Научная статья на тему 'Особенности гемодинамики у студенток с наследственной отягощенностью по артериальной гипертензии в условиях экзаменационного стресса'

Особенности гемодинамики у студенток с наследственной отягощенностью по артериальной гипертензии в условиях экзаменационного стресса Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
179
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ГЕМОДИНАМИКА / НАСЛЕДСТВЕННАЯ ОТЯГОЩЕННОСТЬ / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / STUDENTS / HEMODYNAMICS / EXAMINATION STRESS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Першина Татьяна Анатольевна, Спицин Анатолий Павлович

Исследовали функциональное состояние организма студенток на основе изменений показателей центральной гемодинамики непосредственно во время сдачи экзамена в зависимости от наследственной отягощенности по артериальной гипертензии (АГ). Выявили значительную вариабельность характера реакции системной гемодинамики в зависимости как от этапа экзамена (подготовка, ответ по билету, после сдачи экзамена) и типа доминирования отдела вегетативной нервной системы, так и от наследственной отягощенности по АГ. Установили, что изменения показателей гемодинамики у студенток с наследственной отягощенностью по АГ более выражены и продолжительны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Першина Татьяна Анатольевна, Спицин Анатолий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of hemodynamics in junior students with a hereditary history of arterial hypertension during examination stresses

The functional state of the students was investigated on the basis of changes in central hemodynamic indices immediately during exams, in dependence on family history of hypertension. The significant variation in the character of the response of systemic hemodynamics, as depending on the stage of examination (preparation, answering the ticket, and after the exam), the dominance of the type of the autonomic nervous system, and the family history of hypertension has been revealed. These changes in hemodynamics in students with family history of hypertension were established to be more pronounced and prolonged.

Текст научной работы на тему «Особенности гемодинамики у студенток с наследственной отягощенностью по артериальной гипертензии в условиях экзаменационного стресса»

[гиена и санитария 3/2013

TRPM8 с чувствительностью человека к холоду и ментолу. Физиология человека. 2011; 2: 71—6.

4. Колоколов Г.Р., Герасима Е.В., Ананьев О.Л., Шашлова С.Ю., Шилов В.Н., Ананьева О.В., Полянина А.Ю. Анализы. Полный справочник. М.: Эксмо; 2008.

5. Кривова Н.А., Чанчаева Е.А. Антиоксидантная активность плазмы крови у аборигенов низкогорья и среднегорья южного Алтая. Физиология человека. 2011; 2: 60-5.

6. Крючкова Е. Н. Возрастные особенности формирования адаптационных процессов у детей Крайнего Севера. Здравоохранение Российской Федерации. 2011; 2: 34-41.

7. Обут Т.А., Сарыг С.К., Овсюкова М.В., Дементьева Т.Ю., Обут Е.Т., Эрдыниева Т.А. Влияние дигидроэпиандростерон-сульфата на уровень альдостерона при холодовом воздействии. Российский физиологический журнал. 2011; 2: 214—7.

8. Потолицына Н.Н., Бойко Е.Р., Орр П. Показатели липидного обмена и их взаимосвязь с обеспеченностью организма витамином D у жителей Севера. Физиология человека. 2011; 2: 66—70.

9. Низамов И.Г., Зиятдинов К.Ш., Садакова Т.И., Прокопьев В.П., Калистратов В.А. Вопросы последипломного обучения и аттестации руководителей здравоохранения (законодательные, нормативно-правовые и учебно-методические аспекты). М.: МЕДпресс-информ; 2010.

References

1. Gribanov A.V., Volokitina T.V. Health and functional development of school students in the European North of Russia . Vestnik natsional’nogo komiteta "Intellektual’nye resursy Rossii". 2006; 4: 71—5 (in Russian).

2. Kapitanov T. V Propaedeutics of children’s diseases with care of the child. M.: Medpress-inform; 2006 (in Russian).

3. Kozyreva T.V., Tkachenko E.Ya., Potapova T.A., Romashchenko A.G., Voevoda M.I. Communication of odnonukleotidny polymorphism of rsll562975 of a gene of the thermosensitive ionic channel TRPM8 with sensitivity of the person to cold and menthol. Fiziologiya cheloveka. 2oll; 2 (37): 71—6 (in Russian).

4. Kolokolov G.R., Gerasina E.V., Anan’ev O.L., Shashlova S.Yu., Shilov V.N., Anan’eva O.V., PolyaninaA.Yu. Analysis . Full directory. M.: Eksmo; 2008 (in Russian).

5. Krivova N.A., Chanchaeva E.A. Antioxidant activity of plasma of blood at natives of a low and middle mountains of Southern Altai. Fiziologiya cheloveka. 2011; 2 (37): 60—5 (in Russian).

6. Kryuchkova E.N. Age features of formation of adaptation processes at children of Far North. Zdravookhranenie RF. 2011; 2: 34—4l (in Russian).

7. Obut T.A., Saryg S.K., OvsyukovaM.V., Dement’eva T.Yu., Obut E.T., Erdynieva T.A. Influence of dehydroepiandrosterone sulfate on level aldosterone at cold influence. Rossiyskiy fiziologiches-kiy zhurnal. 2011; 2 (97): 214—7 (in Russian).

