Научная статья на тему '"Зона комфорта" для детей дошкольного возраста'

"Зона комфорта" для детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
43
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Зона комфорта" для детей дошкольного возраста»

Исходя из выявленного токсического действия некоторых синтетических душистых веществ и принимая во внимание наличие большого-количества этих веществ, применяемых в пищевой промышленности, необходимо продолжать изучение их действия на животный организм.

Нам представляется, что следует изучать действие на животный организм не только отдельных синтетических душистых веществ, но также и тех сложных их композиций, которые часто употребляются

для производства пищевых эссенций.

★ ★ ★

М. Л. Ляхович-Сушкова и Л. Л. Зеленко

„Зэна комфорта" для детей дошкольного возраста

Из отдела гигиены и отдела физиологии Центрального научно-исследовательского педиатрического института Министерства здравоохранения РСФСР

Наилучшее тепловое ощущение — «комфорт» — человек испытывает тогда, когда имеется равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей или когда это равновесие легко устанавливается незначительным напряжением терморегуляции.

Мы поставили перед собой задачу определить зону комфортной температуры для детей дошкольного 'возраста. Исследования проводились и течение 2 лет на одних и тех же здоровых детях в возрасте 3—5 лет, живших в одинаковых условиях режима и питания.

Для решения поставленной задачи мы пользовались исключительно показателями, позволяющими объективно судить о тепловом состоянии детей (температура тела, температура и электропроводность кожи, пульс, кровяное давление).

Работа проводилась в двух смежных комнатах. Различная температура воздуха в помещении достигалась включением и выключением добавочных отопительных приборов. Исследования начинались в одно и то же время — через час после легкого-завтрака детей. Основные данные получены нами при колебаниях температуры комнаты от 12 до 24°; единичные исследования проводились при более низкой и при более высокой температуре в помещении. При переходе из одних температурных условий в другие дети адаптировались к ним в течение 20 минут. Во время наблюдений дети находились в относительном покое: они занимались настольными играми или слушали рассказ педагога. При каждом исследовании все дети были одеты одинаково как по количеству слоев одежды, так и по качеству тканей (трехслойная одежда, платье шерстяное).

Измерения температуры проводились термопарой (конструкции инженера М. А. Колосова), счет пульса и измерение кровяного давления — визуальным способом с помощью осцилло-сфнгмоманометра (конструкции проф. Шарабрина), электропроводность кожи определялась специально сконструированным прибором.

Как показали наши исследования, температура тела детей дошкольного возраста (измерения проводились в левой подмышечной области) — величина относительно устойчивая. В табл. 1 приведены средние данные температуры тела при колебании температуры воздуха от 8,1 до 26°.

Как видно из табл. 1, температура тела остается в пределах нормы при довольно значительных колебаниях температуры воздуха. Однако при температуре помещения 24° и выше температура тела 'ребенка несколько поднимается. Круглосуточное (каждые 2 часа) измерение температуры тела ребенка в различных температурных условиях и при различном режиме—общем и постельном (специально организованном)—показало, что существует несомненная зависимость температуры тела ребенка от температуры внешней среды. При низких температурах воздуха температура тела ниже на несколько десятых градуса; при высоких температурах температура тела поднимается на несколько десятых гра-

Таблица 1. Температура тела у детей при различной температуре

в помещении

Температура в помещении

0 о т 00 О СЧ 7 1-м о 12,1-14° е «5 7 О оо 7 ю 18,1-20° 20,1-22° 22,1-24° 24,1-26"

Темпе- -

ратура

тела 36.5° 36,4° 33,4° 36,5° 36,5° 36,6° 36,6° 36,8° 36,9°

Число

случаев 28" 40 91 96 132 123 80 85 63

Гемпература помещения 79.4 д.г

33° 37°

16°

35 е

2

34

33

32'

ЗГ

30°

29°

23"

27°

26°

23°

24°

23°

22° 2, о

го°

19° 18° 17°

'6°

дуса. При постельном режиме температура тела в течение дня ниже, чем при обычном (рис. 1).

Эти колебания, однако, слишком незначительны, чтобы служить показателем для определения «комфортной» температуры воздуха.

