Научная статья на тему 'ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЯ БАКТРИИ-ТОХАРИСТАНА (ДИАДЕМЫ И СЕРЬГИ)'

ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЯ БАКТРИИ-ТОХАРИСТАНА (ДИАДЕМЫ И СЕРЬГИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
золото / Бактрия-Тохаристан / серьги / диадемы / «Авеста» / зороастризм / семантика / археологические памятники / символы / солнце / огонь / сюжеты. / Gold / Bactria-Tokhauistan / earrings / diadems / «Avesta» / Zoroastrianism / semantics / archaeological sites.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каландарова Олия Искандаровна

В статье рассматриваются головные украшения, как символы социального и общественного статуса. Согласно вертикальному делению, головным украшениям была присуща идея «верха» – неба, солнца и птиц. Золото выступало как символ Солнца, стихии света, небесного огня, верхнего божества и мужского начала. Распространенность золотых украшений указывают на технические достижения общества и дополняют знания о культурной деятельности и идеологических представлениях древнего населения Бактрии-Тохаристана. Обзор ювелирных коллекций с бесспорностью указывает на существование в Бактрии-Тохаристана особого центра «золотоделия», истоки которого уходят своими корнями в эпоху бронзы. Мотивы и сюжеты ювелирного искусства Бактрии-Тохаристана отражают богатый мир мифологических представлений наших предков. Золотые украшения с территории Бактрии -Тохаристана немногочисленны, но их достаточно, чтобы отметить их зороастрийское происхождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOLD JEWELRY OF BACTRIA-TOCHARISTAN (DIADEM AND EARRIGS)

The article deals with head ornaments as symbols of social and status. According to the vertical division, the idea of «top» the sky, the sun and birds – was inherent in the head ornaments. Gold acted as a symbol of the Sun, the element of light, heavenly fire, the upper deity and the masculine principle. The prevalence of gold jewelry indicates the technical achievements of the society and complement the knowledge of the cultural activities and ideological representations of the ancient population of Bactria-Tokharistan. A review of jewelry collections indisputably indicates the existence in Bactria-Tokharistan of a special center of «gold making», the origins of which go back to the Bronze Age. The motives and plots of the jewelry art of Bactria-Tokharistan reflect the rich world of mythological ideas of our ancestors. Gold ornaments from the territory of Bactria-Tokharistan are not numerous, but they are enough to mark their Zoroastrian origin.

Текст научной работы на тему «ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЯ БАКТРИИ-ТОХАРИСТАНА (ДИАДЕМЫ И СЕРЬГИ)»



БОСТОНШИНОСЙ - АРХЕОЛОГИЯ - ARCHEOLOGY

УДК 736.2: 903.22 (571.13) "-03/20"

ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЯ БАКТРИИ - ТОХАРИСТАНА (ДИАДЕМЫ И СЕРЬГИ)1

КАЛАНДАРОВА О.И., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Ювелирные украшения, как и другие феномены традиционной культуры, ассоциировались с моделью микрокосма, одновременно олицетворяя представления об устройстве мироздания. Строение человеческого тела устанавливало моделирование структуры костюма по горизонтали и вертикали. Согласно вертикальному делению, головным украшениям была присуща идея «верха» -неба, солнца и птиц [23,134].

Важным элементом ювелирных украшений Бактрии - Тохаристана являлись головные украшения. По мифологическим представлениям индоевропейского населения голова наделялась особой функцией. Эта часть тела считалась вместилищем души человека или одной из нескольких его душ [9, 27].

На территории Бактрии-Тохаристана существовал культ черепа [14,87]. Явным подтверждением этому служит череп, обнаруженный на городище Уштур-мулло (Шахритузский район Хатлонской области Республики Таджикистан) [15,67]. Вполне вероятно, что у древнего населения Бактрии существовали некие представления, связанные с поклонением черепа.

В ювелирном искусстве Бактрии-Тохаристана встречаются уникальные образцы головных украшений из золота. Ювелирные украшения, выполненные из золота, их форма, изображения на них содержали в себе сакральный смысл [8,123]. Согласно мифологии древних иранских народов, металлы ассоциируются со всеми категориями мироздания. Так, золото и серебро олицетворяли верхнюю небесную сферу. Золото выступало как символ Солнца, стихии света, небесного огня, верхнего божества и мужского начала [28,67].

