Научная статья на тему 'Материалы к строительству детских кино'

Материалы к строительству детских кино Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
27
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы к строительству детских кино»

Фамилии детей До обогревания При обогревании В палате

14.Ш.1939 г. Температура воздуха —4°, ветра нет

Зиновий Гольдберг ........ 16,5° 23,5° ■ 24,8°

Владимир Маслов......... 20,0° 23,0° 25,0°

Тимофей Травкин........ 17,5° 22,5° 23,7°

22.111.1939 г. Температура воздуха — 2°, ветер скоростью 1,5 м/1сек

Зиновий Гольдберг ........ 17,5° 19,5° 24,0°

Владимир Маслов......... 14,5° 19,0° 24,5°

Тимофей Травкин........ 17,2° 20,5° .23,8°

задания, лежа на верандах и, таким образом, не отставать от остальных учеников своего класса.

Расход электроэнергии в 1 час на 1 лампу составляет 6 кЛУ/час. При стоимости 1 к\\^/чао 2 копенки это выразится в 12 копейках.

Обогревание печами производилось в дневные часы, когда остальная сеть почти не имела нагрузки, питая лишь рентгеновский кабинет. Дело может, конечно, осложниться, если лучистое отопление будет устроено не для 4 учеников, а для целого класса. Правда, классы в костнотуберкулезных санаториях невелики и состоят из 12—15 учеников, но все же может встать вопрос о Дополнительном вводе.

На основании проделанных нами предварительных, опытов мы вправе считать, что устройство местного лучистого отопления на верандах детских костнотуберкулезных санаториев может быть рекомендовано для широкого применения, способствуя этим более длительному пребыванию детей на открытом воздухе в зимнее время и в то же время не нарушая их учебных занятий.

М. Д. БОЛЬШАКОВА (Москва)

Материалы к строительству детских кино

Из лаборатории школьной гигиены Центрального института ОЗДиП (дир. В. В. Квитницкая)

Зрительный зал кинотеатра предъявляет ряд специфических, требований к строителям. Он должен соответствовать основным законам оптики и акустики и гарантировать зрителям определенные' удобства. Международная комиссия по кино располагает рядом нормировочных данных по зрительному залу и размерам экрана. Эти нормативы выработаны на основе длительных практических наблюдений и теоретических вычислений, опирающихся на законы оптики. Однако до сих пор нет проверенных материалов о влиянии на глаза зрителя освещенности экрана, минимального и максимального расстояния зрителя от экрана и т. д. Необходимо также отметить, что международная комиссия по кино ориентировалась исключительно на взрослого зрителя.

В нашей стране за последние годы получают все большее и большее распространение детские киносеансы. Любовь детей к кино огромна. Киносеансы устраиваются в театрах для взрослых (утренники) либо в других помещениях. На очереди строительство специальных детских кинотеатров.

Лаборатория гигиенического отдела института ОЗДиП поставила

3 Гигиеиа я санитария, № б

33

перед собой задачу проверить на детях ряд положений Международной комиссии по кино и попытаться определить, каковы должны быть основные размеры зрительного зала для детей и подростков. В первую очередь. были выделены вопросы о допустимом минимальном и максимальном расстоянии детей-зрителей от экрана и допустимом боковом угле (проверка боковых мест в зрительном зале, что связано с конфигурацией его). Желательно было установить, при каком положении ребенка относительно экрана происходит наименьший сдвиг в зрительных функциях.

Работа проводилась под руководством проф. Н. Т. Федорова в 1937 г. в двух детских кинотеатрах Москвы. Опыты ставились над 20 школьниками от 11 до 13 лет с нормальным зрением. При выборе метода учета изменений функциональной деятельности глаза пришлось встретиться с некоторыми затруднениями, ибо большинство научных исследований по утомляемости зрения не связано со зрительной работой, аналогичной кинопросмотру. Лишь единичные труды трактуют о применении того или иного метода, ориентируясь на кинопросмотр; к ним относятся исследования Ферри и Ранд, а также Н. Т. Федорова (не опубликовано).