Основным критерием при определении зоны «комфортной» температуры в нашей работе явились температура и электропроводность кожи. Кожа является тем органом, который непосредственно воспринимает внешние температурные воздействия. Поэтому естественно было ожидать, что температура и электропроводность кожи смогут служить объективными показателями напряжения терморегуляции у детей.

9 п 13

15 17 19 21 Часы

23 5 7

У

Л

V

■ Л \

•л ч

X

ч

4 N ----

\ • -

___

Минуты

10 15 20

Рис. 1. Суточные колебания температуры тела в зависимости от режима 1 — при температуре помещение 20° н общем режиме; 2 — при температуре помет ния 20,3° и постельном режиме

Рис. 2. Температура кожи у ребенка на различных участках тела при снижении температуры помещения

/ — температура на груди; 2 — температура воздуха под одеждой; 3 — темге>атура на носу; 4 — температура на ноге

Температура кожи в каждом исследовании определялась в нескольких точках: на открытых участках (лоб и нос) и на закрытых участках (грудь над мечевидным отростком и нога под наружным мыщелком).

Наши наблюдения показали, что при переходе детей из помещения с более высокой температурой в помещение с более низкой температурой на 'Всех участках кожи температура снижается, при переходе в помещение с температурой выше исходной температура кожи повышается на всех участках. Наибольшие изменения в температуре кожи отмечаются в первые 5 минут, затем эти изменения делаются менее значительными и к 20-й минуте температура кожи устанавливается относительно устойчиво на том или ином уровне (рис. 2 и 3). Следует отметить, что

Как видно из приведенных данных, температура кожи груди относительно более устойчива. В то время как в крайних размах ах температуры воздуха температура кожи груди колебалась лишь на 4,5°, темпе-

показатели величины и скорости снижения температуры кожи обычно превосходят таковые при повышении ее.

Зависимость температуры кожи от изменений внешней температуры не одинакова на различных точках. Наиболее изменчивой величиной оказалась в нашик исследованиях температура кожи ног (табл. 2).

Таблица 2.. Средняя температура на отдельных участках кожи детей 9 в зависимости от температуры комнаты

(измерения электротермометром)

Температура комнаты Число случаев Температура кожи на груди над мечевидным отростком Температура кожн на ноге под наружным мыщелком

8,1-10° 52 31,9° 20,1°

10,1—12° 51 33,8° 19,2°

12,1—14° 70 V 4,1° 20.1°

14,1—16° 107 31,2° 22,3°

16,1—18° 93 34,5° 23,6°

18,1—20° 187 34.7° 24,5°

20,1—22" 86 5.6° 28,1°

22,1-24° 74 35,7° 34,7°

24,1-26° 53 35,3° 35,2°

w-пз 'шшыттвгогыггзмиагвп»

Температура помещения 12 24 84 116 96 90 2В 20 К Число случаев

Рис. 3. Температура кожи на различных участках тела при повышении температуры помещения

/ — температура па груди; 2— температура воздуха под одеждой; 3 — температура на носу; 4—температура на ноге

Рис. 4. Температура кожи при темпера-»1 ^ туре помещения 22° и выше

I — температура на груди; 2 — температура на ноге

ратура кожи ног колебалась гораздо сильнее — до 12°. Разница в температуре кожи груди и ног у детей довольно значительна при многих температурных вариантах. Наминая с температуры помещения 20—22°, температура кожи груди повышается незначительно; при более высоких температурах она даже снижается. Это связано с тем, что при высокой температуре помещения имеет место усиленная теплоотдача (потение),

которая нередко приводит к снижению температуры кожи груди. При графическом изображении данных температуры кожи мы отмечаем (рис. 4) при температуре воздуха 22° и выше перекрест кривых температуры кожи груди и ног. В протоколах индивидуальных наблюдений при температуре помещения свыше 20° мы 'всегда отмечали у детей влажную кожу груди, гиперемию лица, учащение пульса, т. е. все явления, указывающие на нарушение теплового равновесия. Это позволило нам считать, -что наличие перекреста кривых температуры кожи груди и ног у детей является объективным показателем дискомфортного состояния, показателем перегревания ребенка. Следовательно, температура воздуха 20—22° является верхней границей комфортной зоны. К этому же выводу нас привели и. исследования электропроводности кожи у детей.

