УДК 930
СВОЕОБРАЗИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА
Дадамухамедов Б.Ф.
Государственный музей истории прикладного искусства и ремесленничества Узбекистана
Аннотация: В этой статье рассматривается истоки зарождения, развития и технологии, а также различные материалы ювелирного искусства распространенные среди местного населения как, золота, серебро, медь для изготовления и виды оформления ювелирных украшений Узбекистана в период XIX-XX веков.В первой половине XIX века по всей Центральной Азии ювелирные изделия изготовлялись из серебра. Золотые вещи делались только в ханских дворцах и, главным образом, во дворцах бухарского эмира. Ювелиры работали в основном на местную аристократию - придворную чиновничью знать, духовенство, купечество, составлявших основной круг заказчиков и потребителей ценных ювелирных изделий. По общепринятой классификации узбекские ювелирные изделия подразделяются на головные, налобные, налобно-височные, налобно-височно-нашейные, височные, затылочные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные и ножные украшения. Материалом для изготовления служили металлы - золото, чаще серебро, реже мельхиор, медь и бронза; самоцветы - рубин, гранат, берилл; цветные камни - бирюза, сердолик, лазурит; морские ископаемые - коралл, жемчуг, перламутр, раковины каури; цветные стекла и смальты. Многие из них оседают в музейных собраниях, являясь богатейшим источником художественных образов и форм для молодых ювелиров XXI века, создающих национальные украшения в наше время.
Ключевые слова: украшения, орнамент, традиция, техника, чеканка, тиснение, штамповка, процесс, классификация, трансформация.
PECULIARITY OF JEWELRY ART OF UZBEKISTAN
B. Dadamuhamedov
State Museum of the History of Applied Art and Handicraft of Uzbekistan
Abstract: This article examines the origins of origin, development and technology, as well as various materials of jewelry art distributed among the local population as gold, silver, copper for making and decorating jewelry of Uzbekistan in the period from the 19th-20th centuries. In the first half of the 19th century throughout Central Asia, jewelry was made from silver. Golden things were made only in the khan's palaces and, mainly, in the palaces of the emir of Bukhara. Jewelers worked mainly for the local aristocracy - the court bureaucratic nobility, the clergy, the merchants, who formed the main circle of customers and consumers of valuable jewelry. According to the generally accepted classification, Uzbek jewelry is divided into head, forehead, forehead-temporal, forehead-neck, temporal, occipital, nosal, nasal, ear, neck, breast, shoulder, axillary, waist, wrist and foot decorations. The materials used for manufacturing were metals - gold, more often silver, less commonly nickel silver, copper and bronze; semi-precious stones - ruby, garnet, beryl; colored stones - turquoise, carnelian, lapis lazuli; marine fossils - coral, pearls, nacre, cowry shells; colored glass and smalt. Many of them settle in museum collections, being the richest source of artistic images and forms for young jewelers of the 21st century, who create national ornaments in our time.
Казанский вестник молодых ученых
Keywords: decoration, omament, tradition, technique, embossing, stamping, stamping, process, classification, transformation.
Изготовление ювелирных украшений издавна было развита у народов Центральной Азии. В Узбекистане ювелирные украшения были, по традиции, неотъемлемой частью национального костюма и сопровождали женщину на протяжении всей ее жизни. Надо отметить что, истоки зарождения ювелирного искусства Узбекистана теряются в глубине тысячелетий. В начале XIX века ювелирное искусство предстает во всей своей этнографической характерности, в большом разнообразии форм, материалов, технических приемов и видов изделий.
В первой половине XIX века наблюдается возрождение кустарной промышленности и художественных ремесел, наступившее после преодоления тяжелого экономического кризиса XVIII века, вызванного междоусобными войнами. В это время ювелиры работали в основном на верхушку феодального общества, местную аристократию, которая могла себе позволить купить или заказать изделия из драгоценных металлов и камней. Но устоявшиеся в народе представления об охранительной силе ювелирных украшений, позволяло мастерам-ювелирам реализовывать товар из низкого качества материала и примитивной техники исполнения.
В XIX - начале XX ювелирное производство охватывало многие виды художественных ремесел. Мастера-ювелиры изготовляли филигранную отделку ножен для сабель и рукояток кинжалов, детали конского снаряжения и мужских поясов с накладными и позолоченными пластинками и бляшками с инкрустацией драгоценными камнями. Но главным их занятием было изготовление разнообразных женских украшений.
Кроме ювелирных украшений ювелиры нарядно оформляли оружие, предметы соколиной охоты, богато орнаментировали посуду и мелкие бытовые изделия из драгоценных металлов. Ювелиры участвовали в оформлении дорогих кожаных переплетов для рукописей металлическими прорезными накладками и застежками. Материалом для изготовления ювелирных изделий в XIX - начале XX веков служили металлы - золото, чаще серебро, реже мельхиор, медь и бронза; самоцветы - рубин, гранат, берилл; цветные камни - бирюза, сердолик, лазурит; морские ископаемые - коралл, жемчуг, перламутр, раковины каури; цветные стекла и смальты.
