Научная статья на тему 'Функции украшений и их роль в создании ансамбля таджикского традиционного костюма'

Функции украшений и их роль в создании ансамбля таджикского традиционного костюма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
399
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАШЕНИЯ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / АКСЕССУАРЫ / САКРАЛЬНЫЕ / ЗНАКОВЫЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / САМОЦВЕТЫ / СИМВОЛЫ / DECORATION / JEWELRY ART / ACCESSORIES / SACRAL / SIGN / AESTHETIC FUNCTIONS / PRECIOUS AND SEMIPRECIOUS STONES / GEMS / SYMBOLS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умарова Г. А.

В статье рассматривается роль и место украшений в костюмном комплексе таджиков, их смысл и символика, которые имели не только эстетическое предназначение, но и выполняли сакрально-магическую функцию. Отмечается, что все традиции и обряды, связанные с использованием украшений устойчивы и востребованы в современном костюмном комплексе, удовлетворяют потребности человека в красоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF JEWELRY AND THEIR ROLE IN CREATING THE ENSEMBLE OF THE TAJIK TRADITIONAL COSTUME

The article deals with the role and place of decoration in costume complex, their meaning and symbolism, which had not only an aesthetic purpose, but also fulfilled a sacred-magical function. It is noted that all traditions and rituals associated with the use of jewelry are stable and in great demand, they satisfy the human need for beauty.

Текст научной работы на тему «Функции украшений и их роль в создании ансамбля таджикского традиционного костюма»

23. Firdousi «Shakhnam». - Kazan: Tatar. kit. n?shr.. 2003. - 231 b.

УДК 74

Г.А.Умарова

ФУНКЦИИ УКРАШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ АНСАМБЛЯ ТАДЖИКСКОГО

ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА

В статье рассматривается роль и место украшений в костюмном комплексе таджиков , их смысл и символика , которые имели не только эстетическое предназначение, но и выполняли сакрально-магическую функцию. Отмечается, что все традиции и обряды, связанные с использованием украшений устойчивы и востребованы в современном костюмном комплексе, удовлетворяют потребности человека в красоте.

Ключевые слова: украшения, ювелирное искусство, аксессуары, сакральные, знаковые, эстетические функции, драгоценные и полудрагоценные камни, самоцветы, символы.

GAUmarova, FUNCTIONS OF JEWELRY AND THEIR ROLE IN CREATING THE ENSEMBLE OF THE TAJIK TRADITIONAL COSTUME

The article deals with the role and place of decoration in costume complex, their meaning and symbolism, which had not only an aesthetic purpose, but also fulfilled a sacred-magical function. It is noted that all traditions and rituals associated with the use of jewelry are stable and in great demand, they satisfy the human need for beauty.

Keywords: decoration, jewelry art, accessories, sacral, sign, aesthetic functions, precious and semiprecious stones, gems, symbols.

Одним из важных компонентов в ансамбле костюма таджиков являются украшения. Будучи связанными с обычаями, суевериями, религиозно-магическими представлениями народа, отличаясь яркой декоративной формой, они отражают символико-эстетическую функцию костюма. Как считают исследователи, украшения, как часть мира рукотворных предметов, обладают высшим семиотическим статусом [1].К тому же надо отметить, что эстетическая значимость украшений и их роль в художественном облике костюма остается актуальными до сих пор, они актуальны в современной одежде.Автор рассматривает украшения таджиков, систематизируя их по региональному принципу и выделяя южно-центральный и северный типы.Украшения в костюме этих двух регионов отличались не только по технологическим признакам, но и по стилю декоративного оформления и традиции ихношения. В декоре украшений южных регионов преобладают узоры в виде геометрических форм - круги (головное «синсиле», «касаба», некоторые разновидности браслетов, нагрудное «кул-фигиребон» и т.д.), которые согласуются с мотивами орнаментов на платьях-рубахах, вышитых в виде ярких красочных розеток. Основную частьих украшений составляют декорированные бисером. Узор обычно сплетается в сложные геометрические композиции, сходные с мотивами декора, характерными традиционных в регионе женских платьев.

