http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853
УДК 745.5(571.5)
DOI: 10/21209/1996-7853-2018-13-6-128-140
Маргарита Ивановна Гомбоева1,
доктор культурологии, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
Марина Владиславовна Федорова2,
ведущий научный сотрудник, Отдел этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея (191011, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1),
e-mail: [email protected]
Надежда Петровна Комарова3,
кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Арт-фонд Даши Намдакова (125438, Россия, г. Москва, наб. Лихоборская, д. 11, стр. 7),
e-mail: [email protected]
Традиционные ремёсла Восточной Сибири и современная художественная культура как источник развития креативных индустрий (на основе сравнительного анализа экспонатов Российского этнографического музея и авторских кукол семьи Намдакова)4
Главными исследовательскими задачами авторов, изучающих современную художественную культуру, связанную с традиционными ремёслами, являются выявление исторического контекста (среды) как условия выявления исторических истоков, историко-культурных преемственностей, сравнительного анализа формально-композиционных, сюжетно-смысловых аспектов творчества, традиционной семантики и его обогащение современными смыслами. Особое внимание уделяется современному языку художественной пластики. Историческими контекстами объекта исследования статьи являются исторические артефакты, которые были обнаружены и описаны в археологических исследованиях ИМБТ СО РАН и ЗабГПУ им. Н. Г Чернышевского в раскопках близ села Усть-Орот, Кижингинского района Республики Бурятия и Посольской стоянки Забайкальского края и исследования современных искусствоведов о технико-технологической преемственности изготовления предметов современного ювелирного искусства и традиционных способов изготовления ножей с техниками вышеназванных археологических памятников. В исследовании были использованы методы исторического обобщения, сравнительно-сопоставительного анализа, биографический метод, метод художественной стилизации творчества. Обобщение историко-культурной преемственности ремесленных традиций и художественных достижений осуществлено на основе дисциплинарного синтеза результатов искусствоведческого анализа, музейной каталогизации и атрибуции, а также философско-культурологиче-ской рефлексии условий и факторов преемственности и обновления традиций. На примере истории экспонирования художественных кукол показано, что создание семейных художественных мастерских как очагов креативной индустрии в творчестве ряда сибирских художников, скульпторов (Даши Намдаков, Жигжит Ба-ясхаланов, Зоригто Доржиев и др.) обусловлены наличием устойчивых ремесленных традиций и их смелых, дерзких обновлений в наши дни.
Ключевые слова: традиционные ремёсла, историко-культурная преемственность, художественные традиции, декоративно-прикладное искусство, художественная мастерская, креативные индустрии, художественно-пластические искусства
Введение. Обращение к выяснению историко-культурной обусловленности степени развитости декоративно-прикладного искусства региона от сохранности наследия
традиционных ремёсел в социальных средах обусловлено отсутствием специальных работ, посвящённых этой проблеме. Анализ существующих исследований позволил выя-
1 М. И. Гомбоева - основной автор, описывает методологию, концепцию исследования, оформляет статью и описывает семейную мастерскую.
2 М. В. Федорова описывает музейные экспонаты, составляет каталоги, описывает музейные экспонаты и кукол семьи Намдаковых, автор концепции выставки.
3 Н. П. Комарова работает с архивами Фонда Д. Намдакова, систематизирует творчество Д. Намдакова, проводит искусствоведческий анализ работ, автор концепции выставки в Пекинском музее мирового искусства.
4 Публикация осуществлена при финансовой поддержке Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в рамках темы «Народные промыслы и ремёсла Восточной Сибири».
128
© Гомбоева М. И., Федорова М. В., Комарова Н. П., 2018
вить сохранение в исторической науке интереса к вопросу о степени самодостаточности и художественной ценности наследия традиционных ремёсел, в частности, ювелирного искусства, металлообработки.
Актуальность исследования заключается в том, что авторы статьи проанализировали историко-культурные, художественно-технологические условия и факторы успешности трансформации наследия традиционных ремёсел в эффективные креативные индустрии семейных художественных мастерских.
Актуальность работы заключается в необходимости междисциплинарного синтеза результатов современного научного знания археологов, историков, искусствоведов об историко-культурной преемственности сю-жетно-композиционных, формально-стилистических особенностей традиционного наследия ремёсел Восточной Сибири, обнаруженных в археологических памятниках раннего железного века и современного декоративно-прикладного искусства.
Задачей нашего исследования является выявление связи между историко-культурным наследием традиционных ремёсел Восточной Сибири (декоративно-прикладного, ювелирного и косторезного искусства, пошива национального костюма, ковроткачества) и актуализацией ремесленных навыков и умений в профессиональном художественном творчестве, а также описание условий создания на вышеназванных основах современных креативных индустрий.
Объект исследования - традиционные ремесла Восточной Сибири, такие как ювелирное дело, традиционное шитьё национальных костюмов, искусство изготовления ножа, скорняжное ремесло, традиционное декоративно-прикладное искусство, актуализированные в современных авторских куклах семейной художественной мастерской Д. Намдакова.
Методология и методы исследования. Исторический метод позволил выявить и показать валидность положений о наличии общего и различного в развитии ремесленной культуры начала ХХ в. по материалам экспонатов фондов Российского этнографического музея, подтверждающих комплиментарность техники выполнения и образно-смысловых концептов с современными произведениями декоративно-прикладного творчества.
Сравнительно-сопоставительный анализ формально-композиционных, сюжетно-смыс-ловых аспектов творчества ремесленников начала ХХ в. и современных художников по-
казал историко-культурную преемственность частично техники, наличие архетипических основ традиционной семантики и их обогащение смыслами, передающими современным языком художественной пластики. Метод визуализации сравнительного анализа объектов экспонирования кукол семьи Намдаковых в контексте этнографического пространства музея дал возможность воссоздать целостный образ эволюции ремесленных традиций бурятской культуры, раскрыть глубинную связь этнографических памятников и художественных произведений.
