Научная статья на тему '«Звездою стану, становясь землей»: к 55-летию со дня рождения К. В. Васильева'

«Звездою стану, становясь землей»: к 55-летию со дня рождения К. В. Васильева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЗМ / СПИРАЛЕВИДНОЕ ВРЕМЯ / ПАМЯТЬ / ОППОЗИЦИЯ / СОНЕТ / SYMBOLISM / SPIRAL OF TIME / MEMORY / OPPOSITION / SONNET

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефимова Светлана Николаевна

К. Васильев поэт с необычной судьбой, продолживший традиции русского символизма. Его отличают приверженность к форме сонета и необычная поэтика оппозиций. Большую часть стихотворений К. Васильева можно прочитать как вариации базовых оппозиций и символических образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

'Will turn into a star, while turning into soil': Towards K.V. Va- siliev's 55th Anniversary

K. Vasiliev is a poet with an unusual fate who continued traditions of the Russian symbolism. His distinguishing characteristics are predilection for the form of a sonnet and unusual poetics of oppositions. Most of K. Vasiliev's poems can be read as variations of basic oppositions and symbolic images.

Текст научной работы на тему ««Звездою стану, становясь землей»: к 55-летию со дня рождения К. В. Васильева»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2010. № 1

С.Н. Ефимова

«ЗВЕЗДОЮ СТАНУ, СТАНОВЯСЬ ЗЕМЛЕЙ»: К 55-летию со дня рождения К.В. Васильева

К. Васильев - поэт с необычной судьбой, продолживший традиции русского символизма. Его отличают приверженность к форме сонета и необычная поэтика оппозиций. Большую часть стихотворений К. Васильева можно прочитать как вариации базовых оппозиций и символических образов.

Ключевые слова: символизм, спиралевидное время, память, оппозиция, сонет.

K. Vasiliev is a poet with an unusual fate who continued traditions of the Russian symbolism. His distinguishing characteristics are predilection for the form of a sonnet and unusual poetics of oppositions. Most of K. Vasiliev's poems can be read as variations of basic oppositions and symbolic images.

Key words: symbolism, spiral of time, memory, opposition, sonnet.

Я мужеством гражданским вас не тешил. Я проповедью не надоедал. Лапшу я только на уши вам вешал, хотя порою сам недоедал. И никогда не лез я в правдолюбцы, и никакой не воспевал прогресс, и никаких не делал революций, и в души ваши чистые не лез!1

К. Васильев

10 января 2010 г. исполнилось 55 лет со дня рождения Константина Владимировича Васильева (1955-2001). Рано ушедший из жизни, он стал едва ли не уникальной фигурой в истории русской поэзии. Необычна его судьба: поэт прожил почти всю жизнь одиноким отшельником вблизи Борисоглебского монастыря ХУ1-ХУ11 вв. под Ростовом Великим; с юности и до конца жизни посвящал стихи одной женщине, с которой когда-то был вместе две недели; был замечен и приглашен Арс. Тарковским, но так и не смог в силу внешних и внутренних обстоятельств встретиться с ним.

Орнитолог по образованию и человек широких интересов, К. Васильев занимался наукой, философией, переводами с болгарского, английского и французского языков, проявил себя как критик и даже 2

как литературовед .

1 Фрагмент неопубликованного стихотворения из рукописного сборника «Зимняя ночь» (1997-2000) [ЛА].

2 В музее-квартире поэта хранится его литературоведческая библиотека; исследование его научных идей, рассеянных по рабочим тетрадям и газетным публикациям, только начинается.

Творчество К. Васильева, с одной стороны, принадлежит к тому до сих пор почти не изученному феномену, который принято называть «провинциальной литературой»: поэт жил в поселке Борисоглебский Ярославской области, публиковался в областных газетах; более половины его прижизненных сборников были напечатаны не в типографии, а компьютерным способом - при помощи друзей. С другой стороны, его стихи укоренены в культуре, как русской, так и мировой (особый интерес к творчеству Ф. Вийона, О. Уайльда, Э. По, французских символистов, П. Яворова, Г. Табидзе, Р. Дарио и др.). Более того, привлекает внимание «сохранность традиции» в творчестве К. Васильева - его стихи написаны в русле поэзии Серебряного века и в особенности символизма. Опираясь на множество литературных образцов, он был далек от поэтики центона и, периодически сменяя кумиров (М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, А. Тарковский), неуклонно стремился к собственному стилю.