Золотые диадемы в археологических памятниках Таджикистана не многочисленны.

Хронологически самая ранняя золотая диадема обнаружена в женском погребении Тулхарского могильника (II в. до н. э. - I в. н. э.) (Шахритуз-кий район Хатлонской области Республики Таджикистан). Изделие в виде прямоугольной полоски, центральное место занимают бляшки сложной формы, сочетавшие в себе две симметричные дуги, посередине каждой проходит изогнутый валик, у коротких сторон имеются по паре маленьких отверстий [18, 67] (таб.1.1).

1 Статья написана в рамках проекта «Археология Таджикистана» (от каменного века до позднего средневековья), государственный регистрационный номер 0121TJ1212.

Ещё одна золотая диадема обнаружена на городище Тахтисангин (IV в. до н. э. - III вв. до н. э.) (Кобадианский район Хатлонской области Республики Таджикистан). Диадема состоит из двух сложенных вдвое и параллельно расположенных полосок листового золота, перпендикулярно к которым поставлены перегородки из того же золота, скрепленные серебряной скрепкой. На изделии присутствовал растительный орнамент [22,107] (таб.1.2). Растительный орнамент в древности считался символом жизни, возрождения и плодородия [10,78].

Другой фрагмент золотой диадемы налобника «пешонибанд» происходит из женского погребения могильника Ляхш II (IV-VI вв.) (Ляхшский район Республики Таджикистан) (таб.1.3). Головной убор представлял собой налобную повязку, которая была украшена четырьмя розетками из золотой фольги [27,188]. Аналогичные головные украшения встречаются на женских терракотах Согда [21,123].

Отмечено, что возникшие на ранних этапах истории диадемы продолжают присутствовать и в более позднее время. Примером служит традиционное ювелирное украшение XIX в. серебряная диадема «коштило» [25,34], которая совмещает в себе налобник и диадему (таб. 1.4).

Следующей разновидностью головных украшений являются серьги. Серьги несли в себе религиозно-магический смысл. В древности считалось, что видимые отверстия на теле человека - некоторые из органов чувств (ухо, рот, нос) не должны быть пустыми. Они должны быть украшены ювелирными изделиями, для того чтобы уберечь человека от дурного глаза [25,45].

Об утонченном мастерстве ювелирного искусства Бактрии-Тохаристана свидетельствуют золотые серьги. Изделия представлены почти все в единственном экземпляре не имеющих аналогий.

Богатый ассортимент золотых сложносоставных серег представлен в Тулхарском могильнике [18,123] (II в. до н.э. - I в. н.э.), в Бешкентском могильнике V [19,115] (I-II вв. н.э.) (Носири Хусравский район Хатлонской области Республики Таджикистан) на городище Тахтисангин [5, 197] (IV в. до н. э. - III вв. до н. э) (Кобадианский район Хатлонской области Республики Таджикистан). Серьги одинаковые по конструкции, но отличающиеся некоторыми деталями - вставками из драгоценных камней.

В Тулхарском могильнике в женских захоронениях (II в. до н.э. - I в. н.э.) обнаружено семь сложных «амфоровидных» серёг с изогнутыми золотыми ручками в виде рыбок. Исследовавший этот могильник А.М. Мандельштам считал, что в этих ручках (таб.1.5-6-7) было изображение дельфинов, а не рыб [18,125]. Однако А.К. Мирбабаев, после консультации ихтиологов, пришел к выводу, что это изображение рыб той породы, которая в прошлом водилась в реках Вахша и Кафирнигана, а также в родниках Чилучорчашма. В этих реках водились осётр и сом [20, 267]. Автор статьи поддерживает точку зрения А.К. Мирбабаева [12, 60].

