Научная статья на тему 'Коллекция серебряных украшений в фондах Хоринского районного историко-краеведческого музея'

Коллекция серебряных украшений в фондах Хоринского районного историко-краеведческого музея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ / ТРАДИЦИИ БУРЯТ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / МУЗЕЙ / УКРАШЕНИЯ / СЕРЕБРО / ОРНАМЕНТ / КУЛЬТУРА / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ART METAL / THE TRADITIONS OF BURYAT PEOPLE / MUSEUM COLLECTIONS / MUSEUM / DECORATING / CILVER / ORNAMENT / CULTURAL / FOLK ART

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунева Любовь Александровна, Пузанков Юрий Владимирович

Статья посвящена коллекции серебряных украшений бурят Хоринского районного историко-краеведческого музея. Художественный металл бурят составляет классику народного искусства. Основные черты прикладного искусства бурят с давних пор определялись потребностями кочевого быта, который диктовал определенный тип разборного и переносного жилища и его убранства, характер домашней утвари и мебели, форму костюма, пригодного к нелегким условиям жизни в степных кочевьях, а также формировал представления о красоте и богатстве. Большая роль отведена узору, за которым справедливо закреплено одно из ведущих мест в декоративном искусстве бурят. Бурятское народное искусство, будучи основано на узоре, носит преимущественно орнаментальный характер. Его основные стилистические черты являются весьма стойкими, сохраняются на протяжении многих десятилетий и даже веков. Формирование коллекции серебряных украшений Хоринского районного историко-краеведческого музея осуществлялось за счет разных источников, ключевыми стали целевые закупки. Лишь малая часть музейных предметов поступила в дар. В процессе комплектования коллекция пополнилась интересными экземплярами женских и мужских украшений. Ее нельзя признать полной, но она дает четкое представление о бурятских украшениях XIX-XX вв. Авторы детально описывают специфику бурятской культуры, затрагивают историю прикладного искусства, ее особенности, продиктованные образом жизни кочевых племен. Классифицируют украшения, дают их подробное описание, приводят историю приобретения музеем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Трунева Любовь Александровна, Пузанков Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Collection of silver jewelry in the funds of the Khorinsky regional museum

The article is devoted to the collection of silver jewelry of Buryats, stored and exhibited in the funds of the Khorinsky regional museum of local lore. Artistic metal Buryat is a classic of folk art, being the pinnacle of the creative daring of the people. The main features of applied art, artistic design of various things and objects of Buryat have long been determined by the needs of a nomadic life that dictated a certain type of collapsible and portable dwelling and its decoration, the character of household utensils and furniture, the shape of a suit suitable for hard living conditions in steppe nomadic surroundings, and also features of representations about beauty and riches. A big role is given to the pattern, after which one of the leading places in the decorative art of the Buryats is rightfully fixed. Buryat folk art, being based on a pattern, has a predominantly ornamental direction. The main stylistic features of Buryat folk art are very persistent, preserving for many decades and even centuries their specific features. The collection of silver jewelry of Khorinsky District Museum of Local History, a was formed from various sources. The key ones were: targeted purchases. A small part of the museum collection items were accepted as a gifts. In the process of acquisition, the museum collection was replenished with interesting specimens of women's and men's jewelry. The collection cannot be considered complete, but it gives a clear view about the Buryat jewelry of the 19th-20th centuries. The authors describe in detail the specifics of the Buryat culture, touch upon the history of applied art, its features, developing from the way of life of nomadic tribes. Classify ornaments, give their detailed description, history of acquisition by a museum.

Текст научной работы на тему «Коллекция серебряных украшений в фондах Хоринского районного историко-краеведческого музея»

УДК 739.2(57.23)(069)

Вопросы музеологии. 2018. Т. 9. Вып. 1

Коллекция серебряных украшений в фондах Хоринского районного историко-краеведческого музея

Л. А. Трунева1, Ю. В. Пузанков2

1 Хоринский районный историко-краеведческий музей,

Российская Федерация, 671410, Республика Бурятия, Хоринский р-н, с. Хоринск, ул. Ленина, 21

2 Иркутский государственный университет,

Российская Федерация, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

Для цитирования: Трунева Л. А., Пузанков Ю. В. 2018. Коллекция серебряных украшений в фондах Хоринского районного историко-краеведческого музея. Вопросы музеологии, 9(1), 124-134. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.112

