УДК 725.94
КАПТИКОВ А. Ю.
Спасо-Преображенская церковь в Ярокурье в контексте Устюжской школы зодчества XVIII века
В статье рассматривается неизвестный памятник, принадлежащий ведущей школе архитектуры русского Севера — школе Великого Устюга. Путем сравнительного анализа выявляются, наряду с характерными для устюжских построек композиционными и декоративными приемами, его индивидуальные черты.
Ключевые слова: Ярокурье, устюжская школа, объемно-планировочная композиция, декоративное убранство, аналоги.
KAPTIKOVA. Y.
SAVOIR-TRANSFIGURATION CHURCH IN YAROKURIE IN THE CONTEXT OF USTUG ARCHITECTURAL SCHOOL OF THE XVIII CENTURY
The article considers the monument to the unknown, owned by the leading school of architecture of the Russian North — school Veliky Ustyug. His individuality are identified by comparative analysis of compositional and decorative techniques.
Keywords: Yarokurie, Ustug school, architectural composition, decor, analogues.
Каптиков
Анри
Юрьевич
кандидат искусствоведения, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии
e-mail: henry2@com.ru
Изучение непризнанных или неизвестных прежде науке объектов архитектуры является актуальной задачей. Несмотря на то, что любая местная архитектурная школа находит свое наиболее яркое воплощение в шедеврах, важны и рядовые произведения, где характерные черты проступают порой даже отчетливее. Причем такие постройки целесообразнее выбирать для анализа на «периферии» регионального центра, в данном случае, северорусского города Великого Устюга.
Вдоль Малой Северной Двины, между Устюгом и Котласом, находится несколько интересных произведений устюжской школы зодчества. Объектом нашего рассмотрения является Спасо-Преображенская церковь в Ярокурье, близ нынешней деревни Алексино1.
По данным Императорской Археологической комиссии, храм относится к 1726 г. [2, 27]. Однако это, скорее всего, год начала строительства либо выдачи разрешения. Между тем в Котласском отделении ВООПИК называют 1745 г., что может считаться датой
1 Местность по левому берегу Двины, именуемую в старинных документах «Ярокульским станом» или даже «Ярыкуль-ской слободой», старожилы и сейчас называют Ярокурьем. Памятник обследовался автором настоящей статьи в 1980 г., когда под его руководством студентами Свердловского архитектурного института (А. Боярский, С. Гайцук, М. Данюшки-на, Л. Жгилева, С. Сафонова, Э. Ситнова, Г. Щербак) были выполнены обмеры.
окончания сооружения (освящения) всего здания или, возможно, только нижнего его этажа. В 1777 г. епископ Великоустюжский Иоанн удовлетворил просьбу «Двинской трети Ярокурской Спасопреображенской церкви священника Федора Иванова с причетники и церковного старосты Ивана Новинских с товарищем
о даче для збору подаяния от Боголюбцов на постройку вместо ветхой деревянной колокольни и на возобновление обетшалых церковных крышек шнуровой книги»2. Следовательно, каменная колокольня была возведена только в последующее время (но, по всей вероятности, не позднее конца XVIII в.).
Двухэтажная церковь имеет четко выраженную трехчастную объемно-планировочную композицию (Иллюстрации 1, 2). По единой оси располагаются основной четверик с пятигранным ступенчатым алтарем, трапезная и выступающая по центру паперть, над которой возведена колокольня. Храм увенчан малым восьмериком на «выпуклой» кровле, несущим глухой восьмеричок с главкой. Вось-меричок придан и восьмиграннику колокольни — в качестве барабана шпиля.
Первый этаж, отделенный уступом и карнизом на кронштейнах (ниже в дополнение выведена валиковая тяга), обработан верти-
2 Великоустюжский филиал Государственного архива Вологодской обл. Ф. 363. Оп. 1. Д. 3485.
© Каптиков А. Ю., 2013
43
Иллюстрация 1. Ярокурье. Спасо-Преоб-раженская церковь. План второго этажа. Обмер А. Ю. Каптикова и студентов СвердАРХИ. 1980 г.
Иллюстрация 2. Ярокурье. Спасо-Пре-ображенская церковь. Вид с юго-запада. Фото А. Ю. Каптикова. 1980 г.
Иллюстрация 3. Ярокурье. Спасо-Пре-ображенская церковь. Фрагмент южного фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 1980 г.
