Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство каракалпаков. Ювелирное искусство'

Декоративно-прикладное искусство каракалпаков. Ювелирное искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
858
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / ТЕХНИКА / ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ОРНАМЕНТ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уразимова Тамара Владимировна

В статье рассматриваются художественные особенности ювелирного искусства каракалпакского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство каракалпаков. Ювелирное искусство»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Декоративно-прикладное искусство каракалпаков. Ювелирное искусство Уразимова Т. В.

Уразимова Тамара Владимировна / Urazimova Tamara Vladimirovna - доктор истории

искусства (PhD), доцент, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются художественные особенности ювелирного искусства каракалпакского народа.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, ювелирное искусство, техника, декоративное оформление, орнамент, народные традиции.

Женские ювелирные украшения каракалпачек XIX - начала XX столетия являют собой богатство и разнообразие форм, техники изготовления и функционального назначения. В данных произведениях мы можем проследить огромный художественный опыт преемственности разных исторических эпох и народов. Ювелиры изготовляли следующие предметы: тобелик, хайкел, сырга, онирмоншак, туйме, айшык, гилт шалгыш, аребек и др.

Разнообразная техника каракалпакских ювелиров была сродни узбеским, казахским мастерам. В основе своей использовалась ковка, литье, штамповка, гравировка, чеканка и многое другое. Основным материалом для изготовления ювелирных изделий служило серебро, редко использовалось золото, помимо этого мастера при изготовлении тех или иных предметов занимались серебрением и золочением более простых металлов. Каракалпакские мастера украшали свои изделия вставками из драгоценных и полудрагоценных камней (сердолик, бирюза, кораллы, реже жемчуг, бриллианты) [7, с. 165].

Тобелик (силсинели такыя) древнейший головной убор женщин, изготовлялся из тонких пластин серебра с позолотой в виде круглой шапочки и надевался поверх саукеле. Спаянный из нескольких пластин тобелик богато украшался бирюзой, кораллами. Нижняя часть головного убора оформлялась несколькими рядами цепочки со вставками из кораллов.

Хайкел - нагрудное украшение девушек и молодых женщин. Хайкел басы -верхняя часть хайкел. В основном выполнялась в форме рогов. Хайкел выполнялся в форме рогов либо использовался растительный мотив. Лицевая сторона орнаментирована и украшена камнями, в нижней части круглые или плоские колокольчики, закрепленные на цепочке. Кыз хайкел - нагрудное украшение для девушек меньшего размера. Ювелирное украшение хайкел можно наблюдать у узбекского, таджикского, туркменского, башкирского и некоторых народов Кавказа. Однако они не похожи на хайкел каракалпакского народа.

Халкаплы сырга - ювелирное украшение серьги, объединенные двумя рядами цепочки, украшенных подвесками. Существуют несколько вариантов названий халкаплы сырга - собык сырга, балдаклы силсинели сырга.

Онирмоншак - женское ювелирное украшение, в форме полусферы, украшенное колокольчиками, подвешенными на цепочке. Онирмоншак обычно изготовляется из серебра и покрывался позолотой, резным растительным узором, украшался бирюзой и сердоликом.

Туйме - женское ювелирное украшение каракалпакских девушек и молодых женщин. Изготовлялся из серебра, покрывался золотом, лицевая сторона

орнаментировалась. Украшался резным и прочерченным узором. Имеет крестообразную форму, на четырех концах которого закреплялись красные камни. На некоторых шартуйме вокруг красных камней дополнительно прикреплялись мелкие камни бирюзы. Боковые и нижняя части шартуйме имеют форму трилистника. Существуют немногие экземпляры шартуйме, украшенные колокольчиками на цепочках. Существует несколько разновидностей туйме: шартуйме, жумалак туйме, жалпак, айры, илгек туйме.

Следующее женское ювелирное украшение называется - айшык. Изготовлялся из серебра, в середине закреплялся красный камень. Вокруг камня располагалась законченная орнаментальная композиция. Иногда предмет покрывался золотом. Форма айшык круглая либо угольная. Встречаются айшык, украшенные колокольчиками, закрепленными на цепочке. Есть предположение, что предмет несет в себе древние религиозные пережитки поклонения луне, в связи с этим являлся нагрудным оберегом от сглаза. В ювелирном комплекте украшений каракалпакских девушек и женщин существовали и различные варианты браслетов.

