Научная статья на тему 'Психовегетативные особенности студентов с разными типами индивидуального профиля асимметрии мозга в начале обучения'

Психовегетативные особенности студентов с разными типами индивидуального профиля асимметрии мозга в начале обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный профиль асимметрии мозга / адаптационные возможности / психовегетативные особенности / студенты / экзаменационный стресс. / an individual profile of brain asymmetry / adaptation opportunities / psycho vegetative features / students / examination stress.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поборский Александр Николаевич, Ш Д. Асутаев, А А. Сафронов

Показано, что студенты с односторонним левоили правополушарным доминированием имеют сходные изменения психовегетативных параметров. Для них характерны состояние напряжения механизмов адаптации, высокий уровень тревожности и симпатикотонический тип регуляции, проявления которых нарастают перед экзаменом и сохраняются на высоком уровне после экзамена. Обследуемые, имеющие смешанные профили, отличаются большими функциональными возможностями исходно и в период экзаменационной сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поборский Александр Николаевич, Ш Д. Асутаев, А А. Сафронов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOVEGETATIVE FEATURES OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF THE INDIVIDUAL PROFILE OF BRAIN ASYMMETRY AT THE BEGINNING OF TRAINING

It is shown that students with unilateral leftor right hemisphere domination have similar changes of psycho vegetative parameters. For them the tension condition of adaptation mechanisms, high level of uneasiness and simpatic and tonic type of regulation that increase before an examination are characteristic and hold on at a high level after an examination. The examined, having mixed profiles, differ in big functionality before and in the period of examinations.

Текст научной работы на тему «Психовегетативные особенности студентов с разными типами индивидуального профиля асимметрии мозга в начале обучения»

П сихофизиология

YAK 612.821 ББК 28.7

А.Н. ПОБОРСКИЙ, Ш.Д. АСУТАЕВ, А.А. САФРОНОВ

A.N. POBORSKY, SH.D. ASUTAYEV, A.A. SAFRONOV

ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ АСИММЕТРИИ МОЗГА В НАЧАЛЕ ОБУЧЕНИЯ

PSYCHOVEGETATIVE FEATURES OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF THE INDIVIDUAL PROFILE OF BRAIN ASYMMETRY AT THE BEGINNING OF TRAINING

Показано, что студенты с односторонним лево- или правополушарным доминированием имеют сходные изменения психовегетативных параметров. Для них характерны состояние напряжения механизмов адаптации, высокий уровень тревожности и сим-патикотонический тип регуляции, проявления которых нарастают перед экзаменом и сохраняются на высоком уровне после экзамена. Обследуемые, имеющие смешанные профили, отличаются большими функциональными возможностями исходно и в период экзаменационной сессии.

It is shown that students with unilateral left- or right hemisphere domination have similar changes of psycho vegetative parameters. For them the tension condition of adaptation mechanisms, high level of uneasiness and simpatiс and tonic type of regulation that increase before an examination are characteristic and hold on at a high level after an examination. The examined, having mixed profiles, differ in big functionality before and in the period of examinations.

Ключевые слова: индивидуальный профиль асимметрии мозга, адаптационные возможности, психовегетативные особенности, студенты, экзаменационный стресс.

Key words: an individual profile of brain asymmetry, adaptation opportunities, psycho vegetative features, students, examination stress.

Немаловажную роль в формировании адаптивных возможностей студентов в процессе обучения играют особенности функциональной межпо-лушарной асимметрии мозга (ФМА), которая определяет индивидуально-типологические особенности и характер психоэмоционального и вегетативного реагирования, адаптационно-приспособительных реакций в процессе обучения [4, с. 210]. Специфика обучения в медицинских вузах предъявляет серьёзные требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей. Наиболее высокий уровень напряжённости и готовности к стрессу у студентов определяются в начале обучения и, прежде всего, в критические его периоды, такие как экзаменационная сессия [2, с. 38; 3, с. 78]. В то же время, без достаточного анализа остаются аспекты, касающиеся нюансов психоэмоционального состояния и вегетативного обеспечения процесса адаптации к умственной деятельности с учётом индивидуальных профилей ФМА у лиц, проживающих в неблагоприятных условиях среды. Последние, также могут определённым образом влиять на характер и особенности адаптации, особенно в условиях выраженного психоэмоционального

напряжения [3, с. 78]. Целью работы стало определение индивидуального профиля ФМА у студентов - жителей Среднего Приобья и исследование их адаптивных возможностей в начале обучения и на фоне экзаменационного стресса.

