Научная статья на тему 'Опыт применения лучистого отопления на верандах костнотуберкулезного санатория'

Опыт применения лучистого отопления на верандах костнотуберкулезного санатория Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
17
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения лучистого отопления на верандах костнотуберкулезного санатория»

по схеме Дорно как «холодно». Сравнивая показания фригориграфа с тепловым ощущением постоянно испытуемого, можно притти к выводу, что эти оценки более или менее совпадают.

Для получения более полного представления о тепловом состоянии людей, находящихся в классе лучистого отопления с аэрацией через фрамуги, нами были вычислены эквивалентные температуры (по номограмме Бедфорда). Было установлено, что при средней температуре ограждений в пределах от 16,5 до 20°, температуре воздуха в классе от 14 до 16° и движении воздуха до 0,3 м/сек эквивалентные температуры находятся в пределах 13—17,5°.

По данным Бедфорда, широкая зона комфорта, т. е. такая, в условиях которой практически до 50% испытуемых могут ощущать некоторую дискомфортность, находится в пределах 12—22° эквивалентных температур, более узкая зона комфорта — в пределах 14,5—19°, а линия комфорта — 16,7°.

Работы Вернона, Бедфорда и Вернера устанавливают линию комфорта для английских школ в 15,4° С при нижней границе зоны в 13° С. Данные наших исследований (13—17,5° эквивалентных температур) в основном соответствуют приведенным выше зонам комфорта. Следует отметить, однако, что ощущение, отмечаемое как «приятно тепло»' стоит в зоне комфорта, указанной Бедфордом, и ощущается при эквивалентной температуре 15—16,2°. Полученные показатели могут давать только ориентировочное представление, так как мы берем среднюю температуру ограждений, без учета расположения охлаждающих поверхностей (окон) по отношению к сидящему в классе.

Наши наблюдения показали, что охлаждение помещений при низкой температуре наружного воздуха зависело от быстрого падения температуры на панелях, которое происходило вследствие того, что воздушная прослойка являлась значительным сопротивлением для передачи тепла от труб к фанерной обшивке панелей. Получить комфортные условия при более низких температурах притекающего наружного воздуха возможно изменением конструкции панелей — уничтожением воздушной прослойки и заменой строительного материала панелей другим*. Тогда при той же температуре воды в обогревающих трубах температура на поверхности панелей будет выше (35—45°) и увеличится излучающая способность панелей.

Возможность широкой аэрации класса с лучистым отоплением при низких температурах, наружного воздуха не решает сложного вопроса о практическом применении данных систем отопления. Вопрос этот требует дальнейшего изучения с точки зрения экономичности, а главным образом с точки зрения длительного влияния лучистого отопления, при низких температурах на организм ребенка.

'Проф. В. К. ВАРИЩЕВ, канд. мед. наук И. Л. ФРЕЙДГЕЙМ (Москва.)

Опыт применения лучистого отопления на верандах костнотуберкулезного санатория

Из Центрального института ОЗДиП (дир. В. В. Квитнйцкая, зав. отделом гигиены детучреждений П. М. Ивановский)

Вопрос о лучистом! отоплении был одним из программных вопросов на V Французском конгрессе по отоплению и вентиляции, происходившем в 1933 г. в Париже. В ряде докладов (Bigeault, Веаипепг.е, Бена? и др.) на этом конгрессе, а также в работах многих других авторов

(Barker, Musgrave, Fonler, Vernon, Adlam, Missreaud и др.) были указаны основные преимущества лучистого отопления перед прочими видами с гигиенической и экономической точек зрения. Несмотря, однако, на то, что лучистое отопление применяется за рубежом! уже довольно давно (в Англии — с 1908 г., во Франции —с 1917), в литературе не имеется научной оценки его, основанной на наблюдениях над детьми, если не считать данных Barker об Epsome College, в котором учащиеся чувствовали себя бодрее в комнате с лучистым отоплением, нежели в соседней, имевшей обычное конвекционное отопление.

Представляется весьма своевременным устройство лучистого отопления в детских учреждениях у нас в Союзе, в первую очередь в оздоровительных школах, в классах с открытыми окнами и на верандах.

Нужно экспериментальным путем проверить возможность перенесе-сения зарубежной практики в наши условия.

Не имея возможности поставить опыты с лучистым отоплением* в школе, мы использовали для этой цели веранды детских костнотуберкулезных санаториев, где данный вид отопления представляется особенно приемлемым по следующим основаниям'. Дети находятся на излечении в костнотуберкулезных санаториях ib течение нескольких лет и там же, лежа в кроватях, проходят курс неполной средней школы. Уроки весной и осенью проводятся на верандах, с наступлением же холодов они переносятся в палаты, так как письмо, рисование и даже чтение вызывают значительное охлаждение кистей рук и верхней части туловища детей. Таким образом!, пребывание детей в дневные часы на открытом воздухе сильно сокращается и ограничивается лишь тем временем, когда дети спят укрытыми.

