Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ И НЕСЛОВ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА МАССОВОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛ 5 ВИДА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ И НЕСЛОВ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА МАССОВОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛ 5 ВИДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ОНР III / НАВЫК ЧТЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ И НЕСЛОВ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА МАССОВОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛ 5 ВИДА»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 241

20 человек). Были использованы следующие методики: ЦПМР (детский вариант) [Равен et al., 2007]; методика оценки понимания стихотворных текстов [1]; русскоязычная версия методики «Test for Listening Text Comprehension» [3], проверяющая понимание нарратива.

Результаты: обследование по методике ЦПМР выявило статистически достоверное (р = 0,001) снижение интеллекта у детей ОГ по сравнению с детьми КГ (19-32 балла и 29-35 баллов соответственно). Результаты обследования по методике оценки понимания стихотворных текстов выявили разное количество ошибочных ответов детей ОГ и КГ на вопросы, проверяющие понимание содержания текста. Статистический анализ подтвердил значимость (р = 0,01) межгрупповых различий в понимании глагольных стихотворений (77% ошибочных ответов в ОГ, 54% в КГ), однако, в предметных стихотворениях (23% ошибочных ответов в ОГ, 46% в КГ) статистически значимых различий не выявлено. При анализе понимания стихотворного текста у 30% КГ и 5% детей ОГ не обнаружено ни одной ошибки. Статистический анализ подтвердил значимость (р = 0,05) данного различия между группами. Результаты обследования по русскоязычной версии методики «Test for Listening Text Comprehension» выявили разное количество ошибочных ответов детей ОГ и КГ на вопросы, проверяющие понимание наррати-ва, однако, статистический анализ не подтвердил достоверности межгрупповых различий.

Выводы: на основе полученных результатов можно утверждать, что дети с ДЦП, ученики начальной школы, значительно (р = 0,01) отстают от сверстников с нормой развития в понимании устного стихотворного текста, а уровень понимания устного нарратива является примерно одинаковым. Таким образом, результаты исследования подтверждает выдвинутое предположение лишь частично. В КГ количество ошибочных ответов на вопросы по содержанию текста постепенно уменьшается от младших возрастных групп к старшим, а в ОГ количество ошибок зависит не от возраста, а от степени тяжести патологии. Полученные результаты могут быть использованы в коррекционной работе с детьми с ДЦП. Литература

1. Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать. Дидактические игры и занятия по развитию связной речи, понимания речи и стихотворных текстов / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 2001. — 88 с.

2. Батышева т. т. методические рекомендации / О детском церебральном параличе для родителей пациентов. — 2012. — С. 17-18.

3. Левковская А.Н. Нарушения понимания речи у детей с первичными экспрессивными нарушениями речи. — СПб.: СПбГПМУ, 2016.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ И НЕСЛОВ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА МАССОВОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛ 5 ВИДА

Вишонкина А. А.

Научный руководитель: к.м.н., д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Вишонкина Анастасия Андреевна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: nvishonkina@mail.ru

Ключевые слова: ОНР III, навык чтения.

Актуальность: в современном мире сложно представить человека, который не умел бы читать. Ведь именно благодаря чтению люди получают большую часть информации [1]. В отечественной литературе представлено недостаточно данных о формировании навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития (ОНР III).

Цель исследования: определить сформированность навыка чтения у учеников 1 класса школ 5 вида, а также изучить влияние общего недоразвития речи, когнитивных предпосылок навыка и объема экспрессивного словаря на процесс формирования навыка чтения слов и неслов.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Материалы и методы: были сформированы 2 группы: основная группа (ОГ) — 20 детей 7 лет с недоразвитием устной речи и нормой интеллекта, контрольная группа (КГ) — 20 здоровых сверстников. Дети обследованы по следующим методикам: методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; Методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]. Оценены когнитивные предпосылки навыка чтения и сформированность технической стороны чтения.

Результаты: на основании полученных можно говорить о том, что дети с ОНР III имеют: сниженный объем кратковременной сукцессивной слухо-речевой памяти (ОГ = 3,75; КГ = 4,25; р = 0,05); недостаточное развитие оперативной фонологической памяти (ОГ = 43,1; КГ = 76,8; р = 0,001); более низкий объем экспрессивного словаря глаголов (ОГ = 64,55; КГ = 79,8; р = 0.01). Дети с ОНР III испытывали большие трудности при овладении навыком слогослияния (ОГ = 20%; КГ = 47%; р = 0,05), в результате чего они были неспособны на первом году обучения освоить целостный способ чтения слов.

Выводы: формирование навыка чтения у детей с ОНР III, обучающихся в специализированной школе, имеет свои особенности по сравнению с детьми без речевой патологии, обучающимися в массовой школе [2, 3]. Дети с ОНР III характеризуются не только наличием речевой симптоматики, которая в некоторых случаях может влиять на процесс формирования навыка, но и сниженными показателями высших психических функций, а именно предпосылок навыка чтения. Литература

1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.

2. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983.

3. Спирова Л.Ф. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер. — АПН РСФСР. — 1962.

формирование навыка чтения слов и неслов у детей с задержкой психического развития второго года обучения

Волощенко А. А.

Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Волощенко Анастасия Андреевна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: thejayhell@gmail.com

Ключевые слова: формирование навыка чтения, ЗПР, предикторы формирования навыка чтения.

Актуальность: проблема формирования навыка чтения, в частности — возрастные особенности становления навыка, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) исследована недостаточно, как в количественном, так и в качественном аспектах [1, 2]. Особенно не хватает экспериментально обоснованных данных.

Цель исследования: определить степень сформированности навыка чтения слов и неслов у детей с ЗПР в возрасте 8-9 лет, находящихся на втором году обучения в специализированных учебных учреждениях, и у детей 8 лет с нормой интеллектуального развития, находящихся на втором году обучения в массовых общеобразовательных школах.

Материалы и методы: исследования: на начальном этапе работы были сформированы основная группа (ОГ; 20 детей с ЗПР в возрасте 8-9 лет) и контрольная группа (КГ; 20 детей 8

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.