Аналогичные «амфоровидные» серьги происходят из женских погребений Бешкентского могильника V (I-II вв. н.э.). И.Н. Медведской были обнаружены следующие вариации «амфоровидных» серег [19,125]:

- серьги парные «амфоровидные», кольцо из тонкой проволоки с подвижным замком-намоткой. На дужке - «амфоровидная» подвеска. Средняя часть «амфорки» - жемчужина, верхняя и нижняя - из темной пасты с наружным золочением. Ручки «амфорки» в виде стилизованных рыбок. Стержень завершает жемчужная подвеска из зерен [6,106] (таб.1.8).

- серьги парные «амфоровидные», кольцо из двух спаянных проволочек, в виде «гордиева узла»; в центре последнего круглое гнездо с бирюзовой вставкой, обрамленное зернью. На дужке «амфоровидная» подвеска: на стержне со сложным основанием с помощью бронзовых колечек закреплены три бусины, к кольцу подвески и к средней бусине крепились ручки в виде рыбки. На них напаяны небольшие колечки, к которым изящно прикреплены цепочки оканчивающиеся розетками с жемчужинами [6,107] (таб.1.9).

Археологические работы на городище Тахтисангин (IV в. до н. э. - III вв. до н. э.) в 2008 году дали еще одну коллекцию уникальных «амфоровидных» серег. Серьги парные, кольцо из тонкой проволоки. Средняя часть «амфоры» состояла из коралла, верхняя и нижняя жемчужина. Ручки амфоровидные в виде стилизованной рыбы. На конце стержня подвески - жемчужина и пирамидка из зерни [5,199] (таб.1.10).

Археологические материалы подтверждают, что образ рыбы был распространён в идеологической системе предков таджикского народа. Рыба в иранской мифологии - это священное существо [12,63]. Таджики говорят: «Касе дар хоб бинад мургмохй, намирад то набинад тахти шох,й» («Кто увидит во сне птицу и рыбу - тот до самой смерти будет царём»). Ю.Я. Якубов считает, что изображение рыбы связано с царским троном [28,145].

Образ верхнего мира отражен на серьгах из женского погребения Тулхар-ского могильника II в. до н. э. - I в. н. э., где зафиксированы элементы крыльев петуха [11,115]. Серьги фигурные, на лицевой стороне, имеется симметричная система гнезд разных размеров, образованных тонкими припаянными полосками. Центральное место занимает относительно крупное овальное гнездо, в котором закреплена, сильная выпуклая вставка из известняка белого цвета. По бокам от неё имеется по шесть гнезд, располагающихся парами в верхних и средних рядах. Они имеют неправильную округлую форму, нижние концы изогнутые и заостренные. Вставки в гнездах бирюзовые. К верхней части пластины над центральным гнездом, припаяна короткая трубочка, изображающая шею птицы. Наружные края пластинки украшены сложносоставной зернью: на относительно крупных шариках напаяны в виде пирамидки. Мелкой зернью украшены также края гнезд, примыкающих трубочки. На обратной стороне пластинки, внизу имеются четыре небольших кольца - по краям хвоста и по одному на конце каждого крыла [18, 234] (табл.1.11).

Среди артефактов коллекции Музея древностей Таджикистана имеются серьги в виде петушков, которые были обнаружены в могильнике Ксиров (II в. до н. э. - I в. н. э.) (Дангаринский район Хатлонской области Республики Таджикистана) [4,157]. Золотые серьги происходят из погребения девочки 15-16 лет. Крылья петушков выполнены напайкой трех рядов плетенки, поверх золотых листков, вставленных в щели, проделанных в полых тельцах птиц. Таким же образом, выполнено оперение хвоста и крыльев. У основания крыльев и хвоста - поперечные ряды плетенки. Гребешки представляют собой продолжения тех же листков, на которых формовано тельце птиц. Ноги птиц, вырезанные также из плоских золотых листков, соединены с тельцем посредством муфточек. Проушное кольцо проходит сквозь верхний из двух небольших барабанов -катушек, напаянных перпендикулярно один к другому между крыльев птиц. Для изображения глаз, окаймления бородки, а также для орнаментации и отделки верхнего края нижнего барабана использована тонкая крученая проволока. Проволочные подвески с жемчужиной и с завершением в виде лунницы спускались от места крепления крыльев (две) и из клюва птиц (одна) (таб.1.12) [4,134].