Нами был поставлен в детском! костнотуберкулезном санатории «Сокольники» (отделение Центрального туберкулезного института) опыт применения лучистого отопления на верандах. Над каждой из 4 кроватей были подвешены электропечи (тип ОП-2, 600 ватт, 120 вольт), обогревавшие кисти рук. Для защиты от охлажд'ения детей одели в теплые фуфайки.

Предварительно нами были исследованы печи пиронометром Севинова для определения высоты их подвешивания, причем установлено, что на расстоянии 40 см от электропечи радиация составляет 0,08 mi. кал на 1 см2 в минуту. Мы считали вполне достаточным дать такую степень радиации, исходя из данных Флюгге, по которым человек с 1 см2 поверхности своего тела теряет в 1 секунду 1,3 м. кал, т. е. 0,078 м. кал в 1 минуту (1,3 . 0,0001 . 60 = 0,078).

Таким образом, избранная нами радиация уравновешивает отдачу тепла кожей, происходящую в условиях окружающей низкой температуры воздуха главным образом путем излучения. Давать более усиленную радиацию мы считали не целесообразным из опасения перегревания; кроме того, мы должны были бы в таком случае чрезмерно приблизить электропечь к ребенку, что затруднило бы ему пользование книгой и столом (кстати, наша величина радиации соответствует напряжению рассеянной радиации безоблачного неба в 12 часов дня в июле в Слуцке, т. е. при высоте ¡солнца в 50° по Калитину).

Была неоднократно измерена пуговичными термометрами температура кожи детей до обогревания печью, при обогревании, а также во время пребывания детей в палатах. В прилагаемой таблице приводим результаты некоторых измерений.

Обогревание повышало кожную температуру детей от 2 до 7°, хотя она все же на верандах несколько отставала от кожной температуры в палатах, особенно при ветре.

По отзывам самих детей, врачей и педагогов санатория, а также по нашим наблюдениям, такое обогревание рук вполне оправдало себя и дало возможность детям не только читать, но и выполнять письменные

Фамилии детей До обогревания При обогревании В палате

14.Ш.1939 г. Температура воздуха —4°, ветра нет

Зиновий Гольдберг ........ 16,5° 23,5° ■ 24,8°

Владимир Маслов......... 20,0° 23,0° 25,0°

Тимофей Травкин........ 17,5° 22,5° 23,7°

22.111.1939 г. Температура воздуха — 2°, ветер скоростью 1,5 м/1сек

Зиновий Гольдберг ........ 17,5° 19,5° 24,0°

Владимир Маслов......... 14,5° 19,0° 24,5°

Тимофей Травкин........ 17,2° 20,5° .23,8°

задания, лежа на верандах и, таким образом, не отставать от остальных учеников своего класса.

Расход электроэнергии в 1 час на 1 лампу составляет 6 кЛУ/час. При стоимости 1 к\\^/чао 2 копейки это выразится в 12 копейках.

Обогревание печами производилось в дневные часы, когда остальная сеть почти не имела нагрузки, питая лишь рентгеновский кабинет. Дело может, конечно, осложниться, если лучистое отопление будет устроено не для 4 учеников, а для целого класса. Правда, классы в костнотуберкулезных санаториях невелики и состоят из 12—15 учеников, но все же может встать вопрос о Дополнительном вводе.

На основании проделанных нами предварительных, опытов мы вправе считать, что устройство местного лучистого отопления на верандах детских костнотуберкулезных санаториев может быть рекомендовано для широкого применения, способствуя этим более длительному пребыванию детей на открытом воздухе в зимнее время и в то же время не нарушая их учебных занятий.

М. Д. БОЛЬШАКОВА (Москва)

Материалы к строительству детских кино

Из лаборатории школьной гигиены Центрального института ОЗДиП (дир. В. В. Квитницкая)

Зрительный зал кинотеатра предъявляет ряд специфических, требований к строителям. Он должен соответствовать основным законам оптики и акустики и гарантировать зрителям определенные' удобства. Международная комиссия по кино располагает рядом нормировочных данных по зрительному залу и размерам экрана. Эти нормативы выработаны на основе длительных практических наблюдений и теоретических вычислений, опирающихся на законы оптики. Однако до сих пор нет проверенных материалов о влиянии на глаза зрителя освещенности экрана, минимального и максимального расстояния зрителя от экрана и т. д. Необходимо также отметить, что международная комиссия по кино ориентировалась исключительно на взрослого зрителя.

В нашей стране за последние годы получают все большее и большее распространение детские киносеансы. Любовь детей к кино огромна. Киносеансы устраиваются в театрах для взрослых (утренники) либо в других помещениях. На очереди строительство специальных детскйх кинотеатров.

Лаборатория гигиенического отдела института ОЗДиП поставила

3 Гигиеиа я санитария, № б

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.