В статье использован биографический метод изучения семейной мастерской Д. Намдакова. Данный метод позволил выявить закономерности и этапы духовного развития личности мастера-ремесленника, условия реализации способностей личности в конкретных социальных, в нашем случае -семейных условиях, а также условия реализации коллективного таланта.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе сравнительно-сопоставительного анализа восточно-сибирских ремесленных традиций, описанных в археологической литературе, и современных кукол семьи как творческого коллектива Д. Намдакова -объектов декоративно-прикладного искусства, показана историко-культурная преемственность технико-технологических, сюжет-но-семантических способов стилизации объектов произведений ремесла и произведений искусства. Сделано гипотетическое предположение о том, что развитие и современный ренессанс современного восточно-сибирского объёмного художественно-пластического искусства детерминировано традиционными видами ремесла, отличающегося практичностью, утилитаризмом, технической рациональностью. Традиционные ремёсла и современные скульптурные и объёмно-пластические формы кукол семьи Намдакова являются продуктом исторических предпосылок технической эстетики, технологически обусловлены использованием традиционных материалов (железо, кожа, ткань, дерево), нежели художественными образами.
Описаны произведения современного декоративно-прикладного искусства семьи Д. Намдакова. Искусствоведческое описание Н. В. Федоровой и Н. П. Комаровой свидетельствует о том, что во всех куклах сочетаются современная и этнографическая достоверность. Своеобразие актуализировано как особая творческая обусловленность (ремесленная династия и интеллектуальная гиб-
кость формообразования, инновационность художественных метафор, технико-технологических ресурсов, коллективный командный характер деятельности), отличная от социально-исторической обусловленности среды (художественная среда и художественное образование).
Результаты исследования были обсуждены на выставочных и научных площадках: художественной галерее В. Бронштейна (г. Иркутск, 2016-2017 гг.), Национальном музее Республики Бурятия (2017-2018 гг.), Красноярском музее изобразительного искусства им. Сурикова (2018 г.), отделе Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея (12 октября 2018 г., г. Санкт-Петербург).
Сделан вывод о том, что творчество Д. Намдакова и его художественные мастерские (скульптурная, ювелирная, мастерская авторских коллекционных кукол) являются репрезентацией успешных креативных инду-стрий. Внимание зрителей, интерес коллекционеров и исследователей искусства современных восточных регионов России обусловлен многими факторами, одними из которых являются:
- семейная творческая ремесленная среда, культивирующая инерцию энергии технического мышления каждого члена команды с его практически-действенным характером мышления, формирующим гибкость проекций приобретённых навыков на новые виды художественной деятельности;
- навыки внутрисемейных видов коммуникаций, такие как честность в отношении оценивания творческих качеств личности члена семьи, уважение к самоактуализации, интернациональная направленность на трансцендентные переживания творческих энергий;
- позиционирование деятельности и творчества художественных мастерских в формате современных креативных индустрий.
В качестве эмпирического примера нами взяты образцы ремесленных изделий двух бурятских сёл - Усть-Орот Кижингинского района Республики Бурятия и Укурик Хилокского района Забайкальского края, где жила семья Намдаковых. Первое село называют «Долиной курганов», а второе - «Заповедником умельцев». В одном из курганов близ села Усть-Орот археологи Бурятского института монголоведения, буддологии и тибетологии обнаружили произведения древнего скульптурного творчества [7, с. 9], а во втором селе имеются мастера, работающие в традиционных техниках. По существу, восточносибирские традиционные ремёсла, ювелирное
и кузнечное искусство ранних исторических этапов возможно идентифицировать ранним железным веком [8, с. 8, 27].
Творчество и искусство семьи Намдако-вых глубоко национально, имеет ярко выраженные традиционные ремесленные истоки, которые проявляются как в тематических, жанровых и композиционных формах, так и в технико-технологических особенностях художественных произведений, использующих наследие народного творчества. Кроме этого, оно локально, наполнено особенностями жизни конкретной местности и семьи, в которой воспитывались художники. Вместе с тем величие их семейного дарования заключается в том, что оно объёмнее, гораздо шире национальных границ, привлекательно для представителей других народов, комплиментарно и, в глобальном контексте, является частью высокого уровня мирового декоративного искусства, являясь его особенной страницей [3; 4; 11].
Экспонирующиеся во многих странах авторские куклы семьи Намдаковых являются поистине уникальными и высокохудожественными произведениями искусства. Выполненные в яркой индивидуальной творческой стилистике, они обладают той особой эстетикой и неповторимой образностью, которые придают им сугубо авторское звучание [13, с. 3-9]. Обращение к традиционным образам, истокам национальной культуры создаёт особенный и выразительный мир, в котором реальность переплетается с фантазией, сцены из жизни кочевников соседствуют с сюжетами древних мифов и буддийских легенд, а сами куклы оказываются глубинно соотнесёнными с этническими ценностями бурятского народа [11; 12, с. 11].
Среди кукол, представленных на выставке в Российском этнографическом музее в октябре 2018 г., ведущее место занимают женские образы. Перед зрителями предстают прекрасные всадницы, гарцующие на лошадях и фантастических единорогах, изящные юные девушки, застывшие в танце или играющие на музыкальных инструментах, амазонка, натягивающая тетиву лука, гордая правительница, восседающая на троне. Обращение к женским образам представляется не случайным. Женщина - продолжательница рода, хранительница очага, этнических традиций, духовных и нравственных ценностей. В архаичном мировоззрении бурят идея о материнском начале объединялась с представлениями о единстве мира людей и мира природы, тотемистическими культами,
согласно которым прародителями людей считались животные и птицы. Эти традиционные представления нашли отражение в куклах, воплощающих образ матери и ребёнка («Материнство»), мифологические сюжеты о прародительнице бурят, небесной деве-лебеди («Девушка-лебедь») (прил. 2).
