Научная статья на тему 'Четыре периода ювелирного искусства в картинах старых мастеров'

Четыре периода ювелирного искусства в картинах старых мастеров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1061
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство / ювелирные украшения / склаваж / парюра / эгрет / камея / шатлен. / art and crafts / jewelry / esclavage / papure / aigrette / cameo / chatelaine

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елена Власова

Ювелирные изделия – продукт одного из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Определяемые культурой повседневности (например, конструктивными особенностями костюма), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих вкус, уровень достатка, знатность и социальный статус их владельца. Большое собрание изящных искусств ASG позволяет проследить стилевое развитие этого вида декоративно-прикладного творчества, основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jewelry is one of the most ancient and popular form of art and crafts. Defined by the culture of everyday life (for instance, design features of the suit), jewelry acted as a kind of signs that reveal the taste, level of wealth, nobility and social status of their owner. An ASG GREAT COLLECTION OF FINE ARTS allows us to trace the stylistic development of this type of decorative and applied art, based on the works of easel oil painting of old masters.

Текст научной работы на тему «Четыре периода ювелирного искусства в картинах старых мастеров»

ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В КАРТИНАХ СТАРЫХ МАСТЕРОВ

Елена Власова, главный хранитель фондов

АННОТАЦИЯ: Ювелирные изделия - продукт одного из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Определяемые культурой повседневности (например, конструктивными особенностями костюма), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих вкус, уровень достатка, знатность и социальный статус их владельца. Большое собрание изящных искусств ASG позволяет проследить стилевое развитие этого вида декоративно-прикладного творчества, основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров..

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: декоративно-прикладное искусство, ювелирные украшения, склаваж, парюра, эгрет, камея, шатлен.

ABSTRACT: Jewelry is one of the most ancient and popular form of art and crafts. Defined by the culture of everyday life (for instance, design features of the suit), jewelry acted as a kind of signs that reveal the taste, level of wealth, nobility and social status of their owner. An ASG GREAT COLLECTION OF FINE ARTS allows us to trace the stylistic development of this type of decorative and applied art, based on the works of easel oil painting of old masters.

KEYWORDS: art and crafts, jewelry, esclavage, papure, aigrette, cameo, chatelaine.

О художественных стилях барокко и рококо сказано и написано уже немало строк, а возможность проследить этапы их развития, воплощенные в ювелирном искусстве, представляется достаточно занятной.

Великолепный и торжественный стиль «барокко» (в переводе с итальянского «Ьагоссо» означает «причудливый») зародился в конце XVI века в Италии, через 50 лет стихия этого яркого роскошного стиля охватила Францию, а за ней и большинство стран Европы.

В ювелирном искусстве наиболее яркое развитие стиль барокко получил в работах французских мастеров, поставщиков двора Людовика XIV - Короля-Солнце (1643-1715). Самые искусные ювелиры, так же, как и лучшие мастера других видов искусства, стекались к французскому королевскому двору.

В результате деятельности придворных художников и мастеров сложились характерные особенности, а также те формы и элементы декора, которые отличают искусство барокко: яркая помЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа «токацулгА

(Чир искусств

пезность и сдержанное величие, экспрессивность и жизнерадостность, что ясно просматривается как в архитектурных сооружениях, так и в произведениях декоративно-прикладного искусства - в динамике их силуэтов, игре света и тени, пышности и сочности декора, сложности криволинейных очертаний. В орнаментике барокко преобладали тяжелые гирлянды цветов и плодов, раковины и волюты, мотивы аканта, прихотливых бантов, кар-тушей, двойного завитка в виде буквы «С».

Аграф. XIII в.

Особой декоративностью отличался костюм эпохи барокко. Модные женские платья обладали весьма сложным и прихотливым силуэтом, возникавшим из-за контраста между очень узким декольтированным корсажем и широкой юбкой. Наличие в костюме многочисленных драпировок требовало различных заколок и подхватов. Использовавшиеся прежде аграфы теперь заменили броши. Введение их легенда приписывает мадам де Севинье, именем которой названа брошь-бант с подвеской.