Объект и методы исследования

Нами проведено обследование 219 студентов лечебного факультета медицинского института Сургутского госуниверситета в возрасте 17 лет. Обследование студентов в начале систематического обучения (4-я неделя обучения, исходный уровень), перед началом экзамена и после экзамена, проводилось неинвазивными методами в рамках программы «Здоровье участников образовательного процесса в ХМАО - Югры» и соответствовало этическим нормам Хельсинкской декларации (2000 г.).

Все включённые в работу учащиеся проживали на территории ХМАО 7 лет и более, не имели жалоб на состояние здоровья в период обследования и дали информированное согласие на участие в исследовании. Критерием исключения была болезнь студента в период обследования, недопуск к сдаче экзамена. Для диагностики индивидуальных особенностей ФМА использовали АПК «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия). Программа включает в себя блоки тестов для определения моторной, сенсорной и психической асимметрий. На основании полученных данных выделялись условные границы основных типов асимметрии [4, с. 210]: от -100% до -51% -левый; от -50% до -11% - преимущественно левый; от -10% до +10% - неопределённый; от +11% до +50% - преимущественно правый; от +51% до 100% - правый.

Исходя из того, что каждому конкретному человеку присущ индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) - определённое сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий-симметрий [4, с. 210], в нашей работе актуальным было не только определение, но и учёт их индивидуальных соотношений у каждого обследуемого студента.

У представителей с разными типами ИПА исследовали уровень личностной и реактивной тревожности (соответственно, ЛТ и РТ) по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным; оценивали уровень функционирования системы кровообращения и определяли её адаптационный потенциал путём расчёта индекса функциональных изменений (ИФИ) [4, с. 140]; изучали особенности вегетативного тонуса, рассчитывая вегетативный индекс Кердо (ВИК) и определяя характер вегетативной регуляции сердечного ритма по методу Р.М. Баевского [5, с. 40]. Сердечный ритм изучали у студентов в положении лежа на спине, после 10-минутного отдыха при спокойном дыхании. Регистрацию кардиоинтервалограмм (в течение 5 минут в каждом случае) во II стандартном отведении и расчёт показателей осуществляли при помощи автоматизированного кардиокомплекса «КАД-03» («ДНК, Ltd», г. Тверь), функционирующего на базе ПЭВМ. Вычислялись и оценивались следующие показатели [5, с. 45]: Мо (мода) - наиболее часто встречающиеся значения длительности интервалов R-R, выраженное в секундах; АМо (амплитуда моды) - число значений интервалов, равных Мо, в процентах к общему числу зарегистрированных кардиоциклов; Х (вариационный размах) - разница между максимальным и минимальным значением длительности зарегистрированных интервалов R-R в секундах; ИН (индекс напряжения) - суммарный показатель, наиболее полно отражающий степень напряжения регуляторных механизмов организма, уровень централизации управления кровообращением в условных единицах (у.е.). Вегетативная реактивность (ВР) оценивалась по изменению сердечного ритма при проведении активной ортостатической пробы по величине коэффициента К3015 [5, с. 45].

Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью пакета компьютерных программ «Биостатистика» и «Statistica 6.0» для Windows. Оценка типа распределения проводилась с помощью крите-

рия Шапиро-Уилка и показала, что оно отличалось от нормального. В связи с этим сравнение независимых выборок проводили с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Для оценки статистической значимости изменений параметра при проведении повторных измерений использовали критерий Уилкоксона. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.

