Научная статья на тему 'Храмы Сольвычегодска и архитектура русского Севера XVIII века'

Храмы Сольвычегодска и архитектура русского Севера XVIII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
822
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сольвычегодск / церкви / Русский Север / памятники архитектуры северных городов / композиционные особенности

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каптиков Анри Юрьевич

В статье рассматриваются сольвычегодские церкви XVIII столетия, главным образом несохранившиеся, свойственные им композиционные и декоративные особенности, взаимодействие с памятниками других северных городов (Великий Устюг, Лальск) и местностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храмы Сольвычегодска и архитектура русского Севера XVIII века»

УДК 725.94 КАПТИКОВ А. Ю.

Храмы Сольвычегодска и архитектура русского Севера XVIII века

В статье рассматриваются сольвычегодские церкви XVIII столетия, главным образом несохранившиеся, свойственные им композиционные и декоративные особенности, взаимодействие с памятниками других северных городов (Великий Устюг, Лальск) и местностей.

Ключевые слова: Солъвычегодск, церкви, русский Север, памятники архитектуры северных городов, композиционные особенности.

KAPTIKOVA. Y.

THE TEMPLES OF SOLVYTCHEGC DSK AND ARCHITECTURE OF THE RUSSIAN NORTH IN THE XVIII CENTURY

The article is devoted to churches ofSolvytchegodsk of XVIII century. The author describes mainly not remained churches both their composite and decorativefeatures. In article interaction of churches with monuments of other northern cities (Velikiy Ustyug, Lalsk) and districts is described.

Keywords: Solvychegodsk, churches, the Russian North, historical monuments of northern cities, compositefeatures.

Каптиков Анри Юрьевич

кандидат искусствоведения, профессорУралГАХА E-mail:henri2@com.ru

С

I ольвычегодск, древняя Соль Вычегодская, ставшая гнездом знаменитых Строгановых, благодаря ' которым еще с XVI в. город занял видное положение в искусстве и архитектуре Руси. Здесь под их покровительством развивалась особая школа живописи, был сооружен монументальный Благовещенский собор (15601584), своеобразно преломивший устойчивые традиции Новгорода.

Уже на рубеже Петровской эпохи в дополнение к строгановской иконописной школе сформировалась строгановская школа зодчества, особая ветвь «московского барокко», представленная такими широко известными произведениями, как церковь Смоленской Бо-жией Матери в Гордеевке — пригороде Нижнего Новгорода (1693-1695), Рождественская в самом Нижнем Новгороде (1697-1718), Казанская в Устюжне (1694). А в Сольвычегод-ске строится великолепный Введенский собор одноименного монастыря (1689-1693). Этот храм, помимо новаторской системы сводов, позволившей перекрыть обширный и светлый интерьер без промежуточных опор, обладает богатейшим фасадным декором, специфической интерпретацией мотивов «московского барокко». Ему давно уделялось внимание исследователями Б. И. Дунаевым [5], О. И. Брайцевой [2], В.П. Выголовым [1; 3], однако лишь самому по себе. Если делались сопоставления, то только с

другими строгановскими постройками того вре-менилибо, реже — с Москвой и Подмосковьем. Между тем его воздействию на архитектуру соседних городов и областей Севера до сих пор не уделяется должного внимания.

Почти не привлекают внимания специалистов новые каменные храмы, создававшиеся в Соль-вычегодске на протяжении всего XVIII столетия. Их описания бегло касался лишь В. П. Выголов [1]. Такое упущение можно в какой-то мере объяснить тем, что из около десятка этих объектов ныне существуют лишь два. Хотя автору данной статьи удалось найти материал не по всем утраченным местным памятникам, имеющиеся в нашем распоряжении старые фотографии дают основание для описаний и некоторых обобщений. А опубликованная в XIX в. летопись, которую составил сольвычегодский мещанин А. Соскин [8], наряду с изданием Императорской археологической комиссии [7], предоставляет достаточно надежные датировки.

Для начала можно утверждать, что определяющую роль в знакомстве северорусских заказчиков и строителей с появившимися тогда формами «московского барокко» сыграл именно Введенский собор. Ведь даже после того, как в Великом Устюге была построена Вознесенская церковь (1648) — блестящий образец «узорочья» середины XVII в., не уступавший по живописности композиции убранства храмам Москвы, Устюг породил очень строгого

Рисунок 1. Введенский собор Рисунок 2. Введенский собор в Сольвычегодске. Фрагмент.

вСольвычегодске. ФотоА. Ю. Каптикова ФотоА. Ю. Каптикова

облика, почти лишенные декора ансамбли Михаило-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей. Вероятно, не будь Введенского собора, Север еще дольше бы хранил новгородские традиции и, тем более, упомянутое «узорочье». О том, что оно и так удерживало там прочные позиции на стыке двух столетий, свидетельствуют Спасо-Преображенская летняя (1696) и Дмитриевская Дымковская (1700-1708) церкви в том же Устюге.