Статья посвящена коллекции серебряных украшений бурят Хоринского районного историко-краеведческого музея. Художественный металл бурят составляет классику народного искусства. Основные черты прикладного искусства бурят с давних пор определялись потребностями кочевого быта, который диктовал определенный тип разборного и переносного жилища и его убранства, характер домашней утвари и мебели, форму костюма, пригодного к нелегким условиям жизни в степных кочевьях, а также формировал представления о красоте и богатстве. Большая роль отведена узору, за которым справедливо закреплено одно из ведущих мест в декоративном искусстве бурят. Бурятское народное искусство, будучи основано на узоре, носит преимущественно орнаментальный характер. Его основные стилистические черты являются весьма стойкими, сохраняются на протяжении многих десятилетий и даже веков. Формирование коллекции серебряных украшений Хоринского районного историко-краеведческого музея осуществлялось за счет разных источников, ключевыми стали целевые закупки. Лишь малая часть музейных предметов поступила в дар. В процессе комплектования коллекция пополнилась интересными экземплярами женских и мужских украшений. Ее нельзя признать полной, но она дает четкое представление о бурятских украшениях Х1Х-ХХ вв. Авторы детально описывают специфику бурятской культуры, затрагивают историю прикладного искусства, ее особенности, продиктованные образом жизни кочевых племен. Классифицируют украшения, дают их подробное описание, приводят историю приобретения музеем.

Ключевые слова: художественный металл, традиции бурят, музейная коллекция, музей, украшения, серебро, орнамент, культура, народное искусство.

Коренные изменения, произошедшие за последние десятилетия в общественно-политической жизни страны, экономической и социальной политике, изменение форм государственного регулирования и поддержки культурных и образовательных учреждений требуют принципиально новых подходов к определению целей и задач, стоящих перед музеями. Наряду с традиционными — сохранением, реставрацией, изучением, пропагандой предметов материальной и духовной культуры региона — в их число входят создание культурно-просветительных, общеобразовательных и методических центров, существенное расширение сферы своего

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

влияния на общество, более активная и действенная реализация своего потенциала в деле образования и воспитания, возрождение лучших народных традиций. Безусловно, это требует соответствующего обновления и совершенствования структуры, подготовки квалифицированных кадров.

Хоринский районный историко-краеведческий музей создан в 1980-е годы, и его появление стало одним из свидетельств экономического и культурного развития района, ярким явлением в культурной жизни Хоринска. Очевидна необходимость восстановить историю создания и деятельности музея, а главное, описать и атрибутировать его уникальные коллекции, в частности коллекцию украшений из металла. Задача описания фондов является первостепенной для всех музеев, что обусловливает актуальность данной статьи.

Духовная и материальная культуры — это сущностная основа исторического развития человечества. Понятие «культура» обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и собственную личность. Каждая культура — неповторимая Вселенная, сформированная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Художественные традиции народа в обработке металла, дерева и сельскохозяйственного сырья складывались в эстетике повседневного труда. Производство предметов материального быта было неразрывно связано с искусством; каждый труженик выступал в роли художника, стремился создать вещь не только полезную, но и красивую в своей практичности. Можно выделить несколько самостоятельных видов декоративно-прикладного искусства: декоративное решение верхней одежды, одежды, обуви, головных уборов, рукавиц, шерстяных вязаных вещей, художественная резьба по дереву, роспись, художественная обработка металла1. Изготовлением и оформлением изделий из мягких материалов занимались исключительно женщины. Их искусство проявлялось в моделировании (раскрой и пошив) одежды и обуви, вышивке, аппликации, мозаике и т. п. Изделия из дерева украшались объемной, рельефной, ажурной и плоской резьбой, выпиливанием, росписью. Художественная обработка металла включала такие способы, как насечка, гравировка, филигрань, чеканка, штамповка, литье, оконтуровка, прорезь, чернение, золочение, серебрение, профилирование и эмалирование.

Бурятское прикладное искусство является синтетическим по своей природе, сочетает различные виды художественного творчества, использует самые разнообразные материалы и применяет разные приемы их обработки. Мастер может выступать одновременно в роли деревщика, ювелира, орнаменталиста, являться и автором, и технологом, и исполнителем. Основные черты прикладного искусства бурят определялись потребностями кочевого быта. Он диктовал определенный тип разборного и переносного жилища и его убранства, характер домашней утвари и мебели, форму костюма, пригодного к нелегким условиям жизни в степных кочевьях, формировал представления о красоте и богатстве. Самым ценным, престижным и красивым в имуществе степняка-мужчины считались хороший конь в богатой сбруе, хороший костюм с ярким тканым поясом и набором серебряных поясных украшений. К украшениям относились нож с отделанной серебром рукояткой и в таких же ножнах, огниво, трубка, кисет, чашка из корня березы (иногда

1 Соктоева и др., 2002. С. 120.