8. Potolitsyna N.N., Boyko E.R., Orr P. Indicators of a lipidic exchange and their interrelation with security of an organism with vitamin D at inhabitants of the North. Fiziologiya cheloveka. 2011; 2 (37): 66—70 (in Russian).

9. Nizamov I.G., Ziyatdinov K.Sh, Sadakova T.I., Prokop’ev V.P., Ka-listratov V.A. Questions of postgraduate training and certification of health care leaders (legislative, regulatory, educational and methodological aspects). M.: MED-pressinform; 2010 (in Russian).

Поступила 3l.0l.l2

© ТА. ПЕРШИНА, А.П. СПИЦИН, 2013 УДК 613.863-057.875

Т.А. Першина, А.П. Спицин

ОСОБЕННОСТИ ГЕМОДИНАМИКИ У СТУДЕНТОК С НАСЛЕДСТВЕННОЙ

отягощенностью по артериальной гипертензии в условиях экзаменационного стресса

ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздрава России, 610027, г. Киров

Исследовали функциональное состояние организма студенток на основе изменений показателей центральной гемодинамики непосредственно во время сдачи экзамена в зависимости от наследственной отягощенности по артериальной гипертензии (АГ). Выявили значительную вариабельность характера реакции системной гемодинамики в зависимости как от этапа экзамена (подготовка, ответ по билету, после сдачи экзамена) и типа доминирования отдела вегетативной нервной системы, так и от наследственной отягощенности по АГ. Установили, что изменения показателей гемодинамики у студенток с наследственной отягощенностью по АГ более выражены и продолжительны.

Ключевые слова: : студенты; гемодинамика; наследственная отягощенность; экзаменационный стресс

T.A. Pershina, A.P. Spitsin - PECULIARITIES OF HEMODYNAMICS IN JUNIOR STUDENTS WITH A HEREDITARY HISTORY OF ARTERIAL HYPERTENSION DURING EXAMINATION STRESSES

Kirov State Medical Academy, Kirov, Russian Federation, 610027

The functional state of the students was investigated on the basis of changes in central hemodynamic indices immediately during exams, in dependence on family history of hypertension. The significant variation in the character of the response of systemic hemodynamics, as depending on the stage of examination (preparation, answering the ticket, and after the exam), the dominance of the type of the autonomic nervous system, and the family history of hypertension has been revealed. These changes in hemodynamics in students with family history of hypertension were established to be more pronounced and prolonged.

Key words: students, hemodynamics, examination stress.

для корреспонденции: Першина Т.А. ([email protected]).

80

В настоящее время одним из ведущих факторов, вызывающих нарушение здоровья человека, является психоэмоциональный стресс. Проблема психоэмоционального стресса особенно актуальна для высшей школы и прежде всего в начальный период учебы в вузе [1, 2]. Переход от школьного обучения к вузовскому у ставших первокурсниками юношей и девушек сопровождается ломкой сложившегося стереотипа обучения, формированием новых форм в условиях повышенной психоэмоциональной нагрузки, которая достигает максимума в период экзаменационной сессии [1—5]. Эмоциональное напряжение, развивающееся в период сессии, с одной стороны, вызвано социальными мотивами (удачно сдать экзамены и продолжить обучение в вузе, стремление сохранить или получать повышенную стипендию и т. д.); с другой стороны, ситуация экзамена предполагает исходную неопределенность и неуверенность в возможности получения прогнозируемой оценки и в самом факте сдачи экзамена. Все это наряду с отсутствием у студентов младших курсов опыта сдачи экзаменов в вузе и необходимостью освоения огромного учебного материала за короткий период, как правило ценой нарушения естественного физиологического режима, может стать значительным стрессорным фактором, влияющим на функциональное состояние организма студентов [6-8].

Многочисленные научные исследования показывают ведущую роль психоэмоционального стресса в развитии и значительном "омоложении" сердечно-сосудистых заболеваний [9]. Особую тревогу в связи с этим вызывает молодой возраст, который является наиболее критическим и трудным с точки зрения адаптации организма [10].

В настоящее время актуальным является изучение гендерно-возрастных особенностей развития и течения заболеваний сердечно-сосудистой системы [11, 12]. Эти различия выражаются не только в особенностях функционирования органов и систем, но и в течении и прогнозе сердечно-сосудистой патологии у мужчин и женщин [13, 14].