Результаты и обсуждение

Анализ распределения соотношений коэффициентов моторной, сенсорной и психической асимметрий среди обследуемых учащихся позволил выделить пять профилей ФМА. Профиль «I» - коэффициенты моторной, сенсорной и психической асимметрий находятся в интервале от 0,5 до 1,0 (доминирование левого полушария в организации моторной, сенсорной и психических функций). Такой тип распределения асимметрий был у 42% юношей и 65% девушек. Профиль «II» - коэффициент моторной асимметрии находится в интервале от 0,5 до 1,0; коэффициент сенсорной асимметрии от -0,5 до -0,1 и коэффициент психической асимметрии в диапазоне от -0,1 до 0,1 (доминирование левых моторных, преобладание правых сенсорных зон коры головного мозга и неопределённость психических асимметрий). Подобное соотношение определяемых параметров было характерно для 34% юношей и 14% девушек. Профиль «III» - коэффициенты моторной и психической асимметрий в диапазоне от 0,5 до 1,0; коэффициент сенсорной асимметрии от -0,1 до 0,1 (доминирование левых моторных, неопределённость сенсорных зон коры и доминирование левого полушария при определении психических асимметрий). Выявленный ИПА, встречался у 24% обследованных юношей и 10% девушек. Профиль «IV» - коэффициенты моторной и психической асимметрий от -1,0 до -0,5; коэффициент сенсорной асимметрии от 0,5 до 1,0 (доминирование правых моторных, левых сенсорных зон коры и активности правого полушария при определении психических асимметрий). Выделенный тип ИПА обнаруживался у 6% девушек-студенток. Профиль «V» - коэффициенты моторной, сенсорной и психической асимметрий в интервале от -1,0 до -0,5 (доминирование правого полушария в организации моторных, сенсорных и психических функций). Данный профиль был характерен для 5% обследованных девушек.

Как показали наши исследования, психовегетативное обеспечение и цена деятельности у представителей описанных типов ИПА были различны (табл. 1, 2).

Выявлено, что студенты с односторонним левополушарным (I тип ИПА) и правополушарным доминированием (V тип ИПА), составившие большую часть обследуемых, имели сходный уровень адаптационных возможностей и характер изменений психовегетативных параметров в исследуемые периоды. Нами показано, что уже в начале обучения в вузе в неблагоприятных условиях Среднего Приобья студенты с односторонним полушарным доминированием находятся в состоянии напряжения механизмов адаптации (величина ИФИ у юношей с профилем I 2,30 (2,25; 2,32), у девушек - 2,10 (2,00; 2,14); у студенток с профилем V - 2,10 (2,00; 2,13)). У них наблюдается повышение уровня ЛТ (табл. 1), напряжение симпатического отдела ВНС (низкие значения Мо, АХ и высокие показатели АМо, ИН, ВИК), более существенно проявившееся у юношей с профилем I и у всех обследуемых с односторонним пра-вополушарным доминированием (V тип ИПА) (табл. 1).

В период сессии, наиболее агрессивном факторе, влияющем на психоэмоциональное и функциональное состояние организма студентов [2, с. 38; 3, с. 78], отмечаемое уже в начале обучения напряжение механизмов адаптации возрастает (у юношей с профилем I ИФИ составил 2,40 (2,36; 2,41), р<0,05; у девушек - 2,18 (2,15; 2,20), р<0,05; у студенток с профилем V - 2,18 (2,16; 2,19), р<0,02).

Последнее, перед экзаменом, сопровождается ростом уровня ЛТ и значительным увеличением РТ, которым сопутствует выраженная активация симпатического отдела ВНС, что характеризуется снижением Мо, увеличением АМо, высокими значениями ИН (табл. 2). Величина последнего свидетельствует о значительном росте напряжения регуляторных систем у обследуемых [5, с. 45].

Развитие состояния гиперсимпатикотонии и перенапряжения регу-ляторных систем подтверждало и существенное повышение значений ВИК (табл. 2), а также снижение величины коэффициента К3015 при проведении ортопробы. Обнаруженные нами неблагоприятные сдвиги функционального состояния организма в этот период достигают максимума у девушек с односторонним левополушарным доминированием (I тип ИПА) и у студенток с правополушарным доминированием (V тип ИПА), проявляясь у них сверхвысокими показателями тревожности и перенапряжением регуляторных систем, что помимо регистрируемых параметров кардиоинтервалограммы, отражалось в выраженном повышении ВИК (табл. 2) и наличии сниженной реактивности при проведении ортопробы (значение К3015 у юношей - 1,21 (1,19; 1,23); у девушек с профилем I - 1,02 (1,00; 1,10), а у студенток с профилем V - 1,10 (1,10; 1,14)).