Первым, начавшим через архитектуру строгановского храма усваивать то, что несло в себе «московское барокко», стал Лальск, который до 1726 г. числился «пригородом» Соли Вычегодской. Конечно, как и позже в других местах, не могло быть и речи о перенимании уникальных сводчатых конструкций прототипа, да и в убранстве многое являлось недосягаемым (белокаменные детали, как полагают, специально выполнявшиеся для Введенского собора в Москве [1, с. 78], керамические панно галереи). Тем не менее граненые барабаны глав Воскресенского собора в Лаль-ске (1698-1717) уже отражают новые веяния. Но они гораздо ощутимее в части декора. Несмотря на сохранение кокошников, здесь есть определенный архаизм членящих фасад колонок. В последних присутствуют капители с валиком — подобием эхина и абакой. А на восьмерике придела — капители ионического типа, на Руси, как известно, впервые исполненные строителями сольвычегодского Введенского собора. Оттуда же в уменьшенном виде заимствованы пилястрочки киота восточной стены, суживающиеся книзу вопреки канонам.

Ордерные, весьма барочные, наличники, которыми украшен строгановский храм, присутствуют и в Воскресенском соборе. Заслуживает

удивления, как в ином материале — кирпиче — здесь удалось близко подойти к возможностям белокаменной резьбы. Окна обрамлены витыми колонками, несущими антаблемент и фронтончик. В верхних наличниках он — тяжеловатый, треугольный с вырезами, заполненный орнаментом, в нижних — дугообразный, разорванный посередине вставкой в виде яблока. Отметим, что у одного из наличников колонкам приданы даже коринфские капители. Словом, убранство Воскресенского собора приняло в значительной степени «строгановский» оттенок.

Позднее в том же Лальске на Благовещенской церкви (1732-1762) при более сдержанном декоре большинство оконных обрамлений было выполнено сходным образом. Однако надо учитывать и то, что в смысле объемной композиции и завершения оба этих лальских храма близки к со-

Рисунок 3.Воскресенский собор вЛальске. ФотоА. Ю. Каптикова

оружавшимся в те же годы храмам в Великом Устюге. Особенно это относится ко второму, увенчанному тремя убывающими малыми восьмериками.

Подобное сочетание устюжского и все еще дававшего о себе знать на «периферии» Устюга строгановско-сольвычегодского (плюс определенное влияние столичного елизаветинского барокко) наблюдается и в самом замечательном памятнике того периода — Покровской церкви на реке Лузе (1729-1750). Сужение пилястр алтарных окон первого этажа, средний ряд наличников четверика с их обработанными под резьбу колонками и разорванными фронтонами и отдельные другие детали восходят к Воскресенскому собору в Лальске, а через него — к Введенскому в Сольвычегодске [2, с. 213—214].

Троицкая церковь в селе Че-ревково на Северной Двине (1731)

Рисунок4. Воскресенский собор вЛальске. Фрагмент. ФотоА. Ю. Каптикова

воспроизвела ионические капители строгановского собора. А идущие оттуда же разрезные фронтоны наличников теперь получили довольно широкое распространение, по крайней мере, над верхними окнами (церковь Рождества Христова в Великом Устюге, 1716-1729; Ильинская — там же, освящена в 1745; в устюжском ареале — храмы в селах Теплогорье, 1730; Ярокурье, 1745; и др.).

Что касается самого Сольвычегод-ска, то в нем достижения Введенского собора сколько-нибудь прямого им следования и тем паче продолжения не нашли. Это нетрудно объяснить происходившим в XVIII столетии упадком города, к которому потомки Строгановых утратили уже всякий интерес. Сольвычегодск затмили не только Великий Устюг, но и Лальск и даже Тоть-ма. И все же в нем не прекращалось культовое строительство. На первых порах еще попадались некие отго-

лоски той фасадной пластики, какой поражает Введенский собор. Таков, например, верхний ряд наличников Спасо-Обыденной церкви (освящена в 1730). Но в основном местные храмы теперь зависимы от Устюга.

Двухсветный четверик с «полугла-виями» Покровской церкви в Соль-вычегодске (1750-1770), ее фасадные пилястры, рамочные наличники с «бровками» были типичны для устюжской школы, как и увенчание малыми восьмериками. Однако этих восьмериков три, что в самом Устюге встречалось нечасто, как и расширение трапезной двумя приделами, между которыми как бы вставлена колокольня. На ней заслуживает внимания оригинальный восьмиугольный картуш с розеткой.