Поскольку универсальным индикатором адаптационно-приспособительных реакций организма является сердечно-сосудистая система [15, 16], для оценки эффективности адаптационных реакций мы проводили исследование влияния экзамена на кардиогемодинамические показатели организма студенток.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 155 практически здоровых студенток младших курсов. Все исследования выполнялись в первой половине дня. Никто из здоровых испытуемых не имел сердечно-сосудистых или других заболеваний. В исследуемую группу отбирали лиц с риском к повышению артериального давления - АД: артериальная гипертензия (АГ) у отца или матери, а также у бабушек или дедушек по отцовской или материнской линии. Наличие повышенного АД у отца или матери, а также у бабушки или дедушки по отцовской или материнской линии условно принимали за 1 балл у каждого. Контрольную группу составила 71 студентка без наследственной отягощенности по АГ. Предварительно всех испытуемых ознакомили с содержанием исследования и получили информированное согласие на него. Измеряли АД и частоту сердечных сокращений (ЧСС) в соответствии с рекомендациями экспертов Всероссийского научного общества кардиологов - ВНОК (2001). Рассчитывали пульсовое АД (ПАД, мм рт. ст.). Исследование ударного объема непрямым способом проводили по формуле Старра [17]. Гемо-

динамическую оценку аппарата системы кровообращения осуществляли по величине минутного объема крови (МОК, в л/мин): МОК = УОК • ЧСС, где УОК - ударный объем крови. Среднее гемодинамическое АД (СрГАД, в мм рт. ст.) определяли по формуле, приведенной в [18]. Индексированный показатель гемодинамики - сердечный индекс (СИ, в л/мин на 1 м2) рассчитывали по формуле: СИ = УИ • ЧСС, где УИ - ударный индекс (в мл/м2), рассчитываемый по формуле: УИ = УОК/ППТ [19], где ППТ - площадь абсолютной поверхности тела (в м2), которую определяли по формуле Дюбуа. Величину общего периферического сопротивления (ОПС) рассчитывали по формуле Пуазейля [20], величину удельного периферического сопротивления (УпС) - по формуле СрГАД/СИ [21]. В качестве критерия функционального состояния сердечно-сосудистой системы как показателя напряженности использовали двойное произведение (ДП, в уел. ед.): ДП = (ЧСС • САД)/100, где САД - систолическое АД [22]. Рассчитывали коэффициент выносливости (КВ, в уел. ед.) по формуле КВ = (ЧСС/ПАД) • 10 [23]. Рассчитывали также индекс напряжения миокарда, показатель внешней работы миокарда, критерий эффективности миокарда [24].

Фактические значения параметров гемодинамики сравнивали е должными. Большинство должных показателей гемодинамики вычисляют, исходя из базовой формулы должного минутного объема крови (в л/мин), предложенной Н.Н.Савицким, е учетом интенсивности обменных процессов [18]. Рассчитывали также вегетативный индекс Кердо [25]. Значения выше 5 свидетельствовали о преобладании симпатических влияний вегетативной нервной системы (ВНС) (еимпатикотония), значение ниже -5 - о преобладании парасимпатических влияний (ваготония), значения от -5 до +5 - о вегетативном равновесии (нормотония) [26]. Для оценки уровня функционирования системы кровообращения был использован адаптационный потенциал (АП, в уел. ед.) по Р.М. Баевскому и еоавт. [27].

Полученные результаты обрабатывали при помощи пакета программ Statistica 6.0. Осуществляли определение средней (М) и ошибки средней (т); результаты представлены в виде М ± m. Характер распределения оценивали при помощи критерия Колмогорова-Смирнова (п > 30). Для анализа малых выборок (до 30 наблюдений) применяли непараметрические методы статистической обработки данных. При нормальном распределении переменных для определения различий между двумя независимыми группами использовали непарный /-критерий Стьюдента, а при непараметрическом - критерий Вилкокеона-Манна-Уитни. Для выявления связи между исследуемыми показателями использовали методы корреляционного анализа для параметрических и непараметрических видов распределения - критерии Пирсона и Спирмена соответственно. Достоверными считали различия и корреляции при p < 0,05.

Результаты и обсуждение

Особенности показателей центральной гемодинамики у студенток младших курсов во время подготовки по билету. САД и ДАД были выше у студенток е наследственной отягощенноетью по АГ: 120 ± 1,37 мм рт. ет. против 134,8 ± 2,29 мм рт. ст. (р = 0,02) и 74,2 ± 2,36 мм рт. ет. против 83,08 ± 1,5 мм рт. ет. (р = 0,015) соответственно. Достоверные различия выявлены также по величине ЧСС, СрГАД, ДП и АП (табл. 1).

Исследование центральной гемодинамики в зависимости от доминирования отдела ВНС показало

81

[гиена и санитария 3/2013

Таблица 1

Показатели центральной гемодинамики у студенток II курса при подготовке по билету в зависимости от наследственной отягощенности по АГ (M ± т)

Показатель Здоровые студентки (п = 71) Студентки е предрасположенностью к АГ (п = 155) p

САД, мм рт. ст. 120 ± 4,11 134 ± 2,29 0,020

ДАД, мм рт. ст. 74 ± 2,3 83 ± 1,5 0,015

ЧСС в минуту 86 ± 4,1 94 ± 2,6 0,015

ДП, уел. ед. 103 ± 5,4 126 ± 4,2 0,0039

УОК, мл 67,9 ± 2,44 63,1 ± 2,12 0,28

МОК, мл 5791±264 5875±217 0,33

ПАД, мм рт. ет. 46 ± 2,0 51 ± 2,0 0,54

СрГАД, мм рт. ет. 89,6 ± 1,25 99,8 ± 1,47 0,0048

УИ, мл/м2 48 ± 1,3 44 ± 1,6 0,45

СИ, л/мин на 1 м2 4,1 ± 0,24 4,11 ± 0,17 0,34

УПС, дин • е • см"5/м2 22,54 ± 1,38 26,79 ± 1,94 0,43

АП, баллы 2,22 ± 0,065 2,67 ± 0,077 0,0093

Таблица 2

Показатели центральной гемодинамики при подготовке по билету у студенток II курса с наследственной отягощенностью по АГ в зависимости от доминирования отдела ВнС (M ± т)