К. Лефевр

Портрет мадам де Севинье Музей Карнавале, Париж

Крупные декоративные броши, декорированные яркими камнями - изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, - украшали декольте корсажа или подчеркивали осиную талию дамы. Небольшие броши-розетки, оформленные драгоценными камнями, скрепляли модные тогда бессчетные прорези на платьях.

Аг-Ч'Ж

Брошь. XVII в.

Бант-склаважс и серьги-жирандоли Мастер Л. Пфистерер. 1764 г. Золото, серебро, рубины-шпинели, бриллианты Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» Москва, Россия

В начале 60-х годов XVIII века в моду входят усыпанные камнями ажурные маленькие ожерелья (склаважи), которые носили высоко на шее или акцентировали ими глубокие декольте. Банты-скла-важи, подобные этому, прикреплённые к кружевной ленте или бархотке, плотно облегающей шею, можно увидеть на портретах середины XVIII века. Мотив банта повторяют и серьги-жирандоли, составляющие с бантом-склаважем парюру.

Основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств АБС, можно получить впечатление не только об одном из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства, но и познакомиться с костюмами знатного дворянства.

Французская школа XVIII века Портрет дамы с табакеркой Франция, 1770-е гг. Холст, масло. 71,5x59,5 см БСИИ ASG, инв. №011242

Французская школа XVIII века Портрет дамы с табакеркой (фрагмент) БСИИ ASG, инв. №01-1242

Так, на живописном полотне из БСИИ АБС «Портрет дамы с табакеркой» неизвестного французского художника XVIII столетия изображен поясной портрет сидящей в кресле женщины, одетой в синее платье, декорированное розами, кружевными оборками и бантами на груди и рукавах. В руке - красная табакерка, а на шее -черная бархатная лента, украшенная ажурной брошью-склаважем, усыпанной камнями.

8ез1мжмЕждондаоднао институт/отп*в№ияа

(Чир искусств

Кроме того представители знати носили длинные многорядные нити прекрасного жемчуга, им же украшали и волосы; в ушах сверкали роскошные многоярусные серьги с тремя жемчужными подвесками формы «жирандоль». Мода того времени была благосклонна к дорогим кольцам с рубинами и изумрудами, закрепленными в высоких кастах. Приметой времени могут служить и драгоценные пряжки для одежды и обуви.

Украшения барокко

в стиле Серьги-«жирандоли». XVII в.

Друэ, Франсуа Юбер, круг Женский портрет в образе Дианы Франция, XVIII в. Холст, масло, овал, 47*39 см БСИИ ASG, инв. № 01-2773

Полотно круга Франсуа Юбера Друэ «Женский портрет в образе Дианы» из БСИИ АБС представляет собой погрудное изображение молодой женщины на темном фоне, одетой в платье с кружевной оторочкой по линии декольте и мехом по бортам. На шее повязан двойной розовый бант; на голове - прозрачная накидка. Прическа украшена жемчугом и золотым полумесяцем.

Царственное великолепие французского двора и главной резиденции Людовика XIV - Версаля, где ни на день не прерывалась череда ослепительных празднеств, превратило Францию в признанную законодательницу моды, которой стремилось подражать дворянство всей Европы.

Любуясь полотнами великих мастеров прошлых веков: Питера Пауля Рубенса, Яна Вермее-ра, Микеланджело Меризи да Караваджо, Диего Родригеса де Сильва-и-Веласкеса, Антониса ван Дейка, - можно представить, какие драгоценности украшали не только самих придворных дам, но и их одежды в эпоху барокко и понять, почему их театральная красота так привлекала и вдохновляла живописцев того времени.