К числу распространенных в Великом Устюге и его ареале двухэтажных храмов со ступенчатым построением алтарной части, завершением в виде

тех же малых восьмериков, фасадных пилястр и «бровок» над окнами в Сольвычегодске относилась Знаменская церковь (1752-1773). Ее отличие состоит в какой-то особенной легкости завершения. Кроме того, средние пилястры второго этажа как бы упирались в верхние восьмиугольные окна, а мелкие прямоугольные картуши под нижними сгруппированы попарно.

Двухэтажная же Владимирская церковь (1757-1788) выделялась композицией верха. Помимо подобия купола, пропорции и обработка малых восьмериков, основной из которых имел миниатюрные волюты, напоминали скорее Сибирь, нежели Устюг (надо помнить, что Сольвычегодск, как и другие города Поморья, находился на сибирском торговом пути). В то же время соединение трапезной с колокольней притвором на арке сближало и этот храм с устюжскими.

Рисунок 7. Покровская церковь на реке Лузе. ФотоА. Ю. Каптикова

Рисунок 8. Покровская церковь на реке Лузе. Фрагмент. ФотоА. Ю. Каптикова

Рисунок 9. Покровская церковь на реке Лузе.Деталь. ФотоА. Ю. Каптикова

Рисунок 5. Благовещенская церковь вЛальске. ФотоА. Ю. Каптикова

Рисунок 6. Благовещенская церковь в Лальске. Фрагмент. ФотоА. Ю. Каптикова

Рисунок 10. Знаменская церковь в Сольвычегодске. Фото начала XX в.

Рисунок 12. Преображенская церковь в Сольвычегодске. Фото начала XX в.

Особое внимание привлекают три сольвычегодские церкви, которые над каменным этажом имели деревянные части (Успенская, 1722-1744; Климентовская, 1768-1778; Преображенская, 1777-1780). Таковыми являлись верх основного четверика, а в Успенской церкви — и колокольня. В. П. Выголов это связывает с так и оставшимся неосуществленным намерением надстроить потом второй этаж [3, с. 111-112; 1, с. 72]. Данное предположение, на наш взгляд, односторонне.

Не оспаривая того, что заказчики могли иметь в виду сооружение верхнего храма, необходимо учитывать наличие на Севере типа одноэтажной каменной церкви, которую в старину называли «низмянной». К примеру, в Великом Устюге к нему принадлежали Киприяновская в Михаило-Ар-хангельском монастыре (1710), Покровская летняя (закончена в 1780). У последней второй этаж явно не предполагался, о чем свидетельствовали и

приданные четверику «полуглавия», и венчавшие его каменные восьмерики. Вероятно, что и среди перечисленных сольвычегодских, кроме Преображенской, создатели вполне удовольствовались одним этажом, а деревянный верх четверика, как и деревянная колокольня, объясняются стремлением удешевить постройку и, конечно, пристрастием к исконному материалу — дереву. А оно на Севере и в XVIII в., как бывало еще в Древней Руси, могло вступать в сочетания с камнем.

Заключение

Сольвычегодск существенно повлиял на каменную архитектуру русского Севера своим выдающимся строгановским памятником -Введенским собором. Хотя это воздействие проявлялось лишь в сфере декоративного убранства, оно было длительным и плодотворным, способствовало приобщению местных мастеров к самым передовым для конца древнерусского

Рисунок 11. Покровская церковь в Сольвычегодске. Фото начала XX в.

периода формам, а возможно, облегчило им затем усвоение мотивов петровского и елизаветинского барокко.

Вышеотмеченное наблюдалось почти исключительно вне самого Сольвычегодска, который в XVIII столетии превратился в часть «периферии» устюжской школы зодчества. Тем не менее, и в это время в нем обнаруживаются отдельные специфические композиционные и декоративные черты, в первую очередь, сохранение на каменных храмах деревянных частей.

Список использованной литературы

1 Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. М„ 1983.

2 Брайцева О. И. Строгановские постройки рубежа XVП—XVПI вв. М„ 1977.

3 Выголов В. П. Архитектура барокко в Тотьме // Памятники русской архитектуры и монументального искусства : материалы и исследования. М„ 1980.

4 Дунаев Б. И. Город Великий Устюг. М„ 1915.

5 Дунаев Б. И. Город Сольвычегодск. М„ 1914.

6 Каптиков А. Ю., Хрипуно-ва Л. И. Ансамбль одного памятника. Храм Покрова на Лузе // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5. Киров, 1996.

7 Описание памятников русского зодчества по губерниям. Вологодская губерния // Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 61. Пг., 1916.

8 Соскин А. И. История города Соли Вычегодской древних и нынешних времен. Вологда, 1882.

9 Тельтевский П. А. Великий Устюг. М„ 1977.

10 Шильниковская В. П. Великий Устюг. М„ 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.