Для более детального изучения теплового состояния ребенка была предпринята другая серия исследований: повторные исследования температуры кожи у одних и тех же детей в течение часа. Как было указано, температура кожи ног наиболее чувствительна к температурным изменениям внешней среды. При низкой температуре помещения температура кожи ног снижается весьма значительно. Чем ниже температура помещения, тем сильнее снижается температура кожи ног в течение часа. При температуре воздуха 22—24° мы отмечали повышение температуры кожи ног. Лишь при температуре 16—20° мы находили ничтожное изменение температуры кожи ног в течение часа; это дает основание считать, что при указанной температуре внешней среды имеет место температурное равновесие, т. е. комфортное состояние.

Полученные нами данные показали также, что существует определенная зависимость между степенью изменения температуры кожи в течение часа (при любой внешней температуре) и ее исходной величиной. При одной и той же температуре внешней среды, чем выше исходная температура кожи ног, тем 'больше она снижается в условиях низкой температуры. Чем ниже исходная температура кожи, тем на меньшую величину она снижается в тех же температурных условиях. При высокой температуре воздуха соотношение обратное. Исходная температура кожи ног существенно влияет на последующую ее температуру лишь в течение ограниченного времени, затем температура кожи ног приходит к уровню, соответствующему данной внешней температуре. Таким образом, уровень температуры кожи определяется в большей мере температурой внешней среды, влияние же исходной температуры кожи имеет лишь временное значение.

При частых повторных измерениях температура кожи оказывается не вполне постоянной. Имеют место ее изменения то в сторону повышения («положительные волны»), то в сторону снижения («отрицательные волны»). Эти колебания зависят в значительной степени от температуры наружного воздуха и отражают напряжение терморегуляции, которое и обеспечивает постоянство температуры тела. Отсутствие волн, горизонтальный характер температурной кривой указывают на отсутствие напряжения терморегуляции. Преобладание тех или иных волн может служить показателем потери теплового равновесия1: преобладание положительных волн указывает на перегрев, преобладание отрицательных волн — на охлаждение.

Исследования температуры кожи через каждые 15 минут дали возможность получить динамику ее изменений в течение часа в различных температурных условиях.

У детей дошкольного возраста, по нашим данным, при температуре помещения ниже 12° температура кожи в течение часа изменяется исключительно в сторону снижения. При температуре 22—24° чаще происходят изменения температуры кожи в сторону ее повышения. Горизонтальную кривую температуры кожи в течение часа, характеризующую

отсутствие напряжения терморегуляции (при отсутствии и других показателей охлаждения или перегревания), мы наблюдали в значительном проценте случаев лишь при температуре воздуха 16—18°.

Таким образом, анализ динамических изменений температуры кожи в течение часа позволяет утверждать, что для детей дошкольного возраста температура воздуха 16—18° есть та температура, при которой у них чаще всего (в 65°/о исследований) отсутствовало напряжение терморегуляции, т. е. имело место комфортное состояние.

Это подтвердилось и исследованиями других функций, в частности, деятельности сердечно-сосудистой системы, которая, как известно, принимает большое участие в осуществлении регуляции тепла при колебаниях температуры внешней среды частично рефлекторно, частично благодаря воздействию несколько измененной температуры крови, изменению просвета периферических сосудов, что одновременно оказывает влияние и на деятельность сердца.

У взрослых при общем воздействии высокой внешней температуры одновременно с расширением периферических сосудов учащается сердечная деятельность, увеличивается объем циркулирующей крови, так как из кровяных депо мобилизуются на периферию добавочные количества крови — теплоотдача повышается. Кровяное давление, в первую очередь минимальное, снижается.

Низкая температура окружающей среды, повышая тонус симпатической нервной системы, ведет к повышению теплопродукции. Периферические сосуды сужаются, что уменьшает теплоотдачу. Кровяное давление повышается.

