Abstracts Nationwide scientific forum of students 1038 with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»
Цель исследования: изучение особенностей влияния объема словаря на качество понимания нарративного текста у детей 6 лет с ОНР (третий уровень речевого развития).
Материалы и методы: 1. Исследование невербального интеллекта (Цветные прогрессивные матрицы Равена). 2. Исследование экспрессивного словаря: словарь существительных и глаголов (100 картинок с изображением предметов и действий). 3. Исследования понимания нарратива (2 текста «Страшила» и «Кондитер»).
Результаты: у детейснормой невербальный интеллектвотличие отдетей с ОНРзанижен. У детей с ОНР словарь существительных и словаре глаголов занижен, чем у детей с нормой. Среди существительных так же преобладают такие типы парафазий как: замены на основе внешнего сходства и замены вдовых понятий. Среди глаголов преобладают такие типы ошибок как смешение лексем близких по смыслу, смешение далеких по смыслу и описание вместо называния. Понимание нарративного текста у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормой. Явные и неявные ответы за 2 рассказа и за каждый рассказ ниже, чем у детей с нормой.
Выводы: с учетом структуры речевого дефекта при общем недоразвитии речи можно предположить, что у детей с данной речевой патологией будет иметь место сниженный уровень объема словаря и его влияние на качество понимания нарративного текста.
Литература:
1. Козловская Г.Ю. Дефектология. Логопедия. Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности. М.2014г. 2-10с.
2. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии, 2004 №1, 1-6 с.
3. Белошапкова В. А, Брызгунова Е. А, Земская Е. А. и др.. Современный русский язык: Учеб.для филол. спец. унтов / Белошапкова В. А., Брызгунова Е. А., Земская Е. А и др..; Под ред. В. А. Белошапковой.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк,1989.— 800 с.
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОйЧИВОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Левина Н. Л.
Научный руководитель: к.пс.н., доцент Фролова С.В.
Кафедра общей психологии и педагогики
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Актуальность исследования: стрессоустойчивость-важный фактор готовности студента-медика к работе с пациентами. Для будущих врачей стрессоустойчивость значима, т.к. их профессия наиболее подвержена влиянию стресс-факторов. Присутствие стрессоров в профессиональной деятельности часто приводит к стрессу.
Цель исследования: изучение особенностей стрессоустойчивости и экзаменационной тревожности у студентов с разными типами нервной системы.
Материалы и методы: теппинг тест, тест «Перцептивная оценка стрессоустойчиво-сти», опросник ДОРС, тест экзаменационной тревожности, методы математической и статистической обработки, включенных в статистический пакет SPSS 21.0.
Результаты: было выявлено, что существуют значимые различия у студентов с разным типом нервной системы. Сильный тип-высокая степень стрессоустойчивости и пониженная экзаменационная тревожность(р=0,05). При подготовке к экзаменам-состояние напряжения(р=0,05). Средне-слабый тип-высокая степень стрессоустойчивости, стабильная экзаменационная тревожность(р=0,01). Состояние монотонии при подготовке к экзаменам(р=0,05). Тормозящие опасения(р=0,01). Слабый тип нервной системы-тор-мозящие опасения при подготовке к экзаменам(р=0,05). Уровень стрессоустойчивости средне-слабый, уровень экзаменационной тревожности повышен(р=0,05). При подготовке к экзаменам состояние пресыщения(р=0,01).
Выводы: студенты с сильным типом тратят меньше ресурсов на преодоление стресса. Обладают высокой стрессоустойчивостью, пониженной экзаменационной тревожно-стью(преобладают способствующие опасения).Состояние напряжения помогает лучше готовиться к экзаменам. Студенты с средне-слабым типом,обладают стабильным уров-
FORCIPE
ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019
ISSN 2658-4174
Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 1039
нем экзаменационной тревожности(тормозящие опасения),высокой стрессоустойчи-востью, при подготовке к экзаменам испытывают состояние монотонии, влияющее на продуктивность процесса. Студенты со слабым типом обладают низкой стрессоустойчи-востью, высоким уровнем экзаменационной тревожности(преобладают тормозящие опасения) при подготовок к экзаменам. Им присуще состояние присыщения при подготовке к экзаменам.
Литература:
1. Н.Е. Водопьянова «Психодиагностика стресса».
ИЗМЕНЕНИЕ ПАМЯТИ СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА
Богданова А.В., Рождественская Е.А., Морозов А.М.
Научный руководитель: ассистент Морозов A.M.
Кафедра общей хирургии
Тверской государственный медицинский университет
Актуальность исследования: в 21 веке новая информация появляется с высокой скоростью, и людям необходимо постоянно удерживать и модифицировать полученные знания [1].
Цель исследования: выявив динамику изменений когнитивных способностей студентов в процессе обучения, выяснить наилучшее время для запоминания материала.
Материалы и методы: в ходе настоящего исследования было проведено два анкетирования - в начале учебного года и перед сессией.
Результаты: в результате исследования было выявлено, что в течение учебного года память претерпевает определенные изменения. 63,7% исследуемых студентов отметили, что продолжительность их сна уменьшилась перед сессией, они стали хуже себя чувствовать: больше уставать (62,8%), нервничать (46%), некоторые из них находятся в состоянии апатии (19,6%). Недостаток сна проявляется в виде стресс-синдрома. Так же нами было отмечено, что на фоне недостатка сна и общей слабости у студентов отмечалось снижение аппетита, следовательно, нарушался режим питания, и происходило торможение энергетического обмена в организме. К декабрю, многие студенты ощутили, что учеба дается им с большим трудом, а 20% испытуемых начали принимать лекарственные препараты и БАД для улучшения самочувствия и облегчения процесса обучения. По данным анкетирования 13,5% опрошенных являются курильщиками, а в предсессионный период под действием большого количества стрессорных факторов начинают курить еще 10%.
Выводы: в 85% случаев студенты отмечают изменение общего состояния организма к концу учебного года. У многих наблюдается ухудшение настроения, состояние апатии, потеря аппетита, снижение мотивации к учебе и истощение организма. Следовательно, знания, полученные в начале семестра, усваиваются лучше, чем приобретенные студентом в конце.
Литература:
1. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Жане П. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я./ Психология памяти. - М.: ЧеРо, 2015. - С.76-129.
FORCIPE
ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019
elSSN 2658-4182