Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
Ключевые слова: паралич Эрба-Дюшена, хирургическое лечение.
Актуальность: паралич Эрба-Дюшена занимает ведущее место по частоте среди акушерских параличей (0,5-2,6 случая на тысячу новорождённых [1]) и представляет серьёзную опасность для роста и развития ребёнка при отсутствии своевременного и полноценного лечения.
Цель исследования: изучить результаты хирургического лечения повреждения плечевого сплетения у детей раннего возраста.
Материалы и методы: изучены результаты 6 операций, проведённых детям, у которых клинически и инструментально зарегистрировано повреждение плечевого сплетения. Из исследования исключены дети с отрывом корешков плечевого сплетения от спинного мозга.
Результаты: у всех пациентов обнаружен грубый рубцовый процесс вокруг нервов плечевого сплетения, являющегося следствием акушерских пособий. Во всех случаях использовалась операция невролиза с применением микрохирургической техники [2] (операционный микроскоп, микрохирургический инструментарий). У 4 пациентов получена положительная неврологическая динамика по восстановлению функции конечности. У 2 детей, у которых наблюдалось внутриневральное перерождение нервных стволов, результатов получено не было.
Выводы: необходимо использовать ревизию плечевого сплетения как объективный метод коррекции паралича Эрба-Дюшена у детей.
Литература
1. Володин Н. Н, (ред.) Неонатология: национальное руководство — М.; ГЭОТАР-Медиа,
2009.
2. Шевелев И. Н. Микрохирургия периферических нервов. Москва, 2011.
секция дефектологии
понимание устного связного текста учениками начальной школы с детским церебральным параличом
Акопова А. Г.
Научный руководитель: Ph.D. доцент Балчюниене Ингрида Кафедра логопатологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Акопова Алла Геннадьевна — студентка 2 курса магистратуры факультета клинической психологии. E-mail: akopova-96@mail.ru
Ключевые слова: понимание стихотворных текстов; понимание повествовательных текстов.
Актуальность: для понимания текста нужны как языковые знания, так и достаточный когнитивный ресурс [1]. Согласно статистическим данным [2], у 50% детей с детским церебральным параличом (ДЦП) наблюдается снижение интеллекта, что предположительно приводит к трудностям понимания текста. Однако понимание текста детьми с ДЦП в России практически не изучалось.
Цель исследования: выявить количественные и качественные показатели понимания устного текста детьми с ДЦП, обучающимися в начальной школе. Предполагается, что у детей с ДЦП, в связи со сниженным интеллектом, возникают значительные трудности понимания устного текста.
Материалы и методы: испытуемые исследования — ученики 1-4 кл. с ДЦП (основная группа — ОГ, 20 человек) и их ровесники без патологии развития (контрольная группа — КГ,
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174
Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 241
20 человек). Были использованы следующие методики: ЦПМР (детский вариант) [Равен et al., 2007]; методика оценки понимания стихотворных текстов [1]; русскоязычная версия методики «Test for Listening Text Comprehension» [3], проверяющая понимание нарратива.
Результаты: обследование по методике ЦПМР выявило статистически достоверное (р = 0,001) снижение интеллекта у детей ОГ по сравнению с детьми КГ (19-32 балла и 29-35 баллов соответственно). Результаты обследования по методике оценки понимания стихотворных текстов выявили разное количество ошибочных ответов детей ОГ и КГ на вопросы, проверяющие понимание содержания текста. Статистический анализ подтвердил значимость (р = 0,01) межгрупповых различий в понимании глагольных стихотворений (77% ошибочных ответов в ОГ, 54% в КГ), однако, в предметных стихотворениях (23% ошибочных ответов в ОГ, 46% в КГ) статистически значимых различий не выявлено. При анализе понимания стихотворного текста у 30% КГ и 5% детей ОГ не обнаружено ни одной ошибки. Статистический анализ подтвердил значимость (р = 0,05) данного различия между группами. Результаты обследования по русскоязычной версии методики «Test for Listening Text Comprehension» выявили разное количество ошибочных ответов детей ОГ и КГ на вопросы, проверяющие понимание наррати-ва, однако, статистический анализ не подтвердил достоверности межгрупповых различий.
Выводы: на основе полученных результатов можно утверждать, что дети с ДЦП, ученики начальной школы, значительно (р = 0,01) отстают от сверстников с нормой развития в понимании устного стихотворного текста, а уровень понимания устного нарратива является примерно одинаковым. Таким образом, результаты исследования подтверждает выдвинутое предположение лишь частично. В КГ количество ошибочных ответов на вопросы по содержанию текста постепенно уменьшается от младших возрастных групп к старшим, а в ОГ количество ошибок зависит не от возраста, а от степени тяжести патологии. Полученные результаты могут быть использованы в коррекционной работе с детьми с ДЦП. Литература
1. Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать. Дидактические игры и занятия по развитию связной речи, понимания речи и стихотворных текстов / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 2001. — 88 с.
2. Батышева т. т. методические рекомендации / О детском церебральном параличе для родителей пациентов. — 2012. — С. 17-18.
3. Левковская А.Н. Нарушения понимания речи у детей с первичными экспрессивными нарушениями речи. — СПб.: СПбГПМУ, 2016.
формирование навыка чтения слов и неслов у учащихся 1 класса массовой школы и школ 5 вида
Вишонкина А. А.
Научный руководитель: к.м.н., д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Вишонкина Анастасия Андреевна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: nvishonkina@mail.ru
Ключевые слова: ОНР III, навык чтения.
Актуальность: в современном мире сложно представить человека, который не умел бы читать. Ведь именно благодаря чтению люди получают большую часть информации [1]. В отечественной литературе представлено недостаточно данных о формировании навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития (ОНР III).
Цель исследования: определить сформированность навыка чтения у учеников 1 класса школ 5 вида, а также изучить влияние общего недоразвития речи, когнитивных предпосылок навыка и объема экспрессивного словаря на процесс формирования навыка чтения слов и неслов.
FORCIPE
ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020
elSSN 2658-4182