Питер Пауль Рубенс

Портрет Елены Фоурмен в свадебном одеянии (ок. 1630-1631)

Представленное полотно французских художников XVII столетия братьев Бобрен из БСИИ АБС «Девушка в жемчужном ожерелье» демонстрирует все великолепие одеяния и жемчужных украшений, в каких могла предстать дама французского двора. Юная особа изображена в красном декольтированном платье, украшенном на груди крупным аметистом. На шее портретируемой -нитка жемчуга, в ушах - каплевидные серьги, а в завитых волосах - украшение в виде бабочки черного цвета.

В Россию барокко пришло много позже, уже в XVIII веке. Так, начиная с 1700 года, указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер. С корен-

Братья Бобрен

Девушка в жемчужном ожерелье Франция, XVII в. Холст, масло. 51,5*45,5 см БСИИ ASG, инв. №01-1498

ными переменами в женской и мужской одежде становится иным и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой одновременно с длинными свободно висящими рядами жемчужных нитей, широко распространенными в это время в Европе.

В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных ювелиров - Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье, долгие годы обслуживавших императорский двор и элиту. Привилегированные слои диктовали моду для всех слоев общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли украшения, и в искусности мастеров.

Со временем пышные формы барокко сменились на асимметричные формы нового стиля - рококо. Название «рококо» (rococo) происходит от мотива «рокайль» (французское - rocaille), главного элемента орнамента этого стиля, строящегося на основе завитка раковины, появившейся в искусстве Франции во второй четверти XVIII века с правлением короля Людовика XV (1 715-1 774).

Унаследовав основные формы от искусства предыдущей эпохи, стиль рококо оказался совершенно иным в главном: претенциозной парадности барокко он противопоставил камерность и игривое изящество стиля аристократических салонов. Орнаментика рококо - удивительная легкость и изящество, акантовый лист стал тоньше, ленты в гирляндах начали развеваться, листья -закручиваться, а главный элемент орнамента рококо - раковина - превратился в веерообразную композицию из извивающихся лепестков.

Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение и в ювелирном искусстве. Это совпало с повсеместным распространением бриллиантовой огранки алмазов, изобретенной, по мнению некоторых исследователей, в конце XVII века венецианцем Винченцо Перуцци. Сверкающий, играющий всеми цветами радуги камень как нельзя лучше подходил к эстетике рококо, и в украшениях среди других драгоценных камней пальма первенства была отдана бриллианту. Теперь в моде стало оправлять его не в золото, а в серебро, пользуясь способом закрепки «паве» (pave).

Пара серег с каплевидными подвесками Вторая половина XVIII в.

Рубины, бриллианты 6x4,5 см Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» Москва, Россия

Модный костюм эпохи рококо был весьма благосклонен к драгоценным украшениям. Глубокие откровенные декольте женского платья, доходившие порой до талии, способствовали появлению моды на колье. Особенным успехом пользовались бриллиантовые колье и серьги «бриолез» - с подвижно закрепленными длинными подвесками каплевидной или звездообразной формы. Подобные изделия назывались парюра-ми - гарнитурами украшений, включавшими аналогичные по рисунку, работе и материалу серьги, кольца, украшения для головы и несколько реже - браслеты.

Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

Антон Рафаэль Менгс Парюра эпохи рококо

Мария Луиза Пармская,

принцесса Астурийская

(1765 г.) (фрагмент)

Холст, масло,

152,1x110,5 см

Под влиянием господствовавшей в то время «пасторальной моды» дамы любили украшать свои платья цветами - живыми и искусственными, но особое предпочтение они отдавали красочным букетам, выполненным из драгоценных камней и бриллиантов. Ведь не случайно XVIII столетие называют «веком цветка и алмаза». Тогда же в моду вошли так называемые «портбукеты», служившие своеобразной драгоценной вазой для букетов из живых цветов, в которые для придания украшениям большей ценности зачастую включали цветы из золота, серебра и роскошных камней.

V ¿Я

Брошь

Вторая половина XVIII века

\

Броши «Большой и малый букет»

Золото, серебро, бриллианты, изумруды Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» Москва, Россия

Французская школа XIX века Женский портрет Франция, XIX в. Холст, масло. Овал, 72x57 см БСИИ ASG, инв. №01-1388

Таким ювелирным изделием украшен поясной женский портрет из собрания АБС, выполненный неизвестным французским художником XIX столетия. Изящная брошь-букет с драгоценными камнями приколота к черному одеянию портретируемой у основания шеи, соединяя две половины воротника-стойки.

