Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ'

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВИДЫ ОШИБОК ПИСЬМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 249

вые замены составляют 43%, пропуски звуков — 11%. Наблюдается это в позиции середины и конца слова. Нарушение звуков позднего онтогенеза составляет большую часть фонетических ошибок (63% от общего количества ошибок). Искажение звуков составляет 48% и затрагивает все позиции звука в слове, особенно у детей в возрасте от 9 до 11 лет. Замены составляют 34%, пропуски — 18% ошибок. При повторении детьми этого же набора слов выявлено меньшее количество ошибок. Фонетические ошибки затрагивали позицию звука в середине слова и только звуки позднего онтогенеза. Реализация звуков среднего и раннего онтогенеза более сохранна.

Выводы: на основании полученных результатов можно сделать вывод, что у детей с дизартрией при ДЦП распределение звуковых ошибок в речи неравномерно. Нарушены звуки позднего и среднего онтогенеза. Общее количество ошибок увеличивается при усложнении задания и не зависит от онтогенеза развития звукопроизношения. Литература

1. Панченко ИИ. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними: дисс. канд.пед.наук. — М.,1974. — 239 с.

функционально-динамический анализ ошибок письма у детей с дисграфией

Петрова А. К.

Научный руководитель: к.м.н., д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Петрова Анастасия Константиновна — студентка 2 курса магистратуры факультета клинической психологии. E-mail: petrova.tosya@mail.ru

Ключевые слова: дисграфия, младшие школьники, виды ошибок письма.

Актуальность: априори считается, что специфические ошибки на письме являются постоянными, стабильными и что дети с дисграфией допускают их всегда, в любом случае. Так как доказательной базы этому нет, то мы задумались, может ли количество и вариабельность ошибок зависеть от разных обстоятельств, например, от когнитивных способностей, сложности заданий и от человеческого фактора?

Цель исследования: установить стабильность вариабельность распределения специфических ошибок на письме в диктантах с распространенными предложениями, словами сложной слоговой структуры и малочастотными словами у младших школьников с дисграфией.

Материалы и методы: Методика раннего выявления дислексии — МРВД [Корнев, 1997]; Методика оценки повторения фраз [Корнев, 1995]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; Тест фонематической сегментации [Корнев, Чернова, 2013]; Методика оценки фонематического восприятия [Петрова 2019]; методика оценки сформированности навыков письма под диктовку [Петрова, Корнев, 2019]. Испытуемые — ученики 2-3 кл с. дисграфией (основная группа — ОГ, 20 чел.) и их ровесники без патологии развития (контрольная группа — КГ, 20 чел.).

Результаты: качественный анализ ошибок в диктантах показал достоверные межгрупповые различия по ошибкам языкового (метаязыкового) анализа и синтеза по следующим фонематическим ошибкам: замены всех согласных, неправильное обозначение мягкости-твердости, замены свистящих-шипящих, аффрикат, замены согласных по звонкости-глухости и по дис-праксическим ошибкам. Число ошибок языкового анализа и синтеза возросло в диктантах с малочастотными словами у 10 детей (50%) и в диктантах с распространенными предложениями у 6 детей (30%) ОГ (с достоверностью р = 0,05). На рост ошибок языкового анализа и синтеза влияли снижение невербального интеллекта и фонологической оперативной памяти, нес-формированность сукцессивных функций и синтаксических операций. Недостаточная сфор-мированность сукцессивных функций, фонологической оперативной памяти и синтаксических операций привели к фонематическим ошибкам.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Выводы: в усвоении процесса письма важную роль играют не только речевые, но и неречевые психические функции: невербальный интеллект, фонологическая оперативная память, сукцессивные функции и синтаксические операции. Психологические механизмы разных типов ошибок различаются. При коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового (метая-зыкового) анализа и синтеза необходимо включать в работу тексты и упражнения с распространенными предложениями и малочастотными словами. Литература

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь, 2003. — 330 с.

2. Корнев А.Н., Чернова М.С. Ранняя предикция трудностей овладения грамотой: нейроког-нитивный и языковой аспекты / Проблемы онтолингвистики — 2013: Материалы международной научной конференции (26-29 июня 2013 г., Санкт-Петербург). — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — С. 193-197.

3. Иншакова О.Б. Лонгитюдный анализ проявления дисграфии у учащихся начальной школы / Специальное образование. — М., 2017. — С. 82-90.

стимуляция речевой активности детей с моторной алалией методом сюжетно-ролевой игры

Писаренко А. В., Петрунина М. А.

Научный руководитель: к.п.н. доцент Григорьева Ирина Александровна Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Писаренко Александра Владимировна, Петрунина Мария Андреевна — студентки 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: korneevasasha1@gmail.com; bass81@yandex.ru

Ключевые слова: моторная алалия, сюжетно-ролевая игра, стимуляция речевой активности.

Актуальность: в настоящее время стремительно увеличивается количество детей с моторной алалией (системным недоразвитием экспрессивной речи центрального органического характера), что требует разработки разнообразных методов и приемов для коррекции алалии. Одним из методов в коррекции моторной алалии является использование сюжетно-ролевых игр на этапе активизации речи, а также в последующих стадиях работы. Данный метод считается эффективным [1, 2, 3 и др.], так как он подходит детям младшего возраста. Создав атмосферу непринужденной игры, включающей интересы конкретного ребенка, логопед может длительное время удерживать его внимание, использовав при этом все необходимые для стимуляции речевой активности задания.

Цель исследования: используя эмоциональную вовлеченность параллельно с сюжетом, добиться от ребенка повторения звукоподражательных комплексов

Материалы и методы: метод сюжетно-ролевой игры. Апробация метода проводилась на двух детях (3,5 и 4,5 лет) с подтвержденным диагнозом моторная алалия.

Результаты: особенность занятий заключается в том, что они проводится в виде сюжетно-ролевой игры, близкой интересам ребенка. Мы предлагаем игровую ситуацию, в которой «героями» становятся 2 машинки (использовали её для мальчиков 3-4 лет). За одного персонажа играет логопед, за другого — ребенок. Сами занятия построены на приключениях машин по дорогам в разных местах. Через каждые два занятия локация сменяется новой (город, лес, деревня). Известно, что детьми с моторной алалией новый материал усваивается с трудом, поэтому им необходимо вторичное проигрывание той или иной ситуации. Далее постепенно вводится новый речевой материал, при этом пройденный все еще сохраняется до усвоения ребенком [2]. На протяжении всего путешествия машин встречаются различные персонажи. Логопед вводит новые предметы в игру и озвучивает их. Также герои сталкиваются с трудностями, преодолевать которые они могут через озвучивание своих действий: «я хочу...», «тук-тук», «дай

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.