Предки таджиков ещё с древних пор считали петуха священной птицей. Они относили его к «солнечной птице» и связывали с плодородием. Петух является образом, воспетым в зороастрийской мифологии [11,117].

Отголоски данного культа можно проследить на нагрудном украшении таджичек «тавк» XIX-XX вв. [25,47] (таб.1.13).

Особый интерес вызывают золотые серьги необычной формы из вышеуказанного могильника [3,148]. Любопытно отметить, что серьги обнаружены в мужских погребениях у левого виска [3,149].

В одном случае серьга из ограды 9 представляет собой пластину с двумя обоймочками к которой припаяна проволока образующая простой замок. Нижняя обоймочка маленькой круглой формы, а над ней - большая представляющая собой «огурец» с коротким опушенным к низу хвостиком. С внешних сторон обе обоймочки украшены зернью [6,109] (таб.1.14).

В другом случае золотая серьга из ограды 19 с дисковидной подвеской идентична вышеописанной, однако на этот раз в серьге сохранились вставки из бирюзы и граната [4,146] (таб.1.15).

Прекрасным образцом ювелирного искусства Бактрии-Тохаристана является золотая серьга из Душанбинского городища (II в. до н.э.) [16,7].

Серьга изготовлена из электровой пластины в виде протомы лежащего сфинкса-женщины [9,23] (табл. 1.16). Она состоит из двух частей - сплетенной из тонкой проволоки дужки, заостренный конец которой продевался в ухо, и собственно серьги, прикрепленной к дужке с помощью втулочки электрового листа. У лежащего сфинкса с женской головой и грудью из-под плоской шапочки видна прическа. Звериные лапы, расчлененные резцом на три пальца-когтя, два крыла, вертикально поднимающиеся от плеч, плотно прижаты к телу и голове, перья показаны четырьмя горизонтальными рядами [16,6]. Образ сфинкса, считает Е.М. Линде «возник в Средней Азии под влиянием Ближнего

Востока, который отождествлялся с богиней «Иштар» символизирующий плодородие [6, 25].

Разнообразные вариации золотых серег с женских погребений представлены в могильнике Тупхона (I в. до н. э. - III в. н. э.) (Гиссарский район Республики Таджикистан) [19, 50].

Одни серьги с разомкнутыми концами и сведенными утончающимися концами происходит из погребения 263. Основание серьги четким отгибом отделяется от боковых ветвей. Центр этого основания имеет вид двух сближенных раструбообразных расширений, разделенных опоясывающим желобком, по сторонам которого два параллельных витка. Серьги имеют бронзовый сердечник [19,51] (таб.1,17).

Другие проволочные золотые серьги со спиральной обмоткой происходят из погребения 140. Спиральная обмотка, сделанная на торце, выступает на плоскость торца, образуя приемник-втулку [19,56] (таб.1,18).

Ювелирные изделия демонстрируют, что золото у населения Бактрии -Тохаристана служило символами основных элементов космологии - Солнца и Огня [7,78]. Понятие «желтый» входило в систему солярных культов. Связь этого цвета показана в индоевропейской мифологии.

В «Авесте» золото входит в характеристику солярных богов и связано с космологической символикой Митры, обмундированием, которого были золотые вещи [9, 21]. В «Авесте» говорится: Мы почитаем Митру... С копьем из серебра И в золотых доспехах («Яшт» 10, 112).

Далее в источнике говорится, что Митре сопутствуют солнечные кони:

И колесницу эту

Везут четыре белых,

Взращенным духом, вечных

И быстрых скакуна,

И спереди копыта

Их золотом одеты («Яшт» 10, 125).

«Авеста» свидетельствует также и о том, что богиня плодородия Ардвисура Анахита была украшена золотыми украшениями. Вновь обратимся к источнику: Надела диадему Благая Ардви Сура Стозвездную, златую («Яшт» 5, 128).

В античных источниках имеются сведения о том, что, золото считалось символом огня, чистоты и преданности. Обратимся к сообщению Ксенофонта: «Царь Кир носил свой золотой акинак; у него так же имелись гривна, браслеты и другие украшения, какие носят знатные персы; Кир почитал его преданность и верность (Ксенофонт, VIII. 29).