в серебряной оправе). Немалые средства тратились на парадную одежду для женщин и девушек, включавшую сложный и тяжелый набор серебряных украшений, дополненных массивными бусинами из коралла и янтаря.

Стилистические характеристики бурятского искусства остаются неизменными на протяжении многих десятилетий и даже веков. Оно тесно связано с обрядами и обычаями и имеет преимущественно орнаментальную направленность. Узоры и орнаменты разлиты по резной или расписной мебели, на поверхности металлических изделий. Они раскрывают различные аспекты истории бурят, позволяют проследить их связи с другими народами, культурное взаимодействие с соседями. Лидируют зооморфные орнаменты; самым популярным мотивом является изображение дракона. Широко распространено изображение листьев, стеблей, цветов, побегов. Все изделия носят яркий, эмоциональный характер.

Наряду с предметами, в которых сочетаются практическая и эстетическая стороны, у бурят издавна существуют предметы, предназначенные исключительно для украшения; это преимущественно изделия из благородных металлов. Здесь полностью исключается бытовой характер. Часто эти вещи уникальны по своим художественным качествам, обладают исключительной гармонией формы и совершенством отделки, позволяющими отнести их к числу подлинных произведений декоративно-прикладного искусства.

Художественный металл — один из наиболее развитых видов декоративного бурятского искусства, тесно связанный с эстетическими установками этого народа. У бурят был достаточно сильно развит культ серебра и золота, что, по-видимому, обусловлено осознанием особых качеств этих металлов, существенно отличающихся от железа, меди и олова, не обладающих устойчивостью к окислению или способностью интенсивно отражать свет. Немаловажно и то, что серебро обладает сильным бактерицидным эффектом2. Кроме того, в Хоринском районе находится одно из наиболее известных в Бурятии месторождений серебра. Металлические изделия завоевали популярность за счет совершенства исполнения, красоты форм и орнаментального убранства, добротности, считающейся неотъемлемой чертой произведения искусства. Сохранившиеся лучше других образцов декоративного искусства, они позволяют составить представление о творчестве древних бурят.

Отсутствие письменных данных, относящихся к раннему периоду бурятской истории, не позволяет достоверно установить время зарождения ювелирного искусства. Очевидно, что к началу XVII в. у бурят уже сформировалась высокоразвитая культура художественной обработки металла3, доказательством чему являются металлические серебреные пластинки, которыми украшены колчаны, налучники, седла и прочие предметы. О существовании художественной обработки металла до XVII в. свидетельствует эпос западных бурят — улигеры, красочно повествующие о серебряных вещах, которыми пользовались герои былин. В улигерах раскрываются многие стороны повседневной жизни, подробно отображается быт того времени. Герои эпоса снаряжают боевых лошадей серебряными уздой, седлом, стременами, наспинником, привязывают коней к серебряному столбу. Все эти предметы, по-видимому, действительно существовали в тот период.

2 Бабуева, 2004. С. 7.

3 Соктоева и др., 2002. С. 7.

Бурятские мастера превосходно владели основными техническими приемами ювелирного искусства, выработанными, по всей вероятности, ими самими. Анализ старинных пластин убеждает в том, что буряты применяли насечку серебром и оловом по стали и железу, филигрань и зернь, серебрение и золочение, гравировку и ажурную резьбу, инкрустацию перламутром, жемчугом, янтарем, простую огранку цветных камней (главным образом использовались сердолик, лазурит, малахит, а также коралл), воронение и чернение, литье и штамповку. В XVIII в. наиболее активно применялись насечка и серебрение железных пластин4. В XIX в. в Забайкалье ведущее значение приобрели чеканка и филигрань5. Владение различными приемами обработки металла свидетельствует о широкой и разносторонней специализации мастеров, позволявшей им господствовать над материалом, свободно и виртуозно выполнять любую ювелирную работу.