Тщательная периодизация его творчества - дело будущего, но уже сейчас можно наметить некоторые вехи. Начав писать, по собственному признанию, в 1976 г. [Васильев 2: л. 11], во второй половине 1970-х гг. К. Васильев прошел этап подражательной поэзии, оставаясь преимущественно в рамках образцов первой трети XIX в. (баллада «Пленный орел», «Молитва», «Эпитафия Байрона», «Мой демон», «Памятник», «Пророк» и др.3); в 1980-е гг. он осваивал творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, а вместе с ними - и поэтов Серебряного века. Именно в 1980-е гг. К. Васильев создает множество стихов, уже не подражательных, но названием, цитатой или эпиграфом отсылающих к тому или иному автору (они собраны в посмертном сборнике «Глядим в глаза друг другу...»), а также разрабатывает особый жанр стихотворения-биографии, посвященного судьбе одного героя-поэта4.

В первом сборнике стихов («На круговом пути потерь», 1990) К. Васильев предстал неосимволистом, что ярко проявилось, например, в заключительном тексте, занимающем сильную позицию в сборнике:

Все не ново, свет Эллады -мимо ада, право слово, пролетаем, две монады, возникаем где-то снова. И нельзя от сердцевины мировой - нам оторваться. И стезя, куда ни кину -

звездный рой, миры роятся <.> [НКПП: 61-62].

3 Неопубликованные стихотворения из [ЛА].

4 Пока нашлось 15 таких стихотворений, в которых описан жизненный путь Г.Р. Державина, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.С. Гумилева, К. Бальмонта, В. Хлебникова, Г. Табидзе, Г. Адамовича, О. Уайльда, П. Верлена, Э. По, П. Яворова [ГВГДД: 3, 4, 5, 9, 15, 43, 51, 52, 66, 72, 78, 79, 81, 82, 86].

Основной коллизией книги стало столкновение «золотого века» и неумолимого хода исторического времени, ведущего мир к вечности небытия5 без надежды на возрождение6. Но уже спустя три года наступил перелом, «память» помогла примириться с «потерями» - и вышел третий сборник - «Узелочек на память» (1993). Именно здесь сформировался так или иначе пронесенный поэтом через все творчество образ спиралевидного времени, знаменующий собой единство времени и вечности: «В переменах ищи подтвержденья // неизменности мира сего» [УНП: 3]7. С 1993 г. можно уже вести отсчет творческой зрелости поэта, которая на мотивном уровне проявилась в попытках «обретения гармонии души и мира»8.

Своеобразие поэтической техники К. Васильева - приверженность к форме сонета9; одна из вершин его творчества 1990-х гг. - венок сонетов «Земные сны». В большинстве его сборников нашла отражение поэтика оппозиций, проявившаяся на всех уровнях текста: стилистическом (обилие антонимов), образном (антитеза, оксюморон), тематическом (в творчестве поэта мной найден целый ряд «стихотворений познания и поиска» о стирании границ между противоположностями). Эта поэтика отличает К. Васильева и от Ф.И. Тютчева, у которого оппозиции мало представлены стилистически, и от русских и французских символистов, у которых оппозиции не столь ярко выражены и по-другому реализуются тематически10.

Главные антиномии в творчестве К. Васильева - это «черный -белый», «свет - тьма», «верх - низ», «пустота - полнота», «целостность - распад», «тепло - холод». Каждая оппозиция реализуется в четырех смысловых пространствах (быт, природа, внутренний мир человека, Вселенная), тем самым порождая образы-символы. Так, например, противостоять тьме и светить поэту во мгле могут свеча / сигарета - светляк - свет в душе /глаза и улыбка любимой / «огонь

5 «Ни воды уже нет, ни хлеба, // лишь сквозное черное небо, // и последняя в Царстве Земном // машет мельница белым крылом» [НКПП: 57].

6 «Ничто не встанет в прежнем блеске, // вторично не придет Жених, // и осыпаются не фрески - // воспоминания о них» [НКПП: 36].

7 Последнее, афористическое выражение этот образ находит в посмертном сборнике «Последние стихи» (2002): «Все, все проходит на земле, // Все, что проходит, - остается!» [ИСЭ: 259].

8 Из аннотации к сборнику «Покров» (1994) [Покров: 2].

9 В 1997 г. свет увидел сборник «Земные сонеты». В одной из ранних черновых тетрадей К. Васильева сохранилась страница с конспектом (видимо, словаря литературоведческих терминов) о технике сонета [ЛА].

