Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ И НЕСЛОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ И НЕСЛОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ / ЗПР / ПРЕДИКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ И НЕСЛОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Материалы и методы: были сформированы 2 группы: основная группа (ОГ) — 20 детей 7 лет с недоразвитием устной речи и нормой интеллекта, контрольная группа (КГ) — 20 здоровых сверстников. Дети обследованы по следующим методикам: методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; Методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]. Оценены когнитивные предпосылки навыка чтения и сформированность технической стороны чтения.

Результаты: на основании полученных можно говорить о том, что дети с ОНР III имеют: сниженный объем кратковременной сукцессивной слухо-речевой памяти (ОГ = 3,75; КГ = 4,25; р = 0,05); недостаточное развитие оперативной фонологической памяти (ОГ = 43,1; КГ = 76,8; р = 0,001); более низкий объем экспрессивного словаря глаголов (ОГ = 64,55; КГ = 79,8; р = 0.01). Дети с ОНР III испытывали большие трудности при овладении навыком слогослияния (ОГ = 20%; КГ = 47%; р = 0,05), в результате чего они были неспособны на первом году обучения освоить целостный способ чтения слов.

Выводы: формирование навыка чтения у детей с ОНР III, обучающихся в специализированной школе, имеет свои особенности по сравнению с детьми без речевой патологии, обучающимися в массовой школе [2, 3]. Дети с ОНР III характеризуются не только наличием речевой симптоматики, которая в некоторых случаях может влиять на процесс формирования навыка, но и сниженными показателями высших психических функций, а именно предпосылок навыка чтения. Литература

1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.

2. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983.

3. Спирова Л.Ф. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер. — АПН РСФСР. — 1962.

формирование навыка чтения слов и неслов у детей с задержкой психического развития второго года обучения

Волощенко А. А.

Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Волощенко Анастасия Андреевна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: thejayhell@gmail.com

Ключевые слова: формирование навыка чтения, ЗПР, предикторы формирования навыка чтения.

Актуальность: проблема формирования навыка чтения, в частности — возрастные особенности становления навыка, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) исследована недостаточно, как в количественном, так и в качественном аспектах [1, 2]. Особенно не хватает экспериментально обоснованных данных.

Цель исследования: определить степень сформированности навыка чтения слов и неслов у детей с ЗПР в возрасте 8-9 лет, находящихся на втором году обучения в специализированных учебных учреждениях, и у детей 8 лет с нормой интеллектуального развития, находящихся на втором году обучения в массовых общеобразовательных школах.

Материалы и методы: исследования: на начальном этапе работы были сформированы основная группа (ОГ; 20 детей с ЗПР в возрасте 8-9 лет) и контрольная группа (КГ; 20 детей 8

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 243

лет с нормой интеллектуального развития). В ходе исследования было проведено обследование по следующим методикам: ЦПМР (детский вариант) [Равен et al., 2007]; Методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; Методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; Методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018]. Был проведен качественный и количественный анализ полученных данных с помощью компьютерной программы SPSS.

Результаты: дети КГ в большинстве имели автоматизированный навык чтения двухбуквен-ных слогов (60% выборки) и показали готовность к овладению навыками чтения трехбуквенных слогов типа СГС. В связи с этим, у детей КГ не выявлено значимых различий между технической стороной чтения слов и неслов. Несмотря на отсутствие достоверных межгрупповых различий в объеме оперативной числовой памяти, у детей ОГ наблюдается значительно сниженный уровень оперативной фонологической памяти. На втором году обучения у большинства детей оГ оперативной единицей чтения является буква (хоть и наблюдается активное усвоение навыков слогослияния, у 35% детей ОГ автоматизирован навык слогослияния двухбуквенных слогов). Скоростные показатели чтения слов и неслов у детей с ЗПР также отстают от показателей КГ. Таким образом, гипотезу о том, что формирование навыка чтения слов и неслов у детей 8-9 лет с ЗПР, находящихся на втором году обучения, происходит с отставанием от их нормально развивающихся сверстников, можно считать доказанной.

Выводы: на фоне сниженных показателей функций, непосредственно отвечающих за успешное становление навыка чтения, логично ожидать замедленный темп усвоения навыка. Действительно, дети с ЗПР, находящиеся на втором году школьного обучения, показали низкую скорость чтения слов разной длины и низкую скорость чтения неслов. У испытуемых ОГ отмечались редкие попытки (лишь при чтении коротких и знакомых слов) использования прямого лексического доступа. Литература

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

2. Корнев А.Н., Авраменко А.С. Индивидуальная вариативность когнитивных механизмов овладения чтением: корреляционный анализ // Проблемы Онтолингвистики — 2012. Мат. Междунар. науч. конф., 24-26 апреля 2012. — СПб. — 2012. С. 430-437.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Горчакова А. П.

Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Горчакова Алиса Петровна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: aligorch1997@gmail.com

Ключевые слова: сформированность навыков чтения, дети с ЗПР, дислексия.

Актуальность: известно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуются более низкими темпами освоения академических знаний, умений и навыков. В имеющихся литературных источниках представлены данные о скорости чтения у детей данной группы на разных этапах школьного обучения [1, 2, 3]. Однако компонентного анализа чтения слов и неслов вне контекста и их когнитивных предпосылок у русскоговорящих детей не проводилось.

Цель исследования: оценить сформированность навыка чтения и когнитивных предпосылок чтения у детей с ЗПР 9-10 лет и их здоровых сверстников и сравнить полученные результаты.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.