П. Снелл изучал утомляемость зрения методом критической частоты мельканий и пришел к выводу, что данный метод является наиболее чувствительным при омене яркости, света и теней. Авторы опубликованной в 1936 г. статьи «О методах по определению зрительного утомления» в «Трудах 1-й Конференции по физиологической оптике» также высказываются в пользу способа критической частоты мельканий при учете зрительной работы в условиях смены света и тени. Этот способ наиболее пригоден для выявления утомляемости зрения в связи с воздействием кино, так как во время кинопоказа имеет место постоянная смена яркости, света и теней. В качестве контроля был также взят метод форометрии, который, по данным ряда авторов (Зильбер и Трумпайц, Зайдшнур и Фонгауз, Громбах и др.), является весьма чувствительным.

Метод форометрии, или измерения состояния мышечного равновесия, заключается в определении изменений, наступающих в результате зрительной работы в мышечном аппарате глаза, участвующего в бинокулярном зрении. Форометрия основана на количественном измерении гетерофории. В настоящей работе использовался форометр, включенный в стереомиограф д-ра Литинекого.

•Конструкция форометра данного типа заключается в следующем. В дне цилиндра заключена шкала с нанесенными ка ней 30 красными делениями и зеленой вертикальной полоской с 15 делениями. Шкала освещается лампочкой. Испытуемый следит за шкалой через передние цветные стекла. Перед правым глазом устанавливается красное стекло, перед левым—зеленое. Таким образом, левый глаз фиксирует зеленую полоску, а правый—ряд красных цифр. Испытуемый называет цифру, на которой он видит зеленую полоску. Отклонение зеленой полоски вправо от 15 (к большим цифрам) указывает на экзофорию, отклонение зеленой полоски влево от 15 (к меньшим цифрам)—на эзофорию.

Метод определения критической частоты мельканий основан на том, что наш глаз способен при большой частоте смены света и темноты воспринимать такое раздражение, как немелькающий свет. Б результате утомления глаз перестает различать мелькания при меньшей их частоте, т. е. его критическая частота мельканий снижается. *

Для данной работы была смонтирована следующая установка: круглый диск был разделен на 4 части, причем 2 четверти диска окрашивались в черный цвет, а >2 другие — в белый. Диск вращался со скоростью 1 ООО—1 700 оборотов в минуту на оси мотора, который был соединен с тахометром!, показывающим число оборотов от 1 ООО до 1 700. Диск освещался лампочкой. Освещенность его равнялась 5 люксам. Весь прибор находился в ящике, а наблюдение за диском велось через отверстие 1,5 X 2 см в передней стенке ящика. В протоколе фиксировалось число оборотов диска, при котором испытуемый переставал воспринимать мелькания.

Театры были отобраны таким образом, чтобы иметь для эксперимента зрительные залы различной конфигурации.

Зал прямоугольной формы Центрального детского кинотеатра рассчитан на 780 мест (рис. 1). Длина его 35 м, ширина 12 м, ширина экрана 6 м, высота 4,5 м, подъем экрана от пола 2,6 м. В зале 35 рядов, причем первый ряд расположен от экрана на расстоянии 4,7 м. Для производства экспериментов были фиксированы центральные места в рядах: 1-м (4,7 м от экрана), 25-м (25,1 ш от экрана) и 35-м (34,3 м).

Другой зрительный зал, полукруглой формы, в Первом! детском кинотеатре рассчитан на 655 мест (рис. 2). Длина его 25 м, ширина 26 м. Размеры экрана: ширина 6,5 м, высота 4,5 м, подъем экрана от пола 2,5 м.

Рис. 2

Для исследования были фиксированы центральные места в рядах: 1-м (9 м от экрана:), 2-м (14 м), 12-М1 (21 м) и 17-м (24 м) и боковые места с 5-го по 9-й ряд за пределами бокового угла1 в 45°.

Таким образом, в одном зале была обеспечена возможность исследо-

1 Боковой угол—угол, образованный линией, идущей от глаза зрителя к центру экрана, и вертикальной плоскостью, перпендикулярной центру экрана.

з*

35

вания боковых мест, а в другом—мест, далеко отстоящих от экрана. Кроме того, поскольку в обоих театрах первые ряды расположены на разном расстоянии от экрана, обеспечивалась возможность проверки влияния на зрительные функции детей различного минимального расстояния от экрана.