Особое внимание модницы того времени уделяли и прическам. Порою дамы носили на головах целые натюрморты из цветов, лент, шпилек, перьев, дополняя свои причудливые прически драгоценными украшениями.

Мария Антуанетта (1775 г.)

Элль Старший, Луи Фердинанд Портрет дамы в шляпе с перьями Франция, XVII в. Холст, масло. Овал 81*64 см БСИИ ASG, инв. №01-2346

«Портрет дамы в шляпе с перьями» Луи Фердинанда Элля Старшего являет собой изображение молодой женщины в роскошном платье, украшенном драгоценными камнями по груди и предплечьям. На шее - жемчужное ожерелье, в ушах - каплевидные жемчужные серьги, шляпа декорирована ювелирным украшением и пышными перьями.

Именно тогда в моду вошли всевозможные качающиеся при движении, часто ажурные шпильки подвижных конструкций, как их тогда называли, «цитернадель» (от немецкого zittern -дрожать и nadel - булавка). Большой популярностью пользовались эффектные асимметричные эгреты (aigrettes) (от латинского - Egretta, род белых цапель) - украшения для женского головного убора или прически в виде шпильки, которую подчеркивали изящным пером, пучком перьев или ветки, усыпанной камнями, а иногда и яркими бабочками.

Изображенный эгрет в виде фонтана с сапфирами из Алмазного фонда Московского Кремля необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп расплёскивается струями,

Эгрет с серьгами, ок.

1750 г.

Бриллианты, сапфиры Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» Москва, Россия

заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов (камней грушевидной огранки) на панделоках - удлиненных подвесках. При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты. В парю-ре с эгретом находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми свободно висящими каплями сапфировых панделоков. Камни парюры представляют собой великолепные образцы самоцветов времен императрицы Елизаветы - около 1750 года.

Лоо, Шарль Амедей Филипп ван Портрет дамы с эгретом Франция, ок 1750 г. Холст, масло, 80*63 см БСИИ ASG, инв. №01-0842

Представленный поясной «Портрет дамы с эгретом» Шарля Амедея Филиппа ван Лоо позволяет наглядно рассмотреть прическу портретируемой, украшенной небольшим головным убором

VW ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

с навершием в виде белого пера (эгрет) и являющимся излюбленным предметом туалета того времени не только во Франции, но и в России.

Но не только женщины в тот галантный век проявляли интерес к драгоценностям. Мужчины украшали сверкающими орденами грудь, закалывали драгоценностями кружевные жабо, вставляли бриллианты в пряжки кюлот (укороченных штанов), щеголяли роскошными перстнями и великолепными рукоятками шпаг; признаком особой элегантности кавалера служило тонкое позвякивание золотых брелоков.

Дюплесси, Жозеф-Сиффред Портрет кавалера ордена Святого Людовика Гой степени

Франция, 70-80-е гг. XVIII в. Холст, масло Овал 65*53 см БСИИ ASG, инв. №02-2914

Французская школа XVIII в.

Портрет ректора колледжа хирургов Руана Клода Ле Пер Франция, XVIII в. Холст, масло 80*64 см БСИИ ASG, инв. №04-3343 (1)

В Россию стиль рококо пришел в правление императрицы Елизаветы Петровны (1 741-1 761). В это время оформление интерьеров, мебели, костюма, да и весь уклад жизни были подчинены французской моде, чему во многом способствовали иностранные художники и мастера, в том числе и ювелиры, работавшие в России. Возможно, отчасти благодаря им с тех пор русских золотых и серебряных дел мастеров стали называть так же, как и на Западе, - ювелирами.