10 К. Васильев пытался преодолеть равнодушие и чувство безысходности перед крайностями бытия: «Это скверные нервы // разыгрались опять» [ПС: 11-12]; «И все неравное - сравняется, // всему на свете - грош цена?», «Вопросы, может, неуместные» [НКПП: 11]. При символистском стремлении к всеединству он не готов был однозначно уравнять противоположности: «Но связана поверхность с глубиною, // хотя они безмерно далеки» [Покров: 35].

подкожный» и «свет подкожный»п - звезда /луч солнца. А чернота варьируется от «горбушки черной», «черной от зачеркнутых строк» бумаги и «черного стада коров» до «черной земли», «черного лика» и «Моря Черного», «Солнца Черного»12. Так образуется ряд символов, «напряженно-вибрирующая, уходящая в бесконечность цепочка вещей, непрестанно окликающих друг друга» [Косиков, 1993: 7]13.

О символистских корнях поэзии К. Васильева свидетельствует не только структура образного ряда, но и художественное задание (познание Вселенной), а также соотношение «я» и «мира», при котором возможен контакт человека с Бесконечностью, равновелики микро- и макрокосм: «<...> пусть предо мною душу // мир тоже обнажит»; «Мир от меня независим? // Мир пребывает во мне» [НБВО: 14, 92]; «Наверно, все в моей душе - // <.. .> // живого мира есть клише, // посмертная Вселенной маска» [ЯНРВП: 15].

Тем не менее поэт может быть очень разным, и особняком стоит его политическая лирика («Куда ж нам плыть? - куда плывут иные. <...> // Плывем всерьез! - или уже приплыли» [ИСЭ: 33]) или, например, сборник миниатюр (преимущественно юмористических) «Изюминки в тексте»: «Поскольку есть другая жизнь, // сушите сухари...»; «Я износил до дыр и это платье - // пускай меня встречают по нему!» [ИСЭ: 149, 151]14.

Итогом пути К. Васильева стали стихотворения, посмертно объединенные в сборник «Последние стихи» (2001). И в них едва ли не с наибольшей силой проявилась полярность эмоционального заряда, заложенного поэтом в свое творчество: «Я вновь у того же колодца, // в руке моей вновь решето» и «И душу светлую влекут // слова в пространство мировое, // но на земле нас ждет приют, // и он открыт для нас с тобою»; «Это я настоящий» и «Боже, где я сегодня?»; «И все равно мне: или жизнь начать, // иль с жизнью кончить - все равно» и «Разлука, горе, смерть, - все в мире есть, // а мне-то что! - ведь ты со мною, здесь, / ты нежная, надежная, живая»15.

Отчаяние и надежда - два полюса, между которыми мечется лирическое «я» в творчестве К. Васильева. И отсюда - стремление заклясть свою судьбу, рождение образов, навеянных фольклорными заговорами: «Но камень - бел, но голубь - сиз, / но к небу тянутся кресты» [ИСЭ: 74]. Одна из главных коллизий у поэта - это мучительные сомнения в значимости личного и вселенского бытия,

11 [ИСЭ: 201, 46].

12 [ССЯЖС: 9], [НБВО: 50], [ИСЭ: 69, 31, 219, 147], [НКПП: 37].

13 Цитируемая книга есть в личной библиотеке К. Васильева.

14 Подобного рода стихотворения не уходят из творчества поэта до его последних дней: «<...> кончается век? - ерунда! // Но в банке кончается кофе... // Вот это, ребята, беда» [ИСЭ: 257].

15 [ИСЭ: 256, 258, 259, 260, 269, 275].

залогом которой становится печать на камне - образ, связанный с Откровением Иоанна Богослова16:

Пусть лежат на пути моем камни: я тот камешек смог отыскать, на который открыла глаза мне высшей жизни земная печать [ИСЭ: 39].

Лирический герой К. Васильева боится остаться «землемером»17 и не постичь горнего мира, что связывает его с землемером К. из неоконченного романа Ф. Кафки «Замок». Поэт берет на себя непосильную задачу - «собою // пустые связать времена» [ИСЭ: 256]; он становится залогом целостности и полноты мироздания, которое все больше кажется обреченным на пустоту и распад. Пустеют стакан, комната и дом; небо, поле и лес; глаза, душа и голова; весь мир и космос. Поэт замечает «битое в крошку стекло», «осколки неба» и «рану рваную оврага», видит разрыв земной коры и «невода звезд», чувствует, как разрушаются слова и обрывается его стезя: «Все разорвано в клочья, // все мы пьяные в дым»18.