Доминирование отдела ВНС p

Показатель симпатического (п = 112) парасимпатического (п = 43)

САД, мм рт. ет. 130,9 ± 2,41 141 ± 4,72 0,048

ДАД, мм рт. ет. 82 ± 1,6 85 ± 3,4 0,38

ЧСС в минуту 99 ± 2,5 79 ± 3,8 0,0005

ДП, уел. ед. 130 ± 4,5 113 ± 8,60 0,088

УОК, мл 63,0 ± 2,28 66,1 ± 3,46 0,90

МОК, мл 6207 ± 227 5223± 252 0,0081

ПАД, мм рт. ет. 49 ± 2 56 ± 4 0,13

СрГАД, мм рт. ет. 92,33 ± 1,49 104,8 ± 3,29 0,10

УИ, мл/м2 45 ± 1,8 43 ± 1,6 0,18

СИ, л/мин/м2 4,44 ± 0,18 3,36 ± 0,14 0,0008

УПС, дин • е • см-5/м2 24,54 ± 2,02 31,12 ± 0,94 0,013

АП, баллы 2,64 ± 0,12 2,67 ± 0,197 0,52

следующее. Средний показатель наследственной отягощенности по АГ у студенток с доминированием парасимпатического отдела ВНС составил 1,8 ± 0,3 балла, а симпатического - 2,1 ± 0,2 балла. Достоверные различия в зависимости от доминирования отдела ВНС выявлены по значениям САД, ЧСС, МОК, СИ, ОПС, УПС (табл. 2). Высокие значения САД, ЧСС, мОк, СИ, УИ зарегистрированы при доминировании симпатического отдела ВНС, а УПС - парасимпатического. Фактическая работа сердца превышала должные значения при доминировании симпатического отдела ВНС на 15%. Уровень САД у лиц с доминированием парасимпатического отдела ВНС отличался от должных значений на 21,34%, а ДАД - на 17,2%, симпатического отдела ВНС - на 14,3 и 15,12% соответственно. АП свидетельствовал о напряжении ме-

ханизмов регуляции сердечно-сосудистой системы и у тех и у других (см. табл. 2).

При доминировании парасимпатического отдела ВНС у студенток с наследственной отягощенностью по АГ в отличие от здоровых обнаружены достоверные связи ЧСС с САД (г = 0,71, p = 0,029), АДД (г = 0,83, p = 0,0067), СрГАД (г = 0,93, p = 0,00019), СИ (г = 0,73, p = 0,024); как и у здоровых, у них выявлены достоверные связи ЧСС с УпС.

При доминировании симпатического отдела ВНС у студенток с наследственной отягощенностью по АГ в отличие от здоровых обнаружены достоверные связи ЧСС с САД (г = 0,71, p = 0,029), ДАД (г = 0,83, p = 0,0067), СрГАД (г = 0,93, p = 0,00019), СИ (г = 0,73, p = 0,024); как и у здоровых, выявлены достоверные связи

чсс с упс.

Особенности показателей центральной гемодинамики у студенток младших курсов во время сдачи экзамена. В отличие от подготовки по билету во время сдачи экзамена у студенток исчезают различия показателей ДАД и чСс и появляются различия МОК, СИ, ПАД и УИ. Непосредственно во время сдачи экзамена МОК был достоверно больше у студенток с наследственной отягощенностью по АГ (6960 ± 1871 мл против 5170 ± 453 мл у практически здоровых студенток; р = 0,036). СИ, УИ и ПАД также были выше у студенток с наследственной отягощенностью по АГ (табл. 3). Увеличение МОК, УИ и СИ у студенток с наследственной отягощенностью по АГ связано с избыточной активацией симпатического отдела ВНС. На это указывают более высокие значения вегетативного индекса Кердо (ВИК), хотя они различаются недостоверно. Если у здоровых студенток фактические значения МОК отличались от должных значений всего на 3,08%, то у студенток с наследственной отягощенностью по АГ - на 42,22% (р = 0,034). Фактическая работа сердца также отличалась от должных значений соответственно на 5,2 и 44,32%. Значения САД также отличались от должных значений (на 5,6% у здоровых студенток и на 26,78% у студенток с наследственной отягощенностью по АГ; р = 0,00000). Выраженные различия отмечены и для значений АП (см. табл. 3).