Сочинения мусульманского периода подтверждают магическое значение золота. В «Наврузнома» Омар Хайям пишет: «Золото - это эликсир солнца, а

серебро - эликсир луны. Далее мы читаем: «Одним из свойств золота есть то, что его лицезрение дает свет глазам и радость сердцу, другое то, что оно делает человека смелым и укрепляет ум, третье - то, что оно увеличивает красоту лица, освежает молодость и отдаляет старость, четвертое - то, что оно увеличивает удовольствия и делает его более ценным в глазах людей» [25,145].

Таким образом, представленный материал позволяет сделать вывод, о том, что, золотые украшения II в. до н. э. - VI в. н. э. были не только элементами парадного костюма. А считались символами социального и общественного статуса и представляли божественную сущность погребенного. Золотые украшения с территории Бактрии - Тохаристана немногочисленны, но их достаточно, чтобы отметить их зороастрийское происхождение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рак, И.В. Авеста в русских переводах (1861-1996): Ред., прим., справочный раздел / И.В. Рак. - СПб.: Издательство, 1998. - 480 с.

2. Аксенов, В.С. К вопросу о семантике женских наборов украшений салтовского времени из бассейна Северного Донца / В.С. Аксенов // Хазарский альманах. - Харьков, 2004. - Т. 3. - С. 204-212.

3. Денисов, Е.П. Раскопки в Дангаринском и Кобадианском районах / Е.П. Денисов // АРТ. - Душанбе: Дониш, 1985. - Вып. XIX (1979 г.). - С. 147-164.

4. Денисов, Е.П. Исследований могильников на р. Ксиров (Саргазон) в Дангаринском районе в 1980 г. / Е.П. Денисов // АРТ. - Душанбе: Дониш, 1980. - Вып. XX (1980 г.). - С. 157.

5. Дружинина, А. Результаты археологических исследований на городище Тахтисангин в 2008 г. / А. Дружинина, Х. Инагаки, Т. Худжагелдиев // АРТ. - Душанбе: Дониш, 2010. - Вып. XXXIV. - С. 197.

6. Древности Таджикистана: Каталог выставки / Отв. ред. Е.В. Зеймаль. - Душанбе: Дониш, 1985. - С. 106.

7. Иванов, В.В. История славянских и балканских названий металлов / В.В. Иванов. - М.: Наука, 1983. -192 с.

8. Каландарова, О.И. Семантика сюжетов ювелирных украшений Бактрии-Тохаристана и Согда: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.06 / О.И. Каландарова. - Душанбе, 2020. - 239 с.

9. Каландарова, О.И. Семантика сюжетов на ювелирных украшениях Бактрии - Тохаристана и Согда: Автореф. канд. ист. наук.: 07.00.06 / О.И. Каландарова. - Душанбе, 2021. - 33 с.

10. Каландарова, О.И. Фитоморфный орнамент на ювелирных украшениях Бактрии-Тохаристана и Согда / О.И. Каландарова // Вестник Таджикского Национального университета. - 2021. - № 5. - С. 75-86.

11. Kalandarova, O. Representations of Shake, Frog, Fish on Jewellary (Antiquity and Early Middle Ages) / O. Kalandarova // Bulletin of MIHO Museum. - 2013. - Vol. 13. - P. 63. 61-67.

12. Ксенофонт. Анабасис / Под ред. И.И. Толстого. - М. - Л.: Изд. Акад. наук СССР, 1951. - 297 с.

13. Литвинский, Б.А.; Седов, А.В. Тепаи-шах. Культура и связи кушанской Бактрии. - М.: Наука, Гл. редакция вост. лит., 1983. - 240 с.

14. Литвинский, Б.А. Работы Южно-Таджикистанского отряда в 1972 г. (памятники Шахритуз-ского района) / Б.А. Литвинский // АРТ, Вып. XII (1972 г.), - Душанбе: Дониш, 1976. - С. 61-84.

15. Литвинский, Б.А.; Седов, А.В. Культы и ритуалы кушанской Бактрии. Погребальный обряд. - М.: Наука. - 1983. - С. 132. - С. 50.