Двум противоположным эмоциональным доминантам в поэзии К. Васильева соответствуют прошедшие через все его творчество мотивы взлета и падения, которые, как и все члены бинарных оппозиций у поэта, тесно связаны между собой: «Взлетаю, чтоб где-то упасть» [ГВГДД: 13]. На образном же уровне антиномию «верх - низ» представляют ключевые для К. Васильева символы: с одной стороны - колодец, а с другой - церковь и дерево. Так родилось поистине творческое кредо поэта:

Для жизни ничего важнее нет, чем строгое сокрытие примет дыханья, возрастанья и движенья. И мне милей недвижных горних звезд земные обреченные растенья, упорный продолжающие рост [ИСЭ: 141].

Судьба этого стихотворения иллюстрирует устойчивость поэтического мира зрелого К. Васильева. Написано оно было в знаковом 1993 г., а опубликовано - лишь в 1997 г. («Земные сонеты»). Более того, из 22 сонетов этого сборника семь - стихотворения 1980-х гг., впервые увидевшие свет. Именно в 1980-е гг. появились важнейшие метапоэтические высказывания К. Васильева, навсегда оставшиеся актуальными для его творчества, например: «Не виден мир, как целое, - // разбитый на куски, // маячит черно-белый, // и не видать ни

16 «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2: 17).

17 «И страшно подумать, и дико // представить, что я - землемер» [ИСЭ: 155].

18 [ССЯЖС: 4],[ГКЛ: 4],[ИСЭ: 218, 249].

10 ВМУ, филология, № 1

зги» [ГВГДД: 20], «И жизнь покажется игрою // теней и света на стене» [ЯНРВП: 10]. Наконец, сам поэт отмечал повторения в своем творчестве, говоря, по сути, о том спиралевидном образе времени, который обнаруживается в его стихах: «Но после армии я писал несколько иначе, чем в армии (по крайней мере, я имею в виду "коломенский период"), - виток спирали - и я - после армии - вернулся к доармей-ским темам, но - на более высоком уровне!» [Васильев 2: л. 12].

Хотя исследование этапов творческого пути К. Васильева и остается первоочередной задачей, появляется возможность прочитать большую часть стихотворений поэта как вариации базовых оппозиций и символических образов: сирень, черный ворон, камень, «земля» и «почва», звезда, колодец и др.

Впервые публикуются фрагменты из поэмы «Дорога» (1980) и шесть стихотворений К. Васильева разных лет (1982, 1989, 1997-2000), которые должны представить несколько этапов его творческого пути. Акцент намеренно сделан на ранние произведения, поскольку они наименее известны (при общей малоизученности наследия поэта). Публикатор выражает глубокую признательность И.Г. Васильеву и Л.И. Васильевой, которые предоставили архивные материалы для работы.

Фрагменты из поэмы «Дорога» <...>

Может быть, вступление к поэме -Это просто маленький вокзал. Трудно оторваться от вступленья -Тот поймет меня, кто уезжал, Кто стоял когда-то на вокзале, А куда-то мчались поезда, Тот, кого в последний раз обняли, Может быть, в последний - навсегда?

<...>

И однако - и теперь, и прежде На пути моем - всегда вокзал. Да, немало я, конечно, ездил, Но гораздо больше, дольше ждал. Ждал в очередях, топчась у кассы, В зале ожидания торчал, Черной кошкой вечер в окна крался, Поезд мой никак не приезжал. Ждал всю жизнь какого-то мгновенья: Ждал, когда окончится урок, Ждал, когда вернется вдохновенье, Ждал, когда подует ветерок. Ждал, когда наступит теплый вечер, Ждал, когда объявится рассвет, Ждал разлуку, ждал минуту встречи, Ждал и то, чего на свете нет. Помню, как впервые был влюбленным,

Помню, как свиданье назначал, Помню, как я ждал у телефона, Как бродил и долго-долго ждал. Помню, как научные работы Я писал, и как в печать сдавал, И непроходящую заботу -Как я публикаций долго ждал.

Жизнь порой действительно - вокзал.

Февраль-март 1980 г. ***

Богу душу отдам. Для чего? Он осмотрит ее равнодушно. Никому ничего моего, убежден, совершенно не нужно.

Богу душу отдать - не спешу. Может, дьяволу? - не продается. И пускай иногда я грешу -отвечать за грехи не придется.

Не придется - ответить нельзя: непосильна земная расплата. .Кто-то смотрит мне прямо в глаза, я глаза отвожу виновато.

1982 г.

***

Я - или нигде, или везде.

Я - в пути. Я между тьмой - и светом.

Я - земной -

смотрю вослед кометам.

Я тону - в безделии,

в труде.

Мне конец путей моих - неведом.

