Научная статья на тему 'Взаимосвязь словарного запаса и понимания нарративных текстов у детей с ЗПР 7 лет'

Взаимосвязь словарного запаса и понимания нарративных текстов у детей с ЗПР 7 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь словарного запаса и понимания нарративных текстов у детей с ЗПР 7 лет»

Abstracts Nationwide scientific forum of students 1042 with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

СЕКЦИЯ ДЕФЕКТОЛОГИИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ПОНИМАНИЯ НАРРАТИВНЫХ ТЕКСТОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР 7 ЛЕТ

Бондаренко А.Б.

Кафедра логопатологии

Научный руководитель: Ph.D., доцент Балчюниене И.Й.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: Продуктивная коммуникативная деятельность включает в себя две составляющие: языковую и коммуникативную. При ЗПР у ребенка могут возникнуть трудности в усвоении словаря и в развитии понимания требований к тому или другому жанру, что может значительно затруднить овладение учебной программой.

Цель: Целью данной работы является оценка объема экспрессивного словаря у детей 7 лет с ЗПР и его взаимосвязь с пониманием устного нарративного текста.

Материалы и методы:

1. «Тест усвоения экспрессивного словаря» (Корнев с соавт. 2017).

2. Русскоязычная версия (Корнев, Левковская 2016) методики «Test for Listening Text Comprehension» (Levorato & Roch 2007). Экспериментальную группу составляли 20 детей с ЗПР 7 лет, контрольную группу - 20 детей без нарушений развития.

Результаты: 1. Средние показатели ЭГ отстают от КГ по количеству правильных ответов на эксплицитные вопросы (ЭГ-5,4/10; КГ-8,7/10), а понимание имплицитных вопросов трудно для обеих групп (ЭГ-4,3/10; КГ-6,9/10). Эти результаты согласуются с данными Артемьевой, Камалдиновой (2014) и др. 2. Ошибок экспрессивного словаря в ЭГ больше, чем в КГ: неправильно названных существительных было 19% в ЭГ и 9,6% в КГ, глаголов - 18,8% в ЭГ и 6,8% в КГ. Группы схожи по типам ошибок называния существительных (замены на основе внешнего сходства составляют 31,1% всех ошибок в ЭГ и 30,9% в КГ) и глаголов (смешение далеких по смыслу лексем составляет 49,6% всех ошибок в ЭГ и 53,7% в КГ; смешение близких по смыслу лексем составляет 26,7% всех ошибок в ЭГ и 38,3% в КГ). 3. Выявлены корреляции между количеством правильно названных глаголов и существительных (r=0,6), между количеством правильно названных глаголов и количеством правильных ответов на эксплицитные вопросы (r=0,7).

Выводы: 1. Результаты исследования показали, что детям 7 лет, вне зависимости от интеллектуального развития, трудно понять имплицитные вопросы (предположительно, из-за метафорического, идиоматического и/или косвенного значения), а дети с ЗПР затрудняются при ответах даже на эксплицитные вопросы). 2. Экспрессивный словарь существительных и глаголов у детей с ЗПР относительно сохранен. типы ошибок при назывании схожи в обеих группах. 3. Взаимосвязь между количеством правильно названных глаголов и количеством правильных ответов на эксплицитные вопросы обосновывается, предположительно, тем, что нарратив является последовательностью событий, которые выражаются при помощи глагольной лексики.

Литература:

1. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / / Дефектология, 1990. №6. С.23-28.

2. Engel S. The Stories Children Tell: Making Sense of the Narratives of Childhood-New York: Henry Holt and Company, 1995. p. 250.

FORCIPE

TOM 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.