Научная статья на тему 'Ювелирные искусства Узбекистана'

Ювелирные искусства Узбекистана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАШЕНИЯ / ТАЛИСМАН / АРХЕОЛОГ / ИСКУССТВА / ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ТИЛЛЯ-КОШ / ТАКЬЯДУЗИ / УСМА-ТИЛЛА / ЗОЛОТОЙ КОКОШНИК / КАШКАР-БОЛДАК / ФУТЛЯР / ОБЕРЕГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камбарова Ойдин Собиржановна

Предметом исследования является рассмотрение традиционных орнаментов ювелирных изделий Узбекистана и стилизации украшений. Драгоценные изделия мастеров Узбекистана отличаются необычностью формы, где из мелких деталей и элементов создаётся поистине прекрасное произведение искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ювелирные искусства Узбекистана»

ЮВЕЛИРНЫЕ ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА Камбарова О.С.

Камбарова Ойдин Собиржановна - доцент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: предметом исследования является рассмотрение традиционных орнаментов ювелирных изделий Узбекистана и стилизации украшений. Драгоценные изделия мастеров Узбекистана отличаются необычностью формы, где из мелких деталей и элементов создаётся поистине прекрасное произведение искусства. Ключевые слова: украшения, талисман, археолог, искусства, ювелирные изделия, тилля-кош, такьядузи, усма-тилла, золотой кокошник, кашкар-болдак, футляр, оберег.

ВО!: 10.24411/2413-7111-2019-10603

Ювелирные изделия Узбекистана существуют более трёх тысячелетий. Издавна принято было наделять многие украшения магическими свойствами оберегов и талисманов. В городище Дальверзинтепа, что на юге страны, во время раскопок археологами было обнаружено укрытие, в котором лежали драгоценные изделия и украшения со времён Кушанского периода, общим весом более тридцати двух килограммов золотых и серебряных изделий, украшенных драгоценными камнями. Драгоценные изделия мастеров Узбекистана отличаются необычностью формы, где из мелких деталей и элементов создаётся, поистине, прекрасное произведение искусства. Излюбленный материал для ювелирных изделий - серебро, в отличие от Бухарских мастеров, которые с давних пор предпочитали работать с золотом. Неотъемлемой частью любой мастерской был специальный горн с мехами из бараньей шкуры, которыми вручную раздувался огонь на древесных углях.

Рис. 1. Ташкентская школа ювелирного искусства

Для украшений ювелиры использовали как драгоценные, так и полудрагоценные камни, жемчуг, бирюзу, сапфиры, гранат. Принято было шлифовать эти камни, а не гранить, перед установкой в изделие [1, с. 11]. Камни также наделялись магическими свойствами. Например, рукоятки оружия украшали бирюзой, веря в то, что именно этот камень помогает в бою, придавая сил и отваги воину. На свадьбу девушкам родственники чаще всего дарили целые наборы украшений, многие из которых девушка потом носила до рождения первого ребёнка.

СМ1

Щч

Рис. 2. Тилля-кош

Тилля-кош, золотой кокошник, который надевали невесты Ташкента, Бухары и Ферганы, был покрыт позолотой, украшенной бирюзовым крапом. А в начале двадцатого века мастера Бухары стали изготавливать диадемы «Усма-тилла», золотые брови, которые имели изогнутую форму бровей. Шашпо - также одно из Бухарских женских украшений. Состоит оно из множества нитей, на которых собраны бусы из золота, жемчуга и кораллов, которые разделяли мелкие красивые шелковые кисти [2, с. 55].

Рис. 3. Такьядузи

В Хорезме женские украшения имеют свой неповторимый дизайн. Так например, Такьядузи, один из женских головных уборов, выполнен из множества мелких пластин из метала, которые, вкупе с подвесками образовывают форму военного шлема. Так же уникальной отделкой отличаются специальные футлярчики для оберегов, Тумор. Кроме украшения эмалью, туморы так же часто покрывают текстами молитв. Подвески в форме листочков, плоских пластинок, монет, нанизанных в большом количестве на нити, закреплялись на головных уборах. Считалось, что звон, который они издавали во время движения, отгоняет злых духов и оберегает женщину. Всё в той же Хорезмской области беременной женщине принято дарить кулон в виде сердца, «асык», которое украшено особым знаком «чахар-чорах», перекрестьем.

66

Рис. 5. Ташкентская школа ювелирного искусства Отдельное внимание уделяется женским серёжкам в Узбекистане. В Фергане очень ценятся серьги «кашкар-болдак», из золота или серебра. Бухарские же ювелиры очень любят делать серьги «шибирмак», по своей форме похожие на лепестки с большим камнем по центру, чаще всего, рубином, обложенным жемчужинами. Много веков назад среди женщин красивым считалось надеть несколько серёжек сразу, или серьгу в нос.

Стоит отметить серьги «зираксоз» и колечки «узуксоз». Узуксоз принято было одевать на каждый палец, за исключением среднего. Украшены они были яркими камнями, такими как рубин, жемчуг и бирюза. Чаще всего украшение было в виде крупного камня, вокруг которого располагалось множество мелких. С тех пор изменилось не много. Традиционные орнаменты и способы украшения сохранились и применяются в современном дизайне. Видоизменились только инструменты, при помощи которых сейчас делают свою работу заргары. Мастерство и секреты передаются от мастера к ученику.

Список литературы

1. Марченков В.И. Ювелирное дело. М., 1990.

2. Абдуллаев Т., Фахреддинова Д., Хакимов А. Песнь о металле. Т.: Изд. литературы и искусства имени Г. Гуляма, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.