Мужские портреты «Кавалера ордена Святого Людовика !-ой степени» и «Ректора колледжа хирургов Руана Клода Ле Пер» из собрания АБС предметно показывают проявившийся интерес к украшениям и у представителей сильного пола. Грудь офицера-ветерана Королевской армии Франции украшает награда - орден Святого Людовика !-ой степени, статус которого в 1759 году был утвержден Людовиком XV. А поясной портрет сидящего в кресле ректора Клода Ле Пера, который правой рукой придерживает раскрытую книгу, ярко демонстрирует роскошный перстень на мизинце руки.

Великая княжсна Елена и принц Николай Греческий в день своего бракосочетания в 1902г.

Набор и формы украшений, выполнявшихся в России, практически не отличались от того, что

Ауэрбах, Иоганн Готфрид Портрет Елизаветы Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельской Германия, XVIII в. Холст, масло, 137x118 см БСИИ ASG, инв. № 01-4027

носили в Европе. К сожалению, не многие из произведений ювелиров той эпохи дошли до нашего времени: слишком хороши были украшавшие их камни и чересчур велико искушение при очередном изменении моды извлечь их, чтобы создать новые, более современные изделия. Тем не менее некоторые экспонаты, хранящиеся в российских музеях, дают представление об искусстве рококо и его стилистике. Наиболее ярким и совершенным образцом стиля рококо является сапфировый убор, принадлежащий Алмазному фонду России - великолепный эгрет и серьги-жирандоли. В асимметричных линиях динамичной тонко прорисованной композиции, словно ниспадающие струи петергофских фонтанов, сверкают и горят множеством огней посаженные в изящные оправы бриллианты, манят таинственной глубиной прекрасные сапфировые капли.

Некоторые черты искусства рококо можно увидеть и в менее дорогих вещах, например, в широко бытовавших на русском Севере серьгах с мелким жемчугом, собранным в виде виноградной грозди.

Во второй половине XVIII века на смену непомерной роскоши, вычурных форм и прихотливых

линий искусства рококо пришел стиль классицизма как спокойная уравновешенность очертаний, гармоничность пропорций, сдержанность и упорядоченность декора. Применительно к ювелирному искусству эпохой классицизма считается период примерно с 1760 по 1830 годы, когда во Франции вновь пробудился интерес к античности. Несомненно этому способствовали и производившиеся в 1750-1760-х годах раскопки погибших при извержении Везувия античных городов Помпеи и Геркуланума, которые позволили многим художникам воочию увидеть шедевры прошлого.

Брошь-камея с рез- Браслет с эмалевой миниа-ным камнем, XVIII в. тюрой, XIX в.

В это время с женщин схлынуло обилие драгоценностей, знаменуя возврат к скромности и естественности, но появились и иные виды украшений, которые весьма ценились. Модные кашемировые шали, носимые поверх тончайших одежд, закалывались круглыми и овальными брошами. В их четкие строгие золотые оправы вставляли античные камеи из резного камня или раковины или эмалевые портретные миниатюры, искусство которых получило блестящий расцвет, как в России, так и во всей Европе. Портреты на эмали помещали и в кольца, окружая их пояском из бриллиантов или мелкого жемчуга.

Браслет, ок 1823

Плетёные волосы, миниатюра на слоновой кости под стеклом, золото Длина 18,5 см

Королевская сокровищница, Стогкольм (Швеция)

Очень большую роль в украшениях того времени сыграла наполеоновская война - после нее

ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Чир искусств

появился отдельный вид «траурных» украшений, например медальоны с вплетенными волосами умерших родственников, либо эмалевые медальоны и кольца с мотивами скорби и памяти.

Орнаментика классицизма полностью подражала античной; в ней царствовали греческий меандр, листья аканта и лавра или дуба, геометрически выверенные розетки и пальметты, медальоны и другие мотивы античного декора.

