СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ЖЕМЧУГА © Лунева В.В.1
Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент
В статье рассматриваются среднеазиатские ювелирные украшения с жемчугом: серьги, височные подвески, бусы, головные булавки-шпильки периода античности и средневековья. Изделия с жемчугом применяли в религиозной атрибутике, в ритуалах для загробного мира, а также как амулеты-обереги, символы власти, социального происхождения.
Ключевые слова жемчуг, серьги, золото, ювелирные украшения, височная подвеска, оберег, нагрудное ожерелье.
Данная статья об изделиях из жемчуга - продолжение начатой серии о ювелирных украшениях, изготовленных из одного материала, например из кости [1, с. 121-123], сердолика [2, с. 122-127].
Жемчуг особо почитаем на Востоке. В силу необычайно нежной окраски его можно отнести к романтическому, божественному самоцвету. Жемчугом украшали серьги, височные подвески, нагрудные изделия, одежду для невест, храмы, его посвящали божествам, из него низали четки.
Наибольшее применение жемчуг получил в культах и ритуалах народов мира. Китайцы закладывали жемчуг в рот умершего, что он был красноречив при встрече с божествами загробного мира [3]. В захоронениях Южной Бактрии Тиллятепа (Афганистан) I в. до н.э. - I в. н.э.) археологами найдены изделия, украшенные жемчугом. Сарианиди В.А. пишет, что в погребениях обнаружены головные булавки, золотые нити с жемчугом, которыми, были украшены манжеты одежды [4, с. 20, 126, 128]. Самоцвет посвящали богам. Так, например, греки и римляне - богине любви Венере, жители Индии -божеству Кришне [5, с. 149]. Монголы времени Чингис-хана соотносили
1 Главный научный сотрудник, доктор искусствоведения.
данный самоцвет с богатством и считали охранным амулетом от несчастий [5, с. 151]. Из жемчуга низали четки. Например, найдены четки из 99 жемчужин - по количеству имен Аллаха [6, с. 56], а Бируни упоминает четки из 21 жемчужины сасанидских шахиншахов, «и назывались они, как говорит об этом Хамза, наск шумбра, ибо изготавливались в соответствии с [числом глав] наск - из книги, называемой «Авеста». И зерна эти были расположены в определенном порядке, и перебирая их пальцами, они произносили славословия согласно правилам, установленным для чтения молитв» [7, с. 147].
Жемчуг в Средней Азии применяли для головных изделиях - сережках, височных подвесок, его нашивали на головные уборы, видимо это не случайно. Бурлакова А.А. отмечает «Голова в современном представлении -центр переработки информации. В понимании древнего человека все, что связано с головой соотносилось с небом и его главными объектами - солнцем, луной, звездами» [8, с. 49].
Анализируя среднеазиатские ювелирные изделия с небесной символикой отметим подвески для серег в форме петухов (рубеж н.э. Могильник Сироб Таджикистан. Золото, жемчуг). Изделия смотрятся нарядно при сочетании золота с жемчугом, а крылья петуха кажутся объемными за счет переплетенных косичкой золотых нитей (рис. 1) [9, с. 187]. Традиции оформлять головные украшения, символами птиц с жемчугом сохранились и в XIX веке. Это, например, так называемая булавка «Санчок», которой обычно закалывали платок, накинутый на головной убор в области виска (Бухара. Вторая половина XIX в. Золото, жемчуг, стекло, басма, зернь). Центральное место в изделии занимала птица у которой «выделено крыло в форме миндаля, изображены перья. Подвеска в клюве птицы напоминает о пативных ожерельях, которые птицы торжественно преподносили владетелям на средневековых росписях Афрасиаба, Балалыктепе» [6, с. 90]. С нижней части туловища птицы спускается на цепочках деталь в виде стилизованного листа винограда с полумесяцем, символизирующая плодородие (рис. 8). Серьги с подвесками в виде цепочек найдены в Северной Бактрии (I в. до н.э., Тулхарский могильник. Таджикистан. Золото, жемчуг, бирюза) (рис. 2) [9, с. 187].
Рис. 1. Подвеска для серьги в форме петуха. Рубеж н.э. (золото, жемчуг). Могильник Сироб, Таджикистан; Рис. 2. Подвеска для серьги. I в. до н.э. (золото, жемчуг). Тулхарский могильник. Таджикистан; Рис. 3. Серьга. IX в. (золото, жемчуг. Литье). Согд. Афрасиаб; Рис. 4. Серьга. У!-УП вв. (золото, жемчуг). Пенджикент; Рис. 5. Головные уборы украшенные жемчугом. XVII в. на персонажах миниатюрной живописи; Рис. 6. Нагрудное украшение «Тавк». Бухара. Вторая пол. XIX в. (золото, жемчуг, стекло, басма, зернь); Рис. 7. Фрагмент головной булавки «Санчок». Бухара. Вторая половина XIX в. (жемчуг, стекло. Босма, зернь); Рис. 8. Височная подвеска. Бухара. Вторая половина XIX в. (золото, жемчуг, бирюза, стекло); Рис. 9. Серьга среднеазиатская. Вторая половина XIX в. (золото, жемчуг, лал, берилл)
Височные подвески изготавливали со вставленными птичьими перьями (Бухара. Вторая половина XIX в. Золото, жемчуг, бирюза, стекло) (рис. 3). Борозна Н.Г. пишет: «Можно отметить, что перьями птиц украшались лишь головные уборы или ювелирные предметы, предназначенные для головного убора, причем самые яркие, роскошные украшения для головы должны были иметь пучки перьев. В этом, очевидно, можно усмотреть некоторое стремление подражать внешнему облику птиц, что уводит нас к очень древним религиозным представлениям» [10, с. 284].