В образах кукол ярко раскрывается культура скотоводов-кочевников Центральной Азии, особое место в которой занимает конь. Почитание коня, отношение к нему как к самому дорогому другу являлось следствием его огромной роли в жизни скотоводов Центральной Азии. В прошлом у степных народов табуны лошадей являлись главным богатством и наиболее престижной частью стада, а конница представляла элиту войска, была решающей силой в боевых сражениях. Всадник, скачущий на коне, стал символом кочевой культуры народов Великой Степи, а образ батора и его коня - одним из ведущих мотивов героического эпоса и изобразительного искусства. Тема всадника и всадницы, воина и воительницы отражена в образах кукол «Всадница», «Всадница с луком», «Амазонка», «Воин», восходящих к мифологическим сюжетам и эпическим сказаниям. Объединённые одной темой, эти куклы, тем не менее, существенно различаются по пластическому решению и эмоциональному настроению.
На выставке также экспонируются куклы, представляющие музыкальную и вокально-поэтическую культуру бурятского этноса («Девушка с моринхуром», «Скрипачка»). В сюжетах кукол отражена традиция пения и игры на музыкальных инструментах, являющаяся важной частью жизни скотоводческих монголоязычных племён с древности до наших дней. У бурят и монголов публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, героико-эпических сказаний (улигеров) сопровождалось аккомпанементом на морин-хуре - национальном двухструнном инструменте, справедливо считающемся символом музыкальной культуры степных кочевников. Смычковые инструменты хур являются ведущими в современных народных бурятских и монгольских оркестрах.
В сюжетах и образах кукол «Молитва», «Медитация» ярко представлена тема буддизма, оказавшего мощное влияние на формирование мировоззрения, религиозных и культурных традиций бурятского народа. Авторы кукол раскрывают буддийскую тему через женские образы, которые по своей духовности и интуитивной мудрости сближаются с женскими бодхисаттвами, восходящими к
культу богини-матери, универсальной защитницы, оберегающей всё живое.
Сравнительный анализ техники и образно семантических основ двух экспонатов фондов Российского этнографического музея для каталога выставки «Ульгер» (№ 1 «Костюм невесты» и № 2 «Седло», прил. 1) и авторских коллекционных кукол семьи Д. Намдакова показал комплиментарность, преемственность произведений искусств разных эпох. Серебряные украшения национального костюма начала ХХ в., выполненные на высоком художественном уровне, декорированные многочисленными вставками и нитками кораллов, янтаря, полудрагоценных камней, являлись показателем высокого уровня развития ремесленного мастерства, техники, а эмоционально-образные решения декора сохранились в пластике современных произведений декоративно-прикладного искусства [1; 2].
Сравнительный анализ формально-композиционных, сюжетно-смысловых аспектов творчества ремесленников начала ХХ в. и современных художников показал историко-культурную преемственность частично техники, наличие архетипических основ традиционной семантики и их обогащение смыслами, передающимися современным языком художественной пластики.
Итак, во всех куклах сочетаются декоративная стилизация и этнографическая достоверность. Национальное своеобразие выражается во многих этнографически точных деталях: покрое одежды, конструкции украшений, форме причёсок, традиционных материалах, технических и художественных приёмах, цветовой гамме, орнаментике, символике.
Каждая кукла неповторима, наполнена особой эстетикой, этнической самобытностью и глубоким духовным содержанием, истоки которого восходят к многовековым традициям бурятского народа.
Ремесленные основы современного творчества авторы раскрываются в тематических разделах, созданных на основе экспонатов из коллекций Российского этнографического музея по традиционной культуре бурят и монголов конца XIX - первой половины ХХ в. На выставке экспонируются традиционные костюмы бурятской невесты и монгольской замужней женщины, мужской праздничный бурятский костюм, воинское снаряжение лучника, бурятское и монгольское парадные сёдла на коня, предметы конской упряжи, сосуды для молочной водки и чая, национальные му-
зыкальные инструменты, модель буддийского алтаря. В комплексах сосредоточены основные этнические символы, характеризующие традиционную культуру бурятского и монгольского народов, их специфический этнический облик. Данный этнографический материал выполнил функции культурно-сематического контекста выставки кукол.
Именно данное экспонирование кукол семьи Намдаковых в контексте этнографического пространства музея даёт возможность воссоздать целостный образ эволюции ремесленных традиций бурятской культуры, раскрыть глубинную связь этнографических памятников и художественных произведений, в которых зримо и ярко проявляется историко-культурная преемственность ремесленных традиций.
При этом всё-таки произведения художника Д. Намдакова и его семьи, в том числе художественные принципы создания произведений, не укладываются в привычные формы традиционного народного творчества. По сравнению с мастерством многих художников, имеющих национальные корни, так или иначе реализующих единство национального и универсального, дарование семьи Намдаковых явственно принадлежит к совершенно новому поколению художников, реализующихся в сфере культурных индустрий и в жанре «этно-фэнтази» [1].
В основе «этно-фантазийной» стилизации лежит художественный метод «магического реализма», в котором сюрреалистические элементы включены в реалистическую картину мира. Старый метод ассоциативного мышления («кисельные берега», «молочные реки»), лежащий в основе творчества многих мастеров, находит новые возможности и перспективы в современном искусстве. Идеи и средства художественной выразительности «Востока и Запада» активно участвуют в создании «этно-фэнтази», соединяя современные технологии с фантастическими сюжетами.