Исследование центральной гемодинамики в зависимости от доминирования отдела ВНС непосредственно

Таблица 3

Показатели центральной гемодинамики при ответе по билету в зависимости от наследственной отягощенности по АГ (M ± т)

Показатель Здоровые студентки (п = 71) Студентки е предрасположенностью к АГ (п = 155) p

САД, мм рт. ет. 120 ± 3,78 142 ± 2,04 0,00001

ДАД, мм рт. ет. 83 ± 3,4 88 ± 1,8 0,22

ЧСС в минуту 90,7 ± 8,80 108 ± 4,77 0,14

ДП, уел. ед. 109 ± 10,6 155 ± 7,57 0,012

УОК, мл 58 ± 3,5 62,1 ± 3,50 0,14

МОК, мл 5170±2074 6730± 498 0,036

ПАД, мм рт. ет. 37,2 ± 3,6 56 ± 2,2 0,0011

СрГД, мм рт. ет. 95,2 ± 3,11 106 ± 1,61 0,0035

УИ, мл/м2 40 ± 1,7 44 ± 2,6 0,018

СИ, л/мин/м2 3,6 ± 0,30 4,71 ± 0,40 0,034

УПС, дин • е • см-5/м2 26,90 ± 1,77 32,6 ± 8,85 0,21

АП, баллы 2,3 ± 0,01 3,0 ± 0,1 0,0019

82

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели центральной гемодинамики при ответе по билету у студенток II курса с наследственной отягощенностью по АГ в зависимости от доминирования отдела ВнС (M ± т)

Доминирование отдела ВНС p

Показатель симпатического (п = 112) парасимпатического (п = 43)

САД, мм рт. ст. 145,9 ± 2,7 142 ± 2,7 0,63

ДАД, мм рт. ст. 90 ± 4,6 87 ± 1,8 0,45

ЧСС в минуту 82 ± 6,7 118 ± 3,3 0,0001

ДП, уел. ед. 118 ± 11 168 ± 6,60 0,0018

УОК, мл 63,0 ± 4,6 62,1 ± 4,46 0,95

МОК, мл 4922 ± 267 7350± 587 0,038

ПАД, мм рт. ет. 54 ± 3,97 55 ± 2,63 0,86

СрГД, мм рт. ет. 108 ± 3,63 105,8 ± 1,71 0,43

УИ, мл/м2 42 ± 2,2 44 ± 3,4 0,81

СИ, л/мин/м2 3,44 ± 0,18 5,26 ± 0,04 0,036

УПС, дин • е • ем"5/м2 32,24 ± 2,02 32,12 ± 11,94 0,99

АП, баллы 2,7 ± 0,12 3,1 ± 0,1 0,073

во время ответа по билету показало следующее. Достоверные различия в зависимости от доминирования отдела вНс выявлены для значений ЧСС, МОК, СИ, ДП (табл. 4). Непосредственно во время сдачи экзамена исчезли различия по таким показателям, как САД и УПС. Сохранились различия показателей ЧСС, МОК, СИ и ДП.

Анализ корреляционных связей ЧСС с отдельными показателями гемодинамики при доминировании у студенток парасимпатического отдела ВНС выявил следующие закономерности. В отличие от здоровых у студенток с наследственной отягощенностью по АГ не обнаружены достоверные связи ЧСС с САД, ДАД, МОК; как и у здоровых, выявлены достоверные связи

чсс с си, упс.

В отличие от парасимпатотоников при доминировании симпатического отдела ВНС у студенток с наследственной отягощенностью по АГ обнаружены достоверные связи ЧСС с МОК (г = 0,67, p = 0,0086), ВИК (г = 0,79, p = 0,00065), СИ (г = 0,57; p = 0.031); связи ЧСС с УПС оказались незначимыми.

Особенности показателей центральной гемодинамики у студенток после ответа по билету. Сравнительный анализ показателей центральной гемодинамики после сдачи экзамена у практически здоровых студенток и студенток с наследственной отягощенностью по АГ показал следующее (табл. 5). Выявлены достоверные различия показателей САД, ДАД, СрГАД. Должные значения САД у здоровых студенток различались на 4,86%, а у студенток с наследственной отягощенностью по АГ - на 15,16%. Также различались и должные значения ДАД (на 8,93 и 21% соответственно). Сохранялись выраженные различия и АП (2,3 ± 0,28 балла у здоровых студенток и 2,6 ± 0,32 балла у студенток с наследственной отягощенностью по АГ; р = 0,0074).

Исследование центральной гемодинамики у студенток, имеющих ближайших родственников с повышенным АД, после ответа по билету в зависимости от доминирования отдела ВНС показало следующее (табл. 6). В зависимости от типа ВНС выявлены достоверные различия показателей ЧСС, УОК, МОК, УИ, СИ, ДП, УПС. Вероятнее всего, раз-

Таблица 5

Показатели центральной гемодинамики после экзамена у студенток в зависимости от наследственной отягощенности по АГ (M ± т)

Показатель Здоровые студентки (п = 71) Студентки е наследственной предрасположенностью к АГ (п = 155) p

