Научная статья на тему 'Дефицит магния и показатели тревожности у девушек-студенток'

Дефицит магния и показатели тревожности у девушек-студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
386
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕСС / ДЕФИЦИТ МАГНИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ДЕВУШКИ-СТУДЕНТКИ / ANXIETY / STRESS / MAGNESIUM DEFICIENCY / STRESS TOLERANCE / FEMALE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вяткина Ирина Сергеевна, Лабыгина Альбина Владимировна, Сутурина Лариса Викторовна, Коваль Людмила Жановна, Лазарева Людмила Михайловна

Недостаточность магния занимает лидирующую позицию в структуре патологии элементного статуса. После различных острых и хронических стрессовых ситуаций уровень магния в крови снижается. Мы обследовали 134 девушек-студенток (средний возраст 19,1±1,1 года), учащихся 1-го и 2-го курсов высших и средних учебных заведений. В результате исследования сниженное содержание магния определено у 33,6% обследованных девушек. У таких студенток отмечен высокий уровень тревожности в летний период времени непосредственно перед поступлением в учебное заведение. После сдачи экзаменов в осенний период происходит снижение показателей высокого уровня тревожности. Весной отмечено увеличение степени тревожности по сравнению с осенним периодом, это в свою очередь связано с предэкзаменационной подготовкой. У девушек с нормомагнезиемией отмечена более высокая стрессоустойчивость по сравнению с пациентками, имеющими низкие показатели уровня магния. Таким образом, можно сделать вывод о том, что девушки, имеющие дефицит магния, нуждаются не только в медикаментозной коррекции, но и в психологической поддержке для предотвращения стресс-обусловленных осложнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вяткина Ирина Сергеевна, Лабыгина Альбина Владимировна, Сутурина Лариса Викторовна, Коваль Людмила Жановна, Лазарева Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between magnesium deficiency and anxiety indicators in female students

Magnesium deficiency is the leading cause of microelements status disorder. Various acute and chronic stress situations bring about magnesium level decrease in blood. 134 first and second year female students (mean age 19,1±1,1) were studied. 33,6% of the girls demonstrated magnesium deficiency. According to psychological test such students demonstrated a high level of anxiety in the summer period immediately before applying to a University. Anxiety level decreases in autumn after passing exams. The anxiety level again increases in spring, this being connected with preparation for exams. Girls with normal magnesium concentration were more stress tolerant as compared with magnesium deficient ones. Thus, magnesium deficient girls need not only medical correction, but psychological support as well to prevent stress-related complications.

Текст научной работы на тему «Дефицит магния и показатели тревожности у девушек-студенток»

■■1

Физиология и психология взросления

И.С. Вяткина1, Д.В. Лабыгина1, Л.В. Сутурина1, 2, Л.Ж. Коваль3, Л.М. Лазарева1

1 ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи

и репродукции человека» Сибирского отделения РАМН, Иркутск

2 ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования»

3 Медицинский центр «Консилиум», Иркутск

Для корреспонденции

Сутурина Лариса Викторовна -доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела охраны репродуктивного здоровья ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» Сибирского отделения РАМН, профессор кафедры эндокринологии ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 16 Телефон: (3952) 20-76-36 E-mail: [email protected]

Дефицит магния и показатели тревожности у девушек-студенток

Недостаточность магния занимает лидирующую позицию в структуре патологии элементного статуса. После различных острых и хронических стрессовых ситуаций уровень магния в крови снижается. Мы обследовали 134 девушек-студенток (средний возраст 19,1 ±1,1 года), учащихся 1-го и 2-го курсов высших и средних учебных заведений. В результате исследования сниженное содержание магния определено у 33,6% обследованных девушек. У таких студенток отмечен высокий уровень тревожности в летний период времени непосредственно перед поступлением в учебное заведение. После сдачи экзаменов в осенний период происходит снижение показателей высокого уровня тревожности. Весной отмечено увеличение степени тревожности по сравнению с осенним периодом, это в свою очередь связано с предэкзаменационной подготовкой. У девушек с нормомагнезиемией отмечена более высокая стрессоустойчивость по сравнению с пациентками, имеющими низкие показатели уровня магния. Таким образом, можно сделать вывод о том, что девушки, имеющие дефицит магния, нуждаются не только в медикаментозной коррекции, но и в психологической поддержке для предотвращения стресс-обусловленных осложнений.