У наших испытуемых в указанных условиях внешней среды частота пульса также значительно менялась: с повышением температуры комнаты пульс учащался, со снижением — урежался. При этом наметился •определенный характер динамики этих изменений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В пределах 17—21° мы имеем в среднем одинаковую частоту пульса, равную 98 ударам в минуту, при неизменяющемся уровне кровяного давления. При повышении температуры выше 21° пульс начинает неуклонно быстро учащаться, достигая уже при температуре комнаты в 26° в среднем 110 ударов. Минимальное кровяное давление выявляет при этом тенденцию к снижению, объясняющуюся, вероятно, быстро наступающим расширением просвета периферических сосудов. При снижении температуры комнаты ниже 17° пульс начинает урежаться. При этом {после перелома, в частоте на уровне 16—14° пульс в дальнейшем до снижения температуры помещения до 10° больше не изменяется, давая в среднем 93 удара в минуту. Кровяное давление как максимальное, так и минимальное в этих условиях среды начинает выявлять тенденцию к повышению.

Необходимо подчеркнуть, что при повышении температуры воздуха более чем до 22° изменение частоты пульса выражено значительно сильнее, чем соответственное урежение его при падении температуры воздуха нйже 17°.

Это положение в совокупности с другими установленными нами показателями дает право говорить о том, что при приспособлении организма ребенка к повышению внешней температуры функция его сердечнососудистой системы оказывается более напряженной, чем при приспособлении к снижению температуры окружающей среды.

Сопоставление данных деятельности сердечно-сосудистой системы в различных условиях среды с данными температуры кожи в тех же условиях показывает, что заметное изменение температуры кожи начинается несколько раньше, чем удается отметить стойкое изменение сердечной деятельности. В этом нет противоречия, так как имеется, пови-димому, какой-то предел для приспособительной возможности периферических сосудов, ограничивающийся их измененной деятельностью (сужение или расширение), после чего возникает необходимость в компенсаторных изменениях функции всей сердечно-сосудистой системы.

45

Другим критерием при определении зоны комфортной температуры в нашей работе служили также показатели электропроводности кожи. Ряд авторов (Давыдов, Познанская, Ривлина, Мишук) указывает, что температура внешней среды сказывается на электропроводности кожи. До настоящего времени нет общепризнанной теории биоэлектрических явлений. Многочисленными опытами можно считать доказанной связь между электропроводностью кожи и деятельностью потовых желез. Электропроводность кожи меняется под влиянием различных раздражителей. По данным Ривлиной, с повышением температуры воздуха увеличивается электропроводность кожи у детей. Это дает основание считать, что определение электропроводности кожи у одних и тех же детей при различной температуре внешней среды может помочь уточнить «комфортную зону» для детей.

Для измерения электропроводности кожи мы пользовались переносным приборам с двумя «©поляризующимися электродами. В прибор был вмонтирован стрелочный гальванометр и источник экзогенного тока.

Изменения электропроводности кожи отмечались по показаниям стрелочного гальванометра чувствительностью в 1.10—7 А. Электропроводность кожи определялась в каждом исследовании на нескольких точках: предплечье, груди, ладони (в двух точках) и на лбу. Индивидуальные данные показывают, что электропроводность' кожи в значительной мере зависит от температуры помещения.

Разница электропроводности кожи на одной и той же точке у разных детей при одинаковой температуре помещения незначительна, что позволяет оперировать средними данными электропроводности кожи при различной температуре помещения. Нами были разработаны показатели произведенных нами 3 320 измерений электропроводности кожи.

Было установлено, что средние данные электропроводности различны на разных точках кожи при одной и той же температуре и что на одной и той же точке можно отметить явную зависимость электропроводности кожи от температуры помещения. Наиболее устойчивы данные электропроводности кожи на груди. Электропроводность на предплечье повышается постепенно соответственно повышению температуры в помещении; особенно значительное повышение электропроводности на предплечье отмечается при температуре выше 22°.

