Научная статья на тему 'РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОШИБОК РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ'

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОШИБОК РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / ДИЗАРТРИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОШИБОК РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018]; методика оценки артикуляционного праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки орального праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки качества произнесения звуков речи [Корнев, 2006]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012].

Результаты: наибольший процент ошибок удетей ОГ и КГ наблюдается при произнесении звуков позднего онтогенеза ([Р], [Р'], [Л], [Л']), причем у детей ОГ процент этих ошибок значительно выше (64%), чем у детей КГ (45%). Наиболее частым вариантом нарушения звуко-произношения у детей ОГ являются замены-упрощения звуков, встречающиеся в 77% случаев.

Выводы: у детей с ЗПР наблюдается полиморфное нарушение звуковой стороны речи, обусловленное тяжестью данной патологии [3]. В ходе эксперимента были выявлены нарушения произношения звуков позднего онтогенеза, проявляющиеся в их заменах, искажениях и пропусках. Недостаточная сформированность фонетического компонента речевой системы у детей с данной патологией связана с нарушением тонких дифференцированных артикуляторных движений, ограничением подвижности мышц речевого аппарата, изменением их тонуса по типу спастичности или гипотонуса. Литература

1. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.

2. Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития / Башкирский государственный университет им. М. Акмул-лы / Фатихова Л.Ф. — У.: Мир печати, 2014. — 246 с.

3. Филичева Т. Б., Чевелёва Н.А. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чирки-на. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.

распределение фонетических ошибок речи у детей с детским церебральным параличом

Нормайкина Н. В.

Научный руководитель: к.м.н., д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Нормайкина Наталья Владимировна — студентка 2 курса магистратуры факультета клинической психологии. E-mail: norm-natasha@yandex.ru

Ключевые слова: фонетические ошибки; дизартрия, детский церебральный паралич.

Актуальность: существует много работ, посвященных структуре нарушений звукопроиз-ношения у детей с дизартрией при ДЦП. Описаны некоторые виды фонетических ошибок в речи у детей с ДЦП, но нет данных о распределение ошибок в зависимости от сложности задания и их особенностях у данной категории детей. В связи с недостаточной изученностью данной проблемы было предпринято исследование распределения разных видов фонетических ошибок в речи у детей с ДЦП

Цель исследования: выявить распределение разных видов звуковых ошибок в речевой продукции разной сложности у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз детский церебральный паралич в сочетании с дизартрией.

Материалы и методы: методика оценки произносительной стороны речи [Нормайкина, 2019]; ЦПМР (детский вариант) [Равен et а1., 2007]. В исследовании принимали участие 20 детей с диагнозом ДЦП и речевым заключением — дизартрия в возрасте от 7 до 11 лет.

Результаты: качественный анализ звуковых ошибок в речи у детей с дизартрией при ДЦП показал, что при самостоятельном назывании слов со звуками раннего онтогенеза большее количество ошибок наблюдается в замене звуков в позиции начала и середины слова (67%), искажения и пропуски составляют 16,5%, затрагивая позицию середины слова. При назывании слов со звуками среднего онтогенеза дети искажают звуковые характеристики в 46% случаев, звуко-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 249

вые замены составляют 43%, пропуски звуков — 11%. Наблюдается это в позиции середины и конца слова. Нарушение звуков позднего онтогенеза составляет большую часть фонетических ошибок (63% от общего количества ошибок). Искажение звуков составляет 48% и затрагивает все позиции звука в слове, особенно у детей в возрасте от 9 до 11 лет. Замены составляют 34%, пропуски — 18% ошибок. При повторении детьми этого же набора слов выявлено меньшее количество ошибок. Фонетические ошибки затрагивали позицию звука в середине слова и только звуки позднего онтогенеза. Реализация звуков среднего и раннего онтогенеза более сохранна.

Выводы: на основании полученных результатов можно сделать вывод, что у детей с дизартрией при ДЦП распределение звуковых ошибок в речи неравномерно. Нарушены звуки позднего и среднего онтогенеза. Общее количество ошибок увеличивается при усложнении задания и не зависит от онтогенеза развития звукопроизношения. Литература

1. Панченко ИИ. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними: дисс. канд.пед.наук. — М.,1974. — 239 с.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ

Петрова А. К.

Научный руководитель: к.м.н., д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Петрова Анастасия Константиновна — студентка 2 курса магистратуры факультета клинической психологии. E-mail: petrova.tosya@mail.ru

Ключевые слова: дисграфия, младшие школьники, виды ошибок письма.

Актуальность: априори считается, что специфические ошибки на письме являются постоянными, стабильными и что дети с дисграфией допускают их всегда, в любом случае. Так как доказательной базы этому нет, то мы задумались, может ли количество и вариабельность ошибок зависеть от разных обстоятельств, например, от когнитивных способностей, сложности заданий и от человеческого фактора?

Цель исследования: установить стабильность вариабельность распределения специфических ошибок на письме в диктантах с распространенными предложениями, словами сложной слоговой структуры и малочастотными словами у младших школьников с дисграфией.

Материалы и методы: Методика раннего выявления дислексии — МРВД [Корнев, 1997]; Методика оценки повторения фраз [Корнев, 1995]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; Тест фонематической сегментации [Корнев, Чернова, 2013]; Методика оценки фонематического восприятия [Петрова 2019]; методика оценки сформированности навыков письма под диктовку [Петрова, Корнев, 2019]. Испытуемые — ученики 2-3 кл с. дисграфией (основная группа — ОГ, 20 чел.) и их ровесники без патологии развития (контрольная группа — КГ, 20 чел.).

Результаты: качественный анализ ошибок в диктантах показал достоверные межгрупповые различия по ошибкам языкового (метаязыкового) анализа и синтеза по следующим фонематическим ошибкам: замены всех согласных, неправильное обозначение мягкости-твердости, замены свистящих-шипящих, аффрикат, замены согласных по звонкости-глухости и по дис-праксическим ошибкам. Число ошибок языкового анализа и синтеза возросло в диктантах с малочастотными словами у 10 детей (50%) и в диктантах с распространенными предложениями у 6 детей (30%) ОГ (с достоверностью р = 0,05). На рост ошибок языкового анализа и синтеза влияли снижение невербального интеллекта и фонологической оперативной памяти, нес-формированность сукцессивных функций и синтаксических операций. Недостаточная сфор-мированность сукцессивных функций, фонологической оперативной памяти и синтаксических операций привели к фонематическим ошибкам.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.