Гилт шалгыш - женское ювелирное украшение 8-образной формы. Изготовлялся из серебра и меди. В середине устанавливался камень, украшенный вокруг узором из витой проволоки. Орнамент представлял собой мелкие круглые или в форме полумесяца узоры.

И наконец, завершающим аккордом ювелирного комплекта каракалпакской женщины являлся аребек. Аребек изготовлялся из золотой или серебряной проволоки, середина изделия украшалась узором и в некоторых случаях красным камнем. Серьга круглой формы, одевалось на правую сторону носа. Аребек как ювелирное украшение свойственен многим народам Азии и Африки.

В основе своей орнаментальные мотивы в ювелирном искусстве представлены в зооморфном, знаково-астральном и частично антропоморфном виде. Большей частью орнамент, используемый в ювелирном искусстве, мы можем отнести к различным формам интерпретации древней символики, куда входят астральные (солнце и луна), родовые признаки - тамга и антропоморфные мотивы. Помимо этого имеется большая группа переосмысленных, во многом стилизованных изображений сакральных животных (зверей, птиц, насекомых). Это непосредственная группа зооморфных мотивов, широко применяемая у каракалпаков во всех видах прикладного искусства. Несомненно, не последнюю роль здесь играет и орнаментальное изображение утилитарных предметов, непосредственно использованных в быту. Здесь необходимо отметить детали одежды и воинского снаряжения (щит, лук, шлем, наручная повязка), которые в процессе эволюции, в зависимости от «пользы» использования в быту, переосмысливались в ритуально -магические и сакральные предметы. «Это не были рисунки, изображавшие вещи; скорее это были узоры, обозначавшие предмет, притом обозначавшие его так, что всем было понятно, что это такое» [4, с. 22]. При этом мы не должны забывать, что обозначая орнамент в ювелирном искусстве, мы подчас имеем в виду не только сам орнаментальный мотив, но и формообразование самих предметов. «Этому способствует и обработка поверхности, все свободные места которой заполняются выразительным четким узором, выполненным чеканкой, часто образующей довольно высокий рельеф. Мастер, нанося штрихи, зачастую глубоко выбирает фон, которому придается большое значение. Скань и зернь образуют, как правило, декоративные высокие пояски и обрамления оправ с сердоликами. Штамповка орнамента применялась редко» [1, с. 43-44].

Орнаментика в ювелирном искусстве представляет собой исторически переосмысленный пласт зооморфного мотива, который со временем трансформировался в растительный узор [3, с. 11-12].

Ювелирную орнаментику каракалпаков исследователи связывают с культурным наследием массагетов-апасиаков, проживавших в дельте Сыр-Дарьи, а также с

53

«сармато-аланским полихромным стилем», который широко использовался в степных районах Евразии в первые века новой эры. (С. П. Толстов [5, с. 69-76]; [6, с. 324 с илл.]; Л. И. Ремпель [3, с. 5-25]; Т. А. Жданко [2, с. 373-410]).

Каракалпакское декоративно-прикладное искусство, и в частности ювелирное искусство, является не только уникальным источником художественного наследия народа, но и представляет собой этническую историю, основу культово-религиозных воззрений, а также историю взаимосвязей с другими народами.

Литература

1. Государственный музей искусств Каракалпакской АССР. Альбом. Автор составитель И. В. Савицкий. Изд. «Советский художник» М., 1976. с. 43, 256 с.

2. Жданко Т. А. Народное орнаментальное искусство каракалпаков // В кн. Материалы и исследования по этнографии каракалпаков. Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т. 3. М.:АН СССР, 1958. 812 с.

3. Ремпель Л. И. К изучению каракалпакского народного искусства // Вступительная статья к кн. И. В. Савицкого «Народно-прикладное искусство каракалпаков. Резьба по дереву». Ташкент: Наука, 1965. С. 5-25.

4. Саурова Г. И. Современный туркменский ковер и его традиции. Ашхабад, 1968.

5. Толстов С. П. К вопросу происхождения каракалпакского народа // Краткие сообщения института этнографии, 1947. № 2. С. 69-76.

6. Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.: Восточная литература, 1962. 324 с., с илл.

7. Этнография каракалпаков. XIX - начало XX века (Материалы и исследования). Ташкент: Фан, 1980. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.