Ключевые слова: тревожность, стресс, дефицит магния, стрессоустойчивость, девушки-студентки

I.S. Vyatkinai, A.V. Labyginai, L.V. Suturinai- 2, L.Zh. Kova|3, L.M. Lazareva*

1 RAMS Research Center for Family Health and Human Reproduction, Irkutsk

2 Irkutsk State Postgraduation Medical Academy

3 Medical Center "Konsilium", Irkutsk

The relationship between magnesium deficiency and anxiety indicators in female students

Magnesium deficiency is the leading cause of microelements status disorder. Various acute and chronic stress situations bring about magnesium level decrease in blood. 134 first and second year female students (mean age 19,1±1,1) were studied. 33,6% of the girls demonstrated magnesium deficiency. According to psychological test such students demonstrated a high level of anxiety in the summer period immediately before applying to a University. Anxiety level decreases in autumn after passing exams. The anxiety level again increases in spring, this being connected with preparation for exams. Girls with normal magnesium concentration were more stress tolerant as compared with magnesium deficient ones. Thus, magnesium deficient girls need not only medical correction, but psychological support as well to prevent stress-related complications. Key words: anxiety, stress, magnesium deficiency, stress tolerance, female students

Недостаточность магния является достаточно распространенным состоянием у населения России, наряду с дефицитом йода, кальция и цинка [3, 8]. По данным исследования Н^. БсЫт^эсИек (2001), распространенность гипомагнезиемии в популяции из 16 тыс. человек составляет 14,5%, субоптимального уровня магния -33,7% [18].

Значение магния в организме невозможно переоценить. Магний необходим для нормального протекания множества биохимических реакций и физиологических процессов, что определяет его ведущую роль в обеспечении системного функционирования и позволяет рассматривать его как важнейший регулирующий фактор [3, 8]. Магний участвует в синтезе нейроспецифичных белков, миелиновых липопротеидных комплексов, в модуляции активности внутриклеточного проведения сигналов, жизнедеятельности и апоптоза нейронов, а также в процессах синтеза и деградации нейромедиаторов: катехола-минов, ацетилхолина.

Дефицит магния сопровождает почти все стрессовые состояния человеческого организма. Впервые термин «стресс» в его современном понимании применил канадский исследователь Г. Селье (1936). В последующем учение о стрессе успешно развили и дополнили отечественные ученые. Были введены понятия стрес-соустойчивости, адаптационного синдрома и болезней адаптации. По мнению В.В. Суворовой, стресс - это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [10]. Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [2].

Дефицит магния и стресс являются неразрывно связанными между собой процессами, усугубляющими друг друга. После острых стрессовых ситуаций, волнений, связанных с экзаменами или соревнованиями, уровень свободного ионизированного магния в крови снижается, в результате чего происходит активация истощения депо этого элемента. В случае нормального поступления магния с пищей снабжение клеток магнием нормализуется, что приводит к снижению воздействия катехоламинов, и соответственно - повышению резистентности к стрессу. При снижении поступления магния формируются тяжелые последствия хронического магниевого дефицита [1, 11].

Стресс затрагивает различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона. В психологии традиционно принято выделять два типа тревожности: личностную (это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и восприятие окружающих ситуаций как угроз, с определенной реакцией на каждую); ситуативную (это тревожность как реакция человека на конкретную стрессовую ситуацию). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени [6, 7, 12, 14, 15].

Клиническая симптоматика дефицита магния и физиологических проявлений реакции на стресс имеет много общего [1, 3]. Эти симптомы проявляются повышенной нервно-мышечной возбудимостью, снижением познавательных процессов, астенией, тревожностью, нарушениями сна, тахикардией, подъемом артериального давления, головными болями, судорогами, эмоциональной лабильностью и трудностью концентрации внимания, что совпадает с общеизвестными симп-

1

Физиология и психология взросления

томами стресса [3, 10]. Отрицательные эмоциональные состояния одновременно являются и следствиями, и предпосылками развития стрессов. Особенность учебных стрессов - страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых ситуаций) [15]. Вузовское обучение ставит перед современными студентами задачу формирования отношения к себе в соответствии с требованиями общества, где на первый план выходят не только инициативность, самостоятельность и ответственность, но и умение регулировать свои функциональные состояния. Особую роль в этом играет наличие стрес-соустойчивости. Успехи в обучении достигаются в том случае, если студент устойчив к воздействиям неблагоприятных факторов, что в итоге обеспечит сохранность его психического здоровья [4,12].

В то же время до настоящего момента не проводились исследования показателей стрессоустойчивости и их связи с наличием магний-дефицитных состояний у студенток в процессе обучения, что и позволило определить цель данного исследования.