Такую же взаимосвязь конструктивных линий и формы платья с украшениями можно проследить в женском костюме и северного региона. Здесь узоры на тканях платьев, чаще оформленных более измельченными и детально моделированныминабивными растительными мотивами, гармонично сочетаются с ювелирными украшениями, в которых филигранные узоры созданы из переплетений мотивов растительного побега, цветочных лепестков и изящных эпиграфических надписей. Таким образом, характер оформления украшений в ансамбле костюма во многом соответствовал стилю и декору его составных частей, гармонировал с общими формами, линиями и цветовым решениями, характерными для узоров тканей в одежде.

Ювелирные украшения, рассматриваемыенами в контексте ансамбля традиционного женского костюма, выполняли в нем различные функции, которые отражаются в их форме и декоре. Например, функция их, как оберега, как очищения и эстетическая функция находили общее выражение не только в символике узоров, цветовых предпочтений, но ив используемых поделочных камней. В связи с этим украшения почти всегда инкрустировались разнообразными драгоценными и полудрагоценными камнями, самоцветами как бирюза, жемчуг, алмаз идр.

Ювелирные украшения в ансамбле мужского костюма почти отсутствуют. Такие аксессуары, как золотые запонки, наручные часы и другие предметы, используемые в костюме, подпадают под ограничения исламской догматики. Известен такой случай, связанный с Пророком Мухаммедом: увидев золотое кольцо на руке одного из сподвижников, посланник Господа снял кольцо с руки этого человека и промолвил: «Некоторые из вас опираются на уголок Ада и помещают его на руке своей» ( Св.... из х.....Муслима: Ас-Суюты Дж. Аль-джами' ас-сагыр. С. 563, Хадис № 9463 «сахих»).

Предписания ислама о запрете ношения золотых украшений строго соблюдалось мужчинами-мусульманами. Однако они использовали в костюме украшения из других металлов, в основном се-

ребру: перстни и кольца, пояса с накладными металлическими деталями. Среди поясных украшений особое место занимал нож с ножнами т.н. «корду гилоф». По обычаю ножны висели на левом боку, прикрепляясь к поясному платку. Они украшались инкрустацией, резьбой, а кожаный футляр их дополняли металлические накладки, декор аппликацией и росписью. Нож в ансамбле мужского костюма, наряду с эстетической функцией, выполнял функцию оберега. В мировоззрении народа его изображение наделялось способностью противостоять нечистой силе, отражать действие дурного глаза. Подтверждением этому служит узор в виде ножа «кордиош», использовавшийся в композициях декоративных вышивок[4].

О ношении золотых украшений женщинами существуют ясные и достоверные пояснения Пророка Мухаммеда в Сунне: «Золото и шелк разрешаются для женщин из числа моих последователей и запрещены для мужчин» ( Хадис от Абу Муса; св.... х.... Ахмада, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. : Ас-Суюты Дж. Аль-джами' ас-сагыр. С. 266, хадис № 4357 «сахих»). Женщины, поэтому, не были ограничены в выборе украшений, и женский костюм включал в себя широкий набор нательных - головных, шейных, наручных, и непосредственно связанных с одеждой, наплечных, нагрудных и поясных украшений. Их формы и декор варьировали в зависимости от половозрастных и социальных различий. Например, украшения маленькой девочки отличались от украшений девушки или невесты, а также от украшений пожилой женщины.