САД, мм рт. ет. 119 ± 5,01 131 ± 1,86 0,02

ДАД, мм рт. ет. 77 ± 2,28 85,9 ± 1,41 0,016

ЧСС в минуту 85 ± 3,9 91 ± 2,8 0,38

ДП, уел. ед. 102 ± 7,9 120 ± 4,57 0,112

УОК, мл 64 ± 3,3 60,1 ± 1,80 0,38

МОК, мл 5468 ± 457 5444 ± 233 0,042

ПАД, мм рт. ет. 42 ± 5,1 45 ± 1,9 0,52

СрГАД, мм рт. ет. 91,2 ± 2,47 101 ± 1,31 0,0041

УИ, мл/м2 48 ± 2,9 41 ± 1,5 0,097

СИ, л/мин/м2 4,1 ± 0,04 3,8 ± 0,02 0,49

УПС, дин • е • см-5/м2 23,75 ± 2,44 30,2 ± 2,25 0,23

АП, баллы 2,23 ± 0,01 2,60 ± 0,05 0,007

личия показателей УОК и МОКу студенток с доминированием симпатического отдела ВНС связаны с усилением работы сердца. На это указывают показатели ДП и фактической работы сердца. Кроме того, у студенток с доминированием симпатического отдела ВНС было значительно ниже УПС (23,0 ± 4,16 дин • с • см-5 против 39,08 ± 16,25 дин • с • см-5; р = 0,00015). На это также указывают и значения фактической работы сердца (6062 ± 1536 против 8619 ± 1596; р = 0,000027).

Анализ корреляционных связей ЧСС с отдельными показателями гемодинамики у студенток с доминированием парасимпатического отдела ВНС выявил следующие закономерности. В отличие от здоровых студенток у девушек с наследственной отягощенностью по АГ об-

Таблица 6

Показатели центральной гемодинамики после экзамена у студенток II курса с наследственной отягощенностью по АГ в зависимости от доминирования отдела ВнС (M ± т)

Доминирование отдела ВНС p

Показатель симпатического (п = 112) парасимпатического (п = 43)

САД, мм рт. ет. 131 ± 3,01 132 ± 2,32 0,74

ДАД, мм рт. ет. 88,8 ± 1,67 83,6 ± 2,01 0,068

ЧСС в минуту 79 ± 2,1 101 ± 3,4* 0,00001

ДП, уел. ед. 103 ± 4,11 134 ± 5,90* 0,0004

УОК, мл 55,0 ± 2,90 64,2 ± 2,0* 0,0199

МОК, мл 4308± 232 6352±219* 0,00000

ПАД, мм рт. ет. 42 ± 3,37 48 ± 2,23 0,099

СрГАД, мм рт. ет. 102,7 ± 1,68 99,7 ± 1,84 0,25

УИ, мл/м2 37 ± 2,3 45 ± 1,7* 0,013

СИ, л/мин/м2 2,90 ± 0,18 4,56 ± 0,2* 0,00005

УПС, дин • е • ем"5/м2 39,04 ± 3,93 23,12 ± 0,91* 0,00015

АП, баллы 2,53 ± 0,08 2,7 ± 0,07 0,23

83

[гиена и санитария 3/2013

наружены достоверные связи ЧСС с ДАД (г = 0,77, p = 0,0004), СрГАД (г = 0,73, p = 0,0013), но не было связи с УПС; как и у здоровых студенток, выявлены достоверные связи чСс с ВиК (г = 0,57, p = 0,02).

Анализ корреляционных связей ЧСС с отдельными показателями гемодинамики у девушек с доминированием симпатического отдела ВНС выявил следующие закономерности. В отличие от здоровых студенток у девушек с наследственной отягощенностью по АГ обнаружены достоверные связи ЧСС с ДАД (г = 0,64, p = 0,0022), УОК (г = -0,51, p = 0,02), СрГАД (г = 0,60, p = 0,0048), МОК (г = 0,57, p = 0,009), но не выявлено связи с УИ, УПС.

Заключение

Полученные данные свидетельствует о гиперреактивности сердечно-сосудистой системы у студенток с наследственной отягощенностью по АГ в условиях существующих учебных нагрузок. В процессе выраженной эмоциональной нагрузки у студенток с наследственной отягощенностью по АГ регистрируется достоверно больший подъем САД и ДАД по сравнению с показателями у здоровых девушек. У здоровых студенток преобладала нормальная реакция на экзаменационный стресс: САД на протяжении всего экзамена не превышало 130 мм рт. ст. Изменения центральной гемодинамики по-разному проявляются у девушек с разным типом вегетативной регуляции: они более выражены у студенток с ваготоническим типом регуляции. Выраженность изменений центральной гемодинамики у студенток в условиях экзаменационного стресса подчеркивает необходимость контроля АД у лиц молодого возраста, особенно с наследственной отягощенностью по АГ. Важно, что применение методики повторных измерений для выявления лиц с повышенным АД может значительно повысить точность прогнозирования повышения АД и далее на протяжении жизни.

Литер атур а

1. Агаджанян Н.А., Ушаков И.Б., Торшин В.И. и др. Экология человека. М.: КРУК; 1997.

2. Липовченко О.Г. Адаптация человека: некоторые аспекты изучения. В кн.: Актуальные проблемы адаптации человека: Межвузовский сборник научных трудов. Сургут: РИО СурГ-ПИ; 2001: 6.

3. Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов. Физиология человека. 2001; 27 (2): 104.

4. Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18-летнего возраста. Физиология человека. 2001; 27 (5): 60.