Одни и те же испытуемые дети участвовали в исследованиях, произведенных в обоих кинозалах. Исследование, за редкими исключениями, ставилось таким образом, чтобы обеспечивался просмотр одних и тех .же фильмов в каждом ряду каждого театра.

В обоих театрах были устроены временные лаборатории. Испытуемые после кратковременной адаптации к освещению лаборатории (в условиях кино и к тому же в работе с- детьми время для адаптации очень ограничено) исследовались методами форометрии и критической часто-

ты мельканий. Затем дети направлялись в зрительный зал на определенно фиксированное место, просматривали фильм и за несколько минут до окончания сеанса непосредственно из зрительного зала возвращались в лабораторию, где проводилось после просмотра картины повторное исследование мышечного равновесия и критической частоты мельканий. Разница в показаниях (в цифровом выражении) до и после просмотра фильма по каждому методу (сдвиг) заносилась в протокол исследования.

Таким путем в обоих кинозалах было произведено 260 исследований сеансов по методу критической частоты мельканий и 286— методом форометрии. Как видно из рис. 3, данные, полученные методом критической частоты мельканий, в основном однозначны, а именно: из 260 случаев в 228 (т. е. 87,5%) сдвиг получился отрицательный, лишь в 10 (4,1%) положительный и очень незначительное количество (22, или 8,4%) осталось без изменения.

Данные, полученные методом форометрии, представляют несколько иную картину (рис. 4): из 286 случаев в 187, или 65,3%, сдвиг получился положительный (в сторону экзофории), в 43, или 15%, — отрицательный (в сторону эзофории) и в 56 случаях мышечное равновесие осталось без изменения.

Эти цифры свидетельствуют о большой четкости показаний метода критической частоты мельканий.

В дальнейшую разработку был взят материал только по ведущему признаку каждого метода, а именно по методу критической частоты

Ш Уменьшение критич.

игггт мрпьклнЬя

| | Без изменений Рис. 3

| ) Без изменений Рис. А

36

£

мельканий обработаны случаи, давшие отрицательный сдвиг, а по форометрии — случаи, обеспечившие положительный сдвиг.

Таблица

Данные критической частоты мельканий и форометрии в Первом детском кинотеатре в зависимости от расстояния от экрана

Ряд Расстояние от экрана в метрах Число случаев по критической частоте мельканий Средний сдвиг по критической частоте мельканий (в оборотах) Число случаев 110 форометрии Средний сдвиг Г10 форометрии (в делениях стереомио-графа)

1-й (центр) . . . 9 27 —50 9 +1,54

5-й (центр) . . . 14 13 —36,5 15 +1,44

12-й (центр) . . 21 22 -58,5 25 +1,44

17-й (центр) . . 24 ' 22 -56,7 18 +1,47

5-й и 9-й (боковые места) . . 39 -78,0 54 +1,73

При рассмотрении материалов, полученных по каждому театру, и анализе сдвигов по каждому методу соответственно расстоянию от экрана видно (табл. 1), что в Первом! детском кинотеатре все центральные места (ряды 1, 5, 12 и 17) показывают почти одинаковые сдвиги. Несколько более низкий сдвиг, полученный по методу критической частоты мельканий в 5-м ряду центра, объясняется меньшей численностью группы и тем, что в данном ряду не удалось полностью осуществить однородность просмотренных картин. Совершенно' особняком стоят боковые места в рядах 5—9: здесь оба метода показывают значительно более резкий сдвиг, чем после просмотра фильмов в других рядах.

Это очень хорошо иллюстрируется также и индивидуальными сдвигами. Всегда наибольший сдвиг получается при просмотре фильмов с вышеуказанных боковых мест.

Обратимся теперь к данным, полученным в другом зале (табл. 2). В этом театре были исследованы 1-й ряд (4,7 м от экрана), 25-й (25 м) и 35-й (34 м).