После сдачи первого экзамена целый ряд авторов отмечает [2, с. 38; 3, с. 78], что эмоциональное и напряжение регуляторных систем, как правило, значительно ослабевает. Однако у обследуемых нами студентов, жителей Среднего Приобья с односторонним лево- или правополушарным доминированием, сохраняется состояние напряжения механизмов адаптации (величина ИФИ у студентов с профилем I составила 2,41 (2,38; 2,41), у студенток - 2,19 (2,16; 2,21); у девушек с профилем V - 2,22 (2,20; 2,22)), а психоэмоциональное напряжение и напряжение регуляторных систем организма остаются значительными (табл. 2). При этом у девушек, имевших I и V тип ИПА ситуация экзамена при сохранении высокого уровня ЛТ, РТ (табл. 2), способствует развитию перенапряжения регуляторных систем на фоне одновременного повышения активности симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Последнее проявилось в повышении относительно предэкзаменационного уровня Мо, АМо, ДХ и снижении ИН (табл. 2), значение которого при этом свидетельствовало о сохранении перенапряжения регуляторных систем [5, с. 40]. На наличие проявлений вегетативной дизрегуляции указывали также высокие значения ВИК (табл. 2) и недостаточное вегетативное обеспечение активной ортостатической пробы за счёт обоих отделов ВНС [5, с. 45] (величина К3015 у девушек с профилем I была 0,96 (0,95; 1,01), а у студенток с профилем V - 1,04 (1,00; 1,04)).

Полученные нами результаты продемонстрировали, что, по сравнению с сокурсниками с односторонним полушарным доминированием, первокурсники, имеющие смешанные профили ФМА (II, III и IV типы ИПА), отличаются большими функциональными возможностями сердечно-сосудистой, вегетативной систем и менее выраженными проявлениями психоэмоционального напряжения на всех этапах исследования (табл. 1, 2). В то же время, проведенное сравнение функциональных параметров представителей смешанных профилей между собой, выявило особенности в характере адаптивных изменений у них на разных этапах обучения. Студенты с доминированием левых моторных, правых сенсорных зон и неопределённостью психических асимметрий-симметрий (II тип ИПА), имеют наиболее высокий уровень адаптивных возможностей к учебной деятельности. Состояние удовлетворительной адаптации, регистрируемое у представителей этих типов в начале обучения (величина ИФИ у юношей составила 2,13 (2,10; 2,16), а у девушек - 1,92 (1,85; 1,94)), сопровождалось низким уровнем ЛТ, РТ и оптимальным соотношением активности симпатического и парасимпатического отделов ВНС и центральных звеньев регуляции (табл. 1).

Отмечаемое нарастание в предэкзаменационный период напряжения адаптационных механизмов (значения ИФИ у студентов - 2,20 (2,20; 2,24), р<0,05, у студенток - 2,00 (2,00; 2,06), р<0,05), рост уровня тревожности и усиление симпатических влияний в регуляции сердечной деятельности, характеризовались незначительной степенью возрастания и сохранением параметров их отражающих в рамках величин оптимального диапазона (табл. 2). Выявленный рост уровня тревожности и симпатических влияний в данном случае, в отличие от студентов с однополушарным доминированием, носит, по-видимому, мобилизующий характер.