Синтез художественных образов, мифологических сюжетов, современных и традиционных материалов и техник, порой несовместимых ранее, обогащённый ассоциациями реальных и волшебных образов, позволил состояться художественному дарованию и таинству семейного дела. Что удивляет в этом синтезе? Это - изящность эффективно оперировать самыми разнообразными техниками и средствами выразительности. Изящность художественного восприятия мира, проявляющаяся в организации композиционной цельности каждого произведения, в гар-
монизации ассоциативных связей с древним искусством народов Востока и со структурами семантического контекста современного искусства.
Объяснить появление необычных образов, воплощённых в авторских куклах Намдаковых, возможно, если знать этнокультурный контекст. Художественное произведение «Девушка-лебедь» появилась благодаря легенде племени хори-бурят о своей тотемной прародительнице. Кукла «Ханша», восседающая на резном троне в богато украшенном бисером платье, напоминает спутниц великих властителей кочевых империй, имён которых множество в бурятских родословных книгах, летописях, легендах и хрониках.
Основными характерными чертами стиля семейного творчества являются ощущение сказочности антуража, создание образов под «заданную» старину, предполагающую богатое убранство, организация «воздушности» пространства приёмами закруглённых, плавных очертаний арт-объектов, с акцентами на отдельные детали. Неизменно одно -все элементы декора ручной работы и выполнены безупречно.
Итак, истоки креативности семьи заложены в ремесленном прошлом народной культуры, профессиональном искусстве, в генетических истоках. Для того чтобы это понять, надо прочитать семейные рассказы, авторские нарративы художников про своих родителей. Это позволит нам прояснить характер взаимодействия социальных и наследственных факторов в развитии способностей в ремесленном творчестве, его роли в передаче опыта из поколения в поколение.
Глава семьи - отец Бальжин Намдаков, в течение всей своей жизни (а ему 90 лет) на глазах детей работал азартно, с большим интересом, создавал ощущение радости от красоты, созданной своим трудом: затейливой мебели, вытканного ковра, скорняжной упряжи, деревянной посуды и разной утвари, детских игрушек. Он читал много специальной литературы. В селе он был механизатором и рационализатором, электриком и самобытным инженером. От него сельчане всегда ждали необычного. И получали: первый мини-электродвижок; первую самодельную, сконструированную на основе двигателя трактора, механизированную пилораму; а также «коронный» промысел села Укурик -пошив обуви - унтов (сегодня этим промыслом занимаются уже три поколения односельчан). Создавая новое, он терял к нему интерес и делал что-то другое [5].
Его дети вспоминают: «в доме везде лежали журналы: "Знание - сила", "Мастер", "Сделай сам", «За рулём", "Вокруг света", "Изобретатель и рационализатор", чертежи, схемы, рационализаторские предложения. Поддержка его жены - матери большого семейства - позволяли ему создавать нечто удивительное, собственное и прихотливое. Отец часто выполнял заказы для Иволгинского дацана - соборного храма буддистов Бурятии. Со старшим сыном Будажапом в 1980-е годы они выполняли скульптурные барельефы в виде персонажей буддийского пантеона. Это тонкая и ответственная работа, которую высоко ценили не только прихожане, но и профессионалы-скульпторы.
Мать заложила и обеспечила дисциплину и порядок, эмоциональную устойчивость семьи. Дети говорят о ней: «Она так же, как и отец, родилась в семье ремесленников и религиозных деятелей. Она у нас не только большая мастерица по шитью (мы - девочки, да и ребята также учились у неё в течение жизни швейному делу), она - стержень нашей семьи. Требовательная, строгая к себе, внимательная к нам, с большой долей интуиции и житейской мудрости, она каждому из нас помогает реализоваться в жизни. Мы освоили профессии: учителя, профессионального скульптора, ювелира, гримёра, медика, художника. Мы продолжаем стратегию, заданную нашими родителями: стараемся дать хорошее образование нашим детям. Среди наших детей есть архитекторы, дизайнеры, врачи, инженеры, экономисты. Мы разные, но при этом нас объединяет общее семейное дело» [1, с. 12].
Исследователи отмечают, что для жителей этнической Бурятии с её ремесленными традициями, уникальными природно-климатическими ландшафтами и живыми носителями древних знаний, живой культ дар-хана - своего рода неиссякаемая энергия творчества. Поэтому вполне понятно, почему мастерская семьи Намдаковых становится символом актуальности современных культурных индустрий в традиционной художественной культуре.
Новизна формообразования, ассимме-тричность пропорций, свежесть художественных метафор преодолевают визуальные и образные традиции и трансформируют региональную национальную идентичность в целостную картину декоративно-прикладного искусства России.
Заключение. Начало XXI в. отмечено глобальной востребованностью креативных
(творческих) индустрий, в основе которых лежит индивидуальное личностное начало, уникальный опыт и талант личности, в нашем случае - семьи Намдаковых. Во многих странах культурные индустрии планомерно трансформируются в главный фактор социально-экономических преобразований на основе обновления индустриальной культуры производства, создания и выращивания творческих гениев, стимулирования потребления продуктов их деятельности посредством масштабирования плодов их труда. Поэтому творчество семьи Намдаковых отвечает новым вызовам развития мирового искусства, связанным со значительным ростом инфраструктуры «интеллектуального и творческого предпринимательства» [9; 10, с. 359], выпуском и экспортированием художественных произведений, создающих новый потенциал искусства.
По результатам проведённых исследований, на основе анализа результатов многочисленных выставок, на которых артефакты продемонстрировали художественную преемственность с наследием известных в стране и за рубежом фондовых музейных коллекций сделан вывод о том, что многих исследователей объединяет общее заключение: творчество известных художников - это основанное на ремесленных традициях прошлого яркое преображение художественных ремесленных традиций. Трансформация ремёсел в очаги креативных индустрий есть результат современных маркетинговых стратегий брендирования творчества при условии сохранения энергии народного творчества в профессиональной сфере посредством эффективной поддержки мотивационных институций креативности.