Французская школа XIX в. Женский портрет Франция, XIX в. Холст, масло, овал БСИИ ASG, инв. №01-1495

Представленные полотна XIX столетия из собрания АБС изображают портреты женщин, одежды которых украшают броши с человеческими профилями. Ювелирным украшением женского портрета французской школы является брошь-камея, приколотая в завершении длинного двойного отложного ажурного воротника на поясе платья. «Женский портрет» российского художника Карла Федоровича Гуна изображен также с брошью, но с нанесенной на нее эмалевой мужской миниатюрой и закрепленной по центру отложного ажурного воротничка высоко на груди.

Также большой любовью пользовались старинные геммы (драгоценные камни с углублённой или выпуклой резьбой), поступавшие из проводившихся в то время археологических раскопок, где их находили в превосходной сохранности на засыпанных вулканическим пеплом виллах. Эти раритеты прошлого необычайно ценили, они были предметом соперничества, их охотно демонстрировали, вставляя не только в броши, но и в кольца, серьги, пряжки пояса и даже в ожерелья и диадемы.

Гемма Тиберия (Великая камея Франции)

Рим, 1 -я четв. I в. н. э. Кабинет медалей, Париж

М г ф

I V, А Ж

в \\.

Гун, Карл Теодор Федорович (1830-1877)

Женский портрет

Россия, 1867 г.

Холст, масло, 101,5*83,5 см

БСИИ ASG, инв. №01-2058(2)

Небезразлична мода была и к кольцам - их носили помногу, а на светских раутах порою на всех пальцах рук. В вечернее время предпочтение отдавалось кольцам со сверкающими в свете свечей крупными драгоценными камнями, красоту которых оттеняли обрамлявшие их бриллианты. В дневное время носили более скромные

Грасси, Иосиф Мария (1757-1838) Пьер-Поль Прюдон (1758-1823) Королева Пруссии Луиза, урожденная Портрет Жозефины Богарне, 1805 принцесса Мекленбург-Стрелицкая, Лувр, Париж 1802 г.

украшения - с рисунчатыми агатами, искрящимися авантюринами, яркими сердоликами, а в кольцах молодых девушек допускалось использование бирюзы. Обнаженные руки также было принято украшать многочисленными золотыми обручами или разнообразными браслетами в греческом стиле, браслеты даже носили на ногах, под прозрачными тканями.

Прически дам эпохи классицизма тоже изменились, стали модными прически a la grecque, то есть в греческом стиле. Именно поэтому характерными ювелирными украшениями данного периода стали золотые обручи, часто с гравированным меандром; в особых случаях надевали роскошные диадемы с бриллиантами, жемчугом и прочими драгоценными камнями. Диадема (в то время - доминанта парюры) задавала тон декору всех украшений комплекта. В начале XIX века в Европе и России, возродилась техника ажурной филиграни. Из скани составляли ожерелья, плели сетки для волос, собирали на филигрань детали браслетов и колье. Популярны были золотые и серебряные сканые серьги с грушевидной подвеской.

Мужской набор украшений, воодушевленный модными идеями гражданственности, включал

перстни, булавки для галстука или шейного платка и часы, подвешивавшиеся на специальной цепочке - шатлене, отделанном весьма искусно.

Рисунок шатлена с часами, 1875 год

Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

Французская школа XIX века Портрет мужчины с медалью Франция, XIX в. Холст, масло, 94x80 см. БСИИ ASG, инв. №02-4470

«Портрет мужчины с медалью» французской школы XIX века из БСИИ АБС предметно демонстрирует набор украшений, навеянный идеями того времени. Так, в костюме портретируемого помимо награды на груди, сверкающей булавки на белом галстуке и нескольких колец на пальцах, изображен шатлен - аксессуар в виде цепочки с зажимом, к которому прикреплены в виде подвесок ключи, карманные часы, печати и так далее, являя образец изысканного ювелирного мастерства, что говорит о состоятельности владельца.

Почти все украшения рубежа веков выполнялись в соответствии с художественными принципами классицизма, что нашло отражение в целостности и гармонии их форм, ясности и строгой симметрии композиционных построений, сдержанности декора. Однако уже в первое десятилетие XIX века многие произведения искусства утратили черты, присущие классицизму в пору его расцвета, и, обретая новые качества, стиль

перерос в свою последнюю фазу, получившую название - ампир.

