Научная статья на тему 'Влияние объема словаря на качество понимания нарративного текста у детей 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития'

Влияние объема словаря на качество понимания нарративного текста у детей 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Широян М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние объема словаря на качество понимания нарративного текста у детей 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 1037

ВЛИЯНИЕ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВЕЛИЧИНУ БОЛЕВОГО ПОРОГА

Гонян М. М., Захарин А. В., Кумачёва М. С.

Научный руководитель: к. м. н., доцент Шумарин А. Е.

Кафедра патологической физиологии

Ростовский государственный медицинский университет

Актуальность исследования: существуют фенотипические признаки, позволяющие оценить уровень болевой чувствительности. Возможным практическим аспектом применения результатов наших исследований станет более эффективный подход к лечению в зависимости от пола и психологического типа пациента.

Цель исследования: установить величины порога боли у молодых людей обоих полов и оценить их различия у юношей и девушек в зависимости от типа их высшей нервной деятельности.

Материалы и методы: исследования проведены на 220 добровольцах обоих полов европеоидной расы возрастом 20-22 года. Из общего числа испытуемых 137 — девушки и 83 - юноши. Пороги боли фиксировали по методике Невидимовой Т.И. [2]. Тип высшей нервной деятельности определяли с использованием опросника Айзенка [1].

Результаты: среди юношей ХЭ более половины — 12 человек (60,0%) имели ВБП, 8 обследованных (40,0%) - НБП. У студенток подавляющее большинство - 41 человек (78,8%) имели НБП, почти каждая пятая — ВБП (21,2%). Среди юношей МИ почти половина — 10 человек (47,6%) имели ВБП и 11 обследованных (52,4%) — НБП. У студенток подавляющее большинство — 36 человек (72,0%) имели НБП и 14 девушек (28,0%) с ВБП. Среди юношей СЭ половина — 13 человек (50,0%) имели ВБП и у такого же количества молодых людей был определен НБП. У студенток большинство - 13 человек (61,9%) имели НБП и 8 девушек (38,1%) — НБП. Среди юношей ФИ - 9 человек (56.2%) имели ВБП, а 7(43,8%) - НБП. А студенток с ВБП и НБП было равное количество — по 7 человек (50,0%).

Выводы: в группе испытуемых с ВПБ существенных различий по основным психологическим типам у юношей и девушек нами не было выявлено. Но в группе с НПБ у юношей преобладали психотипы ФИ и СЭ, а у девушек — ХЭ и МИ. Литература:

1. Айзенк Г. Парадоксы психологии. М.: Эксмо, 2009.

2. Электронный источник: http://www.findpatent.ru/patent/234/2342063.html/

ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА СЛОВАРЯ НА КАЧЕСТВО ПОНИМАНИЯ НАРРАТИВНОГО ТЕКСТА У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАзВИТИЯ

Широян М.Г.

Научный руководитель: к.п.н., доцент Задумова Н.П. Клиническая психология

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: проблема влияния объема словаря на качество понимания нарративного текста у детей 6 лет с ОНР 3 уровня является одной из актуальных проблем в современной логопедии. Это важно в аспекте формирования у детей речевой коммуникации в целом и предупреждения нарушений письменной речи в школьном возрасте.

рокОРЕ

ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

е^БЫ 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students 1038 with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

Цель исследования: изучение особенностей влияния объема словаря на качество понимания нарративного текста у детей 6 лет с ОНР (третий уровень речевого развития).

Материалы и методы: 1. Исследование невербального интеллекта (Цветные прогрессивные матрицы Равена). 2. Исследование экспрессивного словаря: словарь существительных и глаголов (100 картинок с изображением предметов и действий). 3. Исследования понимания нарратива (2 текста «Страшила» и «Кондитер»).

Результаты: у детейснормой невербальный интеллектвотличие отдетей с ОНРзанижен. У детей с ОНР словарь существительных и словаре глаголов занижен, чем у детей с нормой. Среди существительных так же преобладают такие типы парафазий как: замены на основе внешнего сходства и замены вдовых понятий. Среди глаголов преобладают такие типы ошибок как смешение лексем близких по смыслу, смешение далеких по смыслу и описание вместо называния. Понимание нарративного текста у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормой. Явные и неявные ответы за 2 рассказа и за каждый рассказ ниже, чем у детей с нормой.

Выводы: с учетом структуры речевого дефекта при общем недоразвитии речи можно предположить, что у детей с данной речевой патологией будет иметь место сниженный уровень объема словаря и его влияние на качество понимания нарративного текста.

Литература:

1. Козловская Г.Ю. Дефектология. Логопедия. Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности. М.2014г. 2-10с.

2. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии, 2004 №1, 1-6 с.

3. Белошапкова В. А, Брызгунова Е. А, Земская Е. А. и др.. Современный русский язык: Учеб.для филол. спец. унтов / Белошапкова В. А., Брызгунова Е. А., Земская Е. А и др..; Под ред. В. А. Белошапковой.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк,1989.— 800 с.

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОйЧИВОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Левина Н. Л.

Научный руководитель: к.пс.н., доцент Фролова С.В.

Кафедра общей психологии и педагогики

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова

Актуальность исследования: стрессоустойчивость-важный фактор готовности студента-медика к работе с пациентами. Для будущих врачей стрессоустойчивость значима, т.к. их профессия наиболее подвержена влиянию стресс-факторов. Присутствие стрессоров в профессиональной деятельности часто приводит к стрессу.

Цель исследования: изучение особенностей стрессоустойчивости и экзаменационной тревожности у студентов с разными типами нервной системы.

Материалы и методы: теппинг тест, тест «Перцептивная оценка стрессоустойчиво-сти», опросник ДОРС, тест экзаменационной тревожности, методы математической и статистической обработки, включенных в статистический пакет SPSS 21.0.

Результаты: было выявлено, что существуют значимые различия у студентов с разным типом нервной системы. Сильный тип-высокая степень стрессоустойчивости и пониженная экзаменационная тревожность(р=0,05). При подготовке к экзаменам-состояние напряжения(р=0,05). Средне-слабый тип-высокая степень стрессоустойчивости, стабильная экзаменационная тревожность(р=0,01). Состояние монотонии при подготовке к экзаменам(р=0,05). Тормозящие опасения(р=0,01). Слабый тип нервной системы-тор-мозящие опасения при подготовке к экзаменам(р=0,05). Уровень стрессоустойчивости средне-слабый, уровень экзаменационной тревожности повышен(р=0,05). При подготовке к экзаменам состояние пресыщения(р=0,01).

Выводы: студенты с сильным типом тратят меньше ресурсов на преодоление стресса. Обладают высокой стрессоустойчивостью, пониженной экзаменационной тревожно-стью(преобладают способствующие опасения).Состояние напряжения помогает лучше готовиться к экзаменам. Студенты с средне-слабым типом,обладают стабильным уров-

FORCIPE

ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.