Интересно отметить, что в первой половине XIX века по всей Центральной Азии ювелирные изделия изготовлялись из серебра. Золотые вещи делались только в ханских дворцах и, главным образом, во дворцах бухарского эмира. Ювелиры работали в основном на местную аристократию - придворную чиновничью знать, духовенство, купечество, составлявших основной круг заказчиков и потребителей ценных ювелирных изделий.
Дадамухамедов Б.Ф. СВОЕОБРАЗИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА
В конце XIX-XX века в ювелирном искусстве прослеживается два направления. Первое - было теснейшим образом связано с традициями народного искусства, а второе ориентировалось на вкусы зажиточных слоев населения, которые становятся основным потребителем дорогих ювелирных изделий. К началу ХХ века ювелиры перешли к облегчающему и ускоряющему процессу изготовления изделий - штамповке. Трудоемкая чеканка была заменена менее выразительным тиснением узора на матрицах и т.д. Украшениям стали придавать более крупные размеры, нередко оставляя их полыми внутри и обильно отделывая цветными стеклами, блестками, зеркальными кусочками, разноцветными шелковыми нитями. В результате терялись прежние художественные достоинства традиционного искусства.
По общепринятой классификации узбекские ювелирные изделия подразделяются на головные, налобные, налобно-височные, налобно-височно-нашейные, височные, затылочные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные и ножные украшения.
Названия ювелирных украшений могли происходить от способа ношения, от формы изделия, от звукоподражания, производимого украшением, от материала, от народа, который принес эту форму. Форма и декор ювелирных украшениях XIX века восходят к различным периодам эволюции данного вида. Но сохраняя образную трактовку и некоторые особенности решения сложных композиций, они в процессе временной трансформации утратили основы смыслового содержания - элементы древних ритуальных представлений доисламской поры. В изделиях этого периода преобладает растительный орнамент, сочетающийся с мотивами геометрического, астрального и зооморфного узора.
В середине XIX века ювелирное искусство Узбекистана достигло исключительно высокого художественного уровня. Появляются новые формы изделий, их способы ношения и цветосочетания, обусловленные сменой потребительских вкусов. Все больше возрастает эстетическая ценность ювелирных украшений, они гармонично связываются с линиями и цветом национального костюма. В этот же период в ювелирном искусстве особенно ярко выступают чувства пропорциональности формы и однозвучности цвета в ансамбле украшений.
Мастера-ювелиры в крупных центрах имели различную классификацию, подразделяясь на мастеров по украшениям, технике чеканки по серебру и золоту, технике отделки украшений. Профессия ювелира была наследственной и переходила от отца к сыну. Данный "устав" сопровождал ювелира с самых первых дней занятия ремеслом, воспитывая приверженность к цеховым ритуалам и производственным отношениям, к устойчивости художественных приемов и старых форм. Существовало предосудительное отношение к нововведениям, ученик обязан был копировать и повторять изделия учителя. Таким образом, даже при незначительных отличиях украшений разных центров, опытный глаз мог легко определить место их изготовления.
Казанский вестник молодых ученых
Социальное положение ювелиров XIX века на территории современного Узбекистана могло быть различным. В Бухаре, в отличии от мастеров других отраслей ремесла, придворные ювелиры занимали привилегированное положение, получали звания и чины. В Хорезме профессия ювелира относилась к одной из самых низших. Основными законодателями локальных особенностей художественного стиля в ювелирном искусстве XIX веке выступали мастера бухарской, хорезмской, ташкентской, самаркандской, кокандской (или ферганской), сурхандарьинской, каракалпакской школ.
В 1950-70 годы центрами ювелирного ремесла оставались Ташкент, Бухара, Самарканд, Коканд, Хива. Круг ювелирных изделий почти не изменился: делались - серьги, кольца, браслеты, ожерелья. Так же сохранялись традиционные приемы изготовления: филигрань, чернь, чеканка, зернь, гравировка, штамповка. Сохранилось все многообразие форм изделий, выпускавшихся в предшествующий период. Среди них были предельно лаконичные формы: золотые серьги в виде полумесяца, гладкие без орнаментации перстни с одним камнем, браслеты, излюбленные в прошлом серьги с легкими подвесками из бусинок коралла, жемчуга, зерни, стекла.
Ювелирные украшения Узбекистана XIX-ХХ веков живут и в наше время, выполняя чисто декоративную функцию. Многие из них оседают в музейных собраниях, являясь богатейшим источником художественных образов и форм для молодых ювелиров XXI века, создающих национальные украшения в наше время. Это говорит о том что, ювелирные украшения Узбекистана является в своем образе достоянием и наследием всего узбекского народа.
Литература
1. Фахретдинова Д. Ювелирное искусство Узбекистана. Т., 1988. 204 с.
2. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1984. 179 с.
3. Лунева В. Ювелирное искусство городов и историко-культурных областей античного Узбекистана. //Урбанистическая культура Узбекистана (Материалы Международной научной конференции). Т., 2003.
4. Абдуллаев Т., Фахретдинова Д., Хакимов А. Песнь в металле. Т., 1986. 251 с.
Сведения об авторе
Дадамухамедов Б.Ф., художник-реставратор, Государственный музей истории прикладного искусства и ремесленничества Узбекистана.
Дата поступления 15.01.2019