Научная статья на тему 'Психовегетативные реакции студентов с разными типами индивидуального профиля асимметрии мозга'

Психовегетативные реакции студентов с разными типами индивидуального профиля асимметрии мозга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ТРЕВОЖНОСТЬ / РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / STUDENTS / FUNCTIONAL HEMISPHERIC ASYMMETRY OF BRAIN / UNEASINESS / REGULATION OF CARDIAC RHYTHM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поборский Александр Николаевич

Выявлено 5 типов индивидуального профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга у студентов. Установлено преобладание лиц с доминированием левого полушария — 59 % из общего числа обследуемых. Студенты со смешанным профилем и учащиеся с правополушарным доминированием составили 37 и 4 % соответственно. Среди девушек выявлено большее число лиц с односторонним, а среди юношей — со смешанным профилем. Оценка уровня личностной и реактивной тревожности (по шкале самооценки Ч. Д. Спилбергера) и характера вегетативной регуляции сердечного ритма по методу Р. М. Баевского показала разнородность ответных реакций организма на начало обучения в вузе. Выявленная статистически значимая разная степень напряжения регуляторных механизмов и особенности уровня тревожности у лиц с разным сочетанием моторных, сенсорных и психических асимметрий продемонстрировали наличие исходно неодинаковых адаптационных возможностей организма студентов первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поборский Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOVEGETATIVE REACTIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF INDIVIDUAL PROFILE OF ASYMMETRY OF BRAIN

5 types of individual profile of functional hemispheric asymmetry of brain at students are revealed. Prevalence of persons with dominance of the left hemisphere is 59% from total number surveyed is established. Students with admixed profile and pupils with dextrocerebral dominance made 37 and 4%. Among girls the larger number of persons with unilateral, and among young men — with the admixed profile is revealed. The assessment of level of personal and reactive uneasiness (on a scale of self-rating of C.D. Spilberger) and character of vegetative regulation of cardiac rhythm according to R. M. Bayevsky method showed heterogeneity of body responses for the training beginning at higher education institution. Revealed statistically significant different degree of a strain of regulatory mechanisms and feature of uneasiness level at persons with different combination of motor, sensory and mental asymmetries showed existence of initially unequal adaptic opportunities of an organism of first-year students.

Текст научной работы на тему «Психовегетативные реакции студентов с разными типами индивидуального профиля асимметрии мозга»

№ 4 - 2013 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 612.821.88:5+2.726-057.875

ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ АСИММЕТРИИ МОЗГА

А. Н. Поборский

ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры» (г. Сургут)

Выявлено 5 типов индивидуального профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга у студентов. Установлено преобладание лиц с доминированием левого полушария — 59 % из общего числа обследуемых. Студенты со смешанным профилем и учащиеся с правополушарным доминированием составили 37 и 4 % соответственно. Среди девушек выявлено большее число лиц с односторонним, а среди юношей — со смешанным профилем. Оценка уровня личностной и реактивной тревожности (по шкале самооценки Ч. Д. Спилбергера) и характера вегетативной регуляции сердечного ритма по методу Р. М. Баевского показала разнородность ответных реакций организма на начало обучения в вузе. Выявленная статистически значимая разная степень напряжения регуляторных механизмов и особенности уровня тревожности у лиц с разным сочетанием моторных, сенсорных и психических асимметрий продемонстрировали наличие исходно неодинаковых адаптационных возможностей организма студентов первого курса.

Ключевые слова: студенты, функциональная межполушарная асимметрия мозга, тревожность, регуляция сердечного ритма.

Поборский Александр Николаевич — доктор медицинских наук, профессор кафедры физиологии медицинского института ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», рабочий телефон: 8 (3462) 76-30-62, e-mail: poborsky@mail.ru

Введение. Как известно, одним из важных прогностических признаков индивидуальности личности считается характер взаимодействия полушарий головного мозга. Особенности функциональной межполушарной асимметрии мозга (ФМА) определяют адаптационные свойства личности, устойчивость организма к утомлению, психоэмоциональный фон поведения человека в различных ситуациях, нюансы вегетативной регуляции индивида, способность к определенному роду умственной деятельности и отражают доминирующий способ её организации [6, 8]. В силу этого можно предположить, что психовегетативное обеспечение и цена деятельности у представителей, имеющих разные профили ФМА, будут различны. В то же время известно, что во многом именно от исходных функциональных возможностей организма будут зависеть эффективность начального периода адаптации к обучению и общий результат приспособления [3, 5].