16. Линде, Е.М. Греко-бактрийский сфинкс / Е.М. Линде // Сообщения республиканского историко-краеведческого музея Таджикской ССР. - Сталинабад, 1952. - Вып. 1. - С. 5-21.

17. Мандельштам, А.М. Кочевники на пути в Индию / А.М. Мандельштам // МИА. - М.-Л.: Наука, 1966. -Вып. 136. - 545 с. - (Тр. ТАЭ Ин-та археологии АН СССР и Ин-та истории им. А. Дониша АН Тадж-ССР, т. V). - С. 123.

18. Медведская, И.Н. Раскопки в Шаартузе в 1974 г. / И.Н. Медведская // АРТ. - Душанбе: Дониш, 1979. -Вып. XIV (1974 г.). - С. 115.

19. Мирбабаев, А.К. Дахмаки Курката. Раскопки и исследования / А.К. Мирбабаев // Материальная и духовная культура. - 2005. - Вып. II. - С. 267.

20. Мешкерес, В.А. Согдийская терракота. - Душанбе: Дониш, 1989. - С. 123. 328 с.

-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-

21. Пичикян, И.Р. Открытие культового комплекса на каменном городище в 1978 г. / И.Р. Пичикян // АРТ. - Душанбе: Дониш, 1984. - Вып. XVII (1978 г.). - С. 102-115.

22. Топоров, В.Н. Пуп земли // Мифы народов мира. - Т. 1. - М., 1987. - С. 350;

23. Хайям, О. Наврузнаме. Трактаты. Пер. Б.А. Розенфельд. - М.: Наука, 1965. - С. 146. - 192с.

24. Чвырь, Л.А. Таджикские ювелирные украшения: (Материалы к историко-культурному районированию Таджикистана). - М.: ГРВЛ, 1977. - С. 34. 144 с.

25. Якубов, Ю.Я. Роль золота в мифологии и верованиях таджиков / Ю.Я. Якубов // Древнейшие этапы развития горно-геологических знаний в Средней Азии (Тез. докл. семинара 21-24 окт. 1991 г. Душанбе). - Душанбе: Дониш, 1991. - С. 67-68.

26. Якубов, Ю.Я. Археологические памятники Ляхша (исследования 1978 г.) / Ю.Я. Якубов // АРТ. - Душанбе: Дониш, 1984. - Вып. XVII (1978 г.). - С. 186. С. 178-194.

27. Якубов, Ю.Я. Религия Древнего Согда. - Душанбе: Дониш, 1996. - 195 с.

ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЯ БАКТРИИ-ТОХАРИСТАНА (ДИАДЕМЫ И СЕРЬГИ)

В статье рассматриваются головные украшения, как символы социального и общественного статуса. Согласно вертикальному делению, головным украшениям была присуща идея «верха» - неба, солнца и птиц. Золото выступало как символ Солнца, стихии света, небесного огня, верхнего божества и мужского начала.

Распространенность золотых украшений указывают на технические достижения общества и дополняют знания о культурной деятельности и идеологических представлениях древнего населения Бактрии -Тохаристана.

Обзор ювелирных коллекций с бесспорностью указывает на существование в Бактрии -Тохаристана особого центра «золотоделия», истоки которого уходят своими корнями в эпоху бронзы. Мотивы и сюжеты ювелирного искусства Бактрии-Тохаристана отражают богатый мир мифологических представлений наших предков. Золотые украшения с территории Бактрии - Тохаристана немногочисленны, но их достаточно, чтобы отметить их зороастрийское происхождение.

Ключевые слова: золото, Бактрия-Тохаристан, серьги, диадемы, «Авеста», зороастризм, семантика, археологические памятники, символы, солнце, огонь, сюжеты.

ЧДВОХДРОТИ ТИЛЛОИИ БОХТАР - ТАХОРИСТОН (ДЕАДЕМХ,О ВА ГУШВОР^О)

Дар ин макола, ороишоти сар ба унвони намодх,ои мавкеияти ичтимой ва уму-мидошта мавриди баррасй к;арор гирифтаанд. Тибк;и таксимбандии амудй ороишоти сар бо идеяи «боло» - осмон, хуршед ва парандагон мушаххас мешавад. Тил-ло ба унвони намоди Хуршед, аносири нур, оташи осмонй, Худои бартар ва асли мардона амал мекард.