В середине XVIII в. на художественные изделия бурятских мастеров обратили внимание русские и иностранные ученые, путешественники, посетившие Восточную Сибирь и Забайкалье6. Так, Эверт Исбрант Идес (цит. по: Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII в. и первой половины XIX в. о бурят-монголах) отмечал, что буряты при совершении коммерческих операций не используют серебро в монетах, предпочитая золото и серебро в слитках. Исследователь Иоганн Гмелин, имевший возможность наблюдать занятия бурят, живших в При-ангарье, дал весьма похвальную оценку их ювелирным изделиям (цит. по: Огло-блин Н. И. Сибирские дипломаты XVII века). В 1735 г. он посетил нижнеудинских бурят, одежда и украшения которых, по его словам, еще носили национальный характер. Им отмечено, что буряты «не в пример другим языческим народам» занимаются ремеслом, «в области которого среди балаганских бурят есть много мастеров. Они умеют делать по железу серебряные и оловянные насечки так хорошо, что их работа не уступает дамасской».

В тот же период было дано описание процессов художественной обработки металла. Ценные сведения о художественных ремеслах и видах украшений бурят оставили Георги и Лангас, труды которых являются почти единственными письменными источниками по данному вопросу. Описания Георги и Ланганса во многом совпадают, местами дополняют друг друга. Из них явствует, какие виды украшений из серебра, цветных металлов и железа изготовляли бурятские ювелиры, какие дополнительные материалы привлекали, чем украшали себя женщины и мужчины, выясняется общественное положение мастеров, их роль в эстетическом оформлении бурятского быта. По описанию Георги, бурятские кузнецы-серебреники сначала разбивали в тонкие листы чистое, высокопробное серебро. Затем на эти листы накладывались берестяные трафареты, по которым вырезались изображения птиц, зверей, цветов и т. д. Вырезанные узоры набивались на железные пластины. Завершающим процессом являлось воронение изделий на огне и шлифование поверхности пластин мореным древесным углем. Изделия бурятских кузнецов с серебряной насечкой были известны по всей России под именем «братской работы» и пользовались заслуженной славой.

4 Соктоева и др., 2002. С. 120.

5 Соктоева и др., 2002. С. 120.

6 Соктоева и др., 2002. С. 120.

Благодаря своей прочности металлические художественные изделия XVIII-XIX вв. дошли до нашего времени. Сегодня они нередко встречаются у жителей Бурятии. Немало изделий из металла утрачено в связи с особенностями погребального обряда: вместе с покойным хоронились его лучшие украшения7, седла, узды, колчаны, огнива, ножи, одежда из дорогих тканей и мехов. Сохранившиеся образцы дают достаточно яркую характеристику художественному металлу бурят, позволяют рассматривать его как классику народного творчества, сложившуюся в результате деятельности многих поколений художников из народа.

Металлические изделия широко представлены в музеях страны; они попали туда главным образом в конце XIX — начале XX в. в результате выдающейся деятельности этнографа М. Н. Хангалова и других исследователей.

В Хоринском районном историко-краеведческом музее насчитывается 2528 экспонатов основного фонда. Коллекция украшений XIX-XX вв. содержит три десятка экспонатов. В ней представлены классические комплекты мужских и женских украшений. Каждая вещь завораживает своей неповторимостью, органичным сочетанием геометрического, растительного и символико-аллегорического орнаментов. Все детали оформления составляют единое целое.

Первая коллекция серебряных украшений была собрана Буянтуевым Балдан-Доржо Шагдаржеповичем, хранителем музейных экспонатов, первым директором музея, в 1977 г. Музей пополнился коллекцией ножей из села Алан, вещами семьи Буянтуевых, в частности женскими серебряными украшениями матери Балдан-До-ржо Шагдаржеповича. В результате пожара 1984 г. все эти экспонаты были утрачены, сведений о них, к сожалению, также не сохранилось. Повторный сбор коллекции был начат Труневым Иннокентием Яковлевичем и проходил значительно сложнее. Музею уже были переданы уникальные предметы, и собрать что-либо вторично оказалось непросто. Анализ пополнения серебряного фонда показывает, что основные поступления происходили в период с 1984 по 1989 г. Как свидетельствуют архивные материалы, в 1985 г. Исполком районного Совета народных депутатов дважды выделял средства на восстановление сгоревшего музея. Средства также были выделены в 1991 г. Это позволило приобрести небольшое количество серебряных украшений. Почти все эти предметы ранее хранились в семьях. Первым приобретением (у семьи Гомбоевых из села Хоринска) стала туйба — украшение для волос. Последующие украшения также получены путем закупки у местного населения, в основном из села Хоринска и других сел Хоринского района, а также у жителей Кижинги и г. Улан-Удэ. Единственный дар музею — серебряный нож Ринчинова Дугар Базаровича из села Алан (рис. 1), доставшийся ему в наследство. Авторы приобретений не установлены. После 1995 г. коллекция не пополнялась, так как средства на приобретение экспонатов для музея не выделялись.