Целью работы явилось исследование особенностей психовегетативных реакций студентов — жителей Среднего Приобья с различными типами индивидуального профиля межполушарной асимметрии мозга в начале обучения.

Материал и методы. Проведено сплошное единовременное обследование 219-ти студентов в возрасте 17-18 лет, начинающих обучение на первом курсе лечебного факультета медицинского института Сургутского государственного университета ХМАО-Югры. Обследование студентов проводилось неинвазивными методами в рамках программы «Здоровье участников образовательного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» и соответствовало этическим нормам Хельсинкской декларации (2000). Все включённые в работу учащиеся проживали на территории ХМАО 7 лет и более, не имели жалоб на состояние здоровья в период проведения обследования и дали информированное согласие на участие в исследовании. Критерием исключения была болезнь студента в период обследования. Для диагностики индивидуальных особенностей ФМА использовали АПК «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия).

По итогам обследования, исходя из полученных данных по всем тестам, проводили расчет коэффициентов моторной, сенсорной и психической асимметрий мозга [6]. Исходя из того, что каждому конкретному человеку присущ индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) — определенное сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий-симметрий [6, 8], в нашей работе актуальным было не только определение, но и учет их индивидуальных соотношений у каждого обследуемого студента. У представителей с разными типами ИПА определяли уровень личностной (ЛТ) и реактивной тревожности (РТ) по шкале самооценки Ч. Д. Спилбергера, адаптированной Ю. Л. Ханиным [7]; оценивали особенности вегетативного тонуса, рассчитывая вегетативный индекс Кердо (ВИК) [2] и определяя характер вегетативной регуляции сердечного ритма по методу Р. М. Баевского при помощи автоматизированного кардиокомплекса «КАД-03» («ДНК, Ltd», г. Тверь) с расчетом параметров кардиоинтервалограммы — моды (Мо), амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (АХ), индекса напряжения (ИН) [1, 2].

Статистическая обработка полученных результатов выполнялась с помощью пакета компьютерных программ Statistica 6.0 для Windows. Оценка типа распределения данных проводилась с помощью критерия Шапиро-Уилка и показала, что оно не соответствовало нормальному. В связи с этим сравнение двух независимых выборок проводили с использованием U-критерия Манна-Уитни, при сравнении более двух групп использовали критерий Крускала-Уоллиса.

Результаты исследования и обсуждение. Анализ распределения соотношений коэффициентов моторной, сенсорной и психической асимметрий-симметрий среди обследуемых учащихся позволил выделить 5 профилей ФМА.

Профиль «I» — коэффициенты моторной, сенсорной и психической асимметрий находились в интервале от 0,1 до 1,0 (доминирование левого полушария в организации моторной, сенсорной и психических функций). Такой тип распределения асимметрий был у 42 % юношей и 65 % девушек.

Профиль «II» — коэффициент моторной асимметрии находился в интервале от 0,1 до 1,0; коэффициент сенсорной асимметрии от —1,0 до —0,1 и коэффициент психической асимметрии в диапазоне от —0,1 до 0,1 (доминирование левых моторных, преобладание правых сенсорных зон коры головного мозга и неопределенность психических

асимметрий). Подобное соотношение определяемых параметров было характерно для 34 % юношей и 14 % девушек.

Профиль «Ш» — коэффициенты моторной и психической асимметрий в диапазоне от 0,1 до 1,0; коэффициент сенсорной асимметрии от —0,1 до 0,1 (доминирование левых моторных, неопределенность сенсорных зон коры и доминирование левого полушария при определении психических асимметрий). Выявленный тип ИПА встречался у 24 % обследованных юношей и 10 % девушек.