Творчество семьи Намдаковых проявляется в создании новых идей для создания оригинальных произведений искусства и культуры, применение современных функциональных разработок, технических и технологических инноваций. В этом отношении семья создала новое направление развития семейного художественного творчества на основе креативной индустрии ремесла. Мастерская работает успешно, потому что существует по законам креативной экономики.
Тот опыт, который создается семьёй, является мощным стимулом и ресурсом развития традиционной народной культуры, декоративно-прикладного искусства, позволяет вывести искусство на качественно новый уровень развития, способствует развитию творческого потенциала каждой личности, даёт надежду многим мастерам на творческую самореализацию.
Приложение 1
Аннотации к экспонатам из фондов РЭМ для каталога выставки «Ульгер»
№ п/п Аннотации Фото
1 Костюм невесты. Буряты. Шёлк, парча, хлопчатобумажная ткань, бархат, кожа, войлок: кройка, шитьё, простегивание; картон: вырезание, обшивка тканью; серебро, металл: чеканка, штамповка, гравировка, накладная и ажурная филигрань, плетение; серебряные монеты, кораллы, янтарь, лазурит, малахит, стекло, паста: сверление, низание, инкрустация; нити шёлковые, хлопчатобумажные. Забайкальская обл. Первая половина ХХ в. РЭМ. Кол. № 7275-34аб, 13118-1, 2, 3, 4; 8762-19427/1,2. Костюм состоит из отрезного по талии халата тэрлиг, с запахом левой полы на правую, воротником-стойкой и вшивными составными рукавами. Поверх халата надета короткая безрукавка уужа с прямым разрезом спереди. Весь комплект женской верхней одежды бурят символизировал мифическое существо лебедя-маралуху - двух то-темов-первопредков. Женская безрукавка символизировала оперение лебедя, а манжеты в форме копыта воплощали образ маралухи. На голове невесты надет венок даруулга с коралловыми подвесками. На груди подвешена серебряная амулетница гуу для хранения буддийских реликвий и филигранное ожерелье hиихэ-хонхо, декорированное стилизованными изображениями буддийских символов. Выполненные на высоком художественном уровне изысканные серебряные украшения, декорированные многочисленными вставками и низками кораллов, янтаря, полудрагоценных камней являлись показателем высокого социального статуса и благосостояния владелицы, являлись символами благополучия и чадородия. Такие комплекты украшений передавались по наследству от матери к дочери, входили в приданое невесты |
2 Седло женское с попоной. Хори-буряты. Дерево: резьба; железо, медь: ковка, серебряная насечка, чеканка, штамповка, гравировка; кораллы: инкрустация; бархат: простёгивание; кожа, шёлк, раковины каури. Длина полок остова 55 см, высота передней луки 31 см, высота задней луки 18 см; тебеньки: 46*40 см; чепрак: 201*60 см. Забайкальская обл., Читинский уезд. Середина XIX в. РЭМ. Кол. № 1897-1abcd. Основу седла эмээл составляет деревянный остов; луки и выступающие части полок декорированы железными пластинами с серебряной насечкой, чеканным растительным орнаментом и инкрустацией кораллами. Сверху крепится седельная подушка, обшитая простёганным бархатом, а по бокам - тебеньки, служащие для предохранения ног всадника от трения стремянным ремнём. Подстилка под седло (чепрак) изготовлена на кожаной основе, покрыта бархатом и шёлковой тканью. Тебеньки и чепрак богато украшены раковинами каури, которые имели не только декоративное значение, но и символизировали плодородие, служили женским оберегом. Изготовление и украшение конского снаряжения считалось почётным занятием, в которое бурятские мастера вкладывали всю душу и мастерство. Качество седла и сбруи на лошади, их дорогостоящие украшения из серебра, кораллов, раковин каури, самоцветов служили отличительным признаком состоятельности владельца, являлись предметом его гордости. Особо украшались, отличались изяществом и качеством отделки женские праздничные сёдла. Хороший конь с полным убранством входил в приданое невесты, на нём она ехала на свадебный обряд Ж
Колчан со стрелами. Буряты.
Кожа: тиснение; металл: ковка, клёпка; рог: резьба; дерево: строгание, вытачивание; перья птицы, минеральные краски: тонирование кожи, роспись по дереву.
Колчан: длина 57,5 см, ширина 13,2 см; стрелы: длина 71 см. Забайкальская обл. Конец XIX в. РЭМ. Кол. № 8761-7842/1-11.
Колчан саадак представляет собой узкий футляр подпрямоугольной формы, на жёсткой деревянной основе, обтянутой кожей. С лицевой стороны колчан декорирован тиснёным орнаментом в виде сложных геометрических, растительных и роговидных узоров, тонированных натуральными красками. Верхний край отделан загнутой полосой кожи, декорированной пятью медными клёпками. В колчан вставлены стрелы уудхэ с деревянными древками, узкими железными и роговыми наконечниками, оперением Yдэ из подстриженных хвостовых птичьих перьев. Такие лёгкие стрелы использовались для охоты на птиц и мелких пушных зверей. Колчан со стрелами буряты носили на длинном ремне, перекидывая через правое плечо или прикрепляли к поясу с правой стороны.