Последнее предположение подтверждают наши данные, продемонстрировавшие снижение уровня ЛТ, РТ и усиление парасимпатических влияний на регуляцию деятельности сердца после экзамена, проявившемся в увеличении Мо, АХ и уменьшении ИН (табл. 2). Величина ИН, снижаясь, оставалась на уровне, характеризующем оптимальное состояние систем регуляции [5, с. 40]. По сравнению с предэкзаменационным периодом уменьшались и значения ВИК (табл. 2), а величина отношения К3015 у обследуемых указывала на сохранение нормального типа ВР при выполнении орто-пробы (К3015 перед экзаменом у юношей - 1,29 (1,28; 1,34), у девушек - 1,23 (1,20; 1,25); после экзамена - 1,28 (1,26; 1,32) у юношей и 1,26 (1,26; 1,31) у девушек). Наблюдаемое усиление парасимпатического влияния в постэкзаменационный период является одним из факторов индивидуальной устойчивости к возможным отрицательным изменениям сердечно-сосудистой системы в условиях эмоционального напряжения. Это согласуется с данными полученными [2, с. 38; 3, с. 78]. Как указывают эти исследователи, обнаруженное нарастание активности парасимпатического отдела ВНС уравновешивает возможный повреждающий эффект симпатоадреналовой системы в стрессовой ситуации.

В то же время у представителей с доминированием левых моторных, неопределённых сенсорных зон коры и преобладанием активности левого полушария в организации психических функций (III тип ИПА) отмечалось напряжение адаптационных механизмов (значение ИФИ у юношей - 2,26 (2,22; 2,31) и 2,02 (1,98; 2,08) - у девушек), которому уже в начальный период обучения, сопутствовало повышение уровня ЛТ и состояние симпатикотонии, нараставших в предэкзаменационный период (табл. 1, 2). По окончании экзамена, сохранялось напряжение адаптационных механизмов (ИФИ у юношей - 2,24 (2,20; 2,30) и 2,00 (1,99; 2,10) - у девушек), уровень тревожности у таких студентов снижался незначительно и, несмотря на усиление активности парасимпатического отдела ВНС, вклад симпатических влияний продолжал оставаться высоким, что подтверждалось как величинами показателей кардиоинтервалограммы, так и высоким значением ВИК (табл. 2) и наличием сниженной реакции на ортопробу (коэффициент К3015 у юношей - 1,22 (1,20; 1,24), у девушек - 1,20 (1,18; 1,22)). '

Другая группа обследуемых студентов, имевших доминирование правых моторных, левых сенсорных зон и правого полушария в организации психических функций (IV тип ИПА), также в начале обучения отличавшаяся напряжением механизмов адаптации (величина ИФИ составила 1,99 (1,98; 2,05) в начале обучения и 2,10 (2,08; 2,12) - перед сдачей экзамена) и тенденцией к росту уровня тревожности и симпатических влияний, усиливающихся к моменту сдачи экзамена (табл. 1, 2). После экзамена, регистрируемые параметры, в отличие от других представителей со смешанным профилем, оставались на предэкзаменационном уровне, свидетельствуя о сохранении у студентов с данным профилем ФМА психоэмоционального напряжения и недостаточности компенсаторных парасимпатических влияний на сердце.

Таблица 1

Значения медиан, верхних и нижних квартилей для показателей уровня тревожности и вегетативной регуляции у студентов первого курса с разными индивидуальными профилями асимметрии в начале обучения

Обследуемые ЛТ, балл РТ, балл Показатели вегетативной регуляции

Мо, с АМо, % ДХ, с ИН, у.е. ВИК, %

1 2 3 4 5 6 7 8

Профиль I

Юноши (п=23) 52 (48; 55) 25 (24; 28) 0,65 (0,60; 0,68) 52 (45; 60) 0,20 (0,18; 0,22) 205 (180; 223) 24 (21; 27)

Девушки (п= 106) 45 (45; 54)* 23 (22; 28) 0,68 (0,63; 0,70) 44 (40; 45)* 0,20 (0,17; 0,21) 170 (150; 182)* 20 (15; 27)

Профиль II

Юноши (п= 19) 40 (36; 42) 23 (22; 26) 0,75 (0,70; 0,78) 33 (30; 38) 0,35 (0,30; 0,36) 69 (63; 90) 13 (8; 15)

Девушки (п=23) 32 (30; 38)* 22 (22; 28) 0,76 (0,72; 0,80) 35 (30; 41) 0,34 (0,29; 0,36) 72 (60; 87) 11 (7; 17)