Нынче - здесь,

а завтра я - нигде.

Мысль моя блуждает в пустоте,

сталкиваясь с собственным скелетом.

Мысль моя себя не узнает, встретившись с собой в своем грядущем. Мысль моя! Ты - все?

Иль ты - ничто?

.Мысль моя ведет меня - вперед. Я иду под неперестающим ливнем -

в старом, тоненьком пальто.

02.03.1982 г.

***

Я путаю знакомых имена. Я путаю их голоса и лица. А сам боюсь - как бы с пути не сбиться. Плутаю. И шатаюсь, стоя на -

На чем? Иль на земле, иль на костях, костях людских, которые истлели? Иль на вращающейся карусели, или на трех придуманных китах?

На чем стою? Высокая стена, исписанная мелом, - предо мною. И письмена читаю - что такое? Знакомые, родные имена.

27.01.1989 г.

***

Ни слова более! - молчу. Но мне от этого не легче. Ищу с самим собою встречи, и повстречаться не хочу.

А вот и ты, мой верный друг. И ты - молчишь. Ну что же, будем живым укором нашим судьям, но впрочем - пуст и этот звук!

Да и не звук, - скорее, жест. Однако не помогут жесты. Но я спокоен - ибо здесь ты, И тьма, и пустота окрест.

31.01.1989 г.

***

Здесь, к сожаленью, делать нечего -лишь упираться в зеркала: здесь нет ни духа человечьего, ни человеческого зла.

Здесь всё не по-людски свершается и рушится не по-людски. Моя - лишь рожа хороша: лица -не видно в зеркале тоски.

Равнина; пустошь абсолютная. Пустая комната моя. Земля - холодная, безлюдная. И ты - не ты, и я - не я.

Здесь всё сгорело, всё расплавилось. Перегорела и душа. Назвать чудовищами вправе нас, но ты, как прежде, хороша.

И мы идем по этой пустоши,

давно сгоревшие дотла.

Не будет чувств, не будет пусть души!

Но я здесь жил, и ты жила.

***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не выйдешь на простор, куда бы ни пошел ты. Здесь - белизна берез, и ель почти черна. Опавшая листва и папоротник желтый, и резко в тишине порой кричит желна.

О, проведет не раз тебя по кругу леший, чтоб не забыл вовек ты эту глушь и тишь, чтоб думал: край земли идет по краю леса, а дальше небосклон - закатно-ярко-рыж.

Комментарии

1. Фрагменты из поэмы «Дорога».

Поэма, переписанная автором набело, представляет собой небольшую тетрадь карманного формата. В 1979-1980 гг. К. Васильев служил в армии. В 1982 г. он выделил шесть периодов в своем творчестве. В первые пять из них (объединенные в этапы «до армии» и «в армии», 1976-1980 гг. [Васильев 2: л. 11]) К. Васильев активно обращается к жанру поэмы («Год любви», 1977; «Человеческая комедия», 1978; «Дон-Жуан», 1978; «Маяки», 1980), который затем практически исчез из его творчества. Поэма «Дорога» необычна тем, что здесь в наименьшей степени чувствуется столь значимое для К. Васильева в целом влияние поэзии Серебряного века19. Здесь автор ориентируется, с одной стороны, на лиро-эпические произведения А.С. Пушкина20, с другой - на советскую поэзию (прежде всего - А.Т. Твардовский).

Образ дороги - один из ключевых в «армейский» период, что обусловлено и биографией (отъезд из дома), и богатой «культурной памятью» этого образа, и его большим смысловым потенциалом: жизненный путь («И люди - все, одной дорогой, // Стремятся кто куда»21; «Быть может, // Назавтра итог, // И наши дороги // Навек разойдутся?»22; «Поезд жизни, фарами сверкая, // Вновь по рельсам

19 Ср. процитированные выше слова из <Рабочей тетради> о том, что «коломенский период» стоит особняком в раннем творчестве поэта. Именно к этому периоду относится поэма «Дорога».

20 И, возможно, на поэму «Чудо со щеглом» (1977) А. Тарковского, которая продолжила традицию «Домика в Коломне» Пушкина.

21 Стихотворение «В дороге» (14.11.1980 г.), из личного письма К. Васильева [ЛА].

22 Стихотворение «Бегут из-под ног // Километры дорог <.>» (25.11.1980 г.), из личного письма К. Васильева [ЛА].