В фонде серебряных украшений Хоринского музея представлены в основном работы XIX-XX вв. с характерной для того времени чеканкой и филигранью. Экспонаты классифицируются по видам декоративного украшения комплекса бурятского костюма. В коллекции присутствуют отдельные детали поясных украшений, несколько серег, которые могли носить в повседневном обиходе молодые девушки и женщины, навершие шапки, предметы мужского гардероба. Как и в первона-

7 Соктоева и др., 2002. С. 120.

Рис. 1. Нож с ножнами КП 118-1и 118-2 Ин ПИС-1,2 СИК-3,4; серебро, металл, дерево; чеканка, пайка

чальной коллекции, принадлежности мужского костюма преобладают. К сожалению, отсутствуют височные и наплечные украшения.

Мужской гарнитур

Видное место в костюме мужчины занимали нож и огниво, самые необходимые в повседневном обиходе предметы. Надев халат, подпоясавшись, заткнув за пояс слева нож, справа — огниво, засунув за голенище сапога трубку, за пазуху — чашку (аяга), мужчина был снаряжен, готов ко всем перипетиям кочевнической жизни. Ножи и огнива, составляющие декоративный комплект, нередко связаны с каким-либо семейным ритуалом (дарственное подношение отца сыну, передача по наследству и т. д.), свидетельствовавшим об уважительном отношении к этим предметам. К ножнам серебряной витой цепочкой крепится серебряная подвеска. Ножи удлиненных пропорций выглядят внушительно. Сверкающая поверхность серебра контрастно выделяется на темном фоне дерева, рога, сочетается с узорной пряжкой для кожаной петли, надевавшейся на пояс. Клинок ножа стальной. Для всей коллекции ножей характерен зооморфный орнамент — это в основном дракон, символ величия, силы и мощи; также присутствуют изображения царь-птицы Гаруды, льва, собаки, летучей мыши. Зооморфный орнамент эффектно сочетается с растительным и геометрическим. Основным приемом обработки металла остается чеканка.

Бурятское огниво состоит из стального бруса — кресала и небольшого кожаного футляра для кремня. Главное внимание ювелир обращает на футляр из юф-

тяной черной кожи. Лицевая сторона представляет собой крышку с зацепом внутри. Два нижних ее угла украшаются накладными серебряными пластинами треугольной формы. На них имеются узоры, преимущественно растительные — с пышной листвой, орнаментацией и плавными побегами. Наверху — серебряная фигурная скоба (или колечко) для цепочки или шнурка, соединяющаяся с продолговатой фигурной пластиной, которая наглухо приклепывается к футлярчику (рис. 2)8.

Серебряное навершие национального головного убора дэнзэ представляет собой полусферу, поверх которой на специальный штырь насажен крупный камень — коралл или янтарь. Возможно, наиболее популярные цвета — густой красный, золотисто-желтый — соотносились бурятами с яркостью небесных светил. Орнаментация и техника дэнзэ разнообразна. Здесь представлена чеканка, чернь, филигрань. Впечатляют космологические мотивы: извивающиеся чешуйчатые туловища драконов обхватывают полусферу, символизирующую Вселенную. Стебли и побеги символизируют жизнь, красоту, долголетие и мир на Земле (рис. 3)9.

Оригинальное украшение шэмхуургэ пристегивалось к халату. К основной бляхе, имеющей внизу колечки, крепится цепочка с туалетными принадлежностями: инструментом для чистки ногтей, уховерткой и щипчиками, занимавшими центральное место в наборе, по наименованию которых назван весь декоративный комплекс. При помощи подвижной детали в форме цветка регулируется фиксация защипа. В оформлении использован очень распространенный мотив — лев, держащий в открытой пасти шар. Скорее всего, изначально эти принадлежности были мужскими. Подтверждением тому могут служить изображающие холодное оружие миниатюрные подвески по бокам щипчиков, использовавшихся для выдергивания заноз и выщипывания волос. Искусно отделанные меч, топор, секира символизировали воинскую оснащенность их владельца.