Иллюстрация 4. Ярокурье. Спасо-Пре-ображенская церковь. Фрагмент южного фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 1980 г.
кальными филенками с розетками (Иллюстрация 3). Храмовое помещение содержит три оси окон, тогда как трапезная с обеих сторон имеет лишь входы в виде арочных перспективных порталов на фоне гладкой
Иллюстрация 5. Ярокурье. Спасо-Пре-ображенская церковь. Северо-западный угол трапезной. Фото А. Ю. Каптикова. 1980 г.
Иллюстрация 6. Ярокурье. Спасо-Пре-ображенская церковь. Фрагмент южного фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 1980 г.
Иллюстрация 7. Ярокурье. Спасо-Преоб-раженская церковь. Капитель алтарной пилястры. Фото А. Ю. Каптикова. 1980 г.
стены. Над оконными проемами, которые, как и во всем здании, идут в глубину уступами и обведены валиковыми рамками, — «бровки». Эта своеобразная разновидность сандрика содержит посередине полу-
Иллюстрация 8. Ярокурье. Спасо-Преоб-раженская церковь. Наличник верхнего этажа северного фасада. Фото А. Ю. Кап-тикова. 1980 г.
круглый выступ и изгибы на концах (Иллюстрация 4).
В верхнем этаже храмового объема два ряда окон подразделены карнизом. Это, а также окна в его западной стене, приподнятой над трапезной, дают иллюзию дополнительного этажа, чему соответствуют и два яруса пилястр. Крайние пилястры спарены, образуя на углах объемов своего рода «пучки» (Иллюстрация 5). Ствол нижних средних одинарных пилястр неожиданно «раздваивается» (Иллюстрация 6). Пилястрам приданы филенчатые постаменты и капители из полочки, валика и вогнутой плиты-«абаки» (Иллюстрация 7). Венчающий карниз четверика своими кронштейнами напоминает междуэтажный, а под карнизом трапезной идет полоса поребрика.
Нижние окна второго этажа, как и (в уменьшенном масштабе) окна трапезной — «рамочные», без каких-либо дополнений, тогда как верхним сопутствуют сандрики с «разрезными» фронтончиками, наделенными по бокам подобиями шаров (Иллюстрация 8).
Декор венчающего восьмерика (пилястры, карниз, наличники) аналогичен остальным частям здания. Всего лаконичнее оформлена колокольня, где акцентированы только полукруглые завершения основных граней.
Превосходно освещенный верхний храм перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом с фонарем. К сожалению, не сохранился иконостас, а уцелевшие фрагменты росписи свода с иониками и другими классицистическими мотивами принадлежат более позднему времени.
Композиционный тип церкви в Ярокурье, двухэтажный храм с нижним зимним и верхним летним «апартаментами», начал разрабатываться в региональном центре — Великом Устюге на рубеже XVII и XVIII вв. Правда, следует принимать во внимание тот или иной
хронологический разрыв между сооружением этажей. Кроме того, первый этаж по традиции мог оставаться подклетом (несохранившаяся Иоанно-Богословская, после 17151725; Преображенско-Сретенская, 1725-1739, церкви). Тем не менее, еще храм Иоанно-Предтеченского монастыря, начатый в 1695 г., получил то ступенчатое пятигранное построение алтаря, какое, будучи продолжено уже в полном смысле двухэтажными церквами Никольской (1682 — не ранее 1720-х гг., Иллюстрация 9)3 и Рождества Христова (1716-1729; ныне не существует, Иллюстрация 10), встречаем и в Ярокурье.
Что касается ясного трехчастного продольно-осевого принципа построения без приделов и асимметричной, восходящей к XVII в., постановки колокольни у северозападного угла (та же Христоро-ждественская церковь в Устюге, Вознесенская в Усть-Выми, 1712, не сохранилась) или отдельно от храма (устюжский Никольский и др.), то он в региональной школе относительно редок. К тому же стал разрабатываться усложненный вариант входной части с колокольней, выдвинутой вперед и соединенной с верхней трапезной крытым переходом или крыльцом на арке (Ильинская церковь в Устюге, 1736-1745). Такого в ярокурском памятнике нет, хотя колокольня по отношению к храму более поздняя. В смысле этого он в большей степени сродни Петропавловской церкви Великого Устюга (1738-1776; ныне не существует), лишенной, однако, паперти, отчего колокольня примыкала вплотную к западной стене трапезной. Довольно сходно это сделано в Вознесенской церкви с. Пермо-горье на той же Северной Двине (1748-1752; Иллюстрация 11), хотя колокольня там поздняя. Родство с большинством двухэтажных храмов устюжской школы у ярокурского прослеживается и в довольно небольших, всего на две оси, размерах трапезной4.