В фондах Краеведческого музея Согдийской области Таджикистана наиболее раз-нообразно представлены такие женские головные и налобные украшения как«коши тилло»(буквально «золотые брови»). Они представляли собой, довольно высокий головной убор, близкий по форме кокошнику, соединявшийся цепочками на пере-носице. Его нижняя налобная часть стилизовалась под изображение бровей, под ней густой бахромой крепились ряды подвесок (до 25-30 штук) [3]. Особую пышность костюму женщин придавали налобные повязки с медальонами(«пешонибанд»), усыпанные камнями и украшенные гроздьями подвесок («тиллокош», «болоабру», «тиллобаргак»). Ранние образцы «тиллокош» украшались крупным самоцветом (лал) в центре. Наиболее распространенными в ансамбле костюма были налобные повязки («нозипешона», «баргак»), исполненные из красной ткани с нашитыми на нее металлическими бляшками или штампованными накладками в виде медальонов.

К головным украшениям, являющимся непременной частью ансамбля костюма, надо отнести височные подвески «мохитилло» (буквально «золотой полумесяц»), состоящие из трех медальонов, два из которых подвешивались на виски, а третий украшал лоб. Все медальоны имели одинаковую форму, напоминавшую полумесяц с вытянутой вверх сердцевиной.

Особый тип украшений представляют комплексы костюма невесты. Их можно разделить на следующие виды: 1) головные, сюда входят налобные, височные, ушные; 2) лицевые, 3)накосные. К комплексу головных украшений относятся шапочки и накосники. Шапочки имели конусообразную (в виде купола) или прямоугольную форму (в виде пластины), их края окружались гир-ляндой подвесок. Они гармонировали с накосными украшениями и подвесками, составляя с ними в костюме целостный ансамбль.

В головных платках и накидках, кроме ярких узорных тканей, дорогим элементом их декора служили ювелирные булавки, использовавшиеся для закрепления их на голове. Булавки завершались нарядными навершиями («сузан-куба»). Головная булавка, прикрепляемая к головному убору ( «сарсузан, сарсузанак), представляла собой длинный, слегка заостренный к одному концу стержень с кольцом на другом. Налобные украшения «коши тилло»,«точи тилло» («золотая корона),тахтача -баргак, нозибанд были основными аксессуарами .

Налобные и головные украшения, усыпанные драгоценными камнями и самоцветами, со спускающимися от них гроздьями подвесок (тиллокош, болоабру, тилло- баргак) придавали особую пышность ансамблю женского костюма. Налобное украшение - баргак (тадж. барг-«лист») - это полоска из соединенных друг с другом шарнирами квадратиков из позолоченного серебра со вставками из бирюзы (по верхнему краю) и кораллов, в центре квадратов. Над полоской из квадратиков укреплялись пять-семь цветных камней (или стекол)на специальных пластиночках. Внизу шла бахрома («шингил) из коротких подвесок; каждая заканчивалась маленьким серебряным позолоченным листиком. Баргак повязывали поверх налобной повязки из платка. Сначала надевали «баргак», затем «коши тилло» с резной верхней частью, украшенный бирюзой, цветными полупрозрачными и прозрачными камнями и бусинами раз-ными по величине и форме. Верхнюю часть «тилло иногда украшали перь-ями павлина или фазана. Нижняя часть, т.е. сами позолоченные «брови» были свободными от вставок, их украшали тисненым орнаментом в виде полосок (стилизованное изображе-

ние бровей или же пера птиц).

Из многообразия шейных украшений, кроме металлических ожерелий, надо отметить широкую популярность коралловых бус - «марджон». Существовало несколько их разновидностей. Их нанизывали на нить вместе с металлическими деталями, составленными из бухарских мелких монет (таньга), включая различные бусины, орнаментированные плоские бляхи в виде квадратов или ромбов и т.п.

В ансамбле женского костюма яркими деталями входили наручные украшения, такие, как браслеты, кольца, перстни. Особенно художественными были браслеты горных таджичек со вставками из разноцветных «памирских» камней. Большой популярностью пользовались перстни с поделочными камнями в шатонах шестигранной и четырехгранной формы, нередко сопровождающиеся арабской вязью надписей.