жизни застучал» [ГАЯО: 46]); вселенское движение («Дорогою незримой, // Чье имя - «млечный путь»23; «За окном - Вселенная плывет» [ГАЯО: 39]); путь познания Бога («.. .Даже проницательный поэт, // В глубине души не веря в бога, // Никогда не скажет: - бога нет <.> // Значит, не окончена дорога <...>» [ГАЯО: 38]), познание истории России («Становилась здесь Россией Русь. // Вот и Днепр. Пока еще невзрачный,/ / Узенький и мутненький поток. // Но уже он очень много значит, // Он течет - и будет он широк» [ГАЯО: 27]) и вертикали мироздания («Что дорога? Вверх ли или вниз ли?» [ГАЯО: 41]).

В публикуемых фрагментах заметно влияние металитературной составляющей «Евгения Онегина» (поэт комментирует собственный творческий процесс) и возникшего в пушкинском романе в стихах образа автора (автобиографические мотивы: «Как я публикаций долго ждал»). К «Дороге» примыкает еще одна небольшая поэма - «Осенняя карусель» (29.08-01.09.1982 г.; авторская жанровая номинация - «рассказ» - вновь напоминает о «романе в стихах»), где наиболее ярко проявилась идущая от Пушкина тенденция к стиранию грани между литературой и жизнью: «И был я в комнате один // наедине с Оскаром Уайльдом // (Москва, издательство "Прогресс", // страница восемьдесят восемь)» [ЛА]. В «Осенней карусели» дорога - это отъезд из дома и возвращение, череда встреч и прощаний с ушедшей молодостью; и если в поэме «Дорога» движение происходит в пространстве, то в «Осенней карусели» оно осуществляется прежде всего во времени.

2. «Богу душу отдам. Для чего?..».

Из письма двоюродному брату И.Г. Васильеву 30.07.1982 г. [ЛА]. Здесь появляется оппозиция «Бог - дьявол». Ср. корпус стихотворений о стирании границ между противоположностями, где нарастает чувство безразличия: « <...> за мною ходит Бог длинноволосый, // со мною лысый Дьявол пьет вино» [НКПП: 48]; «Все равно и все равны <.. .> // смерть сама себе равна» [ЯНРВП: 31]. Здесь же «равнодушие» - черта не лирического героя, но Бога, а герой не согласен отречься от своего земного «я», отвергая и Бога, и дьявола. Перелом в финале стихотворения маркирован не только отточием, но и исчезновением пронизывающих его частиц и приставок «не» и «ни» («никому», «ничего», «не нужно», «не спешу», «не продается», «не придется», «непосильна»); ключевая роль неопределенного местоимения «кто-то», придающего последнему образу загадочность и многозначительность, - черта символистского метода24. Отношение поэта к Богу было неоднозначным, ознаменованным поиском веры и одновременно неготовностью отказаться ради нее от своего земного

23 Стихотворение «Бессмертное мгновенье.» (13-14.08.1979 г.), из личного письма К. Васильева [ЛА].

24 О роли неопределенных местоимений у символистов, и в частности А.А. Блока см.: [Ковтунова, 2003: 46-48].

пути и творческого призвания: «Без Бога мертв огонь свечи // и Храм без Бога хром // <.> // Но что мне хлад и хромота? // Идущий да идет» [ЗН: 30].

3. «Я - или нигде, или везде.».

Стихотворение записано поэтом в <Рабочей тетради> (авторская жанровая номинация отсутствует; синтетический жанр, совмещающий черты дневника, черновой тетради, записной книжки) [Васильев 3: л. 39]. Здесь ярко проявилась присущая К. Васильеву поэтика оппозиции, когда автор либо прибегает к жесткой антитезе, либо пытается объединить члены антиномии: «или нигде, или везде», «между тьмой - и светом» и т.д. Образ мысли, «встретившейся с собой в своем грядущем» и «себя не узнающей», - пример спиралевидного времени (повторение с метаморфозами). Важна анафора «мысль моя»: как отмечено выше, в раннем творчестве К. Васильев часто «проговаривает» основные творческие принципы, которые сохраняют свое значение и для его позднего творчества. Так, основа его поэзии - непрестанный интеллектуальный поиск (поэтому основные проблемы - гносеологические), и именно им обусловлена эмоциональная составляющая стихотворений, возникающая между полюсами отчаяния и надежды. Комментируемое стихотворение представляет важнейшую для поэта тему - сомнение.

