Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ / ДЕТИ С ЗПР / ДИСЛЕКСИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 243

лет с нормой интеллектуального развития). В ходе исследования было проведено обследование по следующим методикам: ЦПМР (детский вариант) [Равен et al., 2007]; Методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; Методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; Методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018]. Был проведен качественный и количественный анализ полученных данных с помощью компьютерной программы SPSS.

Результаты: дети КГ в большинстве имели автоматизированный навык чтения двухбуквен-ных слогов (60% выборки) и показали готовность к овладению навыками чтения трехбуквенных слогов типа СГС. В связи с этим, у детей КГ не выявлено значимых различий между технической стороной чтения слов и неслов. Несмотря на отсутствие достоверных межгрупповых различий в объеме оперативной числовой памяти, у детей ОГ наблюдается значительно сниженный уровень оперативной фонологической памяти. На втором году обучения у большинства детей оГ оперативной единицей чтения является буква (хоть и наблюдается активное усвоение навыков слогослияния, у 35% детей ОГ автоматизирован навык слогослияния двухбуквенных слогов). Скоростные показатели чтения слов и неслов у детей с ЗПР также отстают от показателей КГ. Таким образом, гипотезу о том, что формирование навыка чтения слов и неслов у детей 8-9 лет с ЗПР, находящихся на втором году обучения, происходит с отставанием от их нормально развивающихся сверстников, можно считать доказанной.

Выводы: на фоне сниженных показателей функций, непосредственно отвечающих за успешное становление навыка чтения, логично ожидать замедленный темп усвоения навыка. Действительно, дети с ЗПР, находящиеся на втором году школьного обучения, показали низкую скорость чтения слов разной длины и низкую скорость чтения неслов. У испытуемых ОГ отмечались редкие попытки (лишь при чтении коротких и знакомых слов) использования прямого лексического доступа. Литература

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

2. Корнев А.Н., Авраменко А.С. Индивидуальная вариативность когнитивных механизмов овладения чтением: корреляционный анализ // Проблемы Онтолингвистики — 2012. Мат. Междунар. науч. конф., 24-26 апреля 2012. — СПб. — 2012. С. 430-437.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Горчакова А. П.

Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Горчакова Алиса Петровна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: aligorch1997@gmail.com

Ключевые слова: сформированность навыков чтения, дети с ЗПР, дислексия.

Актуальность: известно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуются более низкими темпами освоения академических знаний, умений и навыков. В имеющихся литературных источниках представлены данные о скорости чтения у детей данной группы на разных этапах школьного обучения [1, 2, 3]. Однако компонентного анализа чтения слов и неслов вне контекста и их когнитивных предпосылок у русскоговорящих детей не проводилось.

Цель исследования: оценить сформированность навыка чтения и когнитивных предпосылок чтения у детей с ЗПР 9-10 лет и их здоровых сверстников и сравнить полученные результаты.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students 244 with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Материалы и методы: в основную группу (ОГ) было отобрано 17 детей с диагнозом ЗПР, находящихся на 3 году школьного обучения, в контрольную группу (КГ) — 20 детей без патологий развития на том же году школьного обучения.

Методы исследования: ЦПМР (детский вариант) [Равен et al., 2007]; методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018].

Результаты: как в ОГ, так и в КГ была выявлена достоверная корреляция между скоростью называния цветов в Тесте быстрого называния и скоростью чтения слогов в тесте ТОПЕЧ. Скорость называния слогов в тесте ТОПЕЧ у детей ОГ был достоверно ниже, чем у детей КГ (р = 0,001 для ОПЕЧ типа СГ и ГС; р = 0,003 для ОПЕЧ типа СГС). У детей ОГ уровень таких когнитивных способностей как невербальный интеллект (р < 0,000), оперативная память (в том числе оперативная фонологическая память) (р < 0,000) был достоверно ниже, чем у здоровых сверстников. У детей ОГ выявлен достоверно более медленный темп чтения слов и неслов (р < 0,000). Количество ошибок, совершаемых детьми ОГ при прочтении неслов, также достоверно выше (р = 0,043).

Выводы: как и ожидалось, общий уровень когнитивных способностей у детей с ЗПР был ниже, чем у их здоровых сверстников. В согласии с данными других авторов, медленная актуализация слов у испытуемых ОГ и ограниченный объем оперативной памяти неблагоприятно влияет на скоростные показатели чтения и автоматизацию оперативных единиц чтения. Скорость чтения (как слов, так и неслов) и правильность чтения неслов у детей с ЗПР оказалась ниже, чем у их здоровых сверстников. Это свидетельствует о несовершенных навыках рекоди-рования неслов (т.е. чтения без опоры на знакомый лексикон) у детей с ЗПР. Литература

1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.

2. Корнев А.Н. Современные представления о механизмах чтения // VII выездная школа-семинар «Проблемы порождения и восприятия речи»: Материалы. / Ответственные редакторы: Е.В. Грудева, Р.Л. Смулаковская. — Череповец: ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2008. — С. 103-109.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.

формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития первого года обучения

Королева Е. М.

Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Королева Елена Михайловна, студентка 4 курса кафедры логопатологии, 8(931)223-38-71. E-mail: korolevae116@gmail.com

Ключевые слова: предикторы навыков чтения, дети с ЗПР, дислексия.

Актуальность: многочисленными научными исследованиями на материале разных языков доказано, что оперативная и фонологическая память, скорость актуализации информации являются предикторами усвоения навыка чтения [3]. На русском языке такие исследования немногочисленны [1, 2]. Более детальное изучение этой области помогло бы лучше понять механизм формирования навыка чтения.

Цель исследования: определить степень влияния когнитивных предпосылок на освоение навыка чтения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и у первоклассников без интеллектуальной патологии; сравнить качество усвоения навыка чтения.

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.