Женский гарнитур

Шэмхуургэ, поясной набор, носили молодые женщины и девушки на выданье. Орнаментация шэмхуургэ разнообразна. Бляха заключает в себе круг, в центре которого изображено буддийское «колесо закона» — хорло с восемью

8 Коллекция серебряных украшений фонда Хоринского музея.

9 Коллекция серебряных украшений фонда Хоринского музея.

Рис. 2. Хэтэ — огниво; ХКМ КП 421 / СИК СВ 21; серебро, кожа; чеканка, пайка

Рис. 3. Дэнзэ — навершие шапки; ХКМ КП 102 / СИК СВ 4; серебро, янтарь; чеканка, пайка

Рис. 4. Боковое украшение шэмхуургэ; ХКМ КП 430 / СИК СБ 3; серебро, чеканка, пайка

Рис. 5. Деталь бокового украшения шэмхуургэ; ОФКП 515 / СИК СБ 8; серебро, чекан-

ка, пайка

спицами. Поясные наборы были связаны с кочевым образом жизни, с необходимостью иметь при себе все нужные в повседневном быту предметы. Металл обработан чеканной техникой, прорезной чеканкой и филигранью. В оформлении преобладает растительный орнамент с зооморфными композициями

Туйба — украшение, вставляемое в волосы у основания кос. Длинный конец (стержень) обтянут тканью. Видимый короткий конец украшен золотым шариком (рис. 6)11.

Гуу — нагрудное украшение круглой, квадратной или аркообразной формы. Это коробочка, состоящая из двух частей: крышки, которая является лицевой стороной, и тыльной части. Верхнее ушко служит для вдевания цепочки или шнурка. В прошлом гуу придавалось значение амулета: в нем хранилась буддийская молитва. Крышка орнаментирована символическим изображением в технике рельефной чеканки. Центром композиции является вписанная в круг санскритская буква. Вокруг нее в ритмическом или симметрическом порядке располагаются остальные компоненты (рис. 7)12.

Популярным видом женских украшений являются серьги со свободным крючком. В обработке использована чеканка, филигрань, зернь.

10 Коллекция серебряных украшений фонда Хоринского музея.

11 Коллекция серебряных украшений фонда Хоринского музея.

12 Коллекция серебряных украшений фонда Хоринского музея.

(рис. 4, 5)10.

Рис. 6. Накосное украшение туйба. ХКМ КП 8 / 1-2, СИК ЗВ 1-2; золото, дерево, металл, нитки, ткань

Серебряные пуговицы — круглые пустотелые, цилиндрической формы. Их поверхность гладкая или украшена растительными узорами. Для пришивания к одежде в верхней части пуговицы припаивается небольшое ушко в виде петель-

Также в коллекции имеется табакерка — сосуд белого цвета из камня для нюхательного табака, на котором присутствуют выпуклые фигуры животных и птицы. Крышка с деревянной лопаточкой украшена кораллом красного цвета (рис. 8)14.

Коллекция серебряных украшений Хоринского районного историко-краевед-ческого музея, конечно, значительно уступает коллекциям других музеев, например Серебряному фонду Республиканского художественного музея им. Ц. С. Сам-пилова или Музею истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. Их фонды насчитывают до 1000 единиц украшений. Там представлены экспонаты со всех уголков Бурятии, собранные на протяжении более шестидесяти лет, мужские и женские гарнитуры представлены в полном комплекте. Среди них — и произведения неизвестных мастеров прошлого, и работы народных умельцев начала XX в., и творчество молодых художников, познавших секреты старинного ремесла.

Искусство художественного оформления предметов — оригинальная и интересная область духовной и материальной культуры, в которой находят воплоще-

13 Коллекция серебряных украшений фонда Хоринского музея.

14 Коллекция серебряных украшений фонда Хоринского музея.

Рис. 7. Нагрудное украшение гуу; ХКМ КП 1413 / СИК СВ 25; серебро, чеканка, пайка

Рис. 8. Флакон-табакерка; ХКМ КП 2150 / СИК СВ 26; серебро, коралл; металл, камень, дерево

ние эстетические идеалы народа и явления действительности. В наши дни интерес к культуре и традициям неуклонно возрастает, представители всех наций и этносов стараются воссоздать утерянные корни, встает вопрос о возрождении народного искусства. Знание прошлого делает мир человека насыщенным, позволяет обрести смысл существования и найти свое место в жизни.