Описать в ограниченных рамках одной статьи все многообразие таджикских ювелирных украшений, формирующих ансамбль женского костюма, не представляется возмож-ным.Принципиально важным в их анализе является выявление связи и сочетания украшений с одеждой в колористическом плане.Старинные украшения передавали из поколения в поколение, однако, со временем, их стали заменять современными образцами из недорогих материалов и искусственных камней. Обычно традиционные по форме украшения и сегодня надевают молодые невесты в свадебном наряде.

Украшения в традиционном костюме несут определенную смысловую нагрузку. Их значение менялось в разные исторические периоды, в зависимости от мировоззрения, идеологии общества и других факторов.Все части традиционного костюма имели символическое или знаковое значение. Украшения конца XIX - начала ХХ вв. во многом продолжали традиции домусульманских представлений, связанных с верой в магические явления природы. И этому, скорее всего, способствовала не столько устойчивость художественных элементов традиций, сколько то, что в искусстве всегда находила отражение окружающая человека природа со всей ее красотой и неповторимостью. На протяжении длительной истории развития таджикского костюма украшения в его ансамбле выполняли сакрально-магическую и знаковую функции. В этом плане можно говорить о древних корнях и самобытности украшений, которые сквозь века пронесли богатое и глубокое наследие. Во все времена украшениям была свойственна знаковая роль в костюме. Они являлись показателем социального статуса человека в обществе, его материального состояния, его локальной принадлежности, половозрастной группы и т.д.

В древности место украшений в костюме строго регламентировалось. Они располагались на определенных частях тела и в костюме, соответствуя зонам мифического космоса, который в сознании древних людей выступал в виде образа «древа жизни». Например, головной убор соотносился с кроной дерева, его верхом, и поэтому украшался небесными символами (шар, диск, полумесяц, розетка, перлы, звезды, птицы). Нагрудные, наручные и поясные украшения соответствовали земному началу и являлись символическими носителями плодородия, украшались «земными» образами. Обувь оформлялась достаточно скромно. Данную схему размещения символов в украшениях, а также в костюме в целом, нельзя было нарушать. Пережитки этих традиций мы можем наблюдать и в традиционном костюме таджиков. Например, в настоящее время изображения птиц или их перья украшают головные уборы невест и несут в себе те же функции, что и в древности.

Особая роль придавалась головным украшениям. Головные украшения в раннем средневековье являлись символами власти и могущества их носителя (крылатые короны, короны с изображениями орла, сокола и др.), его царственности (узоры с мотивами астральной символики); в женском костюме отражали ее особое положение в обществе. В средние века головные украшения определяли высокий социальный статус их владельца. В традиционном костюме головные украшения отражали половозрастная градация: налобные украшения носили невесты и «молодухи», материальное состояние женщины (об этом свидетельствуют количество и материал изготовления украшений).

Шейно-нагрудные, поясные и наручные украшения также выполняли знаковую роль, являлись носителями широкого спектра информации. Об этом свидетельствует искусство многих мусульманских народов[2].Они выступали показателем социального статуса (в зависимости от типа украшения), материального достатка, половозрастной категории (молодая девушка, невеста, пожилая женщина), а также их локальной принадлежности. Перстни, со вставками определенных камней и с надписями, тамгами, кроме знаковых функций, выполняли магическую (ритуальное очищение рук) и практически-деловую (с помощью перстней - печаток заверяли юридические документы) функции. Браслеты также являлись оберегом (особенно с глазчатыми бусинами), специально окра-

шивались и орнаментировались, в них использовали натуральные и созданные из металла зерна злаковых и др., определяли половозрастную группу (ребенок, молодая девушка, невеста и т.д.). По мере увеличения возраста и изменения социального положения, менялся состав и набор украшений.