В последних трех строках появляется образ незащищенного («в старом, тоненьком пальто») человека, не боящегося стихии («иду под неперестающим // ливнем»). Данный образ как будто прошил собой весь творческий путь поэта. Эти строки - 1982 г.; в 1992 г. вышел сборник «Узелочек на память» со стихотворением «Лютый мороз опять.»: «А против ветра - кто // в тонком идет пальто // по ледяной земле? // . Это не я ли - прежний?» [ИСЭ: 62]. И снова спустя ровно десять лет, в 2002 г., увидел свет первый посмертный сборник поэта - «Последние стихи», где стихотворение «Лютый мороз опять.» практически без изменений вошло в цикл из трех стихотворений «На ледяной земле» [ИСЭ: 258].

4. «Я путаю знакомых имена.».

Из черновой тетради небольшого формата. Стихотворение характеризует время и пространство в поэтическом мире К. Васильева. Время представлено мотивом памяти: забывается близкое и настоящее, но история и культура («письмена» на стене) живут в лирическом «я». Этот мотив связывает стихотворение с поэзией Н. Гумилева («Прапамять» и др.) и Вяч. Иванова (мотив культурной, сверхличной памяти особенно важен в его творчестве; ср.: «Но узришь всех, кого ты встарь любил, // Кого в земле и в небе схоронил» [Иванов: 55]). Ср. начало стихотворения, открывающего сборник «На круговом пути потерь»: «Знакомые, полузнакомые лица // и первые встречные - тут. // И мимо меня, как и мимо Улисса, // событья и страны текут» [НКПП: 5].

Что касается пространства, то оно имеет протяженность по горизонтали («плутаю») и вертикали («высокая стена»). Здесь представлены движение по прямой («как бы с пути не сбиться») и по кругу (карусель, ср. поэму «Осенняя карусель»), стояние на месте (перед стеной). Стена - это, скорее всего, образ края света, значимый для К. Васильева25. Ход стихотворения таков, что лирический герой, находящийся в движении, останавливается и, как можно предположить, начинает качественно новое, духовное движение в координатах вертикали, заданных образом стены. В своем творчестве К. Васильев в целом отдает предпочтение именно такому движению26.

5. «Ни слова более! - молчу.».

Из той же тетради, что и предыдущее стихотворение. Именно здесь («Ищу с самим собою встречи // и повстречаться не хочу») отражена неоднозначность образа двойника в творчестве К. Васильева: «Мой лучший друг - мое второе "я"» [ЯНРВП: 8]; «Меня давно настиг, // из середины мира возникая, // мой главный отрицатель, мой двойник.» [ИСЭ: 146]. Строка «Да и не звук, - скорее жест» подчеркивает преобладание зрения над другими чувственными восприятиями в поэтическом мире К. Васильева, о чем он сам писал: «Тонкий этот, прозрачный свет // осязал Афанасий Фет, // мне - куда! Мне бы видеть только.» [ГВГДД: 19]. «Тьма» и «пустота» принадлежат к главным страхам поэта, часто являющимся ему вместе: «просто - тьма, пустота, тишина» [ИСЭ: 205]; «темнота, высота, пустота» [НКПП: 58]; «нет ничего во тьме, в душе родимой // нет ничего: все пусто и мертво» [там же: 43]. Последние строки стихотворения («но я спокоен») отражают и известные колебания в отношении к темноте и пустоте (общий принцип раздвоения, нераздельности и неслиянности противоположностей в поэзии К. Васильева), ср.: «Как хорошо, когда темно в душе! // Последняя сияет сигарета, // и Вы поверьте; я давно уже // не вижу тьмы. Душа болит от света» [ИСЭ: 99]. Мотив «пустого звука» нередко появляется в стихотворениях К. Васильева: «Пустой мой звук в пустом краю // живет без отзыва, без эха» [ИСЭ: 154].

6. «Здесь, к сожаленью, делать нечего.».

Из рукописного сборника «Зимняя ночь» (1997-2000) [ЛА]. Образ зеркал ср. со стихотворениями из одноименного сборника 2001 г.: «<.> и упираюсь взглядом в зеркала. // А в зеркалах отражены предметы, // простая утварь, книга на столе. // А в зазеркалье

25 См., например: «И, взгромождаясь на теплую печь, // я отправляюсь за край мирозданья»; «Земля отсюда не видна, // и далеко до края света»; «Мир для меня не расширится, // не удлинится <.>» [ИСЭ: 122, 197, 215].

26 «И зачем искать свой личный путь, // самого себя в пути теряя?» [НКПП: 51]; «Но мудрые не сходят с места» [УНП: 2]; «Безумие и позор, // что вышел я на простор!»; «Кто не хочет на месте остаться - // тот упорно стоит на своем»; «В полете я, однако, // и с места не сойду!» [ИСЭ: 279, 55, 235].