3 Ее нижняя апсида удержала архаическую полукруглую форму.
4 Подчас (например, в упомянутых Христо-
рождественской, Ильинской церквах) вместо трапезной был, по сути дела, притвор. Сильное удлинение трапезной и, следовательно, развитие продольной оси наблюдалось лишь в устюжских
Иоанно-Богословской, Сергиевской Дымковской (1739-1747) церквах, а на «периферии» — в Христорождественской погоста Цилиба (1713) и впоследствии у Богоявленской с. Яхреньга (1760-1774). Колокольни двух последних, подобные Ярокурью, стоят над папертями.
«Выпуклая» форма кровли и малый восьмерик (хотя когда появился он в Устюге — остается дискуссионным вопросом5) в период сооружения Спасо-Преображенской церкви уже прочно утвердились в местной школе. Превратившись фактически в единственный вид завершения, такой восьмерик не часто получал динамичное построение, становясь трехъярусным, чего недостает и увенчанию ярокурского храма.
Для устюжского региона довольно обычно и то, что малому восьмерику не сопутствуют «полугла-вия». Зато скруглению верха граней колокольни, пусть только четырех из восьми, подобрать здесь аналоги затруднительно.
Конструкция свода, на котором покоится восьмерик, в Ярокурье аналогична Успенскому собору (верх переделан в 1728 г.), Георгиевской холодной и Симеоновской церквам (1725-1747) в Устюге, Покровской на р. Лузе (1729-1750). Вскоре она сменится несколько иной, с узкими диагональными лотками. Это отчасти вызывалось дальнейшим уменьшением восьмерика (Николаевская церковь в с. Комарица на Северной Двине, 1773-1781).
Система фасадных членений двухэтажных устюжских церковных зданий являлась довольно вариабельной. Однако при устройстве летнего храма в два света нередко создавалась та же видимость трех-этажности, с отделением верхнего яруса окон, что и в Ярокурье (Никольская, Христорождественская церкви в Устюге, Воскресенская в с. Пермогорье, 1748-1752). Однако встречается и подобие «большого» пилястрового ордера, какой видим, например, на фасадах недалекой от Ярокурья Троицкой церкви в с. Вотлажма (1753-1778, Иллюстрация 12).
Переходя к убранству, отметим, что описанная прорисовка пилястр находит много параллелей, но их курьезное «раздвоение» прямо заимствовано с Никольской церкви Великого Устюга. Так же, как на прототипе, они украшают только один фасад, не повторяясь на противоположном, только в Устюге это северный фасад, а в Ярокурье — южный.
Филенки нижнего этажа Спасо-Преображенской церкви, заполнен-
5 Ранее (П. А. Тельтевским, В. П. Шильников-ской) родоначальницей данного типа в устюжской архитектуре считалась Георгиевская холодная церковь (1696-1704). Однако теперь изначальность ее верха взята под сомнение (Г. П. Бочаров и В. П. Выголов, Л. К. Масиель Санчес), разделяемое и автором данной статьи.
Иллюстрация 9. Великий Устюг. Никольская церковь. Вид с северо-востока. Фото www.sobory.ru
Иллюстрация 10. Великий Устюг. Христорождественская церковь. Северный фасад. Фото начала XX в. Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Иллюстрация 11. Пермогорье. Вознесенская церковь. Южный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 1982 г.
Иллюстрация 12. Вотлажма. Троицкая церковь. Вид с юго-запада. Фото А. Ю. Каптикова. 1979 г.
Иллюстрация 13. Великий Устюг. Сергиевская Дымковская церковь. Вид с северо-востока. Фото www.sobory.ru
ные по вертикали тремя розетками, явно заимствованы из Сергиевской церкви в Дымкове (Иллюстрация 13), хотя розетки и в региональном центре декорировали очень немногие здания6.
