Научная статья на тему 'Когнитивные предикторы дисграфии у детей 7 лет с недоразвитием речи'

Когнитивные предикторы дисграфии у детей 7 лет с недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивные предикторы дисграфии у детей 7 лет с недоразвитием речи»

Abstracts Nationwide scientific forum of students 1044 with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Петрова А.К.

Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев А.Н. Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: В литературе множество работ, посвященных влиянию речевых функций на процессы письма, а когнитивные компоненты и операции данного процесса мало изучены. В связи с недостаточной изученностью данной проблемы было предпринято исследовать психологические предпосылки письма.

Цель исследования: Изучить когнитивные предикторы дисграфии у детей 7 лет с недоразвитием речи (20 человек основной группы и 20 человек - контрольной).

Материалы и методы: Методика раннего выявления дислексии (Корнев А.Н.); методика повторения несуществующих слов, тест скоростного серийного называния, тест фонематической сегментации (Корнев А.Н., Чернова М.С.); тест слов-квазиомонимов; исследование сформированности навыков письма под диктовку.

Результаты: Дети основной группы достоверно отставали по показателям фонологической оперативной памяти, фонематического анализа, быстроты актуализации слов и сукцессивных функций. Качественный анализ ошибок в диктантах показал достоверные различия основной и контрольной групп по ошибкам языкового (метаязыкового) анализа и синтеза, по следующим фонематическим ошибкам: замены всех согласных, неправильное обозначение мягкости-твердости, замены свистящих - шипящих, аффрикат, аффрикат и их компонентов и по диспраксическим ошибкам.

Выводы: В усвоении процесса письма важную роль играют не только речевые психические функции, но и неречевые: оперативная память, скорость актуализации информации, сукцессивные функции и т.д. Дети с недоразвитием речи имеют повышенный риск появления нарушений процессов чтения и письма. Психологические механизмы разных типов ошибок различаются. Скрининг обследование факторов риска дисграфии позволяет организовывать раннее предупреждение и профилактику дисграфии. Литература:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 330 с.

2. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2006. - 380 с.

3. Корнев А.Н., Чернова М.С. Ранняя предикция трудностей овладения грамотой: нейрокогнитивный и языковой аспекты / Проблемы онтолингвистики — 2013: Материалы международной научной конференции (26-29 июня 2013 г., Санкт-Петербург). — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - с. 193-197.

FORCIPE

ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.