Научная статья на тему 'К вопросу о применении "дневного кино" в школе'

К вопросу о применении "дневного кино" в школе Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении "дневного кино" в школе»

следования электропроводности кожи к тем же выводам, к которым нас при-вели исследования температуры кожи у детей.

Проведенная нами работа позволяет сделать некоторые выводы методического и практического характера.

1. Наиболее чутким объективным тестом, из всех нами применявшихся, для оценки теплового состояния детей при различной температуре окружающего воздуха является температура и электропроводность кожи. Измерения температуры кожи 'приобретают особую ценность как метод объективной оценки теплового состояния при продолжительных и повторных наблюдениях за ее изменениями (например, в течение часа). Только три повторных наблюдениях в одних и тех же температурных условиях выявляется различный характер изменения кривой температуры кожи, отражающий степень напряжения терморегуляции при разной температуре воздуха. Электропроводность кожи является 'весьма чутким показателем при определении верхней границы комфортной зоны.

2. Наблюдения за изменениями сердечно-сосудистой системы и температуры тела в различных температурных условиях показали, что приспособительные возможности ребенка дошкольного возраста к внешним условиям достаточно велики. Температура тела, пульс и кровяное давление остаются в пределах одних и тех же показателей при значительных колебаниях температуры воздуха.

3. Детальное изучение изменений температуры и электропроводности кожи в различных температурных условиях выявило наличие напряжений терморегуляции при многих температурных вариантах. При температуре воздуха 16—18° у наших испытуемых — здоровых детей, находящихся в условиях вполне удовлетворительного питания и в описанной выше одежде, в большинстве случаев отсутствовало напряжение терморегуляции и не было показателей перегревания или охлаждения, т. е. имело место комфортное состояние.

4. Температура воздуха 16—18° может быть предложена для дошкольных учреждений при условии соответствующей одежды детей

(трехслойная одежда, платье шерстяное).

★ ★ ★

Г. П. Сальникова

К вопросу о применении „дневного кино" в школе

Из Института школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР

Еще в предвоенные годы в Москве изобретателем Р. И. Новицким было предложено «дневное кино». Дневной показ кино рекомендовался им для применения в школе, что побудило нас оценить это мероприятие с гигиенической точки зрения. Попутно это дало возможность произвести такую же оценку и других видов кино.

Организация в школе киноурока при помощи дневного кино представляет много педагогических и гигиенических преимуществ. Во-первых, преподаватель имеет возможность использовать кино во время обычного урока, что улучшает преподавание и повышает интерес учеников к предмету; во-вторых, во время дневного киноурока, можно конспектировать объяснения преподавателя; в-третьих, педагог имеет возможность следить за поведением школьников.

Наконец, устранение необходимости затемнения окон создает возможность широкой аэрации классных помещений. Исследования показали, что при дневном кинопоказе возможно держать открытой фрамугу, что обеспечивает в классных помещениях температуру в 18—20° и содержание углекислоты в воздухе в пределах не выше 1 —1,25%0-

Освещенность на работах местах (¡партах) в среднем достигала ■200 люксов при освещении экрана, равном 25—50 люксам. В этих условиях изображение на экране получается достаточно отчетливым.

Наблюдения за школьниками, проведенные нами в течение трех месяцев, показали, что дневной свет не мешает художественному восприятию картины.

Беседы, проведенные со школьниками после киноурока, представленные ими конспекты и сочинения показали высокую усвояемость учебного материала.

Нашей задачей являлось выяснить влияние дневного киноурока на изменение электрической чувствительности глаза, поскольку динамика ее до известной степени может служить индикатором зрительного и общего утомления.

Работы школы акад. Л. А. Орбели, проф. С. В. Кравкова, а также исследования «роф. В. В. Ефимова и других физиологов показали, что изменения электрической чувствительности глаза сравнительно мало зависят от процессов в сетчатке и больше выражают возбудимость зрительных центров головного мозга. Многочисленные исследования изменения электрической чувствительности глаза выяснили также, что функциональное состояние глаза изменяется при инадэкватном действии раздражителей, и, таким образом, речь идет не только об изменении зрительных порогов, но и об изменениях основных функциональных свойств глаза, его нервного аппарата, воспринимающего свет. Связь между изменением возбудимости центральной нервной системы и изменениями, происходящими в зрительном аппарате, доказана многими работами (П. П. Лазарев, И. О. Макаров, А. И. Богословский, Е. П. Семеновская, О. А. Добрякова, Л. Шик и др.).

Серия работ А. И. Верхутиной и Е. П. Семеновской «О влиянии учебного дня на электро'чувствительность глаза школьников» показала снижение электрической чувствительности в конце рабочего дня и в конце недели, что рассматривается авторами как один из показателей утомления.

Для изучения 'изменений реакций школьников после посещения киноурока, помимо констатации субъективных признаков утомления, мы воспользовались показанием электрической чувствительности глаза.

Измерения электрической чувствительности глаза до и после дневного киноурока проводились в специальной кабине, оборудованной белым экраном с постоянным освещением его в 25 люксов, после 4-минутной темновой адаптации.