Профиль III

Юноши (п= 13) 43 (42; 46) 23 (23; 26) 0,70 (0,62; 0,73) 41 (31; 45) 0,22 (0,20; 0,24) 142 (132; 168) 19 (14; 22)

Девушки (п=16) 36 (35; 40)* 25,5 (23; 29) 0,69 (0,64; 0,73) 42 (36; 48) 0,21 (0,18; 0,23) 150 (130; 176) 18 (15; 23)

Профиль IV

Девушки (п= 10) 33 (30; 38) 22,5 (20; 28) 0,71 (0,64; 0,72) 41 (35; 44) 0,26 (0,22; 0,28) 116 (102; 140) 15 (11; 21)

Профиль V

Девушки (п=9) 54 (50; 55) 40 (40; 44) 0,64 (0,60; 0,68) 55 (48; 56) 0,19 (0,15; 0,19) 233 (224; 282) 24 (20; 29)

Примечание. - различия между показателями юношей и девушек статистически значимы при р<0,05.

Таблица 2

Значения медиан, верхних и нижних квартилей для показателей уровня тревожности и вегетативной регуляции у студентов первого курса с разными индивидуальными профилями асимметрии до и после экзамена

Обследуемые ЛТ, балл РТ, балл Показатели вегетативной регуляции

Мо, с АМо, % ДХ, с ИН, у.е. ВИК, %

1 2 3 4 5 6 7 8

Профиль I

Юноши (п=23) 58 (56; 65)+ 51 (50; 60)~ 52 (48; 58)+ 41 (30; 42)~ + 0,61 (0,53; 0,66)+ 0,62 (0,56; 0,69)+ 58 (44; 68)+ 56 (48; 62)+ 0,18 (0,16; 0,20) 0,19 (0,16; 0,20) 272 (240; 301)+ 225 (210; 270) 28 (35; 35)+ 27 (18; 30)+

Девушки (п=106) 70 (60; 72)*+ 59 (56; 63)*~ + 70 (56; 70)*+ 58 (52; 60)*~ + 0,60 (0,55; 0,69)+ 0,63 (0,60; 0,70)+ 66 (58; 70)*+ 63 (55; 65)*+ 0,18 (0,15; 0,21) 0,19 (0,16; 0,20) 300 (270; 325)+ 278 (250; 312)*+ 32 (28; 38)+ 31 (25; 32)+

Профиль II

Юноши (п=19) 46 (46; 52)+ 41 (34; 42)~ + 37 (37; 43)+ 29 (25, 30Г 0,69 (0,62; 0,72)+ 0,73 (0,69; 0,76Г 41 (38; 45)+ 40 (32; 44)+ 0,29 (0,25; 0,32)+ 0,37 (0,30; 0,38Г 102 (95; 120)+ 79 (70; 100)~ 20 (18; 24)+ 16 (11; 17)~

Девушки (п=23) 48 (47; 54)+ 41 (38; 44)~ + 46 (42; 50)*+ 31 (30; 40)~ + 0,65 (0,56; 0,70)+ 0,75 (0,66; 0,79Г 40 (32; 49)+ 39 (31; 45) 0,25 (0,20; 0,31)+ 0,33 (0,29; 0,36Г 125 (110; 139)*+ 81 (65; 105)~ 23 (19; 30)+ 14 (10; 18)~

Окончание табл. 2

1 2 3 1 4 5 6 7 8

Профиль III

51 48 0,69 52 0,21 198 24

Юноши (48; 55)+ (46; 52)+ (0,64; 0,73) (40; 58)+ (0,18; 0,26) (175; 220)+ (22; 29)+

(п=13) 42 31 0,71 45 0,25 135 18

(35; 42)~ (28; 35)~ + (0,66; 0,74) (40; 51)~ (0,22; 0,28Г (125; 150Г (16; 24)~

55,5 51 0,68 59 0,20 240 26

Девушки (52; 60)+ (50; 55)+ (0,65; 0,70) (45; 60)*+ (0,17; 0,23) (228; 265)*+ (24; 30)+