Ампир (от франц. empire - империя) называют завершающей фазой классицизма (первое десятилетие XIX века) или дворцовым классицизмом. Началась история стиля ампир с императора Франции Наполеона Бонапарта, который, взойдя на престол, решил уделить время не только войне и стране, но и собственной персоне. В качестве эталонов в ювелирном деле были взяты декоративные элементы Древней Римской Империи, а чуть позже и Древней Греции. Если рокайль уходил от помпезности барокко, то ампир пренебрегал сдержанностью классицизма.

Наиболее полно проявил себя этот стиль во Франции и России. Основные черты ампира -рельефные детали в виде четко прорисованных пальметт, львиных масок, грифонов, сфинксов, египетских мотивов или разнообразных эмблем военной тематики: знамена, мечи, щиты, факелы, спирали, дуги, орлы; из флористики - гирлянды, лавровые и дубовые листья, колосья и снопы. Каждая страна, а иногда каждый правитель, переживали всплеск ювелирных украшений в стиле ампир, в мире известны периоды типа «ампир фашистской Германии» и «сталинский ампир», именно по этому стилю можно было судить о благополучии развития страны как державы.

Ампир - это изощренные ювелирные украшения, основными владельцами которых ныне являлись царствующие фамилии. В этом стиле создавались любые драгоценности: колье, кольца, серьги, броши, заколки для волос, тиары, диадемы, гребни, браслеты, которые надевали даже

Брошь (стиль Ампир) Аметист, бриллианты, золото Франция, 1810 г.

Парюра Золото, эмаль Франция, XIX в.

№ 2(22) 2018 35

на щиколотку. А вот диадемы во времена Наполеона Бонапарта носили не только женщины, но и мужчины. Сам император Франции Наполеон короновался диадемой, которая напоминала античный «олимпийский» венок.

Выразителем идеалов ампира в ювелирных украшениях стал придворный ювелир Бонапарта Этьен Нито, родоначальник существующей и сегодня известной парижской фирмы «Шоме». Парюры, выполненные французским ювелиром для императрицы Марии-Луизы, поражали яркой помпезностью, великолепием камней и совершенством работы.

Андрея Аппиани (1754-1817) Наполеон, король Италии (ок. 1805 г.) Холст, масло

Наполеоновский музей, Иль-дЭ

Джованни Баттиста Кальлегари (1785-1855) Императрица Мария-Луиза Австрийская (ок. 1835 г.)

Во времена расцвета ампира по-прежнему большое значение имели камеи, так как для Наполеона Бонапарта маленькие резные камни служили символом великих империй. Не случайно он провозгласил себя императором, а корона, возложенная на его голову в 1804 году, была украшена камеями. В 1805 году Наполеон основал в Париже школу резьбы по камню.

Другие члены семьи императора тоже любили украшения с камеями. Его сёстры с удовольствием носили тиары с камеями; у Жозефины Богарне была вырезанная из большой раковины тиара с мифологическими сценами, которую позже оправили в золото; Мария-Луиза Австрийская, вторая жена Наполеона, получила комплект, включавший 24 камеи из коллекции французских королей.

Клод-Франсуа-Анри Пети де Вильнёв (17601824)

Портрет женщины, держащей перчатками Франция, XVIII-XIX вв. Бумага, пастели, 63,5x53 см БСИИ ASG, инв. №04-4192 (2)

Представленный поясной портрет сидящей женщины, держащей перчатки, французского художника Клода-Франсуа-Анри Пети де Виль-нёва из собрания АБС отражает весь ювелирный ансамбль царствующего стиля ампир. Декольтированное с кружевной оторочкой платье дополнено камеей под грудью по центру; шею и уши украшают драгоценности с эмалевыми миниатюрами, на запястье правой руки разноо-

8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

Доу, Джордж (17811829)

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1828 г.