В раннем средневековье украшения с жемчугом в основном известны по изображениям на стенописи и по оригиналам - это серьги. Так, на персонажах монументальной живописи Балалыктепа (Тохаристан. Конец У-У1 вв.) изображены, возможно, золотые серьги, а в них - самоцветы синего цвета, вероятно лазурит, и белого - очевидно, жемчуг [6, с. 37].
Найдены и оригиналы серег золотых и бронзовых с жемчугом простых форм в виде колечка с жемчужиной и салтовского типа в Афрасиабе и Пен-джикенте (рис. 4) [6, с. 46-47; 11, с. 112, рис. 75, 1-4]. Фрагмент другого типа серьги найден в виде подвески формы цилиндра, - сверху которой - глухая петля, внизу стержня - подвеска из крупного коралла и мелкой жемчужины [11, с. 112, рис. 75, 20].
Часть золотых серег из Пенджикента опубликована в работе В.И. Рас-поповой. Это золотые серьги в виде овальной пластины, снизу украшенной жемчужинами. Овал украшен по периметру зернью и декоративной косичкой, сплетенной из золота (рис. 5) [11, с. 112, рис. 74, 20].
Жемчуг любили носить в виде ожерелий, которые собирали или только из жемчужин, или с цветными камнями - лазуритом, бирюзой, гагатом, рубином. Вот что пишет А. Навои по этому поводу:
Жемчужина полуденных глубин
Красивее, коль рядом с ней - рубин [12, с. 107].
Сочетание минералов применялось в 60-70-е гг. XVII в. Так, на миниатюрах, где изображены бухарские мужские персонажи в их одежды вшиты крупные камни: жемчуг, рубины (влияние Индии) [13, с. 28]. «Женщины
носили несколько коротких ожерелий из красных не крупных камней, по цвету напоминающих кораллы и гранаты, и более длинное - из жемчуга, которое имело в центре золотую розетку; нить следующего ожерелья - еще длиннее, она также из жемчуга, затем - золотая гривна. Жемчужные ожерелья иногда дополнялись другими драгоценными камнями - бирюзой и рубинами... Серьги кольцевые с двумя подвесками в виде ветки, оканчивающимися рубинами или жемчужинами, или серьги в виде вертикали драгоценных камней: жемчужина, бирюза, рубин». Окружность тюбетеек девушек расшита жемчужинами» (рис. 6) [13, с. 68, табл. 45, 24, 26].
Украшенные жемчугом ювелирные изделия изготавливали в XIX в. В музейных коллекциях Средней Азии представлены золотые серьги (халка-и беш-аяк; се холак почанок (три глазка или родинки); халка-и-Мухамади или ук-халка. Зернь, золото, жемчуг, берилл, лал.) (рис. 9), а также хорезмские золотые налобные украшения манглай тузи, украшенные лалами, бериллами, жемчугом, золотые и серебряные бухарские височные подвески с жемчугом, бирюзой, стеклом. Интересно бухарское нашейное украшение «тавк» («голубь»), собранное из квадратных деталей, декорированных четырехлепе-стковыми розетками. Центр изделия выделен в виде стилизованной птицы украшенной жемчужными и стеклянными бусинками. Жемчуг окаймляет все ожерелье по периметру (рис. 7) [6, с. 134]. Все украшения XIX в. состоят из множества деталей, они очень нарядны и сложны по технике изготовления.
В Средней Азии жемчуг ценится и в настоящее время. Из него по-прежнему собирают ожерелья, браслеты, четки, им украшают кольца и серьги.
Список литературы:
1. Лунева В.В. Своеобразие костяных ювелирных украшений и предметов ремесла из Северной Бактрии // ОНУ Вып. 3. - Ташкент, 2008. - С. 121-123.
2. Лунева В.В. Культовые украшения Средней Азии из сердолика: древность - раннее средневековье //Язык и культура (Новосибирск). - 2016. -№ 23.
3. Культ предков в Китае - этические учения Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://www.pavluchenkov.ru/dao/cult_predkov/index.html (дата обращения: 24.07.2016).
4. Сарианиди В.И. Афганистан: сокровища безымянных царей. - М., 1983.
5. Николаев С.М. Камни. Мифы, легенды, суеверия. - Новосибирск, 1995.
6. Фахретдинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. - Ташкент, 1988.
7. Абу Райхан Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия). - Л., 1963.
8. Бурлакова А.А. Особенности английских фразеологических единиц, содержащих компонент «части тела человека» // Язык и культура (Новосибирск). - 2016. - № 23.
9. Пугаченкова Г. А. Шедевры Средней Азии. - Ташкент, 1986.
10. Борозна Н.Г. Некоторые материалы об амулетах - украшениях населения Средней Азии // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. - М., 1975.
11. Распопова В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда. -Л., 1950.
12. Алишер Навои. Смятение праведников. Т. III. - Ташкент, 1968.
13. Рахимова З.И. К истории костюма народов Узбекистана: Костюм Бухары и Самарканда XVI-XVII веков (по данным средневековой миниатюрной живописи). - Ташкент, 2005.
СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ МУЗЫКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ)
© Моздыкова Т.А.1
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, г. Москва
Статья посвящена проблеме формирования мотивации к обучению в детских музыкальных школах и школах искусств. Даётся описание
1 Преподаватель по классу флейты отдела духовых и ударных инструментов ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. В.В. Андреева», соискатель МГИМ им. А.Г. Шнитке.