Установка для определения электрической чувствительности глаза состояла из аккумуляторной батареи в 8 V, движкового реостата в 80 ом, стрелочного гальванометра, одно деление которого равнялось 4,28 X X Ю-8 А, ключа-прерывателя, шунта и серебряных электродов. Электроды представляют собой плоские серебряные пластинки, обернутые тонким слоем ваты, смоченной физиологическим раствором. Во время измерений диферентный электрод прикладывается к веку правого глаза, а индиферентный—к ладони левой руки. Определение порогов производится дважды по нисходящему и восходящему ряду. Все измерения производятся в течение одной минуты. Пороговое значение электрической чувствительности глаза определяется в микроамперах, а электрической

г. 1ХЮ00

чувствительности — в условных единицах по формуле: Ь —-у—, где

Е — электрическая чувствительность глаза, а Р — пороговая сила тока.

При проведении исследования мы стремились к максимальной однородности условий эксперимента. Была подобрана группа 12-летних девочек, учениц IV класса средней школы, практически здоровых, с нормальным зрением и тренированных по этой методике. Исследования произво-

ле

лились с 12 часов 30 минут до 2 часов дня. Режим дня у всех детей до> проведения эксперимента был примерно одинаков.

В целях сравнения мы провели так лее исследования при обычном кино и стереокино.

На основании проведенных исследований мы смогли ориентировочно-выявить реакции у детей на киноурок при различных типах киноустановок.

После дневного кинопоказа, продолжавшегося 40 минут, дети не жаловались на усталость. У всех без исключения после киноурока наблюдалось повышение электрической чувствительности глаза по сравнению с показаниями до киноурока (рис. 1).

со

Индивидуальные показания

Рис. 1. Дневное кино. Цветная картина. Изменения электро-чувствителыюсти глаза после 50-минутного киноурока

Увеличение продолжительности шноурока примерно вдвое, при прочих равных условиях, вызвало у части детей жалобу на усталость, причем отмечалось снижение у них и электрической чувствительности по сравнению с данными до киноурока. Однако у большинства исследуемых субъективно реакции усталости не отмечалось, а электрическая чувствительность глаза была выше, чем до киноурока. Мы склонны объяснить это явление врабатываемостью. Исходя из учения Введенского— Ухтомского о лабильности тканей, мы предполагаем, что «при вхождении в работу происходит подъем функциональной подвижности физиологических аппаратов, в основе которых лежит постепенная регуляция всей системы л а месте работы с ее метаболизмом на более высокий уровень».

Подобное явление повышения электрочувствительности глаза наблюдала и Верхутина у школьниц после первого урока, а затем в течение учебного дня электрическая чувствительность глаза постепенно снижалась.

Значительное увеличение продолжительности киноурока (в два-три раза) вызывало жалобы на усталость у большинства детей и снижение-электрической чувствительности глаза.

Просмотр дневного и обычного кино не показал заметной разницы в изменении электрической чувствительности глаза, тогда как просмотр

•стереокино вызывал жалобы на усталость и боль в глазах. Электрическая чувствительность глаза во всех экспериментах ¡после просмотра •стереокино снижалась (рис. 2).

4/7

X

X X • •х •

* X • X •• > •

X X »

• X •о XX • XX X * •

• о •

X • X

• • X X • X X • XX

X о* .г __ _ — — ч

X X X \ г

Ч ■- 1

X X • "ч ч

• X с* • « г

X X X • X

• X X • * •

3 • ьХ

X • X

1 • ч

о

X

I

30

!

^ 20 I

1

I ю

■5> |

п

ш

IV

VI

Рис. 2. График изменения электрочувствительности глаза школьниц после просмотра дневного, обычного и стереокино

.. и I ■ до киноурокэ;---после киноурока; • индивидуальные

показания электрочуветвительности глаза до киноурока; X индивидуальные показания элктрочуветвительности после киноурока; Д II, III — дневное кино цветное; IV — дневное кино не цветное; V— обычное кино;

VI — стереокино

Учитывая реакции детей как субъективные, так и объективные, при дневном, обычном и стереокино, а также педагогические и гигиенические преимущества дневного кино, мы считаем, что дневное кино можно рекомендовать для применения в школах. Продолжительность киноурока а школе целесообразно ограничить 45 минутами.

★ ★ ★

Статьи, поступившие в редакцию по вопросам гигиены

питания

(Краткое содержание)

М. А. Хомутова. Применение фотометра Пульфриха к определению аммиака в мясе и рыбе. (Из кафедры общей гигиены Ленинградского института усовершенствования врачей.)

Проводя параллельные определения аммиака в мясе фотометрически и определяя число Несслера но методам Фирсова и Рединой и Тюх-теневой, автор подтвердила данные Фирсова, отмечающего недостатки в методике Рединой и Тюхтеневой: длительность фильтрования, не гарантирующая прозрачности мясных экстрактов, окрашиваемость их, недостаточное количество (1 мл) реактива Несслера^ не обеспечивающее •связывание аммиака даже в свежем продукте, и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.