(п=16) 43 40,5 0,69 49 0,24 159 19

(38; 44)~ + (36; 42)*~ + (0,65; 0,71) (40; 52Г + (0,20; 0,25Г (150; 178Г~ (18; 23)~

Профиль IV

50 48,5 0,68 51 0,22 183 21

Девушки (48; 54)+ (48; 54)++ (0,64; 0,70) (48; 56)+ (0,18; 0,24)+ (160; 210)+ (18; 29)+

(п=10) 40,5 47 0,66 52 0,22 180 22

(38; 45)~ + (46; 52)++ (0,65; 0,68)+ (50; 54)+ (0,20; 0,24)+ (172; 218)+ (20; 28)+

Профиль V

70 72 0,61 65 0,16 363 34

Девушки (60; 71)+ (64; 72)++ (0,55; 0,66)+ (58; 74)+ (0,13; 0,17)+ (350; 400)++ (30; 40)+

(п=9) 62 58 0,66 74 0,21 305 26

(58; 67)~ (50; 60)~ + (0,59; 0,68Г (64; 76Г+ (0,18; 0,21Г (285; 315Г (23; 32)~

Примечание. Расположение значений в столбце - перед экзаменом / после экзамена; (*;Л) - различия между показателями статистически значимы при р<0,05;

- при р<0,01; (*) - различия между показателями юношей и девушек в исследуемый период; (+) - различия с исходным уровнем в начале обучения; (Л) - различия с показателем перед экзаменом.

Заключение

Проведённое нами обследование студентов первого курса в начале обучения в медицинском вузе в неблагоприятных условиях Среднего Приобья позволило выявить пять различных профилей ФМА по доминированию моторных, сенсорных и психических зон коры. Установлено преобладание лиц с доминированием левого полушария (59%). Студенты со смешанным профилем и учащиеся с правополушарным доминированием составили 37% и 4%, соответственно. Обнаружено, что у студентов с односторонним доминированием левого или правого полушарий начальный период обучения в вузе сопряжён с высокой «физиологической ценой» адаптации, существенно возрастающей на фоне экзаменационного стресса. Полученные данные, согласуются с мнением ряда авторов [1, 4], считающих, что значительная активация головного мозга, наблюдаемая при одностороннем полушарном доминировании, может неблагоприятно сказываться в стрессовых ситуациях и сопровождаться максимальной «ценой» адаптации у представителей таких типов латеральной организации мозга. Поэтому данные профили ФМА могут рассматриваться, как прогностически неблагоприятные для поддержания оптимальных адаптивных возможностей организма в процессе обучения в ги-покомфортных условиях Среднего Приобья. Нами показано, что наиболее благоприятным для психоэмоционального состояния и оптимальной регуляции сердечно-сосудистой системы у обследуемых студентов, как в начале обучения, так и на фоне экзаменационного стресса, является тип ИПА характеризующийся доминированием левых моторных, правых сенсорных зон и неопределенностью психических асимметрий-симметрий (тип II ИПА). Адаптация к учебной деятельности у студентов с другими смешанными профилями (профили III и IV), протекает на фоне более выраженного психоэмоционального и напряжения регуляторных систем. Однако, несмотря на большую «физиологическую стоимость» процесса обучения, по сравнению с учащимися, имевших иные смешанные профили ФМА (II тип ИПА), степень и выраженность психоэмоционального и напряжения регуляторных систем организма у них ниже, чем у студентов с односторонним полушарным доминированием (I и V типы ИПА).

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье [Текст] / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенёва. - М. : Изд-во РУДН, 2006. -284 с.

2. Гаранян, Н.Г. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов [Текст] / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Я.Г. Евдокимова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2007. - Т. 17. -№ 2. - С. 38-42.

3. Карпенко, Ю.Д. Особенности функционального состояния организма студентов в условиях экзаменационного стресса [Текст] / Ю.Д. Карпенко // Гигиена и санитария. - 2010. - № 1. - С. 78-79.

4. Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность [Текст] / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - СПб. : Питер, 2005. - 368 с.

5. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения [Текст] / В.М. Михайлов. - Иваново : Ивановск. гос. мед. акад., 2002. -290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.