5. Казин Э.М., ИвановВ.И., ЛитвиноваН.А. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности. Физиология человека. 2002; 28 (3): 23.

6. Игнатова С.Н., Соловьева Н.В. Геоэкологические и физиологические подходы к оценке состояния здоровья студентов на Европейском Севере. Экология человека. 2002; 1: 34.

7. Кесватера Т.В., Рыбаков В.П. Адаптивные перестройки вегетативных функций у девушек в процессе их обучения на I курсе колледжа в условиях Европейского Севера (биоритмологический аспект). Экология человека. 1998; 2: 39.

8. Лимаренко А.П. Показатели физического развития студентов 17 лет педагогического университета северного региона. В кн.: Материалы 3-й Всероссийской конференции "Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни". Тюмень; 2005: 233.

9. ЕфимоваИ.В., БудыкоЕ.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов. Иркутск: Иркутский ун-т; 2003.

10. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Вестник МГУ Серия 14: Психология. 2000; 3: 4.

11. Николаева Е.Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Севера: Авто-реф. дис. ... канд. биол. наук. Якутск; 2006.

12. Соколов А.Я., Суханова И.В. Соматофизиологические показатели у студентов Северного международного университета. Экология человека. 2006; 1: 24.

13. Подзолков В.И., Можарова Л.Г., Хомицкая Ю.В. Артериальная гипертензия у женщин с климактерическим синдромом. Лечащий врач. 2005; 9: 18-24.

14. Прохорович Е.А., Ткачева О.Н., Адаменко А.Н. Особенности клинического течения и лечения артериальной гипертонии у женщин. Трудный пациент. 2006; 4 (8): 35-8.

15. Терещенко С.Н., Ускач Т.М., Косицина И.В., Джаиани Н.А. Особенности сердечно-сосудистых заболеваний и их лечения у женщин. Кардиология. 2005; 1: 98-104.

16. Глезер М.Г. Женское сердце. Consilium-provisorum. 2006; 4 (1): 21-6.

17. Starr I. Clinical test as simple method of estimating cardiac stroke volume from blood pressure and age. Circulation. 1954; 9 (5): 664-83.

18. Савицкий Н.Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики. Л.: Медицина; 1974.

19. Дуда И.В., Дуда В.И. Клиническое акушерство. М.: Медицина; 1997.

20. Аринчин В.Ф. Оценка функционального состояния сердца у детей в онтогенезе. Вопросы охраны материнства и детства. 1983; 2: 21.

21. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов н/Д: Феникс; 2000.

22. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность человека. Киев: Здоровье; 1986.

23. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: RETORIKA-А; 2001.

24. Агаджанян Н.А. Особенности адаптации сердечнососудистой системы юношеского организма. Физиология человека. 1997; 23 (1): 93-7.

25. Новожилов Г.Н., Давыдов О.В., Мазуров К.В. и др. Вегетативный индекс Кердо как показатель первичного приспособления к условиям жаркого климата. Военно-медицинский журнал. 1969; 8: 68.

26. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение. М.: МИА; 2000.

27. Баевский P.M., Берсенева А.П., Вакулин В.К. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе изменения адаптационного потенциала системы кровообращения. Здравоохранение Российской Федерации. 1987; 8: 6.

References (in Russian)

1. Agadzhanyan N.A., Ushakov I.B., Torshin VI. et al . Human ecology. Moscow: KRUK; 1997.

2. Lipovchenko O.G. Adaptation of the human being: some aspects of investigation, in the book "Urgent problems of adaptation of the human being: inter-higher school collection of scientific works: Surgut: Surgut State Pedagogical Institute; 2001: 6.

3. Yumatov Ye.A., Kuzmenko VA., Badikov VI. et al . Examination emotional stress in students. Fiziologiya Gieloveka, 2001; 27 (2): 104.

4. SitdikovF.G., ShaikheldislamovaM.V., ValeevI.R. Influence of educational load and working conditions on functional conditions of the sympatoadrenal system and indicators of regulation of heart rhythm in 17-18 year females. Fiziologiya Сheloveka. 2001; 27 (5); 60.

5. Kazin E.M., Ivanov V.I., Litvinova N.A. et al. Influence of phy-

84

chophysiological potentials on adaptation to educational activities. Fiziologiya Cheloveka, 2002; 28 (3): 23.

6. Ignatova S.N., Solovyova N.V. Geoecological and physiological approaches in evaluation and estimation of students’ health in the European North. Ekologiya Cheloveka. 2002; 1: 34.

7. Kesvatera T. V., Rybakov V.P. Adaptive reorganizations of vegetative functions in young females in the educational process in the first year of college in the conditions of the European North (biorhythmical aspect). Ekologiya Cheloveka. 1998; 2: 39.

8. Limarenko A.P. Physical development indicators of 17-year students of a pedagogical university in the northern region In the book "Materials of the Third National Conference" "Problems of health formation and healthy life style". Tyumen; 2005: 233.

