуса к классической музыке и создание музыкально-образовательных учреждений, а значит и подготовка отечественного музыканта-профессионала.

Почти одновременно с музыкальными классами Поль в 1905 г. в Ялте была

открыта и частная музыкальная школа ялтинской знакомой А.П. Чехова Веры

Ефимовны Голубининой, выпускницы Московской консерватории, преподавателя

музыки и пения Ялтинской женской гимназии11. В школе Голубининой

преподавалась игра на музыкальных инструментах, теория музыки, сольфеджио,

специальное и хоровое пение, совместная игра. В конце 1909 года В.И. Поль покинул

Ялту и, по ходатайству композитора А.А. Спендиарова, с 1910 года музыкальная

школа В.Е. Голубининой вошла в состав музыкальных классов ЯО ИРМО, а сама

12

Вера Ефимовна была избрана их директором .

К 1911 году в музыкальных классах ЯО ИРМО занималось уже свыше 50 учащихся и работало 10 преподавателей. До революции в музыкальных классах учились в основном дети обеспеченных родителей. В списке учащихся за 1913/14 учебный год преобладают фамилии детей домовладельцев, купцов, помещиков, владельцев лечебных заведений. Учащихся было немного: по классу рояля - 57, скрипки - 4, пения - 6 человек. В 1915 году и В.Е. Голубинина, вслед за четой Поль покидает Ялту, а музыкальные классы возглавляет преподаватель К.П. Кольдевин.

В 1913 году в Ялте, продолжая традицию домашнего музицирования, при гостинице «Джалита» (на Набережной, в Черноморском переулке) был создан Художественно-артистический кружок. Участниками кружка устраивались выставки,

10 Розанова-Свердловская Л.Г. Ялта музыкальная. Симферополь: «Н.Орианда», 2011. С. 48-50.

11 Ливицкая З.Г. В поисках Ялты. Симферополь: «Н.Орианда», 2013. С. 47-56.

12 Розанова-Свердловская Л.Г. Ялта музыкальная. Симферополь: «Н.Орианда», 2011. С. 50-53.

спектакли, концерты, в которых принимали участие российские знаменитости. С момента его основания председателем творческого объединения являлся В. Качалов, управляющий Удельным имением «Массандра», а затем его возглавил почетный

13

мировой судья Ялтинского уезда, владелец гостиницы «Джалита» А. Россинский .

В конце 1917 года В.И. Поль еще раз приехал в Крым вместе со второй женой

A.М. Петрушкевич, камерной певицей (сценический псевдоним - Ян-Рубан). Они жили в имении родственницы А.М. Петрушкевич - С.В. Паниной в Гаспре (сейчас санаторий «Ясная Поляна»). Музыканты с исключительным успехом давали концерты для красногвардейцев. Позже, в 20-е годы, эмигрировав из России,

B.И. Поль стал основателем Русского музыкального общества во Франции, а затем основателем и директором Русской консерватории имени С.В. Рахманинова в Париже14.

В 1918 году, когда власть в Крыму перешла в руки большевиков и установилась Советская власть, на базе музыкальных классов ЯО ИРМО была создана Народная консерватория. Она располагалась в городском здании по Екатерининской улице, д. № 13 (сейчас здесь размещается Ялтинское отделение Крымской государственной филармонии). Первым директором консерватории стал Иван Павлович Круглов - известный музыкант, выпускник Московского филармонического училища. С 1915 года Круглов из-за болезни жил в Ялте, преподавал в музыкальных классах ЯО ИРМО, а также в женской гимназии и коммерческом училище. Позже Круглов создал в Ялте союз оркестрантов и долгое время возглавлял его. Начавшаяся вскоре гражданская война, а затем интервенция немецких и английских вооруженных сил почти на два года прекратили деятельность консерватории. И только в конце 1920 года двери этого учебного заведения были вновь открыты, теперь уже для детей всех сословий. В 1925 году Народная консерватория была преобразована в музыкальную школу.

Выводы. Рубеж ХХ века, вплоть до начала гражданской войны, явился своеобразной кульминацией музыкальной культуры Южного берега Крыма благодаря активизации концертно-исполнительской и музыкально-образовательной жизни региона членами активно действовавшего в этот период Ялтинского отделения ИРМО. Путь культурно-исторического развития Крымского южнобережья и г. Ялта оказался неразрывно связанным с присущими этому периоду тенденциями развития исполнительства и музыкального образования России.

Список литературы:

1. Газета «Русская Ривьера», - 1908. - 19 авг.

2. Келдыш Ю.В. В.И.Ребиков // История русской музыки. - Т. 10а. - М.: Музыка, 1997. - 541 с.

3. Кургузов В. Улицами Ялты // Крымская газета. - 1996. - 06 апр.

4. Ливицкая З.Г. В поисках Ялты. - Симферополь: «Н.Орианда», 2013. - 248 с.

5. Летний театр городского сада // Южное слово. - 1912. - 19 сент.

6. Розанова-Свердловская Л.Г. Ялта музыкальная. - Симферополь: «Н.Орианда», 2011. - 120 с.

7. Русская музыкальная газета. - 1898 - № 11.

8. Сухоруков С.А. Крым в лицах и биографиях. - Симферополь, 2007. - 224 с.

9. Театр и музыка // Крымский курьер. - 1904. - 17 дек.

10. Шендрикова С.П. История театра в Крыму. - Симферополь: Бизнес-информ, 2013. - 464 с.

13 Сухоруков С.А. Крым в лицах и биографиях. - Симферополь, 2007. С. 92-93.

14 Шендрикова С.П. История театра в Крыму. - Симферополь: Бизнес-информ, 2013. С. 225-226.

YALTA BRANCH OF THE IRMS IN CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF THE CRIMEAN SOUTHERN COAST IN THE EARLY XX CENTURY

I.V. Shyntyapina

Humanities and Education Academy (branch in Yalta) Crimean Federal University V.Vernadsky e-mail: Shyntyapina@gmail.com

The article considers the historical aspect of the flourishing musical culture of the southern coast of the Crimea, particularly Yalta, the turn of the twentieth century. Gives a historical analysis of the formation of Yalta's branch, the Imperial Russian musical society, its influence on cultural, educational and social processes on the southern coast of the Crimea in the late XIX - early XX centuries. Considers the role of the educational and propagandistic organization in concert and educational work in the Crimea, during this historical period. Considers its influence on the appearance and development of the first educational musical institutions in Yalta, in the context of the historical processes, that were influenced the transformation of the cultural space in the region. An attempt was made to resurrect the forgotten names of the carriers of provincial administrations IRMO, namely the Yalta branch. Gives the estimate of IRMO's activity, which is significantly complements the existing cultural and musical knowledge. The process of forming the Yalta region as a famous resort, which became the provincial cultural center of Russia in the beginning of the XX century, is considered in several foreshortenings. The article highlights aspects of concert activity of outstanding Russian performers of this period, the influence of the activity of outstanding musicians and public figures on the process of formation the amateur and professional music education on the Southern coast of Crimea, the formation of public, amateur and professional organizations in the field of musical art. The article also clearly outlines main directions of the work of Yalta branch of the IRMO, the role of its leaders and active members from the moment of formation to dissolution of the organization, that were occurred in connection with historical and social changes in Russia.

Keywords: musical society, enlightenment, culture, musical art, music education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.