Ривочи ороишоти тиллой нишондихдндаи дастовардх,ои фаннии чомеа ва так-милкунандаи дониш дар бораи фаьолиятх,ои фархднгй ва андешах,ои идеологии чамьияти бостонии Бохтар - Тахористон аст.

-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-

Баррасии мачмуахои чавохирот бидуни тардид хокй аз вучуди як маркази ви-жаи «тиллосозй» дар Бохтар - Тахористон аст, ки решаи он ба асри биринч мера-сад. На^ш ва мазомини хунари чавохири Бохтар - Тахористон мунъакискунандаи дунёи гании андешахои асотирии ниёкони мост. Зеваролоти тиллой аз цаламрави Бохтар - Тахористон зиёд нестанд, аммо ба андозаи кофй вучуд доранд, ки нишон-дихандаи асли зартуштии онхост.

Калидвожах,о: тилло, Бохтар - Тахористон, гушворуо, деадемуо, «Авесто», зардуштй, семантика, ёдгорщои бостоншиносй, намодуо, хуршед, оташ, сужало.

GOLD JEWELRY OF BACTRIA-TOCHARISTAN (DIADEM AND EARRIGS)

The article deals with head ornaments as symbols of social and status. According to the vertical division, the idea of «top» - the sky, the sun and birds - was inherent in the head ornaments. Gold acted as a symbol of the Sun, the element of light, heavenly fire, the upper deity and the masculine principle.

The prevalence of gold jewelry indicates the technical achievements of the society and complement the knowledge of the cultural activities and ideological representations of the ancient population of Bactria-Tokharistan.

A review of jewelry collections indisputably indicates the existence in Bactria-Tokharistan of a special center of «gold making», the origins of which go back to the Bronze Age. The motives and plots of the jewelry art of Bactria-Tokharistan reflect the rich world of mythological ideas of our ancestors. Gold ornaments from the territory of Bactria-Tokharistan are not numerous, but they are enough to mark their Zoroastrian origin.

Key word: Gold, Bactria-Tokhauistan, earrings, diadems, «Avesta», Zoroastrian-ism, semantics, archaeological sites.

Сведения об авторе: Каландарова Олия Искандаровна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им.А. Дониша. Адрес: пр. Рудаки 33. Тел (+992) 93- 461- 94- 21, E-mail: [email protected]

About the author: Oliya Iskandarovna Kalandarova is a candidate of historical sciences and a research fellow at the Institute of History, Archaeology, and Ethnography named after A. Donish. Address: Rudaki Avenue 33. Tel (+992) 93-461-94-21, E-mail: [email protected].

ТАБЛИЦА 1.

дадшзшп

я Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ШШйЧШ .ННМ1

1.

8

%

А л

2

5

ДИАДЕМЫ: 1 - Tyлxapскuй могшьтк II в. до н.э. -1 в. н.э., 2 - Гopoдuщe Taxmu сaнгuн IV в. до н.э. - III вв. до н. э., 3 - Мoгuльнuк Ляхш IIIV-VI вв., 4 - Ювeлupнoe yкpaшeнue «коштшло» XIX-XX вв.

СЕРЬГИ: 5-6 - Tyлxapскuй мoгuльнuк II в. до н.э. - I в. н.э., 8-9-10- Бeшкeнmскuй мoгuльнuк VI-II вв. н.э., 11 - Гopoдuщe Taxmu сaнгuн IV в. до н.э. - III вв. до н. э., 12 - Tyлxap-скш мoгuльнuк II в. до н.э. - I в. н.э., 13 - Мoгuльнuк Ксupoв II в. до н.э. - I в. н.э., 14 -Ювeлupнoe yкpaшeнue «тйвк» XIX-XX вв., 15-16 - Мoгuльнuк Ксupoв II в. до н.э. -1 в. н.э., 17.18-19 - Мoгuльнuк Ty/пхонй I в. до н.э. - III в. н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.