Таблица 2

Данные критической частоты мельканий и форометрии в зале Центрального детского кинотеатра в зависимости от расстояния от экрана

Ряд Расстояние от экрана в метрах Число случаев исследований критической частоты мельканий Средний сдвиг ПО критической частоте мельканий (в оборотах) Число случаев по форометрии Средний сдвиг по форометрии (в делениях стереом ио-графа)

1-й...... 4,7 26 —143 14 +1,94

35-й...... 25,10 27 -119,2 23 +1,25

25-й...... 34,3 37 —143,5 21 +1,86'

Наибольший сдвиг в критической частоте мельканий получается при просмотре картин в 1-м и 35-м рядах, 25-й же ряд занимает среднее по величине сдвига место. Метод • форометрии в этом зале не дал такой четкой картины.

Объективные данные, полученные в обоих театрах обоими методами, вполне совпадают с субъективными впечатлениями испытуемых. В Центральном детском кинотеатре ребята не хотели сидеть в 1-м ряду (4,7 м от экрана) и после просмотра картин жаловалась на большую общую усталость и боль в глазах, 1-й же ряд Первого кинотеатра (9 м от экрана) никаких возражений не встречал; неудовольствие испытуемых вызывали в этом зале боковые места 5 — 9-й ряды), боковой угол которых, как видно из плана зрительного зала, находится за пределами 45°.

Абсолютные величины сдвигов, полученные методом критической частоты мельканий независимо от ряда, в Центральном детском кинотеатре значительно выше, чем в Первом детском. Это объясняется тем, что в Первом кино аппаратура, объективы и зеркала в значительно лучшем состоянии и более высокого качества, чем в Центральном детском кинотеатре, и, следовательно освещенность экрана также лучше: в Первом детском кино она равна 36 люксам', в Центральном же кинотеатре лишь 16 люксам.

Выводы

I. Оба метода — и форометрия, и критическая частота мельканий — сказались пригодными при решении данной задачи. Однако последнему методу при исследовании утомления в результате кинопросмотра надо отдать предпочтение, как отличающемуся большей чувствительностью к данному виду зрительной работы.

И. По вопросу об основных размерах зрительного зала для детей школьного возраста на основании разнообразного материала можно сказать следующее:

1. Просмотры картин с боковых мест, расположенных за пределами 45° бокового угла, дают наибольший сдвиг в исследованных функциях и сопровождаются субъективными жалобами испытуемых. Эти места абсолютно нежелательны для детей.

2. Приближение мест зрителей к экрану на расстояние 4,3 м при ширине экрана в 6 м и подъеме его над полом! на 2,5 м (зрительный зал Центрального детского кинотеатра) надо признать как на основании экспериментального материала, так и субъективных жалоб детей нежелательным.

3. Максимальное расстояние мест зрителей от экрана в 35 м также, по экспериментальным данным, сопровождалось довольно резким сдвигом в зрительных функциях, хотя субъективных жалоб испытуемых в данном случае и не было.

4. Промежуточные рядыг, отстоящие от экрана на 9, 14, 21 и 25 м (при ширине экрана 6,5 м, высоте 4,8 м, и подъеме над полом 2,3 м), давали почти одинаковые сдвиги в зрительных функциях. Просмотры картин в этих рядах не сопровождались какими-либо жалобами ребят на неприятные явления со стороны глаз. Места, расположенные в указанных пределах, надо признать наиболее пригодными для детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трумла.йц Е. И. и 3 иль б ер Д. А., Об изменении некоторых функций глаз'под влиянием работ, требующих напряжения зрения. Труды Ленинградского института гигиены труда, т. IV, в. 5, 1930.—2. Зайдшнур И. А. и Фонг а уз М. И., Форометрия как метод изучения утомляемости зрения в лабораторных и производственных условиях, Сов. вестник офталмологии, т. 1, в. 6, 1932.—3. Нейштадт, Данциг, Ш у б о в а, О методах по определению ^зрительного утомления. Труды 1-й конференции по физиологической оптике, 1936.—4. Peter a. Snell, An Introduction to the Experimental Study of Visual Fatigue, Journal of the Society of Motion Picture engineers, No. 5, 1933.— 6. Ferree and Rand, The affect of motion pictures on the eye. 1915—6. Mark-stein Rudolf, Die Augenermüdung im Differenzmass, industrielle Psychotechinik, No. 3, 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.