Научная статья на тему 'ЗВУКОВЫЕ ОШИБКИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЗВУКОВЫЕ ОШИБКИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ЗПР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗВУКОВЫЕ ОШИБКИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 247

Материалы и методы: в качестве испытуемых участвовало 13 детей 4 лет с УО (основная группа — ОГ) и 20 детей 4 лет с нормой интеллекта (контрольная группа — КГ). Испытуемые были обследованы по следующим методикам: методика оценки невербального интеллекта (субтесты «Матрешка», «Пирамидка») [Стребелева, 2001]; Тест способности к обучению в школе Г. Витцлака [Маркова с соавт., 1992]; методика диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера [Венгер, 1978]; методика «Дом-дерево-человек» [Семенова, Семенова, 2006]; методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018]; методика оценки артикуляционного праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки орального праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки качества произнесения звуков речи [Корнев, 2006]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012].

Результаты: в тестах на оценку уровня интеллекта дети ОГ значительно отстают, что объясняется тяжестью данной патологии. В тесте на оценку артикуляционных навыков дети ОГ набрали большее количество штрафных баллов по сравнению с условно здоровыми сверстниками. У детей ОГ отмечаются трудности в актуализации словаря, что говорит о недостатке объема словаря существительных и глаголов. Также были обнаружены значимые межгрупповые различия по оценке орального праксиса. У детей КГ уровень сформированности способности целенаправленных движений выше, чем у детей с ОГ. У детей КГ в словаре существительных преобладают замены на ранний субститут в заударных позициях (65%), в словаре глаголов также чаще всего встречаются замены на ранний субститут, однако нарушения доминируют в предударной и ударной позициях. У детей ОГ выявлено недоразвитие оперативной фонологической памяти, что отображено в результатах по повторения неслов.

Выводы: у детей с УО наблюдается тотальное нарушение звуковой стороны речи, обусловленное тяжестью данной патологии. Выявлены нарушения звуков как позднего онтогенеза, так и раннего и среднего онтогенеза. У детей с нормой интеллекта преобладают замены, искажения и пропуски звуков позднего онтогенеза. Литература

1. Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 143.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — Санкт-Петербург: Изд. РГПУ, 2008.

3. Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. — Москва: Эксмо, 2017. — С. 320.

ЗВУКОВЫЕ ОШИБКИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Михайлова Е. Р.

Научный руководитель: к.п.н. доцент Задумова Наталья Павловна Кафедра логопатологии

Санкт-петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Михайлова Екатерина Руслановна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: mihailova.ekaterina1998@yandex.ru

Ключевые слова: звукопроизношение; ЗПР.

Актуальность: исследование фонетической стороны речи дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) важно в аспекте становления у детей речевой коммуникации и предупреждения нарушений письменной речи в школьном возрасте [2]. Особое значение для теории и практики логопедии имеет выявление механизмов, опосредующих звуковые ошибки в речи дошкольников и связанных с состоянием сенсомоторной организации устной речи.

Цель исследования: выявить частоту и характер звуковых ошибок у детей 6 лет с ЗПР.

Материалы и методы: в эксперименте принимали участие 20 детей 6 лет с ЗПР (основная группа — ОГ) и 20 детей 6 лет с нормой интеллекта (контрольная группа — КГ). Испытуемые были обследованы по следующим методикам: ЦПМР (детский вариант) [Равен et а1., 2007];

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018]; методика оценки артикуляционного праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки орального праксиса [Корнев, 2006]; методика оценки качества произнесения звуков речи [Корнев, 2006]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012].

Результаты: наибольший процент ошибок удетей ОГ и КГ наблюдается при произнесении звуков позднего онтогенеза ([Р], [Р'], [Л], [Л']), причем у детей ОГ процент этих ошибок значительно выше (64%), чем у детей КГ (45%). Наиболее частым вариантом нарушения звуко-произношения у детей ОГ являются замены-упрощения звуков, встречающиеся в 77% случаев.

Выводы: у детей с ЗПР наблюдается полиморфное нарушение звуковой стороны речи, обусловленное тяжестью данной патологии [3]. В ходе эксперимента были выявлены нарушения произношения звуков позднего онтогенеза, проявляющиеся в их заменах, искажениях и пропусках. Недостаточная сформированность фонетического компонента речевой системы у детей с данной патологией связана с нарушением тонких дифференцированных артикуляторных движений, ограничением подвижности мышц речевого аппарата, изменением их тонуса по типу спастичности или гипотонуса. Литература

1. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.

2. Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития / Башкирский государственный университет им. М. Акмул-лы / Фатихова Л.Ф. — У.: Мир печати, 2014. — 246 с.

3. Филичева Т. Б., Чевелёва Н.А. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чирки-на. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.

распределение фонетических ошибок речи у детей с детским церебральным параличом

Нормайкина Н. В.

Научный руководитель: к.м.н., д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Нормайкина Наталья Владимировна — студентка 2 курса магистратуры факультета клинической психологии. E-mail: norm-natasha@yandex.ru

Ключевые слова: фонетические ошибки; дизартрия, детский церебральный паралич.

Актуальность: существует много работ, посвященных структуре нарушений звукопроиз-ношения у детей с дизартрией при ДЦП. Описаны некоторые виды фонетических ошибок в речи у детей с ДЦП, но нет данных о распределение ошибок в зависимости от сложности задания и их особенностях у данной категории детей. В связи с недостаточной изученностью данной проблемы было предпринято исследование распределения разных видов фонетических ошибок в речи у детей с ДЦП

Цель исследования: выявить распределение разных видов звуковых ошибок в речевой продукции разной сложности у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз детский церебральный паралич в сочетании с дизартрией.

Материалы и методы: методика оценки произносительной стороны речи [Нормайкина, 2019]; ЦПМР (детский вариант) [Равен et а1., 2007]. В исследовании принимали участие 20 детей с диагнозом ДЦП и речевым заключением — дизартрия в возрасте от 7 до 11 лет.

Результаты: качественный анализ звуковых ошибок в речи у детей с дизартрией при ДЦП показал, что при самостоятельном назывании слов со звуками раннего онтогенеза большее количество ошибок наблюдается в замене звуков в позиции начала и середины слова (67%), искажения и пропуски составляют 16,5%, затрагивая позицию середины слова. При назывании слов со звуками среднего онтогенеза дети искажают звуковые характеристики в 46% случаев, звуко-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.