9. Yefimova I.V., Budyko Ye.V., Prokhodovskaya R.F. Psychophysiological basis of students’health. Irkutsk: Irkutsk university; 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Leonova A.B. B. Basic approaches to investigations of professional stress. Bulletin of Moscow State University. Series 14: Psychology. 2000; 3: 4.

11. Nikolaeva Ye.N. Psychophysiological features of students’ adaptation during studies at a higher school in the conditions of the North: abstract of the thesis for candidate (PhD) of biological sciences. Yakutsk; 2006.

12. Sokolov A.Ya., Sukhanova I.V Somatophysiological indicators on students of Nothern International University. Ekologiya Cheloveka. 2006; 1: 24.

13. Podzolkov V.I., Mozharova L.G., Khomitskaya Yu.V Arterial hypertension in females of climax syndrome. Lechashchiy Vrach. 2005; 9: 18-24.

14. Prohorovich Ye.A., Tkacheva O.N., Adamenko A.N. Features of climax course and treatment for arterial hypertension in females Trudnyy Patsient. 2006. 2006; 4 (8): 35-8.

15. Tereshchenko S.N., Uskach T.M., Kositsina I.V., Dzhauani N.A. Features of cardiovascular diseases and treatment in females Kardiologiya. 2005; 1: 98-104.

16. Glazer M.G. Female heart. Consilium-provisorum. 2006; 4 (1): 21-6.

17. Starr I. Clinical test as simple method of estimating cardiac stroke volume from blood pressure and age. Circulation. 1954; 9 (5): 664-83.

18. Savitsky N.N. Biophysical basics of blood circulation and clinical methods of investigation of hemodynamics. Leningrad: Medicine; 1974.

19. Duda I.V., Duda VI. Clinical obstetrics. Moscow: Medicine; 1997.

20. Arinchin V.F. Evaluation and estimation of functional status of the heart in children in ontogenesis Voprosy Okhrany Materin-stva i Detstva. 1998; 2: 21.

21. Apanasenko G.L., Popova L.A. Medical valeology. Rostov on the Don: Feninx; 2000.

22. Pirogova Ye.A., Ivashchenko L.Ya., Strapko N.P. Influence of physical exercises on working abilities of the human being. Kiev: Health; 1986.

23. Dubrovskaya V.I. Healthy lifestyle. Moscow: RETORIKA-А; 2001.

24. Agadzanyan NA. Features of adaptation of the cardiovascular system of adolescents’ organisms. Fiziologiya Cheloveka. 1997; 23 (1): 93-7.

25. Novozhilov G.N., Davydov O.V., MazurovK.V Vegetative Kerdo index as an indicator of primary adaptation to the conditions of hot climate. Voenno-meditsinskiy Zhurnal. 1969; 8: 68.

26. Bein A.M. Vegetative disorders: clinical spects, diagnosis, treatment. Moscow; 2000.

27. Baevsky R.M., Beresneva A.P., Vakulin V.K. et al . Evaluation of effectiveness of prophylactic measures on the basis of changes of adaptation potential of the blood circulation system. Zdra-vookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 1987; 8: 6.

Поступила 08.02.12

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.865:78]-057.875

Э.С. Геворкян, С.М. Минасян, Э.Т Абраамян, Ц.И. Адамян

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

Ереванский государственный университет, 0025, Ереван, Армения

Методом вариационной пульсометрии РМ. Баевского исследовано влияние прослушивания классической музыки на интегральные показатели активности регуляторных механизмов ритма сердца студентов после учебной нагрузки. Регистрацию и анализ ЭКГ осуществляли с помощью системы MARS PC на базе операционной системы Windows и процессора на Pentium IVв трех экспериментальных ситуациях: до начала занятий (норма), после их окончания и после прослушивания музыки. Установлено два типа реагирования функциональных показателей студентов на учебную нагрузку: симпатический и парасимпатический. Выявлено, что после учебной нагрузки сеанс музыкотерапии приводит к сдвигу всех исследованных показателей ритма сердца в сторону исходных данных (норма), наиболее выраженному у студентов с симпатическим типом реагирования.

Ключевые слова: ритм сердца; индекс напряжения; музыкотерапия; учебная нагрузка; вариационная пульсометрия

E. S. Gevorkyan, S. M. Minasyan, E. T. Abraamyan, Ts. I. Adamyan — CORRECTING INFLUENCE OF MUSIC ON THE STUDENTS' FUNCTIONAL STATE

Yerevan State University, Yerevan, the Republic of Armenia, 0025

The influence of listening to classical music on integral indices of the activity of the regulatory mechanisms of the heart rhythm in students after teaching load was tested with the method of variational pulsometry accordingly to R.M. Baevsky procedure. Registration and analysis of ECG was realized on Pentium 4 in three experimental situations: before the start of lessons (norm), after lessons, after listening to the music. Two types of response of students ’functional state to the teaching load: sympathetic and parasympathetic have been established. After teaching load music therapy session was found to led to the shift of levels of all examined indices of heart rhythm toward the original data (norm), most expressed in students with a sympathetic response type.

Key words: heart rhythm, index of exertion, stress, music therapy, teaching load, the variation pulsometry Для корреспонденции: Геворкян Эмма Сергеевна (esgevorkyan@yandex . ru) .

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.