Научная статья на тему 'СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ МЕТОДОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ'

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ МЕТОДОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ / СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА / СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Писаренко А.В., Петрунина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ МЕТОДОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Выводы: в усвоении процесса письма важную роль играют не только речевые, но и неречевые психические функции: невербальный интеллект, фонологическая оперативная память, сукцессивные функции и синтаксические операции. Психологические механизмы разных типов ошибок различаются. При коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового (метая-зыкового) анализа и синтеза необходимо включать в работу тексты и упражнения с распространенными предложениями и малочастотными словами. Литература

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь, 2003. — 330 с.

2. Корнев А.Н., Чернова М.С. Ранняя предикция трудностей овладения грамотой: нейроког-нитивный и языковой аспекты / Проблемы онтолингвистики — 2013: Материалы международной научной конференции (26-29 июня 2013 г., Санкт-Петербург). — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — С. 193-197.

3. Иншакова О.Б. Лонгитюдный анализ проявления дисграфии у учащихся начальной школы / Специальное образование. — М., 2017. — С. 82-90.

стимуляция речевой активности детей с моторной алалией методом сюжетно-ролевой игры

Писаренко А. В., Петрунина М. А.

Научный руководитель: к.п.н. доцент Григорьева Ирина Александровна Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Писаренко Александра Владимировна, Петрунина Мария Андреевна — студентки 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: korneevasasha1@gmail.com; bass81@yandex.ru

Ключевые слова: моторная алалия, сюжетно-ролевая игра, стимуляция речевой активности.

Актуальность: в настоящее время стремительно увеличивается количество детей с моторной алалией (системным недоразвитием экспрессивной речи центрального органического характера), что требует разработки разнообразных методов и приемов для коррекции алалии. Одним из методов в коррекции моторной алалии является использование сюжетно-ролевых игр на этапе активизации речи, а также в последующих стадиях работы. Данный метод считается эффективным [1, 2, 3 и др.], так как он подходит детям младшего возраста. Создав атмосферу непринужденной игры, включающей интересы конкретного ребенка, логопед может длительное время удерживать его внимание, использовав при этом все необходимые для стимуляции речевой активности задания.

Цель исследования: используя эмоциональную вовлеченность параллельно с сюжетом, добиться от ребенка повторения звукоподражательных комплексов

Материалы и методы: метод сюжетно-ролевой игры. Апробация метода проводилась на двух детях (3,5 и 4,5 лет) с подтвержденным диагнозом моторная алалия.

Результаты: особенность занятий заключается в том, что они проводится в виде сюжетно-ролевой игры, близкой интересам ребенка. Мы предлагаем игровую ситуацию, в которой «героями» становятся 2 машинки (использовали её для мальчиков 3-4 лет). За одного персонажа играет логопед, за другого — ребенок. Сами занятия построены на приключениях машин по дорогам в разных местах. Через каждые два занятия локация сменяется новой (город, лес, деревня). Известно, что детьми с моторной алалией новый материал усваивается с трудом, поэтому им необходимо вторичное проигрывание той или иной ситуации. Далее постепенно вводится новый речевой материал, при этом пройденный все еще сохраняется до усвоения ребенком [2]. На протяжении всего путешествия машин встречаются различные персонажи. Логопед вводит новые предметы в игру и озвучивает их. Также герои сталкиваются с трудностями, преодолевать которые они могут через озвучивание своих действий: «я хочу...», «тук-тук», «дай

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 251

...» и т.п. Логопед озвучивает все движения и голоса новых героев, стимулируя тем самым речь ребенка на звукоподражательном уровне. Также важно отметить, что весь неречевой материал представлен в виде объемных предметов. Детям в младшем возрасте необходимо изучить предмет со всех его сторон, так как это вызывает у них наибольший интерес, что положительно влияет на создание мотивационной сферы [3].

Выводы: исследование подтвердило, что метод сюжетно-ролевой игры позволяет создать атмосферу непринужденного игрового процесса с ребенком и коммуникативную ситуацию, необходимую для коррекционной работы. Это положительно влияет на интерес ребенка и помогает добиться активизации речи. Литература

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62-68.

2. Захарова O.A. Особенности логопедической работы при коррекции алалии // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 12. — С. 84-90.

3. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Вызывание простых звуков. — СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 48 с.

уровень осведомленности педиатров, врачей-ординаторов и студентов педиатрического факультета о речевых нарушениях и их коррекции у детей

Тулина А. Д., Королева Е. М., Кузнецова В. А.

Научный руководитель: доц. Ph.D. Балчюниене Ингрида Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Тулина Агафья Дмитриевна — студентка 1 курса факультета клинической психологии. E-mail: tagatha@yandex.ru

Ключевые слова: врач-педиатр, нарушения речи, логопедия, осведомленность, ранняя диагностика.

Актуальность: проблема ранней диагностики речевых нарушений является актуальной, так как своевременное их выявление облегчает коррекцию. Также, чем раньше выявлены нарушения и начата их коррекция, тем более благоприятен прогноз. Ранняя диагностика нарушений речи возможна только при своевременном обращении к специалисту, но, к сожалению, родители не всегда замечают, что их ребенку нужна помощь логопеда. Именно врач, который регулярно наблюдает ребенка и знает индивидуальные особенности его развития, должен вовремя заметить нарушения речи и рекомендовать родителям обратиться к логопеду. Поэтому так важно, чтобы врачи-педиатры были осведомлены о развитии речи у детей и его нарушениях.

Цель исследования: определить уровень осведомленности врачей-педиатров о развитии речи и его нарушениях.

Методы исследования: анкетирование студентов 3-6 курсов и ординаторов кафедр факультетской и госпитальной педиатрии СПбГПМУ и практикующих врачей-педиатров. Опросник, состоящий из 14 вопросов и размещен на платформе GoogleDrive, заполнили 89 респондентов. Все полученные ответы были включены в количественный анализ.

Результаты: анализ эмпирических данных показал, что в среднем респонденты давали около 50% верных ответов. Около половины опрошенных не знали возрастных норм развития речи; например, только 55,4% респондентов смогли верно ответить на вопрос «Сколько в среднем слов должен произносить ребенок к 1 году?». Также нередко врачи-педиатры демонстрировали недостаточные знания о методах работы логопеда. Например, на вопрос

forcipe

том 3 спецвыпуск 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.