Литература

Бабуева В. Д. 2004. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ: Центр сохранения и развития культур. наследия Бурятии. Ковалевский А. Л. 2000. История серебра Бурятии и Сибири. Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ: 352-359.

Соктоева И. И., Болсохоева Н. Д., Алексеева Т. Е., Ковалевский А. Л., Соктоев С. А. 2002. Белый волосок серебряный до луны дотяни... Серебро Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Тумахани А. В. 1970. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ: Бурятский филиал СО АН СССР. Бурятское книжное издательство.

Статья поступила в редакцию 7 марта 2018 г.; рекомендована в печать 4 июня 2018 г.

Контактная информация:

Трунева Любовь Александровна — blade-75@mail.ru Пузанков Юрий Владимирович — yurry1@mail.ru

The Collection of silver jewelry in the funds of the Khorinsky regional museum

L. A. Truneva1, Yu. V. Puzankov2

1 Khorinsky district museum of Local history,

21, Lenina st., village Xorinsk, Khorinsky region, The Republic of Buryatia, 671410, Russian Federation

2 Irkutsk State University,

1, Karla Marksa st., Irkutsk, 664003, Russian Federation

For citation: Truneva L. A., Puzankov Yu. V. The Collection of silver jewelry in the funds of the Khorinsky regional museum. The Issues of Museology, 9 (1), 124-134.

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.112 (In Russian)

The article is devoted to the collection of silver jewelry of Buryats, stored and exhibited in the funds of the Khorinsky regional museum of local lore. Artistic metal Buryat is a classic of folk art, being the pinnacle of the creative daring of the people. The main features of applied art, artistic design of various things and objects of Buryat have long been determined by the needs of a nomadic life that dictated a certain type of collapsible and portable dwelling and its decoration, the character of household utensils and furniture, the shape of a suit suitable for hard living conditions in steppe nomadic surroundings, and also features of representations about beauty and riches. A big role is given to the pattern, after which one of the leading places in the decorative art of the Buryats is rightfully fixed. Buryat folk art, being based on a pattern, has a predominantly ornamental direction. The main stylistic features of Buryat folk art are very persistent, preserving for many decades and even centuries their specific features. The collection of silver jewelry of Khorinsky District Museum of Local History, a was formed from various sources. The key ones were: targeted purchases. A small part of the museum collection items were accepted as a gifts. In the process of acquisition, the museum collection was

replenished with interesting specimens of women's and men's jewelry. The collection cannot be considered complete, but it gives a clear view about the Buryat jewelry of the 19th-20th centuries. The authors describe in detail the specifics of the Buryat culture, touch upon the history of applied art, its features, developing from the way of life of nomadic tribes. Classify ornaments, give their detailed description, history of acquisition by a museum. Keywords: art metal, the traditions of buryat people, museum collections, museum, decorating, cilver, ornament, cultural, folk art.

References

Babueva V. D. 2004. Materialnaia i dukhovnaia kul'tura buriat. [The material and spiritual culture of the

Buryats]. Ulan-Ude: Tsentr sokhraneniia i razvitiia kul'tur. naslediia Buriatii. (In Russian) Kovalevskii A. L. 2000. Istoriia serebra Buriatii i Sibiri. [History of silver of Buryatia and Siberia]. Problemy istorii I kul'tury kochevykh tsivilizatsii Tsentralnoi Azii. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Ulan-Ude: 352-359. (In Russian) Soktoeva I. I., Bolsokhoeva N. D., Alekseeva T. E., Kovalevskii A. L., Soktoev S. A. 2002. Belyi volosok serebrianyi do luny dotiani... Serebro Buriatii. [White silver hair till the moon ... Silver of Buryatia]. Ulan-Ude: Izd-vo BNTs SO RAN. (In Russian) Tumakhani A. V. 1970. Buriatskoe narodnoe iskusstvo. [Buryat folk art]. Ulan-Ude: Buriatskii filial SO AN SSSR. Buriatskoe knizhnoe izdatel'stvo. (In Russian)

Received: March 7, 2018 Accepted: June 4, 2018

Author's information:

Liubov A. Truneva — blade-75@mail.ru Yurii V. Puzankov — yurry1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.