С украшениями были связаны некоторые бытовые традиции и обряды. Ношение украшений (независимо от материального состояния) являлось обязательным, так как они, помимо прямых эстетических функций, в еще большей мере, играли сакральную роль, являясь непременным атрибутом костюма. С первых дней рождения к одежде ребенка прикреплялись специальные амулеты и подвески (треугольные амулеты из дерева, глазчатые бусы и др.), которые должны были охранять их от болезней и влияния «нечистых» сил. Имелся ряд предписаний относительно украшений, которых женщины должны были придерживаться. Во-первых, украшения следовало носить не во всех случаях жизни. Например, ей запрещалось их носить во время траура и в течение сорока дней после рождения ребенка. В случае траура женщине дозволялось надеть украшения после истечения года. Данная традиция была отмечена в культуре таджиков, как северных, так и центральных и южных регионов. Ношение украшений во время «чиллы - сорока дней после рождения ребенка, по поверьям, могло вызвать их обратное воздействие, считалось, что они могут причинить вред новорожденному и роженице.

Таким образом, обзор видовукрашений, раскрытие их роли в ансамбле костюма позволяют сделать вывод о том, что они являлись непременным атрибутом костюма и несли двойную функцию - эстетическую и утилитарно-практическую. Универсальные черты украшений, как и самого ансамбля таджикского костюма, раскрывают новые возможности его развития в стилистике модных тенденций, характеризующих культурное пространство среднеазиатского региона.

Литература

1. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей// Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука,1989. С.72.

2. Семенов А. Из области воззрения мусульман Средней Азии и Южной Азии на качество и значение некоторых благородных камней и минералов // Мир ислама. Т.1. №3. СПб.,1912. С.293-321.

3. Сухарева О.А. К истории развития самаркандской декоративной вышивки / / Литература и искусство Узбекистана. Кн.6. Ташкент, 1937. С.126-130.

4. Сухарева О.А История среднеазиатского костюма. М.: Наука, 1982. С. 98.

References

1. Bayburin A.K Semioticheskiye aspekty funktsionirovaniya veshchey// Etnograficheskoye izucheniye znakovykh sredstv kultury. L.: Nauka.1989. S.72.

2. Semenov A. Iz oblasti vozzreniya musulman Sredney Azii i Yuzhnoy Azii na kachestvo i znacheniye nekotorykh blagorodnykh kamney i mineralov / / Mir islama. T.1. №3. SPb..1912. S.293-321.

3. Sukhareva O.A. K istorii razvitiya samarkandskoy dekorativnoy vyshivki / / Literatura i iskus-stvo Uzbekistana. Kn.6. Tashkent. 1937. S.126-130.

4. Sukhareva O.A. Istoriya sredneaziatskogo kostyuma. M.: Nauka. 1982. S. 98.

УДК 78

С.Г. Фархутдинова

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВВ.

В условиях социокультурных преобразований и изменений в развитии российского общества особенно остро стоит вопрос о понимании «музыкального языка» или «языка музыки». На первый взгляд кажущаяся тревожная тенденция недостатка ценных в художественном отношении и актуальных образцов современной музыки влечет за собой ложное представление о стилевом и жанровом многообразии музыкально-инструментального искусства и формирует искаженное представление у общества в целом. В настоящее время возникает новое представление в формообразующих свойствах музыкального языка как знаковая репрезентация, обеспечивающая ее узнаваемость, проявляющаяся в формульности и в способности сохранять постоянную связь между знаком и рождаемым с его помощью смыслом. В этом смысле выразительность как один из компонентов формообразования выявлен на уровне акустических, тембральных, звуковых и многих других параметров.

Ключевые слова: музыкальный язык, выразительность, знаковая репрезентация, звуковая фактура, серийная техника, метод формообразования.

Svetlana G. Farkhutdinova, EXPRESSIVE AND FORMATIVE PROPERTIES OF THE COMPOSERS' MUSICAL LANGUAGE IN INSTRUMENTAL MUSIC OF THE LATE 20TH - EARLY 21TH CENTURIES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.