Научная статья на тему 'ЗВУКОВЫЕ ОШИБКИ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ В НОРМЕ И ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ'

ЗВУКОВЫЕ ОШИБКИ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ В НОРМЕ И ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ЗВУКОВЫЕ ОШИБКИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗВУКОВЫЕ ОШИБКИ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ В НОРМЕ И ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

поведенческим трудностям. Важно раннее выявление недостаточного развития навыка чтения, чтобы своевременно оказать ребенку помощь.

Цель исследования: выявить уровень понимания текста учениками 3-4 классов. Материалы и методы: в исследовании участвовали 148 учеников (все ученики 3-4 кл. одной общеобразовательной школы г. СПб). Использовались следующие методики: 1) методика оценки понимания письменного текста [Корнев с соавт., 2019] и 2) методика аудирования [Кор-нев, Балчюниене, 2019]. Была проведена статистическая обработка в программе SPSS.

Результаты: на основе результатов первой методики выявлены 3 группы детей: хорошо понимающие (93 чел.), плохо понимающие (21 чел.) и средние (34 чел.). Хорошо понимающие правильно ответили на все вопросы; средние — на 77,1%; плохо понимающие — только на 73,3%. Различия между группами статистически достоверны (р<0,000). Результаты второй методики также выявили статистически достоверные различия. Хорошо понимающие правильно ответили на 82,4%, средние — на 77,9%, а плохо понимающие — на 69,0% вопросов по содержанию устного текста. Сравнение результатов в группе хорошо понимающих детей показало, что уровень понимания устного текста ниже, чем письменного (82,4% и 100% соответственно). Группа со средними показателями примерно одинаково понимает письменный и устный текст (77,1% и 77,9% соответственно). Плохо понимающие понимают услышанный текст хуже, чем прочитанный (69,0% и 73,3% соответственно).

Выводы: ученики начальных классов общеобразовательной школы сталкиваются с трудностями понимания текста. Только 62,3% детей правильно ответили на все вопросы по содержанию письменного текста, 8% — по содержанию устного. Дети средней группы примерно на одинаковом уровне понимают письменный и устный текст (77,1% и 77,9% соответственно); даже хорошо понимающие письменный текст дети сталкиваются с трудностями понимания устного (100% и 82,4% соответственно), а у плохо понимающих письменный текст детей возникает еще больше трудностей при понимании устного (73,3% и 69,0% соответственно). Нельзя исключить того, что при работе с научным текстом сложностей будет больше. Рекомендуется обратить внимание педагогов на трудности понимания текста, чтобы предотвратить появление серьезных проблем в жизни ребенка, как можно раньше провести коррекционную или профилактическую работу. Литература

1. Корнев А.Н., Григоренко Е.Л., Балчюниене И. Диагностика понимания письменного текста. — СПб.: СПбГПМУ, 2019. На правах рукописи.

2. Корнев А.Н., Балчюниене И., Методика аудирования. — СПб.: СПбГПМУ, 2019. На правах рукописи.

звуковые ошибки детей 4 лет в норме и при умственной отсталости

Кузнецова В. А.

Научный руководитель: к.п.н. доцент Григорьева Ирина Александровна Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Кузнецова Виктория Александровна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: vika-tamobalieva@yandex.ru

Ключевые слова: звуковые ошибки, умственная отсталость.

Актуальность:: из многочисленных источников известно, что для детей с умственной отсталостью (УО) характерны множественные нарушения звукопроизношения. Однако до сих пор остается открытым вопрос о влиянии когнитивных и невербальных компонентов на звуковую сторону речи. В связи с этим нами была предпринята попытка установить данную взаимосвязь.

Цель исследования: выявить частоту и характер звуковых ошибок у детей 4 лет в норме и при УО.

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 247

Материалы и методы: в качестве испытуемых участвовало 13 детей 4 лет с УО (основная группа — ОГ) и 20 детей 4 лет с нормой интеллекта (контрольная группа — КГ). Испытуемые были обследованы по следующим методикам: методика оценки невербального интеллекта (субтесты «Матрешка», «Пирамидка») [Стребелева, 2001]; Тест способности к обучению в школе Г. Витцлака [Маркова с соавт., 1992]; методика диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера [Венгер, 1978]; методика «Дом-дерево-человек» [Семенова, Семенова, 2006]; методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018]; методика оценки артикуляционного праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки орального праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки качества произнесения звуков речи [Корнев, 2006]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012].

Результаты: в тестах на оценку уровня интеллекта дети ОГ значительно отстают, что объясняется тяжестью данной патологии. В тесте на оценку артикуляционных навыков дети ОГ набрали большее количество штрафных баллов по сравнению с условно здоровыми сверстниками. У детей ОГ отмечаются трудности в актуализации словаря, что говорит о недостатке объема словаря существительных и глаголов. Также были обнаружены значимые межгрупповые различия по оценке орального праксиса. У детей КГ уровень сформированности способности целенаправленных движений выше, чем у детей с ОГ. У детей КГ в словаре существительных преобладают замены на ранний субститут в заударных позициях (65%), в словаре глаголов также чаще всего встречаются замены на ранний субститут, однако нарушения доминируют в предударной и ударной позициях. У детей ОГ выявлено недоразвитие оперативной фонологической памяти, что отображено в результатах по повторения неслов.

Выводы: у детей с УО наблюдается тотальное нарушение звуковой стороны речи, обусловленное тяжестью данной патологии. Выявлены нарушения звуков как позднего онтогенеза, так и раннего и среднего онтогенеза. У детей с нормой интеллекта преобладают замены, искажения и пропуски звуков позднего онтогенеза. Литература

1. Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 143.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — Санкт-Петербург: Изд. РГПУ, 2008.

3. Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. — Москва: Эксмо, 2017. — С. 320.

ЗВУКОВЫЕ ОШИБКИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Михайлова Е. Р.

Научный руководитель: к.п.н. доцент Задумова Наталья Павловна Кафедра логопатологии

Санкт-петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Михайлова Екатерина Руслановна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: mihailova.ekaterina1998@yandex.ru

Ключевые слова: звукопроизношение; ЗПР.

Актуальность: исследование фонетической стороны речи дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) важно в аспекте становления у детей речевой коммуникации и предупреждения нарушений письменной речи в школьном возрасте [2]. Особое значение для теории и практики логопедии имеет выявление механизмов, опосредующих звуковые ошибки в речи дошкольников и связанных с состоянием сенсомоторной организации устной речи.

Цель исследования: выявить частоту и характер звуковых ошибок у детей 6 лет с ЗПР.

Материалы и методы: в эксперименте принимали участие 20 детей 6 лет с ЗПР (основная группа — ОГ) и 20 детей 6 лет с нормой интеллекта (контрольная группа — КГ). Испытуемые были обследованы по следующим методикам: ЦПМР (детский вариант) [Равен et а1., 2007];

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.