«Валиковые» обрамления окон в тот период стали для устюжской школы распространеннейшими, как и дополнения к ним — сандрики,
6 К примеру, братские кельи Михаило-Архан-гельского монастыря (1736-1737), где они вставлены в горизонтальные подоконные картуши.
«бровки». Последние, ведущие начало в Устюге, вероятно, еще от Кип-риановской (Преполовения) церкви Михаило-Архангельского монастыря (ок. 1710; Иллюстрация 14), к середине XVIII столетия сделались весьма излюбленным мотивом. Их абрис на ярокурском храме не отклоняется от наиболее принятого в устюжской школе. «Разрезные» фронтончи-ки в Ярокурье восходят в регионе к Воскресенскому собору Лальска (1698—1715), Христорождествен-ской церкви Устюга, Богородицкой с. Теплогорье (1730), Троицкой с. Черевково на той же Северной Двине (1731), не обладая, однако, такой, как в названных памятниках, рельефностью и пышностью, усиленной изощренным обрамлением самого оконного проема. Выглядя довольно скромно, они близки к аналогичным деталям храма Вотлажмы, с которым, кстати, совпадает и чередование рядов наличников.
Всем перечисленным Спасо-Преображенская церковь не выходит за пределы школы Великого Устюга. Но необходимо добавить, что из Ярокурской волости вышел «деревни Оносовой государственной черносошной крестьянин Никита Максимов сын Горынцов», замечательный каменщик, переселившийся с сыновьями на Вятку. В связи с этим закономерно возникает вопрос о влиянии не только устюжской школы зодчества, но и конкретно ярокурского храма, родного для Н. М. Горынцева, на вятскую школу.
Если, однако, сравнивать Ярокурье и другие однотипные памятники устюжского региона с Николаевской церковью с. Истобенского (1765-1768), сооруженной Никитой Горынцевым на Вятке, и тем более постройками его сыновей, из которых самым талантливым был Данило, сходство будет относительно невелико. Хотя Горынцевы, несомненно, способствовали внедрению у вятчан малого восьмерика как нового типа завершения, двухэтажные храмы по-прежнему насчитывались в этом регионе единицами7. В декоре устюжские элементы подверглись существенной трансформации. Так, розетки вставлялись в выступ бровки, собирались во фризы (Ильинская церковь в с. Юрьево под Котельни-чем (1767-1776, Иллюстрация 15), чьим автором являлся тот же Данило Горынцев). А главное, убранство вятских храмов, в том числе создан-
7 Кроме истобенской Николаевской, уже Данило Горынцев возвел в два этажа Введенскую церковь в с. Макарье «за Моломою рекою» (1766-1776).
Иллюстрация 14. Великий Устюг. Киприа-новская церковь Михаило-Архангельско-го монастыря. Южный фасад. Фото www. sobory.ru
Иллюстрация 15. Юрьево. Ильинская церковь. Фрагмент южного фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 1971 г.
ных Горынцевыми, было намного сочнее, включая своеобразный колонный ордер.
Заключение
Спасо-Преображенская церковь является «среднеуровневым» по архитектурно-художественным достоинствам созданием школы Великого Устюга, вобрав в себя то, что, в свою очередь, было взято и переработано им из столиц. Это «нарышкинские» (на Севере имевшие, правда, скорее строгановское происхождение) разорванные фронтончики, раннепетровский малый восьмерик завершения, идущий от московских храмов круга И. П. Зарудного, пилястровая декорация, имеющая источником изначальный Петербург. Таким образом, отражены, по сути, все стадии развития русского барокко, кроме заключительной, елизаветинской.
Вместе с тем строители ярокурского храма ориентировались, особенно в деталях, на конкретные местные образцы (Никольская, Сергиевская Дымковская церкви). Проведенный анализ позволяет лучше понять источники творчества, метод работы народных мастеров-камен-щиков русского Севера XVIII в.
Список использованной литературы
1 Бочаров Г. П., Выголов В. П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.
2 Каптиков А. Ю. Архитектура Великого Устюга и каменное зодчество русского Севера в XVIII веке // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2.
3 Каптиков А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII в. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
4 Описание памятников русского зодчества по губерниям. Вологодская губерния // Известия Императорской Археологической комиссии. Пг., 1917. Вып. 64.
5 Тельтевский П. А. Великий Устюг. М., 1977.
6 Шильниковская В. П. Великий Устюг. М., 1973.