Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
221
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ПРЕДИКТОРЫ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ / ДЕТИ С ЗПР / ДИСЛЕКСИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students 244 with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Материалы и методы: в основную группу (ОГ) было отобрано 17 детей с диагнозом ЗПР, находящихся на 3 году школьного обучения, в контрольную группу (КГ) — 20 детей без патологий развития на том же году школьного обучения.

Методы исследования: ЦПМР (детский вариант) [Равен et al., 2007]; методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018].

Результаты: как в ОГ, так и в КГ была выявлена достоверная корреляция между скоростью называния цветов в Тесте быстрого называния и скоростью чтения слогов в тесте ТОПЕЧ. Скорость называния слогов в тесте ТОПЕЧ у детей ОГ был достоверно ниже, чем у детей КГ (р = 0,001 для ОПЕЧ типа СГ и ГС; р = 0,003 для ОПЕЧ типа СГС). У детей ОГ уровень таких когнитивных способностей как невербальный интеллект (р < 0,000), оперативная память (в том числе оперативная фонологическая память) (р < 0,000) был достоверно ниже, чем у здоровых сверстников. У детей ОГ выявлен достоверно более медленный темп чтения слов и неслов (р < 0,000). Количество ошибок, совершаемых детьми ОГ при прочтении неслов, также достоверно выше (р = 0,043).

Выводы: как и ожидалось, общий уровень когнитивных способностей у детей с ЗПР был ниже, чем у их здоровых сверстников. В согласии с данными других авторов, медленная актуализация слов у испытуемых ОГ и ограниченный объем оперативной памяти неблагоприятно влияет на скоростные показатели чтения и автоматизацию оперативных единиц чтения. Скорость чтения (как слов, так и неслов) и правильность чтения неслов у детей с ЗПР оказалась ниже, чем у их здоровых сверстников. Это свидетельствует о несовершенных навыках рекоди-рования неслов (т.е. чтения без опоры на знакомый лексикон) у детей с ЗПР. Литература

1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.

2. Корнев А.Н. Современные представления о механизмах чтения // VII выездная школа-семинар «Проблемы порождения и восприятия речи»: Материалы. / Ответственные редакторы: Е.В. Грудева, Р.Л. Смулаковская. — Череповец: ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2008. — С. 103-109.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.

формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития первого года обучения

Королева Е. М.

Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Королева Елена Михайловна, студентка 4 курса кафедры логопатологии, 8(931)223-38-71. E-mail: korolevae116@gmail.com

Ключевые слова: предикторы навыков чтения, дети с ЗПР, дислексия.

Актуальность: многочисленными научными исследованиями на материале разных языков доказано, что оперативная и фонологическая память, скорость актуализации информации являются предикторами усвоения навыка чтения [3]. На русском языке такие исследования немногочисленны [1, 2]. Более детальное изучение этой области помогло бы лучше понять механизм формирования навыка чтения.

Цель исследования: определить степень влияния когнитивных предпосылок на освоение навыка чтения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и у первоклассников без интеллектуальной патологии; сравнить качество усвоения навыка чтения.

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 245

Материалы и методы: были обследованы 18 детей с ЗПР (основная группа, ОГ) и 19 детей с нормой интеллекта (контрольная группа, КГ). Тестирование было проведено по следующим методикам: методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; Методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018].

Результаты: в первом классе дети КГ осваивают звукобуквенные связи в полном объеме, но при этом слог, как оперативная единица чтения (ОПЕЧ), автоматизируется только у 50% учеников. В этом возрасте преобладающим способом чтения все еще является слоговой (75% слов прочитано этим способом). При чтении длинных слов дети не пользовались предугадыванием, прочитывая слова как неслова (количество глобально прочитанных слов 4%). У детей КГ влияние когнитивных предпосылок на освоение навыка чтения не выявлено. Это может быть связано с тем, что в КГ они сформированы относительно благополучно, что создает условия для нормального освоения навыка. Овладение навыком чтения у детей ОГ происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников (p = 0,01). Дети, испытывавшие трудности перехода от побуквенного чтения к слоговому, также имели дефицит оперативной памяти (r=-0,6*) и скорости актуализации информации (r=-0,645*), что, вероятно, и явилось причиной этих трудностей. Словарный запас детей ОГ меньше по сравнению с КГ (р = 0,000). При этом не наблюдаются корреляции между показателями чтения и объемом словаря. Следовательно, дети ОГ при чтении практически не пользовались смысловой догадкой, прочитывая слова как неслова. Также у детей ОГ наблюдались трудности в повторении неслов (p = 0,01), что свидетельствует о дефиците фонологической памяти. Этот показатель был взаимосвязан со скоростью чтения (r=0,773*) слов и неслов (r=0,580*). Дети ОГ чаще допускали ошибки в длинных словах (p = 0,01) и были более чувствительны к усложнению материала, нежели дети КГ.

Выводы: обобщая полученные данные можно утверждать, что процесс освоения навыка чтения у детей с ЗПР проходит в замедленном темпе. При этом немалую роль в недоразвитии процесса чтения играет дефицит таких психических функций как фонологическая память, оперативная память и скорость актуализации информации. Литература

1. Григоренко Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Григоренко Елена Леонидовна. — М., 2012. — 299 с.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.

3. Snowling М. J. Early identification and interventions for dyslexia: a contemporary view // J Res Spec Educ Needs. — 2013. — Vol. 13(1). — С. 7-14.

УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА УЧЕНИКАМИ 3-4 КЛАССОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ СКРИНИНГ-ОБСЛЕДОВАНИЯ

Кудрявцева М. М.

Научный руководитель: Ph.D. доцент Балчюниене Ингрида Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Кудрявцева Марина Максимовна — студентка 3 курса факультета клинической психологии. E-mail: mrnkudrik@gmail.com

Ключевые слова: понимание текста, нарушение понимания текста, начальная школа.

Актуальность: из-за низкого уровня понимания текстов возникают сложности освоения школьных навыков, что может привести к сниженной учебной мотивации, дезадаптации,

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

eISSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.