бразные браслеты, на пальцах - кольца. Голову украшает тюрбан с белыми перьями.

Состав парюры, украшавшей великосветскую даму эпохи ампира, отличался разнообразием видов изделий. Ее обнаженная шея редко оставалась без украшений; на руках звенели многочисленные браслеты и сверкали драгоценные кольца; в ушах сияли тяжелые серьги с подвесками; в гладких, расчесанных на пробор волосах красовался эгрет в

виде двух симметричных перьев, скрепленных дорогим камнем, или гребень, декорированный камнями либо камеями; грудь подчеркивал драгоценный пояс, модные шали скрепляли броши. Роскошные диадемы придавали всему облику дамы холодный блеск и своеобразную монументальность.

Торжество ампира было непродолжительным, практически оно закончилось вместе с падением империи Наполеона. После 1815 года в общественной жизни Европы появились новые идеалы и новые настроения, которые стали основой для развития в искусстве и литературе другого мощного художественного направления.

Известно, что великие художники не только виртуозно передавали красоту драгоценных камней и благородных металлов в своих произведениях, но и были большими их поклонниками в жизни. Так, большую коллекцию драгоценностей имел Рубенс, Рембрандт в период богатства щедро украшал свой костюм ювелирными изделиями, стекавшимися в Амстердам со всего света.

Список использованных источников:

1. Бородулина Е. Искусство «Русского узорчья» // Стили ювелирных украшений для чайников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenaborodulina.livejournal.com/7343.html (проверено 21.06.2018)

2. Бородулина Е. Классицизм // Стили ювелирных украшений для чайников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenaborodulina.livejournal.com/8268.html (проверено 21.06.2018)

3. К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненное [Электронный ресурс]. -Режим доступаб https://vittasim.livejournal.com/96225.html (проверено 21.06.2018)

4. Камея. История украшения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/page-103295404_51653429 (проверено 21.06.2018)

5. Камея... О чём поёт душа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mylove.ru/groups/o-chjom-pojot-dusha-/ kameya/#window_close (проверено 21.06.2018)

6. Классицизм - уравновешенность и красота [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jevel.ru/article/ klassicizm_uravnoveshennost_i_krasota.html (проверено 21.06.2018)

7. Корусь Е. «Геммы малы, признаю, но они побеждают столетья!»: об уникальном искусстве глиптики // Антиквар [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://antikvar.ua/ob-unikalnom-iskusstve-gliptiki/ (проверено 21.06.2018)

8. Курий С. Идеал женской красоты в эпохи классицизм и ампира (кон. XIX - нач. XIX вв.) // Женская красота во времени и пространстве. Ч. 8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kursivom.ru/%d0%b8%d0%b4%d 0%b5%d0%b0%d0%bb-%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1 %81%d0%be%d1%82%d1%8b-%d0%b0%d0%bc%d0%bf%d0%b8%d1%80/ (проверено 21.06.2018)

9. Свиридова Э. Исторические художественные стили - барокко, рококо, классицизм и ампир - и их воплощение в ювелирных украшениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/hudozhestvennye-stili-i-ih-voploshhenie-v-yuvelirnyh-ukrasheniyah/ (проверен 21.06.2018)

10. Стиль Ампир - дворцовый классицизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jevel.ru/article/stil_ ampir_dvorcoviy_klassicizm.html (проверено 21.06.2018)

11. Шаталова И.В. История украшений. Эпоха Рококо, Классицизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// vintage-dream-s.livejournal.com/23474.html (проверено 21.06.2018)

12. Шаталова И.В. Классицизм и ампир // Исторические художественные стили. От Древней Руси до эпохи модерна / Стили ювелирных украшений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/5htm (проверено 21.06.2018)

13. Шибаева В. Ювелирная энциклопедия: украшения в стиле барокко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sunmag.me/tsennosti/30-06-2016-yuvelirnyj-stil-barokko.html (проверен 21.06.2018)

14. Ювелирное искусство // Петровские преобразования в искусстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3830528/page:3/ (проверен 21.06.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.