Профиль «IV» — коэффициенты моторной и психической асимметрий от —1,0 до —0,1; коэффициент сенсорной асимметрии от 0,1 до 1,0 (доминирование правых моторных, левых сенсорных зон коры и активности правого полушария при определении психических асимметрий). Выделенный тип ИПА обнаруживался у 6 % девушек-студенток.

Профиль «V» — коэффициенты моторной, сенсорной и психической асимметрий в интервале от —1,0 до —0,1 (доминирование правого полушария в организации моторных, сенсорных и психических функций). Данный профиль был характерен для 5 % обследованных девушек.

Анализ параметров тревожности и показателей вариабельности сердечного ритма, полученных в рассматриваемый период, позволил обнаружить у обследуемых с различными типами ИПА ряд особенностей в выраженности и характере отмечаемых ответных реакций организма студентов. Было показано, что у всех юношей и девушек с I типом ИПА обнаруживался высокий уровень ЛТ и низкий РТ, у них отмечалась исходная симпатикотония (см. табл.). На наличие симпатикотонического типа регуляции указывали низкие значения Мо, DХ и высокие показатели АМо, ИН (см. табл.). Величина ИН — интегрального показателя, отражающего степень напряжения центральных регуляторных механизмов сердечного ритма [1, 2], у обследуемых студентов выходила за условные границы оптимума [4] (см. табл.). Исходно высокая симпатическая активность в этих случаях выражалась и в положительной величине ВИК (см. табл.). Следует отметить, несмотря на то, что значения регистрируемых характеристик сердечного ритма у юношей с профилем «I» не превышали границ соответствующих симпатикотоническому типу регуляции [4], их величины (прежде всего АМо, ИН) в данном случае свидетельствовали о наличии более выраженного напряжения регуляторных систем по сравнению с девушками (см. табл.).

Значения медиан, верхних и нижних квартилей для показателей уровня тревожности и вегетативной регуляции у студентов первого курса с разными индивидуальными

профилями асимметрии в начале обучения

Обследуемые ЛТ, балл РТ, балл Показатели вегетативной регуляции

Мо, с АМо, % АХ, с ИН, у.е. ВИК, %

Профиль I

Юноши (п = 23) 52 (48; 55) 25 (24; 28) 0,65 (0,60; 0,68) 52 (45; 60) 0,20 (0,18; 0,22) 205 (180; 223) 24 (21; 27)

Девушки (п = 106) 45 (45; 54)* 23 (22; 28) 0,68 (0,63; 0,70) 44 (40; 45)* 0,20 (0,17; 0,21) 170 (150; 182)* 20 (15; 27)

Профиль II

Юноши 40 23 0,75 33 0,35 69 13

(п = 19) (36; 42) (22; 26) (0,70; 0,78) (30; 38) (0,30; 0,36) (63; 90) (8; 15)

Девушки (п = 23) 32 (30; 38)* 22 (22; 28) 0,76 (0,72; 0,80) 35 (30; 41) 0,34 (0,29; 0,36) 72 (60; 87) 11 (7; 17)

Профиль III

Юноши (п = 13) 43 (42; 46) 23 (23; 26) 0,71 (0,62; 0,73) 41 (31; 45) 0,22 (0,20; 0,24) 140 (130; 168) 18 (14; 22)

Девушки (п = 16) 38 (35; 42) 25,5 (23; 29) 0,69 (0,64; 0,73) 42 (36; 48) 0,21 (0,18; 0,23) 150 (130; 176) 18 (15; 23)

Профиль IV

Девушки (п = 10) 33 (30; 38) 22,5 (20; 28) 0,70 (0,64; 0,72) 42 (36; 44) 0,26 (0,22; 0,28) 116 (102; 140) 15 (11; 21)

Профиль V

Девушки (п = 9) 54 (50; 55) 40 (40; 44) 0,64 (0,60; 0,68) 55 (48; 56) 0,19 (0,15; 0,19) 233 (220; 282) 24 (20; 29)

Примечание: * — различия между показателями юношей и девушек статистически значимы при р < 0,05