Целью исследования было изучение уровней магния и показателей стрессоус-тойчивости у девушек-студенток в процессе обучения.

Материал и методы

Были обследованы 134 практически здоровых девушки-студентки 1-го и 2-го курсов высших и средних учебных заведений. Средний возраст обследованных составил 19,1 ±1,1 года.

Содержание магния в сыворотке крови определяли с использованием наборов реактивов Магний-ХВ (Вюсоп, Германия) и биохимического анализатора ВТБ-330 (Испания). Принцип метода основан на том, что магний, присутствующий в сыворотке крови, образует растворимый красный комплекс с щелочным раствором ксилидила голубого, который имеет голу-

бую окраску при рН=9-10 (после добавления буфера). Интенсивность окраски магниевого комплекса пропорциональна концентрации магния и используется для фотометрического определения. Недостаточность магния диагностировалась с учетом следующих референтных значений: содержание магния в сыворотке крови от 0,78 до 1,05 ммоль/л.

В ходе исследования также проводилась оценка ситуативной и личностной тревожности по шкале Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина, которая наиболее часто используется для определения выраженности тревоги при психологическом стрессе. Считается, что уровень тревожности, соответствующий 30 баллам и менее, указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов -на среднюю, а уровень тревожности 46 баллов и выше считается высоким [13].

Исследование соответствовало этическим стандартам, разработанным в соответствии с Хельсинкской декларацией с поправками от 2000 г. и «Правилами клинической практики в РФ» от 1993 г.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ Statistica 6,1 StatSoft Inc (США) (правообладатель лицензии - ФБГУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» СО РАМН). Статистическая значимость различий качественных показателей для несвязанных выборок оценивалась с помощью критериев x2 и z, а для связанных выборок использовали критерий MacNemar. Различия показателей считали значимыми при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

При обследовании 134 девушек-студенток уровень магния в сыворотке крови, соответствующий референтным значениям (0,78-1,05 мМ/л), был установлен только у 66,4% (n=89), а сниженное содержание магния (0,68±0,03 мМ/л) установлено у 33,6% (n=45) обследованных. При проведении

96 Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2014, №2

межгруппового анализа у девушек с недостаточностью магния в период поступления в вуз существенно чаще, чем в группе сравнения, регистрировался высокий уровень как ситуативной (63% против 11%, р2=0,007), так и личностной тревожности (63 и 8% соответственно, р2=0,013). Осенью показатели тревожности в группах с различным содержанием магния существенно не отличались, а в весенний период, с началом подготовки к сессии, у студенток с дефицитом магния высокий уровень ситуационной и личностной тревожности вновь регистрировался

чаще, чем при нормомагнезиемии [59% против 7%, (р2=0,03) и 63% против 8% (р2=0,013) соответственно].

Далее в подгруппах девушек с различным содержанием магния в сыворотке крови было проведено динамическое психологическое тестирование в различные периоды обучения. Результаты внутри-группового обследования представлены на рис. 1-4.

Как представлено на рис. 1, в группе студенток с недостаточностью магния в процессе обучения регистрируют-

70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1. Распределение студенток с недостаточностью магния по уровню ситуативной тревожности в различные периоды обучения (%)

Весна

Рис. 2. Распределение студенток с недостаточностью магния по уровню личностной тревожности в различные периоды обучения (%)

Рис. 3. Распределение студенток с нормомаг- Рис. 4. Распределение студенток с нормомаг-незиемией по уровню ситуативной тревожности незиемией по уровню личностной тревожности в различные периоды обучения (%) в различные периоды обучения (%)

1

Физиология и психология взросления

ся значимые изменения долей девушек с высоким уровнем ситуативной тревожности, число которых существенно снижается осенью (МасЫетаг=22,55; р=0,000), с последующим возрастанием к очередной сессии (МасЫетаг=19,50; р=0,000).

Также в ходе тестирования девушек-студенток с недостаточностью магния в различные периоды обучения были выявлены достоверные различия показателей личностной тревожности (см. рис. 2). Если доли девушек с низким и средним уровнем личностной тревожности в процессе обучения существенно не изменялись (все р МасЫетаг >0,05), количество студенток с высоким уровнем тревожности значительно снижалось после поступления в вуз (МасЫетаг=20; р=0,000) и вновь возрастало весной (МасЫетаг=20; р=0,000).

В то же время в группе студенток с нормальным уровнем магния в сыворотке крови в процессе обучения не отме-

Ф

чено существенных изменений распределения девушк по уровням как ситуативной, так и личностной тревожности (см. рис. 3 и 4).