Лук и стрелы - древнейшее оружие воина и охотника - были широко распространены у бурят до середины XVIII в. и продолжали применяться во время конной верховой охоты вплоть до начала XX в. У бурят искусство стрельбы из лука высоко ценилось с древности. В наши дни соревнования в стрельбе из лука являются одним из популярнейших национальных видов спорта и проводятся на общенародном празднике стрелка «Сурхаарбан»
Приложение 2
Аннотации к куклам для каталога выставки «Ульгер» (М. В. Федорова)
№ п/п
Аннотации
Фото
Девушка-лебедь
Кукла «Девушка-лебедь» - образ, восходящий к мифологическому сюжету о тотеме - прародительнице хоринских бурят небесной де-ве-лебеди Хун Шубуун. Согласно генеалогическому преданию хорин-цев, однажды молодой охотник Хоредой Мэргэн увидел на берегу озера Байкал трёх белых лебедей, которые, сбросив с себя лебяжье оперение, превратились в прекрасных девушек. Пока они купались, Хоредой незаметно похитил одеяние одной из них. Накупавшись, две небесные девы, надев лебяжье оперение, снова превратились в белых лебедей и улетели; третья же осталась на земле и вышла замуж за Хоредоя Мэргэна. Прожив с ним много лет, она родила ему 11 сыновей, ставших прародителями одиннадцати хоринских родов. Когда дети подросли, жена Хоредоя надела свою лебяжью одежду и превратившись в лебедя, улетела через дымовое отверстие юрты. Генеалогические предания о происхождении от небесной девы-лебедя существовали и у многих других бурятских родов, которые называли себя «саган шубуунтан» - «происхождением от белой птицы», «потомки лебедя»
3
Продолжение прил.2
№ п/п Аннотации Фото
2 Принцесса. Сюжеты кукол «Принцесса» и «Легенда», изображающих прекрасных всадниц, сидящих верхом на фантастических единорогах, восходят к мифологическим мотивам, широко распространённым в мировой культуре. С единорогом связано множество легенд, символов и аллегорий. Его наделяли необыкновенными способностями, считали, что он силён и благороден, а его рог обладает многими чудесными свойствами. В интерпретации авторов кукол «Принцесса» и «Легенда» единорог предстаёт в образе прекрасного белого коня, несущего на спине, как драгоценность, юную всадницу. Это фантастическое существо ассоциируется с небесным конём из бурятской и монгольской мифологии. В древних космогонических представлениях тюрко-мон-гольских народов культ коня был связан с солярными культами Солнца и Неба, поэтому особо почитали лошадей белой масти. У бурят широкое распространение получили фольклорные сюжеты, связанные с волшебным крылатым конем далитайморин, обладающим сакральной магической силой. Его образ нашёл яркое отражение и в изобразительном искусстве бурят в
3 Всадница. Перед нами образы юных всадниц-воительниц, едущих по степи на своих низкорослых монгольских лошадках. Девушки одеты в стилизованные бурятские костюмы с украшениями. Костюмы содержат многие этнографически точные детали: шёлковые голубые халаты тэрлиг, запахивающиеся на правую сторону, длинное ожерелье и височные подвески, сапожки монгольского типа эрмэггутул с высокими кожаными голенищами и острыми загнутыми вверх носками. На кукле «Всадница» традиционная бурятская шапка малгай с меховым околышем-отворотом и высокой конусообразной тульей, к верхушке которой пришита кисть из красных шёлковых нитей залаа. Всадницы изображены с воинскими атрибутами: луком, колчаном со стрелами, копьём, элементами воинских доспехов. Несмотря на детали воинского вооружения, образы этих милых девушек женственны и романтичны, а их движения полны изящества и грации. В сюжетах кукол прослеживаются мотивы эпических повествований бурят о девах-воительницах, совершающих подвиги во имя спасения жизни своих братьев и продолжения рода. На пути к своей цели героиня ульгера проходит долгий путь, преодолевает обширные степные пространства, горы, реки, моря, укрощает и приручает животных. Окружение, условия, в которых действует девушка, представляют яркую картину эпического мира и в то же время наполнены жизненными реалиями, традиционными для бурятского быта скотоводов-кочевников 1
Амазонка.
Кукла «Амазонка» - пластическое воплощение идеала женщины-воительницы, воспетого в бурятском и монгольском эпосе. Она застыла, провожая взглядом только что выпущенную стрелу. Её прямой, как тетива лука стан, гордо приподнятая голова женственны и в то же время полны внутренней силы.
В кукле нашли отражение сюжеты бурятских эпических произведений, в которых наиболее ярким образом девы-воительницы является Алма Мэргэн, жена Гэсэра. Эта могучая богатырша и в то же время могущественная волшебница предстаёт как амазонка-охотница, обладающая богатырской удалью. Атрибутами эпической воительницы обычно являются доспехи, боевой лук, колчан, стрелы, имеющие волшебные свойства, она может при помощи заклинания направлять их полёт. В эпосе воспеваются не только большая физическая сила, храбрость и стойкость женщины-воительницы, но и её исключительная красота, высокие нравственные качества. В её образе воедино сливаются наиболее значимые этические идеалы и эстетические представления бурят
Молитва.
Кукла представляет одухотворённый образ бурятской женщины, возносящей молитву буддийским божествам во имя блага всех живых существ. Женщина сидит, слегка прикрыв глаза, сосредоточенная на молитве. В её облике, выражении лица, жестах рук проступают черты иконографических женских образов будд и бодхисаттв. Её образ воплощает в себе присущие женской природе буддийские совершенства и качества бодхисаттв: мудрость - интуитивное духовное знание, сострадание, милосердие, жертвенность, щедрость, нравственность
Алтаргана
Кукла изображает прекрасную девушку в стилизованном национальном костюме, в образе которой воплотились идеалы красоты и духовности бурятского народа.