Таким образом, полученные нами данные позволяют утверждать, что при температуре помещений выше 22°, а по индивидуальным данным часто уже при 20°, имеет место резкое повышение электропроводности кожи у детей дошкольного 'возраста. Следует учесть, что все наши исследования проводились в условиях относительного покоя детей (настольные игры), а дети дошкольного возраста гораздо чаще пребывают в движении, что, как показали исследования Ривлиной, повышает электропроводность кожи. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в естественных условиях пребывания в детском учреждении повышение электропроводности кожи должно наступать у детей при температуре несколько более низкой, чем в условиях наших экспериментальных наблюдений.

Как уже выше было указано, электропроводность кожи неразрывно связана' с системой потоотделения: усиление потоотделения сопровождается увеличением электропроводности кожи. Поэтому мы вправе считать, что повышение электропроводности кожи у детей указывает и на усиление потоотделения, а усиление потоотделения характеризует нарушение комфортного состояния.

Таким образом, метод определения электропроводности кожи может быть использован для определения верхней границы «зоны комфорта». Температура внешней среды, при которой мы отмечали значительное повышение электропроводности кожи (т. е. 22° и выше), должна расцениваться как температура, выходящая за пределы верхней границы комфортной зоны. Верхняя граница комфортной зоны для детей, находящихся в обычных условиях в движении, как уже было указано, должна быть еще несколько ниже. Мы приходим, таким образом, и на основании ис-

следования электропроводности кожи к тем же выводам, к которым нас привели исследования температуры кожи у детей.

Проведенная нами работа позволяет сделать некоторые выводы методического и практического характера.

1. Наиболее чутким объективным тестом, из всех нами применявшихся, для оценки теплового состояния детей при различной температуре окружающего воздуха является температура и электропроводность кожи. Измерения температуры кожи приобретают особую ценность как метод объективной оценки теплового состояния при продолжительных и повторных наблюдениях за ее изменениями, (например, в течение часа). Только три повторных наблюдениях в одних и тех же температурных условиях выявляется различный характер изменения кривой температуры кожи, отражающий степень напряжения терморегуляции при разной температуре воздуха. Электропроводность кожи является .весьма чутким показателем, при определении верхней границы комфортной зоны.

2. Наблюдения за изменениями сердечно-сосудистой системы и температуры тела в различных температурных условиях показали, что приспособительные возможности ребенка дошкольного возраста к внешним условиям достаточно велики. Температура, тела, пульс и кровяное давление остаются в пределах одних и тех же показателей при значительных колебаниях температуры воздуха.

3. Детальное изучение изменений температуры и электропроводности кожи в .различных температурных условиях выявило наличие напряжений терморегуляции при многих температурных вариантах. При температуре (воздуха. 16—18° у наших испытуемых — здоровых детей, находящихся в условиях вполне удовлетворительного питания и в описанной выше одежде, в большинстве случаев отсутствовало напряжение терморегуляции и не было показателей перегревания или охлаждения, т. е. имело место комфортное состояние.

4. Температура воздуха 16—18° может быть предложена для дошкольных учреждений при условии соответствующей одежды детей

(трехслойная одежда, платье шерстяное).

★ ★ ★

Г. П. Сальникова

К вопросу о применении „дневного кино" в школе

Из Института школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР

Еще в предвоенные годы в Москве изобретателем Р. И. Новицким было предложено «дневное кино». Дневной показ кино рекомендовался им для применения в школе, что побудило нас оценить это мероприятие с гигиенической точки зрения. Попутно это дало возможность произвести такую же оценку и других видов кино.

Организация в школе киноурока при помощи дневного кино представляет много педагогических и гигиенических преимуществ. Во-первых, преподаватель имеет возможность использовать кино во время обычного урока, что улучшает преподавание и повышает интерес учеников к предмету; во-вторых, .во время дневного киноурока, можно конспектировать объяснения преподавателя; в-третьих, педагог имеет возможность следить за поведением школьников.

Наконец, устранение необходимости затемнения окон создает возможность широкой аэрации классных помещений. Исследования показали, что при дневном кинопоказе возможно держать открытой фрамугу, что обеспечивает в классных помещениях температуру в 18—20° и содержание углекислоты в воздухе в пределах не выше 1 —1,25%0-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.