У студентов с профилем «II» обнаруживался средний уровень ЛТ и низкий РТ, а параметры вегетативной регуляции деятельности сердца указывали на наличие эйтонии (см. табл.). Последнее проявлялось оптимальным соотношением активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы и центральных механизмов управления сердечным ритмом с некоторым преобладанием симпатических влияний, что отражалось в положительных значениях ВИК (см. табл.). Величина ИН (см. табл.) находилась в границе значений оптимального диапазона [4]. Статистически значимых различий между анализируемыми параметрами юношей и девушек не наблюдалось (табл.).

Первокурсники с III типом ИПА, имели умеренный уровень ЛТ и низкий РТ (см. табл.). Для них был характерен симпатикотонический тип регуляции, что подтверждали низкие значения Мо, DХ и высокие показатели АМо, ИН (см. табл.). Величина ИН у обследуемых студентов выходила за условные границы оптимального диапазона [4] (см. табл.). Исходно высокая симпатическая активность в этом случае выражалась и в положительной величине ВИК (см. табл.). Однако выраженность симпатических влияний в данной группе была меньшей по сравнению с ситуацией, описанной у студентов с профилем «I» (см. табл.). Прежде всего различия были существенны между юношами (более высокая величина Мо (р = 2,0210) и сниженные относительно параметров студентов с профилем «I» значения АМо (р = 3,0902), ИН (р = 2,8070) и ВИК (р = 2,2150)). Половых различий психовегетативных параметров обследуемых с таким профилем ФМА обнаружено не было (см. табл.).

Обследуемые с IV типом ИПА имели средний уровень ЛТ и низкий РТ (см. табл.). У студенток, имевших такой профиль ФМА, отмечалось состояние эйтонии, указывающее на сбалансированность регуляторных систем (табл.). Однако по сравнению со студентками с профилем «II», которые имели подобный тип регуляции, для них характерны более низкие значения Мо (р = 2,4570), АХ (р = 2,3263) и высокие — АМо (р = 2,0400), ИН (р = 2,8070) (см. табл.).Обследуемые этой группы имели показатели ИН, находившиеся на верхней границе, определяющей переход эйтонии в состояние симпатикотонии [4] (см. табл.). Существенный вклад в регуляцию деятельности сердца симпатических влияний подтверждали и высокие величины ВИК (см. табл.).

Для учащихся первого курса с односторонним правополушарным доминированием (профиль «V») в описываемый период было характерно наличие высокого уровня ЛТ и умеренного РТ (см. табл.). Низкие значения Мо, АХ и высокие АМо, ИН и ВИК свидетельствовали о наличии состояния симпатикотонии (см. табл.). Значение ИН в данном случае превышало таковые у обследуемых студенток с иными профилями ФМА (рьу = 2,3263; рп.у = 3,0380; рш.у = 2,5000; рту.у = 2,5670) (см. табл.), что указывало на более выраженное напряжение регуляторных систем.

Выводы

1. У студентов, начинающих обучение в вузе, выявлено 5 типов индивидуального профиля ФМА мозга по сочетанию доминирования моторных, сенсорных и психических признаков асимметрий. Установлено преобладание лиц с доминированием левого полушария (профиль «I») — 59 % из общего числа обследуемых. Студенты со смешанным профилем (тип «II», «III», «IV») и учащиеся с правополушарным доминированием (тип «V») составили 37 и 4 % соответственно.

2. Среди девушек выявлено большее число лиц с односторонним, а среди юношей — со смешанным профилем ФМА.

3. У обследуемых с разными типами ИПА выявлена разнородность ответных реакций организма на начало обучения в вузе, проявившаяся в различных изменениях психовегетативных параметров. Выявленная разная степень напряжения регуляторных механизмов, особенности уровня тревожности у лиц с разным сочетанием моторных, сенсорных и психических асимметрий демонстрируют наличие исходно неодинаковых адаптационных возможностей организма студентов первого курса.

Список литературы

1. Баевский Р. М. Вариабельность сердечного ритма : теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. — 2001. — № 3. — С. 108-127.

2. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / А. М. Вейн [и др.]. — М. : Медицинское информационное агентство, 2000. — 752 с.

3. Кожевникова Н. Г. Гигиенические аспекты адаптации студентов к условиям современного образовательного процесса / Н. Г. Кожевникова // Мед. помощь. —

2009. — № 2. — С. 51-53.

4. Ноздрачев А. Д. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы / А. Д. Ноздрачев, Ю. В. Щербатых // Физиология человека. — 2001. — Т. 27, № 6. — С. 95-101.

5. Поборский А. Н. Функциональные возможности организма студентов, начинающих обучение в неблагоприятных климатогеографических условиях среды / А. Н. Поборский, М. А. Юрина, В. С. Павловская // Экология человека. —

2010. — № 12. — С. 27-31.

6. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / В. Ф. Фокин [и др.]. — М. : Научный мир, 2009. — 836 с.

7. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. — Л. : ЛНИИФК, 1976. — 40 с.

8. Хомская Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — СПб. : Питер, 2005. — 496 с.

PSYCHOVEGETATIVE REACTIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF INDIVIDUAL PROFILE OF ASYMMETRY OF BRAIN

A. N. Poborsky

SBEIHPE «Surgut State University of KMAD — Yugra» (Surgut c.)

5 types of individual profile of functional hemispheric asymmetry of brain at students are revealed. Prevalence of persons with dominance of the left hemisphere is 59% from total number surveyed is established. Students with admixed profile and pupils with dextrocerebral dominance made 37 and 4%. Among girls the larger number of persons with unilateral, and among young men — with the admixed profile is revealed. The assessment of level of personal and reactive uneasiness (on a scale of self-rating of C.D. Spilberger) and character of vegetative regulation of cardiac rhythm according to R. M. Bayevsky method showed heterogeneity of body responses for the training beginning at higher education institution. Revealed statistically significant different degree of a strain of regulatory mechanisms and feature of uneasiness level at persons with different combination of motor, sensory and mental asymmetries showed existence of initially unequal adaptic opportunities of an organism of first-year students.

Keywords: students, functional hemispheric asymmetry of brain, uneasiness, regulation of cardiac rhythm.

About authors:

Poborsky Alexander Nikolaevich — doctor of medical sciences, professor of physiology chair of medical institute at SBEI HPE «Surgut State University of KMAD — Yugra», office phone: 8 (3462) 76-30-62, e-mail: poborsky@mail.ru

List of the Literature:

1. Bayevsky R. M. Variability of cardiac rhythm: theoretical aspects and possibilities of clinical application / R. M Bayevsky, G. G. Ivanov // Ultrasonic and functional diagnostics. — 2001. — № 3. — P. 108-127.

2. Vegetative disorders: clinic, treatment, diagnostics / A. M. Vayne [etc.]. — M: Medical news agency, 2000. — 752 P.

3. Kozhevnikova N. G. Hygienic aspects of adaptation of students to conditions of modern educational process / N. G. Kozhevnikova // Medical help. — 2009. — № 2. — P. 51-53.

4. Nozdrachev A. D. Modern ways of assessment of functional condition of autonomous (vegetative) nervous system / A. D. Nozdrachev, Y. V. Shcherbatykh // Human physiology. — 2001. — V. 27, № 6. — P. 95-101.

5. Poborsky A. N. Functionality of organism of students who begin training in adverse climatogeographical environmental conditions / A. N. Poborsky, M. A. Yurina, V. S. Pavlovskaya // Human bionomics. — 2010 . — № 12. — P. 27-31.

6. Guidance on functional hemispheric asymmetry / V. F. Phokin [etc.]. — M: Scientific world, 2009. — 836 P.

7. Khanin Y. L. The short guidance to application of a scale of reactive and personal uneasiness of C. D. Spilberger / Y. L. Khanin. — L. : LSRIFC, 1976. — 40 P.

8. Homskaya E. D. Neuropsychology / E. D. Homskaya. — SPb.: St. Petersburg, 2005. — 496 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.