Глубокий символический смысл заложен не только во внешнем облике куклы, но и в названии произведения. Алтаргана (от бур. алтан - «золото») - цветущий в степи невысокий золотистый кустарник с мощной корневой системой, которая позволяет ему закрепиться и выжить на каменистых склонах гор, в пустынях и песчаных степях. Это удивительно живучее растение, крепкое своими корнями, стало символом неразрывной связи бурят с родной землёй, со своей историей, культурой и традициями. Как и алтаргана, бурятский народ умеет выстоять в лишениях и сохранять свои национальные ценности и уникальную самобытность. В честь этого растения назван Международный всебурятский фестиваль единения бурятского народа «Алтаргана», проводящийся раз в два года в Монголии и Бурятии с целью возрождения и сохранения традиционной культуры
4
5
6
Продолжение прил. 2
№ п/п
Аннотации
Фото
Ханша.
Величественная фигура ханши, восседающей на резном деревянном троне, полна достоинства, внутренней силы и гармонии. Она одета в стилизованный костюм монгольских знатных женщин Средневековья, богато украшенный аппликацией, кружевом, вышивкой шёлковыми нитями и бисером. Высокий ворот и передник декорированы изображениями лосей с ветвистыми рогами, образы которых созвучны с древними наскальными петроглифами. В архаических культурах Сибири и Центральной Азии лось ассоциировался с понятием вселенной, олицетворял верховное космическое божество. На ханше надет высокий головной убор бокка - отличительная деталь костюма знатных монголок средневекового государства Золотая Орда (ХШ-Х1У в.). Волосы заплетены в две косы - традиционную причёску замужних женщин. Длинные спускающиеся до полу косы отражают представления о магической силе волос, которые считались вместилищем жизненной силы человека, воплощали в себе идеи плодородия
7
Список литературы
1. Гомбоева М. И. Феномен творчества семьи Hамдаковых // Каталог выставки «Ульгер» в Российском этнографическом музее. СПб.: РЭМ, 2018. С. 14-16.
2. Комарова H. П. Даши Hамдаков: погружение в архаику [Электронный ресурс] // Hаучное наследие И. И. Соктоевой в свете актуальных проблем современного изобразительного искусства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г Улан-Удэ, 26-30 июня 2018). Режим доступа: http://www.muzeyrb. ru/category/izd/ (дата обращения: 12.09.2018).
3. Комарова H. П. Каталог выставки Даши Hамдаков. Лондон: Галерея Хельсион, 2012. С. 51-57.
4. Марц Л. В., Комарова H. П. Кочевник и скульптор Даши Hамдаков // Каталог выставки «Между небом и землёй». М.: ГИМ, 2014. С. 2-8.
5. Полевые материалы медиагранта РГО Народные ремёсла и промыслы народов Восточной Сибири» Э. Ш. Тумуровой. 2018. Тетр. 1. С. 18.
6. Сампилов Ц. С. Этнографические зарисовки. Hовосибирск: Hаука, 1995. 22 с.
7. Симухин А. И. Формирование коллекций медно-бронзовых изделий бронзового века западного Забайкалья (историография вопроса) [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16057 (дата обращения: 10.09.2018).
8. Симухин А. И. Предварительные результаты археологического обследования участка правого берега реки Худан в Кижингинском районе Бурятии // Известия Лаборатории древних технологий. 2010. № 1. С. 275-290.
9. Суханова П. А. Модели эффективных кластеров в условиях становления экономики инновационного типа: обзор зарубежных и отечественных подходов [Электронный ресурс] // Ars Administrandi. 2016. С. 1727. Режим доступа: https://www.cyberleninka.ru/article/n/modeli-effektivnyh-klasterov-v-usloviyah-stanovleniya-ekonomiki-innovatsionnogo-tipa-obzor-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-podhodov (дата обращения: 10.09.2018).
10. Сибирцева Ю. А., Кильдяшова Т. А. Культурные ресурсы территории: стратегии развития // Вестник Поморского университета. 2011. № 2. С. 120-124.
11. Федорова М. В., Wang Limei. ^^fë^Wttii. Истоки национальной культуры в куклах семьи Hамда-ковых [Электронный ресурс] // Каталог выставки «Ульгер» в Пекине. Пекин: Арт-музей Миллениум. С. 2-6. Режим доступа: http://www.collection.sina.com.cn/yhds/2016-12-17/doc-ifxytqav9631648.shtml (дата обращения: 10.09.2018).
12. Федорова М. В. Авторские куклы семьи Hамдаковых // Каталог выставки «Ульгер» в Российском этнографическом музее. СПб.: РЭМ, 2018. С. 12-13.
13. Kramarovsky Mark. Genghis Khan: the End of the Myth of the Triumphant Victor // Чингисхан: конец мифа о триумфаторе. A Nomad's Universe Dashi Namdakov. London: HalcyonGallery, 2012. Pp. 35-47.
14. Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. Second Edition. London: Sage, 2007. 346 p.
Статья поступила в редакцию 25.09.2018; принята к публикации 27.10.2018
Библиографическое описание статьи
Гомбоева М. И., Федорова М. В., Комарова Н. П. Традиционные ремёсла Восточной Сибири и современная художественная культура как источник развития креативных индустрий на основе сравнительного анализа экспонатов Российского этнографического музея и авторских кукол семьи Намдакова) // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 6. С. 128-140. DOI: 10/21209/1996-7853-2018-13-6-128-140.