звезды и планеты, // особенно заметные во мгле»; «И безмолвные зеркала // предо мной - испускают крик!»; «Я лишь в зеркало посмотрю <.>»; «Может, людям лгут не столько люди, // сколько лгут им сны и зеркала»; «Промельк зеркального дня» [ЗН: 3, 7, 8, 43, 59]. Антитезу «рожа - лицо» ср. со строками: «С рожи грим я слезами смыл. // Вместе с гримом лицо сошло» [ИСЭ: 219].

7. «Не выйдешь на простор, куда бы ни пошел ты.».

Из рукописного сборника «Зимняя ночь» [ЛА]. Желна, или черный дятел, - птица семейства дятловых. На первый взгляд, этот образ необычен, так как желна редко встречается не в хвойных лесах (из лиственных - преимущественно в буковых). Но у орнитолога К. Васильева любое упоминание птиц не случайно. Скорее всего, он называет эту редкую для средней полосы птицу из-за ее голоса - исключительно длинной трели длиной в две-три секунды, которую часто используют в кинематографе, чтобы передать зрителям чувство страха и тревоги героя в «лесных» сценах. И у К. Васильева строка «и резко в тишине порой кричит желна» настораживает читателя.

Тем самым в этом, казалось бы, простом стихотворении рождается острый внутренний конфликт: идиллическое пространство (березы, ель, «глушь», «тишь», яркий небосклон) и мотивы, вселяющие тревогу (хождение по кругу, невозможность выйти на простор, образ «края», леший). В трактовке образа круга К. Васильев в целом ближе к символистам (бессмысленность жизни)27, чем, например, к Ф.И. Тютчеву, в творчестве которого круг - «знак полноты, насыщенности жизни» [Лотман, 1996: 570]. Таким образом, это стихотворение о том, как земная красота природы пытается отвлечь поэта от его поисков и стремления в пространство мироздания, обеднить его картину мира («чтоб думал: край земли идет по краю леса»). И сам поэт не может до конца решить, боль или радость причиняет ему этот обман.

Стихотворение - пример того, насколько мало в творчестве К. Васильева, поэта интеллектуального поиска, чисто пейзажной лирики.

^исок литературы

[ГВГДД] - Васильев К. «Глядим в глаза друг другу.». Борисоглебский, 2004.

[ГКЛ] - Васильев К. Горит кленовая листва. Стихотворения. Рыбинск, 2004.

27 Ср.: «Пусть говорят, что замкнут круг // Пусть говорят, а мы - в начале <.>» [НКПП: 39]; «Круг замкнулся, утрачены факты, // целый мир в круговой обороне»; «Давным-давно разомкнут круг порочный, // и Млечный путь, и путь реки молочной. // Душа плывет сквозь звезды по прямой»; «и не замкнется - круг» [ИСЭ:

27, 82, 92]; «И вода без движенья - веками, // и останешься, как ни кружи» [УНП: 6] и др.

[ЗН] - Васильев К. Зимняя ночь. Рыбинск, 2001.

[ИСЭ] - Васильев К. Избранное: Стихотворения, эссе. Ярославль, 2003.

[НКПП] - Васильев К. На круговом пути потерь. Ярославль, 1990.

[НБВО] - Васильев К. Ночная бабочка в огне. Борисоглеб, 1995.

[Покров] - Васильев К. Покров. М., 1994.

[ПС] - Васильев К. Последние стихи. Борисоглебский, 2001.

[Васильев 2] - Васильев К. <Рабочая тетрадь>. Т. 2. 1982 // Личный архив Л.И. Васильевой.

[Васильев 3] - Васильев К. <Рабочая тетрадь>. Т. 3. 1982 // Личный архив Л.И. Васильевой.

[ССЯЖС] - Васильев К. «Судьбе своей я жертвую собой.». Борисоглебский, 2006.

[УНП] - Васильев К. Узелочек на память. М., 1993.

[ЯНРВП] - Васильев К. «Я на распутье - выбрал путь.». Борисоглебский, 2006.

[ГАЯО] - Государственный архив Ярославской области. Фонд № Р. - 1331. Опись № 1. Дело № 131.

Иванов В. Свет вечерний. Оксфорд, 1962.

Ковтунова И.И. Очерки по языку русских поэтов. М., 2003.

Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотре-амон // Поэзия французского символизма. М., 1993.

[ЛА] -Личный архив И.Г. Васильева.

Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

Сведения об авторе: Ефимова Светлана Николаевна, студентка третьего курса

отделения русского языка и литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова.

E-mail: sveta.11@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.