Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА УЧЕНИКАМИ 3-4 КЛАССОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ СКРИНИНГ-ОБСЛЕДОВАНИЯ'

УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА УЧЕНИКАМИ 3-4 КЛАССОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ СКРИНИНГ-ОБСЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА / НАРУШЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА УЧЕНИКАМИ 3-4 КЛАССОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ СКРИНИНГ-ОБСЛЕДОВАНИЯ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 245

Материалы и методы: были обследованы 18 детей с ЗПР (основная группа, ОГ) и 19 детей с нормой интеллекта (контрольная группа, КГ). Тестирование было проведено по следующим методикам: методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; Методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018].

Результаты: в первом классе дети КГ осваивают звукобуквенные связи в полном объеме, но при этом слог, как оперативная единица чтения (ОПЕЧ), автоматизируется только у 50% учеников. В этом возрасте преобладающим способом чтения все еще является слоговой (75% слов прочитано этим способом). При чтении длинных слов дети не пользовались предугадыванием, прочитывая слова как неслова (количество глобально прочитанных слов 4%). У детей КГ влияние когнитивных предпосылок на освоение навыка чтения не выявлено. Это может быть связано с тем, что в КГ они сформированы относительно благополучно, что создает условия для нормального освоения навыка. Овладение навыком чтения у детей ОГ происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников (p = 0,01). Дети, испытывавшие трудности перехода от побуквенного чтения к слоговому, также имели дефицит оперативной памяти (r=-0,6*) и скорости актуализации информации (r=-0,645*), что, вероятно, и явилось причиной этих трудностей. Словарный запас детей ОГ меньше по сравнению с КГ (р = 0,000). При этом не наблюдаются корреляции между показателями чтения и объемом словаря. Следовательно, дети ОГ при чтении практически не пользовались смысловой догадкой, прочитывая слова как неслова. Также у детей ОГ наблюдались трудности в повторении неслов (p = 0,01), что свидетельствует о дефиците фонологической памяти. Этот показатель был взаимосвязан со скоростью чтения (r=0,773*) слов и неслов (r=0,580*). Дети ОГ чаще допускали ошибки в длинных словах (p = 0,01) и были более чувствительны к усложнению материала, нежели дети КГ.

Выводы: обобщая полученные данные можно утверждать, что процесс освоения навыка чтения у детей с ЗПР проходит в замедленном темпе. При этом немалую роль в недоразвитии процесса чтения играет дефицит таких психических функций как фонологическая память, оперативная память и скорость актуализации информации. Литература

1. Григоренко Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Григоренко Елена Леонидовна. — М., 2012. — 299 с.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.

3. Snowling М. J. Early identification and interventions for dyslexia: a contemporary view // J Res Spec Educ Needs. — 2013. — Vol. 13(1). — С. 7-14.

УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА УЧЕНИКАМИ 3-4 КЛАССОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ СКРИНИНГ-ОБСЛЕДОВАНИЯ

Кудрявцева М. М.

Научный руководитель: Ph.D. доцент Балчюниене Ингрида Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Кудрявцева Марина Максимовна — студентка 3 курса факультета клинической психологии. E-mail: mrnkudrik@gmail.com

Ключевые слова: понимание текста, нарушение понимания текста, начальная школа.

Актуальность: из-за низкого уровня понимания текстов возникают сложности освоения школьных навыков, что может привести к сниженной учебной мотивации, дезадаптации,

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

eISSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

поведенческим трудностям. Важно раннее выявление недостаточного развития навыка чтения, чтобы своевременно оказать ребенку помощь.

Цель исследования: выявить уровень понимания текста учениками 3-4 классов. Материалы и методы: в исследовании участвовали 148 учеников (все ученики 3-4 кл. одной общеобразовательной школы г. СПб). Использовались следующие методики: 1) методика оценки понимания письменного текста [Корнев с соавт., 2019] и 2) методика аудирования [Кор-нев, Балчюниене, 2019]. Была проведена статистическая обработка в программе SPSS.

Результаты: на основе результатов первой методики выявлены 3 группы детей: хорошо понимающие (93 чел.), плохо понимающие (21 чел.) и средние (34 чел.). Хорошо понимающие правильно ответили на все вопросы; средние — на 77,1%; плохо понимающие — только на 73,3%. Различия между группами статистически достоверны (р<0,000). Результаты второй методики также выявили статистически достоверные различия. Хорошо понимающие правильно ответили на 82,4%, средние — на 77,9%, а плохо понимающие — на 69,0% вопросов по содержанию устного текста. Сравнение результатов в группе хорошо понимающих детей показало, что уровень понимания устного текста ниже, чем письменного (82,4% и 100% соответственно). Группа со средними показателями примерно одинаково понимает письменный и устный текст (77,1% и 77,9% соответственно). Плохо понимающие понимают услышанный текст хуже, чем прочитанный (69,0% и 73,3% соответственно).

Выводы: ученики начальных классов общеобразовательной школы сталкиваются с трудностями понимания текста. Только 62,3% детей правильно ответили на все вопросы по содержанию письменного текста, 8% — по содержанию устного. Дети средней группы примерно на одинаковом уровне понимают письменный и устный текст (77,1% и 77,9% соответственно); даже хорошо понимающие письменный текст дети сталкиваются с трудностями понимания устного (100% и 82,4% соответственно), а у плохо понимающих письменный текст детей возникает еще больше трудностей при понимании устного (73,3% и 69,0% соответственно). Нельзя исключить того, что при работе с научным текстом сложностей будет больше. Рекомендуется обратить внимание педагогов на трудности понимания текста, чтобы предотвратить появление серьезных проблем в жизни ребенка, как можно раньше провести коррекционную или профилактическую работу. Литература

1. Корнев А.Н., Григоренко Е.Л., Балчюниене И. Диагностика понимания письменного текста. — СПб.: СПбГПМУ, 2019. На правах рукописи.

2. Корнев А.Н., Балчюниене И., Методика аудирования. — СПб.: СПбГПМУ, 2019. На правах рукописи.

звуковые ошибки детей 4 лет в норме и при умственной отсталости

Кузнецова В. А.

Научный руководитель: к.п.н. доцент Григорьева Ирина Александровна Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Кузнецова Виктория Александровна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: vika-tamobalieva@yandex.ru

Ключевые слова: звуковые ошибки, умственная отсталость.

Актуальность:: из многочисленных источников известно, что для детей с умственной отсталостью (УО) характерны множественные нарушения звукопроизношения. Однако до сих пор остается открытым вопрос о влиянии когнитивных и невербальных компонентов на звуковую сторону речи. В связи с этим нами была предпринята попытка установить данную взаимосвязь.

Цель исследования: выявить частоту и характер звуковых ошибок у детей 4 лет в норме и при УО.

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.