Margarita I. Gomboeva1,
Doctor of Culturology, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]
Marina V. Fedorova2,
Leading Researcher,
Department of Ethnography of Peoples of Siberia and the Far East,
the Russian Ethnography Museum, (4/1 Inzhenernaya st., Saint Petersburg, 191011, Russia),
e-mail: [email protected]
Nadezhda P. Komarova3,
Candidate of Art History, Research Worker, Art Foundation of Dashi Namdakov (11, Building 7, Likhoborskaya emb., Moscow, 125438, Russia),
e-mail: [email protected]
Traditional Crafts of Eastern Siberia and Modern Art Culture as a Source of Creative Industries Development (on the Basis of Comparative Analysis of the Russian Ethnography Museum Exhibits and the Namdakovs' Author Dolls)4
The main research problems for the authors studying modern art culture related to the traditional crafts are identification of historical context as a condition of finding historical background, historical and cultural continuity, comparative analysis of formal and compositional, plot and sense aspects of creative work, traditional semantics and its enrichment with modern meanings. There is a particular focus on modern language of plastic arts. Taking the example of art dolls' exposure, we show that establishing of family art workshops as sources of creative industry in the creative work of some Siberian artists and sculptors (Dashi Namdakov, Zhigzhit Bayaskhalanov, Zorigto Dor-zhiev, et al.) relate to persistent craftsmanship traditions and their daring renewals today. The results of the studies conducted, numerous joint exhibitions with the fund museum collections allowed us to make a conclusion: creative work of famous artists is a bright transformation of artistic traditions of the East based on the past craft traditions, principles of modern creative industries, energy of folk art in professional sphere by means of effective motivational creativity institutions. We used the methods of historical generalization, comparative analysis, a biography method, a method of artistic stylization of creativity. Generalization of historical and cultural continuity of craft traditions and artistic achievements was made on the basis of disciplinary generalization of the results of art history analysis, museum cataloging and attribution, as well as philosophical and culturological reflection of conditions and factors of continuity and renewal of traditions.
Keywords: traditional crafts, historical and cultural continuity, artistic traditions, arts and crafts, art workshop, creative industries, plastic arts
References
1. Gomboeva, M. I. The Phenomenon of the Namdakovs' Family // Catalog of the "Ulger" Exhibition in the Russian Museum of Ethnography. SPb.: REHM, 2018: 14-16. (In Rus.)
2. Komarova, N. P. Dashi Namdakov: Immersion in the Archaic. Proceedings of Scientific and Practical All-Russian Conference with international participation. June 26-30, 2018. Ulan-Ude: National Museum of the Republic of Belarus. Web. 12.09.2018. http://www.muzeyrb.ru/category/izd/ (дата обращения: 12.09.2018). (In Rus.)
1 M. I. Gomboeva, the main author: description of methodology, research concept, preparation of the manuscript, description of the family workshop.
2 M. V. Fedorova: description of the museum exhibits and dolls Namdakov family, cataloguing; author of the exhibition concept.
3 N. P. Komarova: work with D. Namdakov's Foundation archive, D. Namdakov's creative work systematization, art history analysis of works; the author of the concept of the exhibition at the Beijing Museum of world art.
4 The work was financially supported by All-Russian non-government organization "Russian Geographical society", in the context of the subject "Arts and crafts of Eastern Siberia".
3. Komarova, N. P. Catalog of the exhibition of Dashi Namdakov. London. Galereya Khel'sion, 2012: 51-57. (In Rus.)
4. Marts, L. V., Komarova, N. P. Nomad and sculptor Dashi Namdakov. Catalog of the exhibition "Between the Heaven and the Earth". M: GIM, 2014: 2-8.
5. Field materials of the media grant RGS "Arts and crafts of the peoples of Eastern Siberia" by Tumurova, E. Sh. 2018. Book 1. P. 18. (In Rus.)
6. Sampilov, Ts. S. Ethnographic sketches. Novosibirsk: Nauka, 1995.
7. Simukhin, A. I. Formation of the collections of copper-bronze products of the Bronze Age of Western Transbaikalia (historiography of the issue). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no.6, 2014. Web.10.09.2018. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16057 (In Rus.)
8. Simukhin, A. I. Preliminary results of an archaeological survey of a section of the right bank of the Khu-dan River in the Kizhinginsky District of Buryatia. Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologij, no. 1, vol. 8, 2010, pp. 275-290. (In Rus.)
9. Sukhanova, P. A. Models of Effective Clusters in the Conditions of the Formation of an Innovation-Type Economy: A Review of Foreign and Domestic Approaches. Ars Administrandi. 2016: 17-27. Web. 10.09.2018. https://www.cyberleninka.ru/article/n/modeli-effektivnyh-klasterov-v-usloviyah-stanovleniya-ekonomiki-innovatsion-nogo-tipa-obzor-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-podhodov. (In Rus.)
10. Sibirtseva, Yu. A., Kilddyashova, T. A. Cultural resources of the territory: development strategies. Vestnik Pomorskogo universiteta, no. 2, pp. 120-124, 2011. (In Rus.)
11. Fedorova, M. V., Wang Limei. The origins of the national culture in the dolls of the Namdakovs' family. Katalog vystavki "Ulger" v Pekine. Pekin: Art-muzej Millenium: 2-6. Web. 10.09.2018. http://www. collection.sina.com. cn/yhds/2016-12-17/doc-ifxytqav9631648.shtml (In Rus.)
12. Fedorova, M. V. Author dolls of the Namdakovs' family. Catalog of the exhibition "Ulger" in the Russian Museum of Ethnography. SPb: REHM, 2018: 12-13. (In Rus.)
13. Kramarovsky, Mark. Genghis Khan: the End of the Myth of the Triumphant Victor. A Nomad's Universe Dashi Namdakov. London: HalcyonGallery, 2012. Pp. 35-47.
14. Hesmondhalgh, D. The Cultural Industries. Second Edition. London: Sage, 2007. (In Engl.)
Received: 27 September 2018; accepted for publication October 27, 2018
Reference to the article-
Gomboeva M. I., Fedorova M. V., Komarova N. P. Traditional Crafts of Eastern Siberia and Modern Art Culture as a Source of Creative Industries Development (on the Basis of Comparative Analysis of the Russian Ethnography Museum Exhibits and the Namdakovs' Author Doll) // Humanitarian Vector. 2018. Vol. 13, No. 6. PP. 128-140. DOI: 10/21209/1996-7853-2018-13-6-128-140.