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного нами исследования у 33,6% обследованных студенток обнаружена недостаточность магния. Данная группа девушек характеризовалась высокими уровнями ситуативной и личностной тревожности, особенно в предэкзаменационные периоды. У девушек с нормомагнезиемией были отмечены более высокие показатели стрессоустойчивости. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности выявления девушек-студенток с высоким уровнем тревожности, ассоциированным с магний-дефицитными состояниями, для обеспечения медикаментозной и психологической поддержки при стресс-обуслов-ленных ситуациях.

Сведения об авторах

Вяткина Ирина Сергеевна - аспирант лаборатории гинекологической эндокринологии ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» Сибирского отделения РАМН (Иркутск) Телефон: (3952) 20-76-36

Лабыгина Альбина Владимировна - доктор медицинских наук, руководитель лаборатории гинекологической эндокринологии ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» Сибирского отделения РАМН (Иркутск) Телефон: (3952) 20-76-36

Сутурина Лариса Викторовна - доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела охраны репродуктивного здоровья ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» Сибирского отделения РАМН, профессор кафедры эндокринологии ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» E-mail: [email protected]

Коваль Людмила Жановна - психолог медицинского центра «Консилиум» (Иркутск) Телефон: (3952) 29-22-07

Лазарева Людмила Михайловна - кандидат медицинских наук, научный сотрудник лаборатории гинекологической эндокринологии ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» Сибирского отделения РАМН (Иркутск) Телефон: (3952) 20-76-36

Литература

1. Акарачкова Е.С. Дефицит магния: клиника, диагностика, терапия. - Фарматека. - 2007. - № 2. -С. 25-30.

2. Горизонтова П.Д., Белоусова О.П., Федотова М.П. Стресс и система крови. - М.: Медицина. -1988. - 239 с.

3. Громова О.А. Магний и пиридоксим: основы знаний. -М.: Обучающие программы ЮНЕСКО, 2006. - 176 с.

4. Кедярова Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов // Известия Иркут. гос. уни-вер. Серия: Психология. - 2012. - № 1. - С. 40-46.

5. Лабыгина А.В., Сутурина Л. В, Лазарева Л.М. и др. Частота магниевого дефицита у женщин молодого репродуктивного возраста в динамике применения гормональных контрацептивов / Материалы XIII Всерос. форума «Мать и дитя». - М., 2012. - С. 289-290.

6. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. -2001. - № 6. - С. 135-141.

7. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гиг. тр. - 1983. - № 5. - С. 48-50.

8. Ребров В.Г., Громова О.А. Витамины и микроэлементы. - М., 2003. - 670 с.

9. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. -М: Медгиз, 1960. - 255 с.

10. Суворова В.В. Психофизиология стресса. -М.: Педагогика, 1975. - 208 с.

11. Торшин И.Ю., Громова О.А, Гусев Е.И. Молекулярные механизмы магния и пиридоксина при стрессе // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. -2008. - № 5. - C. 53-57.

12. Уварова М.Ю. Из опыта исследования структуры профессионального самоопределения будущих психологов // Известия Иркут. гос. универ. Серия: Психология. - 2012. - № 1. - C. 86-92.

13. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. - Л.: ЛНИИ ФК, 1976. - 18 с.

14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

15. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж, 2000. - 55 с.

16. Combined oral contraception and serum magnesium level changes / Labygina A.V. et al. / Book of abstracts of 11th Seminar of the European Society of Contraception and Reproductive Health. - Kaunas, 2011. -P. 25.

17. Magnesium deficiency in female high school students planning to start oral contraception / L. Suturina, A. Labygina, L. Grebenkina, M. Darenskaya, L. Lazareva // Eur. J. Contracep. Reprod. Health Care. - Vol. 18, S .1. - 2013. - Р. 124.

18. Schimatschek H.F., Rempis R. Prevalence of hypomag-nesemia in an unselected German population of 16,000 individuals // Magnes Res. - 2001. - Vol. 14, N 4.-Р. 283-290.

19. The dynamics of some electrolytes and microelements in blood serum of young women with functional hyperprolactinemia on combined oral contraceptives / L. Lasareva, L.Suturina, O. Starostenko, M. Dolgikh,L. Grebenkina, A. Labigina, O. Leshenko / Book of abstracts of the 10th Congress of the European Society of Contraception, Prague, Czech Republic, 30 April - 3 May, 2008). - 2008. - P.128-129.

Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2014, №2 99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.